Разделы презентаций


Фонетико-фонематическое недоразвитие как речевое нарушение

Содержание

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Фонетико-фонематическое недоразвитие как речевое нарушение
Дисциплина «ОНР. ФФН»

Фонетико-фонематическое недоразвитие  как речевое нарушениеДисциплина «ОНР. ФФН»

Слайд 2Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного

языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия

и произношения фонем.
Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами

Слайд 3Основные проявления, характеризующие ФФН
1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков.

В этих случаях один и тот же звук может служить

для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).
2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф — вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо собака и т. п.).
3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Сторял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску. Отмеченные особенности могут сочетаться и с другими недостатками произношения: звук р — горловой, звук с — зубной, боковой и т. д.

Основные проявления, характеризующие ФФН1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же

Слайд 4Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:
1. Отсутствие в речи

тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции

звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], []'], вместо звонких — глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т'], [д], [д']. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем.
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков.

Слайд 53. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции

изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или

заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

4. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.
3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи

Слайд 62. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких

артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и

[с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягченного [ч].
 
Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим.


2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук,

Слайд 7Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Определяющим признаком фонематического недоразвития является

пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие

фонемного состава языка.
В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу

Слайд 8Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом.

Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие

его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.

Слайд 9Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в

речи ребенка различным образом:
заменой звуков более простыми по артикуляции;
трудностями различения

звуков;
особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой звуков более

Слайд 10Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов

восприятия звуков речи.
На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают

затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.
Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную сформированность фонематического

Слайд 11Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве

случаев нерезко.
Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании

грамматического строя речи.
При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т.п.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная

Слайд 12Анализ документов и первичное обследование ребенка позволяют обосновать необходимость его

зачисления в группу для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи со

сроком обучения 10 месяцев.
По окончании обучения фонетическая сторона речи детей должна соответствовать возрастной норме.
Наполняемость группы — 12 человек.

Анализ документов и первичное обследование ребенка позволяют обосновать необходимость его зачисления в группу для детей с фонетико-фонематическим

Слайд 13Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией

акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Слайд 14Основные направления работы по развитию речи у детей с ФФН:
формирование

полноценных произносительных навыков;
развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту

форм звукового анализа и синтеза.
Основные направления работы  по развитию речи у детей с ФФН:формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия,

Слайд 15По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом

материале осуществляется:
развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и

изменению слов и их сочетаний в предложении;
обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
Важно отметить, что формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов формирования устной речи для детей с ФФН.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:развитие у детей внимания к морфологическому

Слайд 16Обучение на логопедических занятиях
Основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая

большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности

к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость внимания, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности.
Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции.
В связи с этим в программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
Обучение на логопедических занятияхОсновная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи

Слайд 17Индивидуальные занятия
Основная цель – выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений,

направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для

разных нозологических форм речевой патологии — дислалии, ринолалии, дизартрии и др.
Логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции.
Ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальные занятияОсновная цель – выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны

Слайд 18Подгрупповые занятия
Основная цель  — воспитание навыков коллективной работы. На этих

занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников.


Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.
Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.

Подгрупповые занятияОсновная цель  — воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество

Слайд 19Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий
Подгрупповые занятия организуются для 3-4 детей,

имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.
На занятиях осуществляется:
закрепление навыков произношения

изученных звуков;
отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий		Подгрупповые занятия организуются для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.		На занятиях

Слайд 20Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:
выработку дифференцированных движений органов артикуляционного

аппарата;
закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей

звуков. Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [в] — [в’], [б] — [б’], [д] — [д’], [г] — [г’] и т.д.;
постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности [с] — [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Озвончение начинается с [з] и [б], в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж], от [б] — [д], от [д] — [т]. Последовательность постановки сонорных [р] и [л] определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям.

Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя: выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся

Слайд 21 В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при

изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками

на соответствующем речевом материале.
Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения.
При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:
в открытых слогах (звук в ударном слоге): са — сани, су — сук, со — совы, сы — сын;
в обратных слогах: ос — нос;
в закрытых слогах: сас — сосна;
в стечении с согласными: ста — станок, сту — стук, ска — миска.

В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании

Слайд 22Фронтальные фонетические занятия
Предусматривают усвоение произношения ранее поставленных звуков в

любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах

самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.
На фронтальных занятиях организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Фронтальные фонетические занятия Предусматривают усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их

Слайд 23Содержание фронтальных занятий
Фронтальное занятие включает в себя условно два этапа.


Они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
Первый этап — закрепление правильного

произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.
Рекомендуется включить упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий, а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи.
В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.

Содержание фронтальных занятийФронтальное занятие включает в себя условно два этапа. Они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.Первый

Слайд 24Второй этап — дифференциация звуков на слух и в произношении. Процесс

овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, концентрацию внимания к звукам

речи, морфологическим элементам слов.
Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Второй этап — дифференциация звуков на слух и в произношении. Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, концентрацию

Слайд 25В I периоде обучения фронтальные занятия по произношению и развитию речи проводятся

5 раз в неделю, индивидуальные и подгрупповые — ежедневно. Занятия по

формированию элементарных навыков письма и чтения проводятся на материале правильно произносимых звуков в часы, выделенные для формирования произношения.
Во II периоде фронтальные занятия по формированию произношения и развитию речи планируются 3 раза в неделю. Занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения — 2 раза в неделю.
В III периоде фронтальные занятия по формированию произношения и развитию речи проводятся 1—2 раза в неделю. Занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения — 3 раза в неделю. Фронтальные занятия заканчиваются к 1 июня. В июне — августе проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, на которых окончательно дорабатываются все оставшиеся недочеты в речи детей.

В I периоде обучения фронтальные занятия по произношению и развитию речи проводятся 5 раз в неделю, индивидуальные и подгрупповые —

Слайд 26Методы и приемы исправления недостатков в развитии фонематического слуха и звукопроизношения

у детей дошкольного возраста
Изучение недостатков произношения и различения фонем у дошкольников

показало, что картина нарушения речи у них неоднозначна. Наиболее типичным является:
недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Например: звуки [с] и [ш] могут заменяться нечетко произносимым смягченным звуком [ш];
смешение звуков, т. е. в одних случаях ребенок употребляет звуки [с], [ш] правильно (санки, шуба), а при усложненных вариантах речи взаимозамещает их;
замены звуков более легкими по артикуляции («Фамаéт потóим тáми» — «Самолет построим сами»);
искаженное произношение звуков в сочетании с вышеперечисленными дефектами.
Признаком фонематического недоразвития является чаще всего незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими характеристиками.

Методы и приемы исправления недостатков в развитии фонематического слуха и звукопроизношения у детей дошкольного возраста 		Изучение недостатков произношения и

Слайд 27Трудности различения звуков выявляются при выполнении специальных диагностических заданий, предполагающих

достаточный уровень развития фонематического восприятия. Например:
выделить определенный звук из ряда

других звуков;
повторить ряды слов и слогов с оппозиционными звуками (изолированно эти звуки ребенок произносит правильно): па-ба, ба-па, да-да-та, та-та-да и т. д.;
определить наличие (отсутствие) заданного звука в слове. Например: звук [с] в словах: сани, чай, щетка, стакан, шапка, курица, замок;
самостоятельно отобрать картинки с заданным звуком;
 назвать ряд слов, содержащих определенный звук.
Как правило, подобные задания вызывают затруднения у детей с ФФН. Несформированность фонематических представлений снижает у этих детей готовность к овладению звуковым анализом. Нередко вместо выделения первого гласного или согласного звука дети называют слог или все слово.

Трудности различения звуков выявляются при выполнении специальных диагностических заданий, предполагающих достаточный уровень развития фонематического восприятия. Например:выделить определенный

Слайд 28Совокупность всех перечисленных отклонений в произношении и фонематическом развитии не

позволяет детям позже полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в

процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки:

замены согласных букв («зелезо» — железо, «лека» — река и т. д.);
пропуски букв («смовар», «тул» и т. д.);
перестановка букв и слогов («кошолатка» — шоколадка, «петерь» — теперь, «логова» — голова, «моколо» — молоко и т. д.);
замены гласных даже тогда, когда они стоят под ударением: е — и (сел — «сил»), о — у (пол — «пул»);
вставка лишних букв («пошала» — пошла).

Совокупность всех перечисленных отклонений в произношении и фонематическом развитии не позволяет детям позже полноценно усваивать программу общеобразовательной

Слайд 29Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФН
В основу коррекционно-развивающей работы

положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные

стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе — задачу развития связной речи.
Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на каждом этапе работы выделяются основные цели: формирование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи.
Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФНВ основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных

Слайд 30Формирование полноценной звуковой культуры речи у детей с отклонениями в

развитии — сложная многоаспектная задача, решение которой зависит от степени развития

фонематического восприятия, овладения артикуляцией звуков, просодических средств, умения произвольно использовать приобретенные речевые умения и навыки в разных условиях речевого общения.
Формирование произношения состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области фонетической и просодической системы родного языка. Под усвоением звуков подразумевается овладение правильной артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть создана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем. Известно, что звуки русского языка не одинаковы по трудности для произношения.

Формирование полноценной звуковой культуры речи у детей с отклонениями в развитии — сложная многоаспектная задача, решение которой зависит

Слайд 31В первую очередь уточняется произношение так называемых сохранных или опорных звуков.


Несмотря на доступность артикуляции, эти звуки произносятся неотчетливо в речевом

потоке, что снижает кинестетические ощущения в артикуляционном аппарате ребенка.
В связи с этим осуществляется уточнение их артикуляционной позы, тренируется произношение звуко-слоговых рядов разной структурной сложности.

В первую очередь уточняется произношение так называемых сохранных или опорных звуков. Несмотря на доступность артикуляции, эти звуки произносятся

Слайд 32В программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок.
Освоение каждого нового

звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки

звука его правильная артикуляция и звучание сопоставляется с дефектным.
Усвоению звука способствует осознанное выделение характерных признаков как в звучании, так и в артикуляции.
Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает полноценную их дифференциацию. Этому способствует также сопоставление каждого изучаемого звука как с ранее изученными, так и с неисправленными, но в последнем случае — без проговаривания, только на слух.
В программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками.

Слайд 33В начале обучения сравниваются контрастные звуки, т.е. резко противопоставленные по

артикуляции и звучанию, затем вводятся упражнения на различение звуков, близких

по артикуляционно-перцептивным признакам.
Для систематических упражнений подбираются сначала звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражнения усложняются за счет включения новых типов звуко-слоговых структур. При автоматизации из речевого материала исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки.
В начале обучения сравниваются контрастные звуки, т.е. резко противопоставленные по артикуляции и звучанию, затем вводятся упражнения на

Слайд 34Очень важным методическим требованием является особая организация речевого материала для

занятий:
он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;
нарушенные в произношении звуки

не включаются (по мере возможности);
произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях; одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом.

Очень важным методическим требованием является особая организация речевого материала для занятий: он должен быть максимально насыщен изучаемым

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика