Слайд 1Концептуальные основания проектирования педагогических
систем и технологий
Тема 2
Слайд 2Вопросы
Основные классификация педагогических технологий.
Критерии эффективности педагогических технологий.
Проектирование, прогнозирование
и осуществление педагогического процесса.
Технологии целеполагания, мотивации, интериоризации, экстериоризации, проблематизации
и рефлексии. Моделирование системы педагогических технологий.
Слайд 3Технологический подход к обучению и воспитанию
конструирование педагогического процесса в
общем виде, представление его в форме алгоритма, без учета специфики
отдельных шагов.
Слайд 4Технологический подход к обучению
точное инструментальное управление учебным процессом и
достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей
Слайд 5Классификация педагогических технологий (М.В.Кларин)
Слайд 6Классификация педагогических технологий (Д.Г.Левитес)
Слайд 7Классификация педагогических технологий (Г.К.Селевко)
- по уровню применения: (общепедагогические, частнометодичес-кие, локальные
(модульные);
- по подходу к ребенку (авторитарные; дидакто-, социо-, антропо-, педоцентристские;
личностно ориенти-рованные, гуманно личностные, сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические) и др.
Слайд 8по уровню применения:
общепедагогические,
частнометодические,
локальные (модульные)
Слайд 9по подходу к ребенку
авторитарные;
дидакто-, социо-, антропо-, педоцентристские;
личностно ориентированные,
гуманно личностные,
сотрудничества,
свободного воспитания,
эзотерические
Слайд 12По ориентации на личностные структуры
Информационные –– формирование ЗУН
Операционные –– СУД
Саморазвития
–– СУМ
Формирование СЭН
Формирования СДП
Эвристические –– развитие творческих способностей
Слайд 13По характеру содержания и структуры
Слайд 14
По типу организации и управления познавательной деятельностью
Классическое, лекционное
Обучение с помощью
ТСО
Система «консультант»
Обучение по книге
Система малых групп
Компьютерное обучение
Система «репетитор»
Программное управление и
т.д.
Слайд 15по преобладающему методу
Репродуктивные, догматические
Объяснительно-репродуктивные
Развивающее обучение
Проблемные, поисковые
Творческие
Программированное обучение
Диалогические
Игровые
Саморазвивающее обучение
Информационные (игровые)
Слайд 16по направлению модернизации существующей системы
На основе гуманизации и демократизации отношений
На
основе активизации и интенсификации деятельности детей
На основе эффективности организации и
управления
На основе методического и дидактического реконструирования материала
Природосообразные
Альтернативные
Целостные технологии авторских школ
Слайд 17по категории обучающихся
Массовая технология
Продвинутого образования
Компенсирующие
Виктимологические
Технологии работы с трудными
Технологии работы с
одаренными
Слайд 18Критерии ПТ
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Слайд 19
Принципы отбора педагогических технологий
соответствие тенденциям развития общества и сферы образования
Целевая
направленность, возможности в разрешении имеющихся противоречий педагогической практики
Соответствие возрасту учащихся,
уровню обученности и воспитанности
Направленность на организацию определенного вида деятельности
Ресурсная обеспеченность
Адекватность личностным ценностным предпочтениям, индивидуальности педагога, его возможностями
Содержательная специфика (гуманитарные или естественнонаучные предметы)
«вписанность» в программу УО.
Слайд 20Алгоритм отбора, освоения и включения ПТ в педагогический процесс
Осознание необходимости
перемен в собственной деятельности, рефлексия
Поиск технологий
Выбор стратегии личностно-профессионального развития
Оценка оптимальности
выбора технологии
Освоение технологии
Экспериментальная апробация технологии в одном из классов
Внедорение в учебный процесс
Осмысление, внесение новых элементов
Формирование собственной ПТ
Слайд 21
Освоению ПТ обычно предшествует этап моделирования.
Слайд 22Проектирование
-- необходимый начальный этап в организации педагогического процесса, связанный с
предварительной разработкой основных деталей предстоящего взаимодействия педагогов и учащихся.
.
Уровни
проектирования:
- стратегический
- тактический.
Слайд 23Проектировочная деятельность включает:
Диагностику,
Прогнозирование,
Планирование.
Слайд 24Педагогическая диагностика
процесс изучения состояния педагогической деятельности и педагогического взаимодействия.
Слайд 25Педагогическое прогнозирование
– предвидение будущего состояния объекта (педагогического процесса) на основе
анализа социально-экономической ситуации, данных педагогической теории и практики и также
данных педагогической диагностики.
Объекты -- педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации.
Слайд 26Формы педагогического проектирования
педагогических систем: учебные планы, учебные программы, штатные расписания
и т.п.
педагогических процессов – расписание уроков, графики контроля, планы работы
классного руководителя и т.д.
педагогических ситуаций – конспекты (проекты) уроков или воспитательных мероприятий
Слайд 27План
– документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок
и место их проведения.
Слайд 28Технология осуществления педагогического процесса
-- совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации,
организации разноообразных видов деятельности учащихся, стимулирования их активности, регулирования и
коррегирования хода педагогического процесса, его текущего контроля
Слайд 30Технология целеполагания
-- Последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на определение,
формулировку целей обучения, воспитания и развития учащихся
Например, цели и задачи
урока
Слайд 31Технология мотивации
– система действий педагога, направленная на формирование и
развитие у учащихся положительной (или отрицательной) мотивации к определенным видам
деятельности
Слайд 32Технология интериориоризации
система действий, направленная на перевод действий из внешнего
во внутренний план личности, присвоение социального опыта и включение его
в свой личный опыт.
Слайд 33Технология экстериоризации
– система действий, направленная на перевод действий из
внутреннего во внешний план, порождение внешних действий
Слайд 34Технология проблематизации
– система действий педагога, направленная на создание проблемных
ситуаций, постановки проблемных задач и организации деятельности учащихся по их
решению
Слайд 35Технологии рефлексии
– система действий участников педагогического процесса по фиксированию
состояния своего развития, саморазвития и определения причин этого