Слайд 1Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе
организации театрализованной деятельности
Исполнитель:
Никанорова Ирина Владимировна
Шадринск 2015
Министерство образования и
науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Шадринский государственный педагогический институт»
Кафедра теории и методики дошкольного образования
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ:
Реализуемый в современных условиях переход к «субъект-субъектной» парадигме образования посредством
театрализованной деятельности дошкольников особую значимость придает организации в воспитательном процессе
групповых взаимодействий воспитанников, так как именно групповая форма организации учебной деятельности позволяет реализовать субъектную позицию детей дошкольного возраста: активизирует их мыслительную деятельность, формирует у них познавательный интерес, создает возможности для проявления индивидуальности каждого.
Одним из малоисследованных направлений можно считать использование театрализованных игр в целях формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования.
Слайд 3Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической реализации педагогических
возможностей формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с учетом
организации театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование выразительности речи детей в процессе организации театрализованной деятельности.
Слайд 4Гипотеза исследования: формирование выразительности речи средствами театрализованных игр у детей
будет проходить успешнее, если при разработке театрализованных игр учитывать индивидуальные
психолого-педагогические особенности у детей старшего дошкольного возраста; применять при проведении театрализованных игр эффективные способы формирования выразительности речи; организовывать активное участие родителей в процессе формирования выразительности речи.
Слайд 5ЗАДАЧИ:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.
Рассмотреть возможности театрализованной деятельности в формировании
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить способы формирования выразительности
речи посредством театрализованных игр.
Провести мониторинг сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать перспективный план театрализованной деятельности.
Разработать методические рекомендации по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Слайд 6Теоретическую основу исследования составляют взгляды отечественных педагогов и психологов на
проблему формирования выразительности детской речи (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов,
А.В. Запорожец, А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, и др.); работы на по формированию выразительности речи посредством театрализованных игр такими авторами, как Г.И. Батурина, Р.И. Жуковская, А.М. Бородич и др.
Слайд 7Теоретическая и практическая значимость исследования: раскрыты значение, содержание и особенности
выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Разработаны методические рекомендации родителям и педагогам. Материалы исследования могут применяться при разработке развивающих программ не только для формирования выразительности речи у старших дошкольников, но и для развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения.
Слайд 9Направления работы:
Взаимодействие
с детьми с педагогами с родителями
родителями
Слайд 10Методы:
Эмпирические:
- наблюдение;
- тестирование;
Теоретические:
- использовалась комплексная методика
исследования, включающая изучение психолого-педагогической литературы;
- анализ результатов.
Слайд 12Методика И.Ф. Павалаки «Исследование выразительности речи»:
Обследование темпо-ритмических характеристик речи.
Определение возможности
одновременной реализации движений и речи.
Определение возможности воспроизведения ритмических рисунков.
Оценка ребенком
собственного темпа речи.
Обследование мелодико-интонационных характеристик речи.
Определение способности ребенка правильно расставлять логическое ударение.
Слайд 13Мониторинг показал, что низкий уровень выразительности у 36,3%(8) испытуемых дошкольников,
средний уровень 41,0%(9) и высокий уровень сформированности выразительности речи только
у 22,7%(5) дошкольников.
Слайд 14Виды театрализованной деятельности, используемые для развития выразительности речи:
Артикуляционная гимнастика;
Упражнения для
эмоционального развития детей;
Задания для развития речевой интонационной выразительности;
Логоритмические упражнения без
музыкального сопровождения;
Развитие мелкой моторики рук;
Упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы;
Театральные этюды;
Игры-драматизации.
Слайд 15Виды театральной деятельности, используемые на занятиях для развития выразительности речи
Артикуляционная
гимнастика
Слайд 17Упражнения для эмоционального развития детей
Слайд 19Задания для развития речевой интонационной выразительности
Слайд 21Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения
Слайд 25Упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы
Слайд 28Театральные этюды. Игры-драматизации
Слайд 32Организация развивающей предметно-пространственной среды
Слайд 36Посещение театра:
Шадринский драматический театр
Слайд 38Повторный мониторинг выразительности речи
Слайд 39Сравнительный анализ выразительности речи старших дошкольников в начале и в
конце работы
Слайд 40Взаимодействие с родителями:
Консультации: «Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи»,
«Логоритмиченские упражнения, «Поведение в театре».
Экспресс-листы: «Занятия с детьми по
формированию выразительности речи».
Папки-передвижки: «Театр в детском саду».
Совместное посещение театра.
Совместное изготовление атрибутов и декораций для театрализованной деятельности.
Совместное проведение логоритмических упражнений и упражнений на эмоциональное развитие.
Слайд 45Взаимодействие с педагогами
Участие в областном методическом семинаре.
Презентация творческой лаборатории.
Разработаны конспекты
театрализованных занятий для старшей возрастной группы:
«1, 2, 3, 4,
5 – мимикой и жестами хотите в игры поиграть?»;
«Театрализованная игра по формированию интонационной выразительности «Волшебный чай»;
Театрализованная игра по развитию выразительности связного высказывания на основе сказки В. Сутеева «Под грибом»
Разработаны рекомендации по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 46Презентация творческой лаборатории
Слайд 47Вывод
Процесс формирования выразительности речи средствами театрализованных игр у старших дошкольников
будет проходить успешнее, если работу по организации театрализованных игр строить
с учетом индивидуальных психолого-педагогические особенностей, при этом применять эффективные способы формирования выразительности речи у старших дошкольников и организовывать активное участие родителей в процессе формирования выразительности речи, нашла свое подтверждение.