Слайд 1Использование авторизированных дидактических игр для обогащения словаря и формирования лексико-грамматического
строя речи в работе с дошкольниками.
Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №
203» г. Пермь
Шишмакова М. А.
Слайд 2ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
Грамматический строй речи
усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в
процессе общения и разнообразной речевой практики. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления ,действия и признаки окружающей действительности.
Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Слайд 3Дидактическая игра
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в
виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и
отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Авторская игра - игра, созданная автором либо группой авторов. Для авторской игры характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской игры предшествует ее экспертиза и апробация.
Авторизированная игра – большая часть игры создана автором (концепция, подходы, м.б. др.), а остальное дорабатывает педагог.
Слайд 4Дидактические игры
« Новогодняя елка»
«Назови картинку»
«Веселая рыбалка»
«Волшебный сундучок»
« Домик»
«Кукольный театр на прищепках»
Слайд 5Игра «Новогодняя елка»
Цели:
Формировать навык употребления имен существительных в винительном и
творительном падежах.
Развивать мелкую моторику.
Пособие-елка( металлическая коробка
в форме елки), картинки-игрушки для елки, которые крепятся при помощи магнитов.
( Это конфета. Украсим елку конфетой. Повесим на елку конфету.)
Игра продолжается до тех пор, пока не будет украшена вся елка.
Важно четко произносить падежные окончания.
Слайд 6Игра «Назови картинку»
Цель:
*Закреплять у детей понятия «живой» — «неживой», умение
задавать вопросы кто? и что? *
дать детям понятие «слово, обозначающее
живой или неживой предмет».
Оборудование: Картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами.
Красивое ведерко с щипчиками для льда.
Описание игры:
Вариант 1. Педагог кладет картинки в ведерко и просит детей по очереди доставать предметные картинки щипчиками. Задание: 1) называть картинки с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопрос; 2) называть картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос. Например: стол (что это?), кошка (кто это?).
Вариант 2. Игра проводится без опоры на предметные картинки. Логопед подбирает разные слова (одушевлённые и неодушевлённые) и называет их вперемешку. Дети должны к этим словам поставить вопросы «кто это?» или «что это?». Наиболее активные дети отмечаются педагогом в конце игры.
Слайд 7Игра «Веселая рыбалка».
Цель: выучить названия дней недели и порядок
следования.
Оборудование: ведерко, удочки, рыбки с цифрами.
Ход игры:
- Ребенку предлагается вытащить одну
рыбку. Рыбки находятся под номерами. Если ребенок достает рыбку под номером 3, ему предлагается назвать день недели стоящий по счёту третьим. И так с каждой рыбкой. После того, как ребенок назвал все дни недели, ему предлагается выложить их и назвать в определённой последовательности, при этом проговаривая текст:
- В понедельник рыбка красная, рыбка красная – прекрасная.
- А во вторник- голубая - вот красивая какая.
- В среду – желтая к обеду, угостим мы им соседа.
- В четверг рыбачить нам не лень, потому что рыбный день.
- В пятницу уху сварили и друзей всех угостили.
- А в субботу на крючок налим попался толстячок.
- В воскресенье -сонный сом, несем сомика мы в дом.
- Всю неделю рыб ловили, дни недели разучили.
Слайд 8«Игра «Волшебный сундучок»
Игра на согласование местоимений
с существительными в роде и обогащение речи словами,
обозначающими признаки предметов).
Вариант 1.
Цель игры: правильно назвать предметы и ответить на вопрос «Чей? Чья? Чье?»
Ребенок достает картинку из сундучка и отвечает: мой огурец, моя кукла, мое яблоко.
За верный ответ ребенок получает фишку.
Слайд 9Вариант 2.
Цель игры: использовать
в речи подходящее слово: он, она, оно.
Обогащать речь словами, обозначающими признаки предметов.
Это мой шарик. Он воздушный, красный.
Это моя груша. Она сочная, желтая.
Это мое мыло. Оно душистое.
Выигрывает тот, кто больше подберет прилагательных
Слайд 10«Домик»
Цель: формировать навык употребления предлогов в речи. Развивать навык употребления
предлогов с глаголами , образованными приставочным способом.
Пособие:домик с дверцей, сказочные
герои или персонажи мультфильмов.
Дети рассказывают, какие действия выполняет герой: подошел к домику, вошел в домик, вышел из домика, зашел за домик.
Слайд 11Кукольный театр на прищепках.
Для чего нужен кукольный театр?
Игры с кукольным
театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству,
помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению словарного запаса.
Слайд 12Игра - основной вид деятельности дошкольника.
Являясь соединительным звеном между конкретным
опытом и наглядным мышлением , игровая деятельность связана с
условностями, выступает средством познания реальности.
Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения.
Предлагаемые наглядно-игровые средства способствуют развитию лексико-грамматической стороны речи и пополнению словарного запаса.