Разделы презентаций


Фонетические средства выразительности

Содержание

Запись цитаты в тетрадь, обозначение и объяснение орфограмм: «Д…виш…ся драгоце(н,нн)ости нашего …зыка: что ни звук, то и п…дарок: все з…рнисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное назван…е еще драгоце(н,нн)ей самой

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Фонетические средства выразительности

Фонетические средства выразительности

Слайд 2Запись цитаты в тетрадь, обозначение и объяснение орфограмм: «Д…виш…ся драгоце(н,нн)ости

нашего …зыка: что ни звук, то и п…дарок: все з…рнисто,

крупно, как сам жемчуг, и, право, иное назван…е еще драгоце(н,нн)ей самой вещи. - Н. Гоголь
Запись цитаты в тетрадь, обозначение и объяснение орфограмм: «Д…виш…ся драгоце(н,нн)ости нашего …зыка: что ни звук, то и

Слайд 3Что такое фонетика?

Что такое фонетика?

Слайд 4Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, слоги, ударение
фонетика

Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, слоги, ударениефонетика

Слайд 5Фонетические средства речевой выразительности – средства выразительности, основанные на звуках

речи.

Фонетические средства речевой выразительности – средства выразительности, основанные на звуках речи.

Слайд 6звукопись-
использование таких слов, звучание которых образно передает рисуемое явление и

тем самым способствует раскрытию смыслового и художественного содержания образа, усиливает

его выразительность.
Различают два основных типа звукописи, заключающейся в подборе слов близкого звучания:
аллитерация – повторение согласных
ассонанс – повторение гласных
Аллитерация и ассонанс усиливают образность и фонетическую выразительность речи, ее смысловую сторону, подчеркивают наиболее важные в данном контексте слова и образы
звукопись-использование таких слов, звучание которых образно передает рисуемое явление и тем самым способствует раскрытию смыслового и художественного

Слайд 7Аллитерация
тип звукового повтора. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную

роль, каждый звук несёт определённую информацию. Шесть гласных фонем в

этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных или только согласных.


Аллитерациятип звукового повтора. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль, каждый звук несёт определённую информацию. Шесть

Слайд 8Угадайте по сочетаниям слова:


еаи, аюо, уи, еао

Вряд ли это можно,

но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда определим фамилии русских поэтов:
Држвн, Бтшкв, Нкрсв.
Угадайте по сочетаниям слова:         еаи, аюо, уи, еао Вряд

Слайд 9

Ассонанс
Ассонансом называется повторение гласных («Пора, пора, рога трубят…»).

В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто значительно изменяются..
Так, в строках из «Полтавы» А.С.Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные:
«Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух».

АссонансАссонансом называется повторение гласных («Пора,

Слайд 10В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто

используются параллельно.
Например: «Мело, мело по всей земле во все

пределы. Свеча горела на столе, свеча горела».
здесь ассонанс на е и аллитерации на м, л, с, в;
в первых двух строках повторяются губные;
в звуковой «перекличке» участвуют сочетания согласных мл, вс - св.

В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно. Например: «Мело, мело по всей

Слайд 11 Анафора
Это

повторение начальных согласных в словах
«Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало

затона…»
При смежной анафоре созвучные слова стоят рядом (как в приведённом примере), при раздельной они не следуют непосредственно друг за другом
«Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики».

АнафораЭто повторение начальных согласных в словах «Задремали звёзды

Слайд 12 Эпифора
Это

повторение конечных звуков в словах
«Шумели, сверкали и к дали

влекли, И гнали печали, и пели вдали…»
Как и анафора, эпифора может быть смежной и раздельной.
При смежной эпифоре созвучные слова обычно грамматически зависимы: они согласуются
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.

ЭпифораЭто повторение конечных звуков в словах «Шумели, сверкали

Слайд 13стык
Особую музыкальность придаёт стихотворной речи соединение эпифоры и анафоры
Май

жестокий с белыми ночами!
Вечный стук в ворота: выходи!
Голубая дымка

за плечами, Неизвестность, гибель впереди!

стыкОсобую музыкальность придаёт стихотворной речи соединение эпифоры и анафоры Май жестокий с белыми ночами!Вечный стук в ворота:

Слайд 14Один из стилистических приёмов звукописи состоит в ограничении и даже

исключении из текста слов с теми звуками, которые могли бы

разрушить создаваемый художественный образ. Так А.С.Пушкин, описывая танец балерины, почти не употребляет звук р:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит…

Один из стилистических приёмов звукописи состоит в ограничении и даже исключении из текста слов с теми звуками,

Слайд 15 В русской поэзии не единичны примеры подобного использования звукописи. Например,

В.А.Жуковский в балладе «Людмила» так изобразил появление призраков:
Слышат шорох ночных

теней:
В час полуночных видений,
В дыме облака, толпой,
Прах оставя гробовой
С поздним месяца восходом,
Лёгким, светлым хороводом
В цепь послушную свились…


Слайд 161. Кратко запишите определение понятия «фонетические средства речевой выразительности»:
2.

Продолжите фразу:
Фонетические средства речевой выразительности играют в поэтическом тексте

большую роль:
1. Кратко запишите определение понятия «фонетические средства речевой выразительности»: 2. Продолжите фразу: Фонетические средства речевой выразительности играют

Слайд 173. Выпишите из стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» слова, содержащие взрывные

звуки:
 
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
 
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый

гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
 
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
3. Выпишите из стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» слова, содержащие взрывные звуки:  ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА  Люблю грозу в начале

Слайд 18С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И

гам лесной, и шум нагорный — Всё вторит весело громам.
 
Ты скажешь:

ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.
С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный

Слайд 194. Ответьте на вопрос, какую роль играют взрывные звуки в

стихотворении Тютчева, вставив нужные слова:
Взрывные звуки в стихотворении «Весенняя гроза»

играют большую роль:
Они помогают __________________, способствуют _______________, позволяют ____________________, без них стихотворение _________________________.
4. Ответьте на вопрос, какую роль играют взрывные звуки в стихотворении Тютчева, вставив нужные слова:Взрывные звуки в

Слайд 205. Определите, какие фонетические средства речевой выразительности использовали различные авторы

в отрывках, укажите, для какую роль данные изобразительные средства играют

в поэтических текстах:
5. Определите, какие фонетические средства речевой выразительности использовали различные авторы в отрывках, укажите, для какую роль данные

Слайд 248. Составьте таблицу (схему)«Фонетические средства речевой выразительности»

8. Составьте таблицу (схему)«Фонетические средства речевой выразительности»

Слайд 25-

9. дайте
определение:
А)Звукопись -
Б)Аллитерация -
В)Ассонанс -
Г)Фонетическая анафора-
Д)Фонетическая эпифора-
Е) Стык-



-9. дайтеопределение:А)Звукопись -Б)Аллитерация -В)Ассонанс -Г)Фонетическая анафора- Д)Фонетическая эпифора- Е) Стык-

Слайд 2610. Укажите, какое фонетическое средство речевой выразительности использовано в данном

отрывке:
 
Юрко вкралась прыткой ящеркой, Шустро в сердце заползла…

___________________________________ Хитро, зорко щурит яркие, Зло-янтарные глаза.
10. Укажите, какое фонетическое средство речевой выразительности использовано в данном отрывке: Юрко вкралась прыткой ящеркой,  Шустро в

Слайд 2711. Запишите название фонетического средства речевой выразительности, использованное в данном

отрывке:
Русалка плыла по реке голубой,
озаряема полной

луной… _________________________________
11. Запишите название фонетического средства речевой выразительности, использованное в данном отрывке:Русалка плыла по реке голубой,

Слайд 2812. Запишите название фонетического средства речевой выразительности, использованное в данном

отрывке:
 
Сияет роса на листочках
И солнце над прудом горит.

_________________________________
Красавица с мушкой на щечках,
Как пышная роза сидит
 
12. Запишите название фонетического средства речевой выразительности, использованное в данном отрывке: Сияет роса на листочкахИ солнце над прудом

Слайд 2913. Запишите название фонетического средства речевой выразительности, использованное в данном

отрывке:
Вот дождик вкрадчиво прокрапал…

13. Запишите название фонетического средства речевой выразительности, использованное в данном отрывке:Вот дождик вкрадчиво прокрапал…

Слайд 30Выберите правильный ответ:
«В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока

последний раз...»

а) метафора
б) гипербола
в) метонимия
г) синекдоха

Выберите правильный ответ: «В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз...» а) метафора	б) гипербола	в) метонимияг)

Слайд 31Выберите правильный ответ:
«Непуганая ташкентская весна прошла за окнами, вступила в

лето... Фруктовый ларёк торговал и для больных тоже — но

мои ссыльные копеечки поеживались от цен».
а) синекдоха
б) олицетворение
в) аллегория
г) метонимия
 

Выберите правильный ответ: «Непуганая ташкентская весна прошла за окнами, вступила в лето... Фруктовый ларёк торговал и для

Слайд 32Выберите правильный ответ:
То стынешь в блеске лунного лака,
То стонешь, облитый

пеною ран.

а) аллитерация
б) ассонанс
в) анафора
г) эпифора

Выберите правильный ответ: То стынешь в блеске лунного лака,То стонешь, облитый пеною ран.а) аллитерация	б) ассонансв) анафораг) эпифора

Слайд 33Выберите правильный ответ:
В пыли влачусь — и в небесах витаю;

Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
а) оксюморон
б)

антонимы
в) антитеза
г) литота

Выберите правильный ответ: В пыли влачусь — и в небесах витаю; Всем в мире чужд — и

Слайд 34«Пусть заполнится годами жизни квота,

стоит только вспомнить это диво, раздирает рот

зевота шире Мексиканского залива».
а) гипербола
б) литота
в) олицетворение
г) анафора

Выберите правильный ответ:

«Пусть заполнится годами жизни квота,      стоит только вспомнить это диво,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика