Слайд 1ПОРТФОЛИО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Научный руководитель: проф.Нестерова И.Ф
Направление подготовки
050100 «Педагогическое
образование»
Образовательная программа «Управление качеством образования»
Автор: Павлова Людмила Петровна
Студентка гр. 15-М
Тверь 2013
Слайд 2
Формирование знаний и навыков по применению современных образовательных технологий.
Слайд 3Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины является вооружение магистрантов знаниями, умениями,
необходимыми для организации эффективного учебно воспитательного процесса, обеспечивающего поступательное развитие
познавательной и личностной сфер учащихся, а так же развитие педагогического мышления магистрантов и других профессиональных компетентностей преподавателя. Формирование знаний и навыков по применению современных образовательных технологий
Слайд 4Задачи:
сформировать представление:
о современных образовательных технологиях;
об особенностях использования современных
образовательных технологий в образовательной практике;
сформировать умения:
выбирать современные образовательные технологии
в зависимости от целей педагогического процесса и уровня подготовки обучающихся;
проектировать, прогнозировать и оценивать педагогические воздействия в соответствии с используемой технологией;
анализировать и обосновывать свои суждения о целесообразности
применения современных образовательных технологий, используя
знания о процессе развития личности ребенка;
осмысливать свои собственные действия при организации воспитательно-образовательного процесса.
Слайд 5Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина относится к профессиональному циклу
основной образовательной программы вариативной части ФГОС ВПО по направлению
подготовки 050100 - педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»). Освоение данной дисциплины является углублением знаний в области педагогической деятельности и способствует подготовке магистров к решению профессиональных задач.
Слайд 6Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).
В соответствии с
ФГОC ВПО от 14.01.2012 г. по направлению подготовки 050100 –
Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») процесс изучения дисциплины «Современные образовательные
технологии» способствует формированию:
Слайд 7Общекультурных компетенций (ОК):
общекультурных компетенций (ОК):
- способность совершенствовать и
развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- готовностью использовать знание
современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
общепрофессиональных компетенций (ОПК):
- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);
- способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знания, непосредственно не связанные со сферой деятельности (ОК-3);
- способность свободно пользоваться терминологией, как средством профессионального общения (ОК-4);
Слайд 8профессиональных компетенций (ПК):
способностью применять современные методики и технологии организации и
реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных
учреждениях (ПК-1);
способностью формировать образовательную среду и использовать способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);
способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);
готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);
готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);
способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);
готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16).
Слайд 9В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
понятие «технология»,
отличие педагогической технологии от методики
преподавания и воспитания,
классификации
педагогических технологий,
основные требования, предъявляемые к педагогическим технологиям,
сущность и цели использования общепедагогических, частнометодических (предметных) и локальных (модульных) технологий,
сущность и цели использования технологий по научной концепции усвоения опыта,
сущность и цели использования технологий по ориентации на личностные структуры,
цели и задачи технологии по характеру модернизации традиционной системы обучения,
цели и задачи технологии по доминированию целей и решаемых задач,
цели и задачи технологии по применяемой форме организации обучения
и воспитания,
цели и задачи технологии по доминирующим методам обучения и воспитания,
цели и задачи репродуктивной технологии,
цели и задачи технологии развивающего обучения и дидактические принципы развивающего обучения,
цели и задачи личностно-ориентированных технологий,
цели и задачи ИКТ.
Слайд 10Уметь:
определять цели и задачи технологии;
выбирать технологию в зависимости от
целей и задач, решаемых в педагогическом процессе и уровня обученности,
воспитанности школьников;
анализировать различные педагогические технологии.
Слайд 11Владеть:
методами и методиками изучения уровня обученности и воспитанности
обучающихся в
группах и коллективах в целях использования результатов изучения в учебной
и воспитательной работе;
методами и методиками проектирования и организации совместной деятельности педагогов и обучающихся
методикой использования педагогических технологий в образовательной практике.
Слайд 12Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине
Слайд 13Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
Слайд 16Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины (модуля)
основная литература:
1. Габай, Т. В. Педагогическая
психология [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Габай, 2010.
-240 с.
2.Загвязинский, В. И. Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, И.
Н. Емельянова, 2008. - 391 с.
3.Касаткина, Н. Э. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] : учеб. пособие / Н. Э. Касаткина, Т. А. Жукова, 2010. - 204 с.
4.Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] : учебник / Г. М. Коджаспирова, 2010. - 740 с.
5.Михайлова, В. П. Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности
(для будущих учителей, менеджеров, инженеров) [Текст] : учеб. пособие / В. П. Михайлова, Т. К. Градусова, 2010. - 179 с.
6.Овчарова, Р. В. Практическая психология образования [Текст] : учеб. пособие / Р. В. Овчарова, 2008. - 446 с.
7.Подласый, И. П. Педагогика [Текст] : учебник / И. П. Подласый, 2010. - 574 с.
8.Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учебник / В. А. Сластенин, 2008. - 567 с.
9.Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности [Текст] : учеб. пособие / С. Д. Смирнов, 2009. - 394 с.
10.Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза [Текст] : метод.
пособие / [Н. Э. Касаткина [и др.]] ; [отв. ред. Н. Э. Касаткина], 2011. - 183 с.
11.Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы [Текст] : учеб. пособие / Ю. В. Сорокопуд, 2011. - 542 с.
Слайд 17дополнительная литература:
1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]
/ В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989.
2. Беспалько,
В. П. Теория учебника [Текст] / В. П. Беспалько. - М., 1988.
3. Бодина, Е. А. Педагогические ситуации: Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ [Текст]. – М.: Школьная Пресса, 2002.
4. Воронов, В. В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей – М.: Школьная Пресса, 2000.
5. Кларин, М. В. Педагогические технологии в учебном процессе [Текст] / М. В. Кларин. - М.: Знание, 1989.
6. Кульневич, С. В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.- практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК [Текст]. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001.
7. Кульневич, С. В., Лакоценина, Т. П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК [Текст]. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000.
8. Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии– М.: Ин-т практич. психологии - Воронеж, 1998.- 288 с.
9. Педагогика. Пед. теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. [Текст]/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000, 2001, 2003.
10. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст]. – М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
11. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 1999, 2000.
Слайд 18Образовательные ресурсы (ссылки на сайты):
Министерство образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/
Федеральное
агентство по образованию (Рособразование):http://www.ed.gov.ru/
Федеральное агентство по науке и образованию: http://www.fasi.gov.ru/
Федеральная
служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам:http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru
Российское образование: федеральный портал: http://www.edu.ru/
Федеральный справочник «Образование в России»:http://federalbook.ru/projects/fso/fso.html
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки:http://old.obrnadzor.gov.ru/
Официальный информационный портал единого государственного экзамена: http://www.ege.edu.ru/
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/activity/main_directions/recognition_and_confirmation_of_documents/http://abitur.nica.ru/ -
Слайд 19
Для текущего контроля используются:
Собеседование – специальная беседа преподавателя со студентом на
темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний
студента .
Коллоквиум может служить формой не только проверки, но и повышения знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса, обычно не включаемые в тематику учебных занятий.
Тест - простейшая форма контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин.
Контрольная работа является более сложной формой проверки; она может применяться для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам циклов.
Эссе – одна из форм письменных работ. Роль этой формы контроля особенно важна при формировании универсальных компетенций выпускника, предполагающих приобретение основ гуманитарных, социальных и экономических знаний, освоение базовых методов соответствующих наук.
Реферат – форма письменной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла.
Слайд 20
Рекомендуемые инновационные оценочные средства текущего контроля:
Модульно-рейтинговая система – это метод, при
котором учебный материал разделяется на логически завершенные части (модули), после
изучения которого предусматривается аттестация в форме контрольной работы, теста, коллоквиума и т.д. Работы оцениваются в баллах, сумма которых дает рейтинг каждого учащегося.
Кейс-метод – это метод, сущность которого состоит в том, что учебный материал подается студентам виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления сбора необходимой информации, ее анализа, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
Метод развивающейся кооперации - метод, предназначенный для решения задач, трудно выполнимых в индивидуальном порядке, для которых нужна кооперация, объединение учащихся с распределением внутренних ролей в группе.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Слайд 21Cамостоятельная работа:
Репродуктивная самостоятельная работа: Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы,
Интернет-ресурсов, повторение учебного материала и др.
Познавательно-поисковая самостоятельная работа: Подготовка сообщений,
докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.
Творческая самостоятельная работа: Написание рефератов, научных статей, участие в научно-исследовательской работе, подготовка магистерской диссертации, участие в студенческих научных конференциях, выполнение специальных заданий и др.
При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы должна представлять единство двух взаимосвязанных форм:
Внеаудиторная самостоятельная работа;
Аудиторная самостоятельная работа.
Слайд 22ГЛОССАРИЙ
Учебный курс - систематическое изложение какой-либо науки или отдельной её части,
которые в общеобразовательных программах выступают как учебные предметы (например, история
состоит из всеобщей истории и истории России).
Программа (от греч. – объявление, распоряжение) – целостное, краткое изложение содержания какой-либо деятельности; содержание и план деятельности, работ; нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.
Учебная программа
дидактическая модель учебного курса, в которой определено содержание образования и способы организации его усвоения обучающимися;