Слайд 1Современный татарский язык в своём становлении претерпел множество изменений..
Татарский язык
формировался со второй половины XIX века. На основе среднего (казанского)
диалекта начинается формирование современного татарского национального языка, завершившееся в начале XX века. В реформировании татарского языка можно выделить два этапа — вторую половину XIX — начало XX века (до 1905Татарский язык формировался со второй половины XIX века. На основе среднего (казанского) диалекта начинается формирование современного татарского национального языка, завершившееся в начале XX века. В реформировании татарского языка можно выделить два этапа — вторую половину XIX — начало XX века (до 1905) и 1905Татарский язык формировался со второй половины XIX века. На основе среднего (казанского) диалекта начинается формирование современного татарского национального языка, завершившееся в начале XX века. В реформировании татарского языка можно выделить два этапа — вторую половину XIX — начало XX века (до 1905) и 1905—1917 годыТатарский язык формировался со второй половины XIX века. На основе среднего (казанского) диалекта начинается формирование современного татарского национального языка, завершившееся в начале XX века. В реформировании татарского языка можно выделить два этапа — вторую половину XIX — начало XX века (до 1905) и 1905—1917 годы. На первом этапе основная роль в создании национального языка принадлежала Каюму Насыри (1825—1902). После революции 1905—1907 гг. ситуация в области реформирования татарского языка резко изменилась: наблюдается сближение литературного языка с народно-разговорным. я вместе с народом-носителем этого языка
в районах Поволжья и Приуралья.
Слайд 2В 1920-е гг. начинается языковое строительство: разрабатывается терминологический аппарат сначала
с опорой на собственно татарскую и арабо-персидскую лексику, а с
1930-х — на русскую и интернациональную с использованием кириллической графики.
Татарский язык, наряду с русским, является государственным языком Республики Татарстан (в соответствии с законом Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» от 1992 года). В Татарстане и в местах проживания татарской диаспоры существует развитая сеть учебных и воспитательных учреждений, в которых используется татарский язык: дошкольные учреждения с татарским языком в качестве языка воспитания, начальные и средние школы с татарским языком в качестве образовательного.
Слайд 3Язык - это первейшее и важнейшее сокровище, через него открывается
путь к другим кладезям народной мудрости. Язык вмещает в себя
таинственным образом всю душу, всё прошлое, весь духовный уклад, творческий потенциал и замысел народа.
Слайд 4
Тел турында афоризмнар-афоризмы о языке.
Язык не может быть плохим или
хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало,
на которое глупо пенять. Хорошо выраженная мысль звучит умно на всех языках.
История языка неразрывна с историей народа, говорящего на нем.
« Бессмертие народа — в его языке. »
« Для познания нравов, какого ни есть народа, старайся прежде изучить его язык. »
Для познания нравов, какого ни есть народа,
старайся прежде изучить его язык.
Слайд 5Сказания, предания, баиты, сказки –
они будят и пленяют мечту.
Они дают первое ощущение героического - чувство испытания, опасности, призвания,
подвига, победы. Они учат мужеству и верности, учат отличать доброе от плохого, правду от лжи. Воспитание национального самосознания неполно без национальной сказки.
Слайд 6
Пословица - это народная мудрость, свод правил жизни, практическая философия,
историческая память.
Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к
родной земле
Дело мастера боится”, или ”Бердәмлектә-көч”,“Кем эшләми , шул ашамый”, “Дают- бери,бьют-беги” , “Атаң барда дус эзлә, атың барда юл эзлә”.
Во многих русских, татарских пословицах встречаются антонимы: “Ученье свет, а неученье тьма”, “Дуслык ашта беленми, эштә беленә”.
отрицательные сравнения “Не было бы печали, да черти накачали”, “Күзеңне түгел , артыңны тишәр”.
“Дөреслек утта да янмый, суда да батмый”, ”Правда в огне не горит и в воде не тонет”, «Убил двух зайцев», «Бер юлы ике куянны атты», «Подливает масло в огонь», «Утка май сибә».
Пословицы, возникшие в давние времена, активно
живут и в наши дни. Это вечные жанры устного
творчества.
Слайд 7Рассказы о национальных героях
(будь то защитники Булгар,
Казани или герои Великой Отечественной), образы героизма пробудят волю к
доблести, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться; принадлежность героев к его народу даст ему непоколебимую веру в духовные силы своей нации, а национальный герой ведёт свой народ даже после смерти. Вот это и есть школа национального характера.
Слайд 8
Достойное сосуществование с другими народами, взаимное уважение - всё это
поднимает на высоту любой народ, не опускающийся до деления на
перво- и второсортные народы, дающего другим также свободно самореализовываться и поддерживая их в этих устремлениях. Такой должна быть идея национального воспитания, необходимая каждому духовно здоровому народу.