Разделы презентаций


Неклассическая философия

Содержание

Понятие неклассической философииНеклассическая философия - совокупность разнообразных философских школ, течений и концепций, возникших в период с середины ХIХ в. до наших дней. Эта философия полемизирует с классической философской традицией, под которой

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Неклассическая философия
1. Социокультурные условия формирования и основные черты неклассической философии.
2.

Исторические формы позитивизма.
3. Особенности социальной философии марксизма.
4. Философское учение экзистенциализма.
5.

Современная религиозная философия.
Неклассическая философия1. Социокультурные условия формирования и основные черты неклассической философии.2. Исторические формы позитивизма.3. Особенности социальной философии марксизма.4.

Слайд 2Понятие неклассической философии
Неклассическая философия - совокупность разнообразных философских школ, течений

и концепций, возникших в период с середины ХIХ в. до

наших дней.
Эта философия полемизирует с классической философской традицией, под которой понимаются учения, возникшие со времен античности и до середины XIX в. и предложившие европейской культуре образец философской теории.
Полемика с классической философской традицией происходит в различном диапазоне: от полного отрицания классических философских ценностей до их переосмысления применительно к новым условиям.

Понятие неклассической философииНеклассическая философия - совокупность разнообразных философских школ, течений и концепций, возникших в период с середины

Слайд 3Социокультурные условия формирования неклассической философии
ускоренное развитие экономики, в особенности промышленности;

быстрый научно-технический прогресс;
урбанизация.
Социальные последствия научно-технического прогресса являлись неоднозначными.


Социокультурные условия формирования неклассической философииускоренное развитие экономики, в особенности промышленности; быстрый научно-технический прогресс; урбанизация. Социальные последствия научно-технического

Слайд 4Роль науки в формировании неклассической философии
Вторая половина 19 - начало

20 вв. – бурное развитие науки: открытие радиоактивности, делимости атома,

формирование теории относительности и т.д.
В результате произошедших открытий в корне изменяется научная картина мира.
Роль науки в формировании неклассической философииВторая половина 19 - начало 20 вв. – бурное развитие науки: открытие

Слайд 5Базовые ориентации классической и неклассической философии
Классическая
Рационализм
Рационализация человека
Гносеологизация отношений человека и

мира – отношения человека и мира рассматриваются как познавательные отношения

субъекта и объекта.

Неклассическая

Ограничение принципа рационализма.
Дерационализация человека.
Рассмотрение отношений человека и мира в широком спектре.

Базовые ориентации классической и неклассической философииКлассическаяРационализмРационализация человекаГносеологизация отношений человека и мира – отношения человека и мира рассматриваются

Слайд 6Ограничение принципа рационализма
Подлинная реальность – дискретна (прерывна), неоднородна и противоречива.

В мире присутствуют как разумное, так и неразумное. Мир –

весьма сложная реальность, которая содержит различные возможности описания и объяснения.
Ограничение принципа рационализмаПодлинная реальность – дискретна (прерывна), неоднородна и противоречива. В мире присутствуют как разумное, так и

Слайд 7Дерационализация человека
Разум не является определяющей сущностной характеристикой человека.
Сущность и

способ существования человека в мире обусловлены не разумом, а категорией

жизни как совокупности разнообразных и многозначных форм его бытия.
Человек рождается в мир не для того, чтобы познавать, а чтобы жить.
Человек рассматривается не только как существо рационально-познающее, а как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, практически преобразующее природу и общество.
Дерационализация человекаРазум не является определяющей сущностной характеристикой человека. Сущность и способ существования человека в мире обусловлены не

Слайд 8Переосмысление отношений человека и мира

Мир и человек едины, их нельзя

разделить и противопоставить друг другу. Человек находится не вне мира,

а внутри его. Отношение человека к миру определяется не только познавательными, но также практическими и ценностными формами
Философия из способа мышления мира в категориях разума превращается в способ понимания действительности.
Переосмысление отношений человека и мира	Мир и человек едины, их нельзя разделить и противопоставить друг другу. Человек находится

Слайд 9Плюрализм неклассической философии
Цель философии – постижение смысла и значения присутствия

человека в мире.
Это присутствие многозначно и разнообразно, поэтому философия

представляет собой сочетание самых разных школ и течений.
Школы настолько отличаются друг от друга, что общим для них является только критическое отношение к философской классике.
Плюрализм неклассической философииЦель философии – постижение смысла и значения присутствия человека в мире. Это присутствие многозначно и

Слайд 10Основные направления неклассической философии
иррационалистическая
Особенность –

крайне критической отношение к классическому рационализму (А.Шопенгауэр, С. Кьеркегор, философия

жизни);
социально-критическая
Особенность – ориентация на объяснение и изменение общества (марксизм, неомарксизм);
аналитическая
Особенность – ориентация на философско-методологический анализ науки (позитивизм, аналитическая философия, структурализм, прагматизм);
экзистенциально-антропологическая
Особенность – ориентация на осмысление специфики бытия человека и места человека в мире (феноменология, экзистенциализм, герменевтика, философия психоанализа).
Основные направления неклассической философии иррационалистическая    Особенность – крайне критической отношение к классическому рационализму (А.Шопенгауэр,

Слайд 11Исторические формы позитивизма
Классический позитивизм
Эмпириокритицизм
Неопозитивизм
Постпозитивизм

Исторические формы позитивизмаКлассический позитивизмЭмпириокритицизмНеопозитивизмПостпозитивизм

Слайд 12Классический позитивизм (середина – вторая половина 19 в.)
Основные представители:
Огюст Конт
Герберт

Спенсер

Основные идеи:
- критика традиционных философских проблем (о сущности мира в

целом); объявление их бессмысленными, поскольку они не способны сформировать достоверное знание;
- провозглашение достоверными лишь тех знаний, которые основаны на опыте (позитивные знания) и которые формируются в рамках науки;
- задача философии – классификация знаний отдельных позитивных наук, выявление общих для всех наук законов.
Классический позитивизм (середина – вторая половина 19 в.)Основные представители:Огюст КонтГерберт СпенсерОсновные идеи:	- критика традиционных философских проблем (о

Слайд 13Эмпириокритицизм (конец 19 – начало 20 вв.
Основные представители:
Эрнст Мах
Рихард Авенариус

Основные

идеи:
Принцип координации субъекта и объекта познания (результаты научного познания обусловлены

не только спецификой объекта, но и особенностями средств и методов, используемых субъектом познания).
Принцип экономии мышления (научное знание должно лишь описывать факты и избегать терминов, не имеющих соответствий в опыте, типа «закон», «причина» и т.д.).
Эмпириокритицизм (конец 19 – начало 20 вв.Основные представители:Эрнст МахРихард АвенариусОсновные идеи:Принцип координации субъекта и объекта познания (результаты

Слайд 14Неопозитивизм (20-50-е гг. 20 в.)
Основные представители:
Бертран Расел
Людвиг Витгенштейн


Основные идеи:
Философия рассматривается

как средство анализа языка науки, отделения научных положений от ненаучных.
Все

научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положений логики и математики, которые являются результатом условного соглашения ученых.
Неопозитивизм (20-50-е гг. 20 в.)Основные представители:Бертран РаселЛюдвиг ВитгенштейнОсновные идеи:Философия рассматривается как средство анализа языка науки, отделения научных

Слайд 15Постпозитивизм (вторая половина 20 в.)
Основные представители:
Карл Поппер
Томас Кун

Основные идеи:
Предмет философии

– история науки.
Принцип относительности, историчности всех научных знаний.
Приоритет анализа динамики

научного знания, а не его структуры.
Рассмотрение науки в качестве сложной системы, неразрывно связанной со всей совокупностью социокультурных факторов.
Реабилитация философско-мировоззренческой проблематики в качестве важного элемента построения научной картины мира.
Постпозитивизм (вторая половина 20 в.)Основные представители:Карл ПопперТомас КунОсновные идеи:Предмет философии – история науки.Принцип относительности, историчности всех научных

Слайд 16Марксизм
Время возникновения – вторая половина 19 в.

Основоположники:
Карл Маркс (1818-1883)
Фридрих Энгельс

(1820-1895)

Основная направленность философии – ориентация на анализ социальной реальности и

перспектив ее переустройства.
МарксизмВремя возникновения – вторая половина 19 в.Основоположники:Карл Маркс (1818-1883)Фридрих Энгельс (1820-1895)Основная направленность философии – ориентация на анализ

Слайд 17Основные принципы марксистской философии
Материалистическое понимание истории – социально-философский принцип, согласно

которому материальные условия человеческой жизнедеятельности определяют мышление людей, их целевые

установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции.
Ведущая сфера жизни общества - материальное производство, которое обусловливает специфику социальной, политической и духовной подсистем общества.
История человеческого общества - процесс постепенного прохождения различными сообществами ряда этапов, специфика каждого из которых определяется тем или иным способом производства.

Основные принципы марксистской философииМатериалистическое понимание истории – социально-философский принцип, согласно которому материальные условия человеческой жизнедеятельности определяют мышление

Слайд 18Основные понятия марксистской философии
Способ производства представляет собой единство производительных сил

и производственных отношений.
Производительные силы – это орудия труда, средства

труда и люди, участвующие в производстве.
Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства, определяющими среди которых являются отношения к собственности на средства производства.
Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, в основе которого лежит тот или иной способ материального производства, определяемый совокупностью производственных отношений, соответствующих уровню и характеру развития производительных сил.
Условием перехода от одного способа производства к другому является противоречие возникающее между производительными силами и производственными отношениями, которое разрешается либо эволюционным путем, либо путем социальной революции.

Основные понятия марксистской философииСпособ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это

Слайд 19Экзистенциализм
Время формирования – 20-60-е гг. 20 в.

Основные представители:
Карл Ясперс
Мартин Хайдеггер
Жан-Поль

Сартр
Альбер Камю

Основная философская проблема – определение специфики человеческого существования.

ЭкзистенциализмВремя формирования – 20-60-е гг. 20 в.Основные представители:Карл ЯсперсМартин ХайдеггерЖан-Поль СартрАльбер КамюОсновная философская проблема – определение специфики

Слайд 20Основные принципы экзистенциализма
Главный предмет философии – бытие человека. Его постижение

возможно лишь путем переживания человеческого существования, а не рационально-логического анализа.
Существование

человека включает в себя два слоя:
Неподлинное существование (существование человека среди других, где человек воспринимает мировоззренческие ориентиры общества, подчиняется навязываемым стандартам, становится «как все», теряет свою индивидуальность).
Экзистенция (подлинное существование).

Основные принципы экзистенциализмаГлавный предмет философии – бытие человека. Его постижение возможно лишь путем переживания человеческого существования, а

Слайд 21Понятие экзистенции
Под экзистенцией понимается специфически человеческий способ существования в мире.

Человек должен постоянно делать себя человеком, он должен быть тем,

что он есть, а не просто быть.
У человека нет никакой предзаданной ему сущности.
Человек должен создать модель собственного бытия, свой мир, свое мировоззрение.
Понятие экзистенцииПод экзистенцией понимается специфически человеческий способ существования в мире. Человек должен постоянно делать себя человеком, он

Слайд 22Пути постижения экзистенции

К.Ясперс: Экзистенция открывается в пограничных ситуациях, проявляющихся как

наивысшие потрясения, вызванные чьей-либо болезнью, страданием, смертью, неискупимой виной и

т.д. В пограничных ситуациях человек обнаруживает враждебность окружающего мира, освобождается от всякого рода условностей, навязанных обществом и обнаруживает мир своего личностного существования.
Ж.-П. Сартр: Специфика экзистенции состоит в феномене свободы. Человек абсолютно свободен. Свобода состоит в возможности выбора. В то же время свобода неотрывна от ответственности. Человек абсолютно ответственен за все совершенные им поступки и действия.
А. Камю: экзистенция открывается через бунт («я бунтую, следовательно существую»). Бунт предполагает отрицание приспособленчества, неприятие всего, что существует, на основании собственной нравственной позиции.
Пути постижения экзистенцииК.Ясперс: Экзистенция открывается в пограничных ситуациях, проявляющихся как наивысшие потрясения, вызванные чьей-либо болезнью, страданием, смертью,

Слайд 23Современная религиозная философии
Модернизация на основе переосмысления философского наследия, критического прочтения

современной философии и приспособления науки к нуждам религии.
Акцентирование внимания на

проблемах человека и общества.
Современная религиозная философииМодернизация на основе переосмысления философского наследия, критического прочтения современной философии и приспособления науки к нуждам

Слайд 24Неотомизм
Время формирования и развития – 20 – начало 21 вв.
Является

официальным философским учением католической церкви.
Основанием философских идей выступает обновленное учение

средневекового схоласта Фомы Аквинского.

Основные представители:
Этьен Жильсон
Жак Маритен

НеотомизмВремя формирования и развития – 20 – начало 21 вв.Является официальным философским учением католической церкви.Основанием философских идей

Слайд 25Основные идеи неотомизма
Учение о гармонии веры и разума – признание

значимости науки как средства освоения человеком мира. Религиозная вера и

рациональное познание не противоречат друг другу, а взаимно дополняют друг друга. Это два пути, ведущие нас к одной цели. Наиболее полезной является та наука, которая опирается на религиозные принципы.
Антропологизация теологии - значительная роль уделяется проблемам человека и общества. Указывается характер современной цивилизации. С одной стороны, данная цивилизация с опорой на разум и науку достигла значительных успехов в деле роста материального благосостояния человечества. С другой стороны, научно-технический прогресс усилил отчуждение человека в мире, его порабощение вещами, социальными ролями, массовыми стереотипами. Во многом – это результат отпадения человека от Бога, распространения атеизма, и как следствие – роста бездуховности. Выход для человека видится в возвращении к вере в Бога, что должно стать условием обновления общества в соответствии с христианскими моральными нормами.

Основные идеи неотомизмаУчение о гармонии веры и разума – признание значимости науки как средства освоения человеком мира.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика