Слайд 1Формирование первоначальных графических навыков и первоначальное обучение письму детей с
ОВЗ
Шаргородская Л.В., к.п.н.
ст. преподаватель кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной
педагогики
Слайд 2М.М.Безруких указывает на то, что в настоящее время фиксируется «40-60%
детей, у которых в начальной школе не формируется навык четкого,
читаемого и грамотного письма».
Слайд 3Для того, чтобы научиться писать необходимо (А.Р. Лурия)
хорошо различать диктуемые
звуки речи и сохранять их порядок;
хорошо освоить написание букв, не
смешивая близкие по начертанию;
выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения.
Поэтому необходимы координированные усилия нескольких специалистов (учителей, нейропсихологов, логопедов, дефектологов).
Слайд 4Овладение произвольной регуляцией движений руки происходит от 1 года до
4-5лет. Когда дети начинают рисовать, они опираются на «память руки»,
то есть на кинестетический контроль за выполнением движений. И только постепенно, к 6-8 годам развития ребенка зрительно-моторная координация занимает ведущее место в контроле изобразительной деятельности.
Слайд 5Этапы формирования графической деятельности
Произвольных действий
Орудийный
Продуктивный
Слайд 6Признаки правильно формирующегося графического навыка
Правильное удержание пищущего инструмента
Свободное, плавное, ритмичное
движение
Спокойное дыхание
Использование ребенком формирующегося навыка в собственной деятельности
Слайд 7Роль взрослого
Дозированная помощь с опорой на собственную активность ребенка
Демонстрация правильных
образцов выполнения задания на основе синпрактического (наглядно-действенного) общения
Слайд 8Выбор пишущего инструмента
Восковые мелки квадратного и круглого сечения
Гуашевые краски и
толстая кисть (№ 7)
Цветные карандаши хорошего качества
Простой карандаш обычного диаметра
(мягкий и твердо-мягкий)
Шариковая ручка
Слайд 9Этапы занятий
освоение произвольных графических движений
развитие навыков владения пишущими инструментами
развитие простейших
письменных навыков.
Слайд 10Инструменты и материалы
(1 этап)
На этом этапе мы начинаем рисовать на
больших листах ватмана и постепенно переходим на рисование на бумажных
листах формата А3. В качестве пишущих (рисующих) инструментов и материалов мы используем мелки (школьные, восковые квадратного или большого круглого сечения), поролоновую губку, клей с блестками, гуашевые краски или краски для рук.
Слайд 11Предлагаемые задания
раскрашивание ладоней ребенка и выполнение отпечатков рук;
рисование пальцами (красками
для рук, глиной);
заполнение контуров кусочками пластилина, гофрированной бумаги, цветной бумаги;
выкладывание
рисунков из фасоли или оставление отпечатков на пластилине;
использование штампов-рисунков для завершения готовых композиций.
Слайд 12Планируемые результаты
В конце первого этапа ребенок с интересом занимается изобразительной
деятельностью, производит графические действия под зрительным контролем, умеет принимать помощь
взрослого.
Слайд 13Инструменты и материалы
(2 этап)
На этом этапе мы используем листы формата
А3, А4 и альбом для рисования. Также нам потребуются гуашевые
краски, художественная кисть № 7, мягкие цветные карандаши, простые карандаши мягкостью М или ММ.
Слайд 14Предлагаемые задания
Рисование гуашевыми красками:
раскрашивание листов А3 гуашевой краской одного цвета
и выполнение на этой основе простых аппликаций;
заполнение точками контурных изображений
(дом, мяч, лист и т.п.);
выполнение замкнутых фигур (круг, овал) и их раскрашивание.
Слайд 15Обучение рисованию карандашами
рисование длинных вертикальных линий (например, задание «дождик идет»);
рисование
длинных горизонтальных линий (задание «грядки весной»;
рисование длинной горизонтальной вогнутой дуги
(задание «гнездо для большой птицы»);
рисование длинной горизонтальной выпуклой дуги (задание «радуга»);
Рисование замкнутых контуров (овалов, кругов)
рисование попарно небольших дуг, соединяющихся на концах (задание «листики», «морковки»);
Рисование упрощенных изображений (снеговик, человек, гриб и т.п.)
Слайд 163 этап – развитие добуквенных графических и начальных письменных навыков
На
этом этапе ребенок также должен получить основы формирования зрительно-двигательного образа
буквы, сличать написанную им букву с образцом, указывать на наиболее удачный вариант написания, использовать образец для коррекции своих действий.
Слайд 17Инструменты и материалы
(3 этап)
бумажные листы формата А4; альбом для рисования,
разрезанный пополам; тетради в крупную клетку; тетради в широкую и
узкую линейку, цветные карандаши, простой карандаш мягкостью М, шариковую синюю ручку с резиновой насадкой.
Слайд 18Предлагаемые задания
рисование серии штрихов из одной точки: взрослый рисует центральную
точку, а ребенок равномерно по кругу рисует штрихи, исходящие из
этой точки («цветочки», «звездочки»);
рисование серии штрихов, начинающихся на линии: взрослый рисует центральную линию, а ребенок равномерно рисует штрихи, исходящие из этой линии («сосновая ветка»);
рисование серии штрихов, заканчивающихся в одной точке: взрослый рисует центральную точку, а ребенок равномерно по кругу рисует штрихи, заканчивающиеся в этой точке;
Слайд 19Предлагаемые задания
рисование серии штрихов, заканчивающихся на линии: взрослый рисует центральную
линию, а ребенок равномерно рисует штрихи, заканчивающиеся на этой линии;
рисование
серии штрихов, перечеркивающих две линии: взрослый рисует две параллельные горизонтальные линии (расстояние между линиями 1-1,5 см), а ребенок пересекает эти линии вертикальными штрихами, выходящими за линии (например, «рельсы для поезда»);
Слайд 20Предлагаемые задания
рисование серии штрихов, начинающихся на одной линии и заканчиваются
на другой (линии параллельны): взрослый рисует две линии или выделяет
красным карандашом две линии в тетради в широкую линейку, а ребенок между этими линиями рисует вертикальные штрихи («забор»);
рисование зигзагообразной и волнистой линий между двумя параллельными линиями: упражнение выполняется аналогично предыдущему, но ребенок рисует непрерывную зигзагообразную или волнистую линию;
Слайд 21Предлагаемые задания
рисование серии штрихов между сужающимися и расширяющимися линиями: взрослый
рисует острый угол, а ребенок рисует увеличивающиеся или уменьшающиеся штрихи
внутри угла;
рисование серии штрихов между двумя криволинейными линиями: взрослый рисует две параллельные кривые линии, а ребенок рисует между ними штрихи.
Слайд 22Обучение написанию элементов букв и некоторых букв
копирование простых по начертанию
элементов письменных букв: черта с закруглением внизу (вправо), черта с
закруглением вверху и внизу, овал;
копирование простых по начертанию письменных букв (и, ш, м, п, т, р, с, е, г, о, а, у, д, в).