Слайд 1Фонетические средства выразительности
Слайд 2Запись цитаты в тетрадь, обозначение и объяснение орфограмм: «Д…виш…ся драгоце(н,нн)ости
нашего …зыка: что ни звук, то и п…дарок: все з…рнисто,
крупно, как сам жемчуг, и, право, иное назван…е еще драгоце(н,нн)ей самой вещи. - Н. Гоголь
Слайд 4Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, слоги, ударение
фонетика
Слайд 5Фонетические средства речевой выразительности – средства выразительности, основанные на звуках
речи.
Слайд 6звукопись-
использование таких слов, звучание которых образно передает рисуемое явление и
тем самым способствует раскрытию смыслового и художественного содержания образа, усиливает
его выразительность.
Различают два основных типа звукописи, заключающейся в подборе слов близкого звучания:
аллитерация – повторение согласных
ассонанс – повторение гласных
Аллитерация и ассонанс усиливают образность и фонетическую выразительность речи, ее смысловую сторону, подчеркивают наиболее важные в данном контексте слова и образы
Слайд 7Аллитерация
тип звукового повтора. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную
роль, каждый звук несёт определённую информацию. Шесть гласных фонем в
этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных или только согласных.
Слайд 8Угадайте по сочетаниям слова:
еаи, аюо, уи, еао
Вряд ли это можно,
но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда определим фамилии русских поэтов:
Држвн, Бтшкв, Нкрсв.
Ассонанс
Ассонансом называется повторение гласных («Пора, пора, рога трубят…»).
В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто значительно изменяются..
Так, в строках из «Полтавы» А.С.Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные:
«Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух».
Слайд 10В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто
используются параллельно.
Например: «Мело, мело по всей земле во все
пределы. Свеча горела на столе, свеча горела».
здесь ассонанс на е и аллитерации на м, л, с, в;
в первых двух строках повторяются губные;
в звуковой «перекличке» участвуют сочетания согласных мл, вс - св.
повторение начальных согласных в словах
«Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало
затона…»
При смежной анафоре созвучные слова стоят рядом (как в приведённом примере), при раздельной они не следуют непосредственно друг за другом
«Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики».
повторение конечных звуков в словах
«Шумели, сверкали и к дали
влекли, И гнали печали, и пели вдали…»
Как и анафора, эпифора может быть смежной и раздельной.
При смежной эпифоре созвучные слова обычно грамматически зависимы: они согласуются
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Слайд 13стык
Особую музыкальность придаёт стихотворной речи соединение эпифоры и анафоры
Май
жестокий с белыми ночами!
Вечный стук в ворота: выходи!
Голубая дымка
за плечами, Неизвестность, гибель впереди!
Слайд 14Один из стилистических приёмов звукописи состоит в ограничении и даже
исключении из текста слов с теми звуками, которые могли бы
разрушить создаваемый художественный образ. Так А.С.Пушкин, описывая танец балерины, почти не употребляет звук р:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит…
Слайд 15
В русской поэзии не единичны примеры подобного использования звукописи. Например,
В.А.Жуковский в балладе «Людмила» так изобразил появление призраков:
Слышат шорох ночных
теней:
В час полуночных видений,
В дыме облака, толпой,
Прах оставя гробовой
С поздним месяца восходом,
Лёгким, светлым хороводом
В цепь послушную свились…
Слайд 161. Кратко запишите определение понятия «фонетические средства речевой выразительности»:
2.
Продолжите фразу:
Фонетические средства речевой выразительности играют в поэтическом тексте
большую роль:
Слайд 173. Выпишите из стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» слова, содержащие взрывные
звуки:
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый
гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Слайд 18С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И
гам лесной, и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.
Ты скажешь:
ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Слайд 194. Ответьте на вопрос, какую роль играют взрывные звуки в
стихотворении Тютчева, вставив нужные слова:
Взрывные звуки в стихотворении «Весенняя гроза»
играют большую роль:
Они помогают __________________, способствуют _______________, позволяют ____________________, без них стихотворение _________________________.
Слайд 205. Определите, какие фонетические средства речевой выразительности использовали различные авторы
в отрывках, укажите, для какую роль данные изобразительные средства играют
в поэтических текстах:
Слайд 248. Составьте таблицу (схему)«Фонетические средства речевой выразительности»
Слайд 25-
9. дайте
определение:
А)Звукопись -
Б)Аллитерация -
В)Ассонанс -
Г)Фонетическая анафора-
Д)Фонетическая эпифора-
Е) Стык-
Слайд 2610. Укажите, какое фонетическое средство речевой выразительности использовано в данном
отрывке:
Юрко вкралась прыткой ящеркой,
Шустро в сердце заползла…
___________________________________
Хитро, зорко щурит яркие,
Зло-янтарные глаза.
Слайд 2711. Запишите название фонетического средства речевой выразительности, использованное в данном
отрывке:
Русалка плыла по реке голубой,
озаряема полной
луной… _________________________________
Слайд 2812. Запишите название фонетического средства речевой выразительности, использованное в данном
отрывке:
Сияет роса на листочках
И солнце над прудом горит.
_________________________________
Красавица с мушкой на щечках,
Как пышная роза сидит
Слайд 2913. Запишите название фонетического средства речевой выразительности, использованное в данном
отрывке:
Вот дождик вкрадчиво прокрапал…
Слайд 30Выберите правильный ответ:
«В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока
последний раз...»
а) метафора
б) гипербола
в) метонимия
г) синекдоха
Слайд 31Выберите правильный ответ:
«Непуганая ташкентская весна прошла за окнами, вступила в
лето... Фруктовый ларёк торговал и для больных тоже — но
мои ссыльные копеечки поеживались от цен».
а) синекдоха
б) олицетворение
в) аллегория
г) метонимия
Слайд 32Выберите правильный ответ:
То стынешь в блеске лунного лака,
То стонешь, облитый
пеною ран.
а) аллитерация
б) ассонанс
в) анафора
г) эпифора
Слайд 33Выберите правильный ответ:
В пыли влачусь — и в небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
а) оксюморон
б)
антонимы
в) антитеза
г) литота
Слайд 34«Пусть заполнится годами жизни квота,
стоит только вспомнить это диво, раздирает рот
зевота шире Мексиканского залива».
а) гипербола
б) литота
в) олицетворение
г) анафора
Выберите правильный ответ: