Разделы презентаций


Фонетика и фонология

Содержание

Фонетика – наука о звуковой стороне языка План выражения языка – звуки речи.Звук речи – мельчайшая единица речи, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности, характеризующаяся определенными акустическими признаками.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Фонетика и фонология

Фонетика и фонология

Слайд 2Фонетика – наука о звуковой стороне языка
План выражения языка –

звуки речи.


Звук речи – мельчайшая единица речи, являющаяся результатом сложной

артикуляционной деятельности, характеризующаяся определенными акустическими признаками.
Фонетика – наука о звуковой стороне языка План выражения языка – звуки речи.Звук речи – мельчайшая единица

Слайд 3 1) единицы одного типа располагаются друг за другом в речевой

цепи; 2) не используются сами по себе, налагаются на сегментные единицы,

модифицируя их.
1) единицы одного типа располагаются друг за другом в речевой цепи; 2) не используются

Слайд 4Слог
Слог – минимальная произносительная единица звучащей речи, минимальная цепочка звуков,

внутри которой артикуляция звуков координируется.
В акустическом отношении слог – отрезок

речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью.
Слоги делятся на: ударные и безударные (предударные и заударные); открытые и закрытые; прикрытые и неприкрытые.

СлогСлог – минимальная произносительная единица звучащей речи, минимальная цепочка звуков, внутри которой артикуляция звуков координируется.В акустическом отношении

Слайд 5Фонетическое слово – самостоятельное слово вместе с примыкающим к нему

служебным словом.

Такт – это группа слов, объединённых одной интонацией.

Фраза –

законченное по смыслу высказывание, объединённое интонацией и отделённое от других фраз паузой.

Фонетическое слово – самостоятельное слово вместе с примыкающим к нему служебным словом.Такт – это группа слов, объединённых

Слайд 6Суперсегментные единицы
Ударение – выделение фонетическими средствами какого-л. речевого элемента, которое

служит для создания целостности значимых сегментов речи.

Интонация – изменение основного

тона по высоте.
Суперсегментные единицыУдарение – выделение фонетическими средствами какого-л. речевого элемента, которое служит для создания целостности значимых сегментов речи.Интонация

Слайд 7ТРИ СТОРОНЫ ЗВУКОВ РЕЧИ

ТРИ СТОРОНЫ ЗВУКОВ РЕЧИ

Слайд 8Акустическая характеристика
Изучение звуков речи с точки зрения их физических характеристик:
сила

звука зависит от амплитуды колебания;
тон – от частоты колебания;
тембр (окраска)

звука зависит от дополнительных обертонов.

Акустическая характеристикаИзучение звуков речи с точки зрения их физических характеристик:сила звука зависит от амплитуды колебания;тон – от

Слайд 9Артикуляционная характеристика

Изучение биологических характеристик звука, т.е. работы органов речевого аппарата.

Артикуляция

– движение органов речи при произнесении звуков языка.

Артикуляционная характеристикаИзучение биологических характеристик звука, т.е. работы органов речевого аппарата.Артикуляция – движение органов речи при произнесении звуков

Слайд 11Органы артикуляции
Различные части человеческого тела, участвующие в образовании звуков речи.
1.

Струю воздуха образуют диафрагма, лёгкие, бронхи, трахея.
2. Гортань, голосовые связки.
3.

Резонатор: ротовая и носовая полости. Активные (подвижные): увула, язык, губы.
Пассивные: зубы, нёбо.
Органы артикуляцииРазличные части человеческого тела, участвующие в образовании звуков речи.1. Струю воздуха образуют диафрагма, лёгкие, бронхи, трахея.2.

Слайд 12Фонологические признаки речи
В зависимости от участия / неучастия голоса в

создании звука звуки делятся на звонкие (зв. согл., гласные) и

глухие.
Место образования звуков (какие органы образуют препятствие).
Способ образования звуков (каким способом это препятствие преодолевается).
Дополнительная артикуляция (н-р, палатализация – смягчение согласного).

Фонологические признаки речиВ зависимости от участия / неучастия голоса в создании звука звуки делятся на звонкие (зв.

Слайд 13Классификация гласных звуков

Классификация гласных звуков

Слайд 14Признаки гласных звуков:
Степень продвижения вперёд или назад (ряд).

Степень продвижения вверх

(подъём).

Лабиализованность (огубленность).

Назальность (носовой).

Признаки гласных звуков:Степень продвижения вперёд или назад (ряд).Степень продвижения вверх (подъём).Лабиализованность (огубленность).Назальность (носовой).

Слайд 16Комбинаторные изменения звуков в потоке речи
Аккомодация (от лат. accomodatio -

«приспособление») приспособление гласных и согласных звуков друг к другу в

потоке речи.
Вол – вёл; рад – ряд, мол – мёл.
Палатализация заднеязычных в общеслав.: старик – старче; лгать – ложь.
В англ.: ср. [m] в словах most – meet.


Комбинаторные изменения звуков в потоке речиАккомодация (от лат. accomodatio - «приспособление») приспособление гласных и согласных звуков друг

Слайд 17Ассимиляция (от лат. аssimilatio – «уподобление») – уподобление одного звука

другому, но того же рода.
Полная ассимиляция: сжечь [ж:эч′]; обман [Λм:ан]

(диал.).
Частичная: бантик [бан′т′ик].
По признаку мягкости / твёрдости: бутончик [бутон′ч′ьк], крем [крэм].
По признаку глухости / звонкости: железка [жыл′ескъ], просьба [проз′бъ];
Регрессивная / Прогрессивная:
Предшествующий звук уподобляется последующему: подружка [пλдрушкъ].


Ассимиляция (от лат. аssimilatio – «уподобление») – уподобление одного звука другому, но того же рода.Полная ассимиляция: сжечь

Слайд 18Диссимиляция – расподобление звуков одного рода.
Контактная диссимиляция: бонба (м –

б по месту образования); што (ч – т по способу

образования).

Дистактная диссимиляция: колидор (р – р по месту и способу образования).

Диссимиляция – расподобление звуков одного рода.Контактная диссимиляция: бонба (м – б по месту образования); што (ч –

Слайд 19Диэреза - выпадение звука или слога (гаплология).
Бывает [быват], будем

[бум], когда [када], сколько [скока], лестница [лесница].
Эпентеза – вставка звука.
[Радиво],

[какаво], [шпиён], [Левонтий], [ндрав].
Протеза – «приставка» звука перед словом.
Вострый, восемь (от лат. octo), гусеница (корень ус), ыстакан.
Метатеза – перестановка звуков или слогов в слове.
Ладонь < долонь (ср. церковносл. длань); Фрол (ср. лат. flor - «цветок»).
Диэреза - выпадение звука или слога (гаплология). Бывает [быват], будем [бум], когда [када], сколько [скока], лестница [лесница].Эпентеза

Слайд 20Изменения гласных звуков
В позиции неударного слога гласные редуцируются, т.е. произносятся

в сокращенном / изменённом варианте.
Количественная редукция – сокращение времени, затраченного

на произнесение звука.
Корова [кΛрóвъ]
Ударный = 1; Первый предударный о = короче ударного в 1,5 раза; др. предударные и заударные а = в 1,5 раза короче первого предударного.

Изменения гласных звуковВ позиции неударного слога гласные редуцируются, т.е. произносятся в сокращенном / изменённом варианте.Количественная редукция –

Слайд 21 Качественная редукция – потеря звуком артикуляционных характеристик.

Частичная качественная редукция -

абсолютное начало слова и первый предударный слог.

Второй и далее предударные

и заударные слоги – полная качественная редукция.


Качественная редукция – потеря звуком артикуляционных характеристик.Частичная качественная редукция - абсолютное начало слова и первый предударный слог.Второй

Слайд 22 Функциональные свойства звуков речи
Фонема – фонетическая единица, которая служит для

различения смысловых единиц (слов и морфем); фонема представлена в языке

совокупностью позиционных вариантов.
Функциональные свойства звуков речиФонема – фонетическая единица, которая служит для различения смысловых единиц

Слайд 23Фонологические исследования

Фонологические исследования

Слайд 24ФОНЕМА
Обобщенный образ звука:
о – [ó] [Λ] [ъ] [ὅ]
Звук со

смыслоразличительной ролью:
дом – том
Совокупность дифференциальных признаков:
Глухость – звонкость: дом

– том;
Твёрдость – мягкость: дуну – дюну;
Способ образования (взрывная): дуть – жуть;
Место образования (переднеяз.): дочка – бочка.

ФОНЕМАОбобщенный образ звука:о – [ó] [Λ] [ъ] [ὅ] Звук со смыслоразличительной ролью:	дом – том Совокупность дифференциальных признаков:Глухость

Слайд 25ФОНЕМА
В каждом языке своя система фонем и свой набор дифференциальных

признаков.

Варианты фонемы – аллофоны.

Фонема актуализируются либо в сильной, либо в

слабой позиции.
ФОНЕМАВ каждом языке своя система фонем и свой набор дифференциальных признаков.Варианты фонемы – аллофоны.Фонема актуализируются либо в

Слайд 26ПОЗИЦИЯ ФОНЕМЫ
Сильная позиция – такая позиция фонемы, в которой реализуются

все её дифференциальные признаки.
Для русских гласных: под ударением; в абсолютном

начале слова; после твёрдых согласных.
Для русских согласных: перед гласными; перед сонорными согл.; перед [в - в′].
Ср.: дом – том; враг – фрак; дверь – Тверь.

ПОЗИЦИЯ ФОНЕМЫСильная позиция – такая позиция фонемы, в которой реализуются все её дифференциальные признаки.Для русских гласных: под

Слайд 27Слабая позиция – фонема не реализует какой-то из своих признаков.

Для

русских гласных – безударная (кроме [у]).
Для согласных:
звонкие и глухие

парные согл. не различаются на конце слова; перед глухими / звонкими шумными: водка - глотка;
Твёрдые и мягкие перед мягкими зубными шумными (ч, щ) и др.
Слабая позиция – фонема не реализует какой-то из своих признаков.Для русских гласных – безударная (кроме [у]).Для согласных:

Слайд 28ЗНАКИ РФА
Границы фонетического слова […]
Ударность гласного:
основное ударение: ′
побочное ударение:

`
Гласные под ударением: а, о, э, и, ы, у, о.
Гласные

в первом предударном слоге: Λ или α; и, ы, у.
Гласные в остальных безударных слогах: ъ (а, о), ь (и, ы, э), у.
Вьрхъ – верх
Късть – кость

ЗНАКИ РФАГраницы фонетического слова […]Ударность гласного: основное ударение: ′побочное ударение: `Гласные под ударением: а, о, э, и,

Слайд 29ТРАНСКРИПЦИЯ
молоко – [мълΛкό]
воспоминание [въспъм′инан′jь]
находиться [нъхΛд′ицъ]
поджечь бы [пΛджэдж′бъ]

ТРАНСКРИПЦИЯмолоко – [мълΛкό]воспоминание [въспъм′инан′jь]находиться [нъхΛд′ицъ]поджечь бы [пΛджэдж′бъ]

Слайд 30Домашнее задание (материалы для банка данных)
Таблица «Система согласных звуков в

английском языке»; Краткая характеристика количества и качества гласных звуков.
Слог. Примеры:

открытый, закрытый, прикрытый, неприкрытый слог в английском слове.
Примеры фонетических процессов (ассимиляции, диссимиляции и др.).
Домашнее задание  (материалы для банка данных)Таблица «Система согласных звуков в английском языке»; Краткая характеристика количества и

Слайд 31Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика