Слайд 1О.Б. Логинова
07 июня, 2016
Формируем ключевые компетенции и личностные характеристики.
Сотрудничество и
коммуникация.
Умение работать в команде. Взаимодействие со сверстниками. Лидерские качества.
Интеграция
ИКТ в учебный процесс
Формируем навыки XXI века
Слайд 2Тематика вебинаров «Формируем
навыки XXI века»
Формируем ключевые компетенции
и личностные характеристики
Ценностные установки
и моральная компетентность
Оценочная самостоятельность. Личностная и познавательная рефлексия
Самоорганизация и регуляция
учебной деятельности. Настойчивость.
Сотрудничество и коммуникация. Умение работать в команде. Взаимодействие со сверстниками. Лидерские качества
Интеграция ИКТ в учебный кроцесс
Самостоятельное пополнение, перенос и интеграция знаний. Разрешение проблем. Навыки проектно-исследовательской деятельности. Любознательность и инициативность. Критическое мышление, креативность, инновационость
Результаты и оценки, проблемы, решения
Слайд 3Памятка
«Параметры учебных заданий»
Слайд 4Необходимость целенаправленного формирования способности к коммуникации, сотрудничеству и кооперации
Слайд 5Умею слушать и слышать
другое мнение, стараюсь его
учесть, если считаю верным
Позиционное
сотрудничество
(учение в общении)
Учебное сотрудничество:
важнейшие компоненты
Слайд 6Участие в действиях целеполагания
и контроля, 2013 и 2014
Слайд 7Оценка качества начального образования
Достижение предметных результатов:
Русский язык, Математика, 2014
100
80
100
0
80
60
40
20
20
40
60
Недостаточный
Пониженный
Базовый
Повышенный
Высокий
5
19
13
40
23
МАТЕМАТИКА
2
16
13
45
24
РУССКИЙ ЯЗЫК
2014
г., около 11 тыс. учащихся из 8 регионов
Процент учащихся
без изменений
сократилось
вдвое
по срав-
нению с 2013
увеличилось
Слайд 8МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
регулятивные
коммуникативные
познавательные
целеполагание
речевые средства, в
т.ч. с опорой на
ИКТ
работа с инфор-
мацией: поиск,
запись,
восприятие
в т.ч. средствами
ИКТ
планирование
способ
действия
контроль
коррекция
коммуникация при
взаимодействии
использование
моделей, знаков
и символов,схем
логические опе-
рации: анализ,
синтез, сравнение,
сериация, класси-
фикация, обобще-
ние, подведение
под понятие, ана-
логия, суждение
чтение
ИКТ
Оценка по
результатам
выполнения
Оценка в
процессе
выполнения
Структура метапредметных действий
проектно
-исследов.
деятельн.
Слайд 9 Уровень сформированности регулятивных и коммуникативных действий: результаты исследований
Слайд 10ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ: 2014, НШ
Инструментарий:
групповые проекты
Познавательный
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ
О ЗЕМЛЕ?»
Конструкторский
«МАКЕТ ДЕТСКОЙ
ПЛОЩАДКИ»
Исследовательский
«КАК
МЫ ПРОВО-
ДИМ СВОБОДНОЕ
ВРЕМЯ?»
Социальный
«ПОМОГИ
БУДУЩЕМУ
ПЕРВОКЛАССНИКУ»
Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек,
уточняют тему проекта,
планируют работу и готовят макет, плакат, или компьютерную презентацию,
которую представляют классу. Они отмечают стикерами наиболее понравившуюся
им работу и оценивают работу своей группы и свой вклад в работу группы.
короткий текст,
вопросы к нему
и иллюстрации,
загадки, пословицы
список литературы
макет – рисунок,
или из ЛЕГО,
или из пластилина
+ пояснения
вопросы, опрос
диаграмма
текст-интерпретация
выделяют возможные
проблемы
первоклассников и
составляют план
помощи/опеки
Наблюдаем: планирование работы и ее исполнение, взаимодействие,
конфликты, активность, инициативность
Слайд 11карта наблюдений
лист планирова-ния и продвиже-ния по заданию
презентация или иные материалы
листы
самооценки
материалы целенаправ-ленных наблюдений
рабочие материалы групп
видеозапись
результаты взаимооценки (голосование)
Групповой проект
Работа в группе:
саморегуляция
сотрудничество
коммуникация
использование
ИКТ
1-3 урока
Оценка качества образования, НШ:
метапредметные результаты: инструментарий
Комплексные работы на межпредметной
основе:
работа с текстом
решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково-символических средств, схем
Первая часть
1 урок
Слайд 12Групповые проекты: инструментарий
Материалы для учащихся
Задание:
контекст: мотивация, проектная идея;
требования к продукту;
советы
по организации работы,
примеры оформления
Памятка
Слайд 13Групповые проекты: инструментарий
Материалы для учащихся
Лист планирования
и продвижения
Лист самооценки
Ресурсы
Слайд 14Групповые проекты: инструментарий
Материалы для учителя
Инструменты для оценки результатов
Карта наблюдений
Слайд 15Групповые проекты: инструментарий
Материалы для учителя
Инструменты для оценки результатов
Карта
эксперта
Рекомендации
и
формы для
Фиксации
данных
Дополнительные критерии оценки:
замысел проекта
качество планирования
полнота используемых средств
соответствие требованиям
работа с
информацией
Слайд 16Групповые проекты: распределение
учащихся по проектам, 2015, 85 тыс.
познавательный
конструкторский
исследовательский социальный
не указан
Слайд 172
Примеры выполненных проектов
Навыки подготовки презентаций, 2013
Слайд 182
Примеры выполненных проектов
Работа с графическим редактором, 2013
Слайд 192
Примеры выполненных проектов:
Познавательный проект, 2013
Слайд 202
Примеры выполненных проектов:
Конструкторский проект, 2013
Слайд 212
Примеры выполненных проектов:
Исследовательский проект, 2013
Слайд 222
Примеры выполненных проектов:
Социальный проект, 2013
Слайд 23Групповые проекты: инструментарий
Спецификация: регуляция
Слайд 24Особенности достижений учащихся
из разных групп: регуляция, 2015
делал, что считал
нужным
отступал от
плана
Слайд 25Групповые проекты: инструментарий
Спецификация: коммуникация
Слайд 26Особенности достижений учащихся
из разных групп: коммуникация, 2015
презентация
конфликты
инициатива
децентрация
лидерство
Слайд 27Качество совместной работы и
общая успешность группы
Слайд 28Распределение учащихся по уровням
достижений: все регионы, 2015
Слайд 29Портрет успешного ученика (41%)
Обладают целостным видением учебной задачи; могут наметить
план действий и воплотить замысел
Активно участвуют в работе, инициативны, вклад
в работу значителен. Проявляют стремление к лидерству, часто становятся лидерами, но и готовы работать в команде «на вторых ролях»
В конфликт стараются не вступать, но могут стать и инициатором.
Разрешить конфликт стремятся конструктивно: переговорами и поиском оптимального решения
Прислушиваются к партнёру, стараются учесть его позицию, если считают верной
Достаточно высоко оценивают свои усилия, средняя самооценка 6,5 баллов (по 10-ти балльной шкале)
Слайд 30Группа неоднородна
Около 15% имеют существенные проблемы
Остальные (80%) обладают многими
необходимыми качествами для успешного учения, но нуждаются в поддержке учителя
Как правило, не участвуют в выработке цели/плана, довольству- ются ролью ведомых. Активны, но инициативу не проявляют.
Около половины: а) контролируют ход работы, но только свои действия, б) прислушивается к партнерам, в) ищет конструктивное разрешение конфликта
Портрет ученика с низким
уровнем достижений (10%)
Около 6% имеют высокие показатели по всем пара-метрам за исключением: 1) активности и инициатив-ности, 2) участия в презентации, 3) стремления к лидерству.
Слайд 31Распределение учащихся по уровням
достижений: 2013 – 2015 г.г.
Слайд 32Способность выдвинуть собственную идею
и удерживать замысел проекта: пример 1
Познавательный
проект “Что мы знаем о Земле”
50%
11%
Слайд 33Способность выдвинуть собственную идею
и удерживать замысел проекта: пример 2
Конструкторский
проект “Детская площадка”
60%
10%
Слайд 34Способность выдвинуть собственную идею
и удерживать замысел проекта: пример 3
Социальный
проект “Помоги будущему
первокласснику”
41%
44%
13%
Слайд 35Способность выдвинуть собственную идею
и удерживать замысел проекта: пример 4
Исследовательский
проект. Опрос “Как мы
проводим свободное время”
45%
36%
Слайд 36Наблюдаемая положительная динамика по всем показа-телям (кроме использования ИКТ) говорит
о том, работа в парах и малых группах все больше
становится обычной практикой.
О чём говорят результаты?
Актуальные задачи учителя сегодня:
повышение эффективности совместной работы учащихся и поддержка отдельных учеников
целенаправленное расширение педагогического арсенала учебных заданий и ситуаций, иницииру-ющих познавательную активность учащихся
3) формирование оценочной самостоятельности
И учителей, и учащихся удалось сформировать положительную установку на «учение в общении».
Слайд 38Особенности учебных заданий, направленных на формирование коммуникативных умений
Слайд 39КОММУНИКАЦИЯ
МР: 7, 9, 11
активное использование речевых средств для решения коммуникативных
и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Требования стандарта к личностным
и метапредметным результатам. НШ
Слайд 40КОММУНИКАЦИЯ
МР: 7, 9, 11
активное использование речевых средств для решения коммуникативных
и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Требования стандарта к личностным
и метапредметным результатам. НШ
Слайд 41Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. ОШ
КОММУНИКАЦИЯ
(ЛР: 7;
МР: 8, 10)
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Слайд 42Формирование коммуникативных умений связано преимущественно с ситуациями очного, заочного и(или)
виртуального общения, предполагающими вступление в диалог
(в том числе – с
воображаемым собеседником),
а также – владения
речевыми средствами
навыками смыслового чтения
другими изобразительно-выразительными средствами
Коммуникация:
анализ состава учебных действий
предметный
аспект
Слайд 43проявляется в том, что высказывание или текст всегда существует только
в
определённой ситуации общения:
КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, ЧТО и
КАК говорит или пишет:
КТО – автор (говорящий или пишущий)
КОМУ – адресат (слушающий или читающий)
ГДЕ – место общения
КОГДА – время общения
ПОЧЕМУ – мотив, причина общения
ЗАЧЕМ – цель общения
ЧТО – предмет речи, тема
КАК – способ выражения мыслей
Коммуникативность текста
или высказывания
Слайд 44В какой мере задание требует
развёрнутой (достаточно протяженной и связной) коммуникации
с
определёнными параметрами?
Коммуникация:
основной вопрос к заданию
Слайд 45Коммуникация:
модели и формат заданий
«Хорошее» задание требует участия в диалоге, создания
собственного высказыва-ния или текста, для которого заданы, или известны заранее,
или определены учащи-мися самостоятельно, основные параметры :
коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет);
тема и предмет (ЧТО говорит или пишет);
формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет);
Слайд 46Первый вопрос:
Задание предполагает диалог, связную, распространённую коммуникацию?
ДА
Второй и третий
вопросы:
Задана ли коммуникативная задача?
Определены ли иные параметры (тема или
предмет, формат) коммуникации?
В “хороших”
заданиях:
НЕТ
ДА
1
2
3
4
НЕТ
2
В одном случае
В обоих случаях
Оценка учебных заданий:
коммуникация
Слайд 47Памятка
«Параметры учебных заданий»
Слайд 48 Задание 1. Прочитай слова, характеризую-
щие разные поступки людей:
А.
добрый; Б. равнодушный;
В. внимательный; Г. отзывчивый;
Д. завистливый; Е. честный.
Отметь слова, которыми можно
охарактеризовать поступок Серёжи.
Умение: устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, пояснять (объяснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста.
КОД ЗАДАНИЯ:
1
Коммуникация:
оценка (кодировка) заданий
Слайд 49Задание 2. Прочитайте выразительно по ролям диалог Серёжи с контролерами
из текста Ю. Ермолаева «Самое обыкновенное чудо».
Найдите в тексте этот отрывок,
расставьте в нём роли и подготовьтесь к выразительному чтению. Прочитайте отрывок классу.
КОД ЗАДАНИЯ:
2
Коммуникация:
оценка (кодировка) заданий
Слайд 50Задание 3.
Рассмотри лежащие перед тобой иллюстрации и составь небольшой рассказ.
Озаглавь
текст.
КОД ЗАДАНИЯ:
3
Коммуникация:
оценка (кодировка) заданий
Слайд 51Коммуникация:
пример «хорошего» задания
Эта фотография сделана в путешествии по тундре
Представь, что
ты тоже путешествовал по тундре.
Расскажи другу о том, что ты
увидел во время своей поездки.
В своем рассказе обязательно укажи:
какие растения можно встретить в тундре;
какие животные там обитают
чем занимаются жители тундры.
Слайд 52Можно ли считать коммуникацией:
презентацию?
участие в форуме? SMS-сообщение?
задание с выбором ответа
или задание на заполнение пропусков и пробелов?
задание с кратким свободным
ответом?
решение математической задачи?
Существенный критерий – объем
высказывания или текста
Коммуникация:
проблемы для обсуждения
Слайд 53 Примеры учебных ситуаций, направленных на формирование коммуникативных умений
Слайд 54Совместная работа учащихся, организация позиционного сотрудничества
Коммуникация при взаимодействии:
шаги и учебные
ситуации
Освоение форм взаимодействия
Знаки для обсуждения и дискуссии
?
Формы вежливого обращения/отказа …
Правила
оценочных высказываний:
1) похвалить,
2) задать вопрос,
3) высказать мнение
4) оцениваем РАБОТУ, а НЕ АВТОРА!
Слайд 55Выполнение парных, групповых, командных заданий на разных предметах, в том
числе – предполагающие общение посредством ИКТ
Коммуникация при взаимодействии:
учебные задания и
ситуации
Метапредметные учебные задания, например,
разработка «Руководства по работе в группе»
разработка «Правил подготовки презентаций»
самооценка работы в группе и т.п.
Задания-игры: «Ты со мной согласен?»
«Я …, а ты?», «Следуйте моей инструкции»,
«Прочти записку глазами адресата …»
Слайд 56Коммуникация при взаимодействии:
учимся задавать вопросы
Уточняющие («ЛИ»-вопросы):
Верно ли …
Надо ли …
Должен
ли …
Восполняющие (непрямые вопросы):
Есть у меня шестерка слуг (Кто? Что?
Где? Когда? Почему?)
Задаем вопрос тому, кто изображен на рисунке
Какой вопрос поможет тебе узнать больше/новое о …
Представь себе …
Задай вопрос герою
Слайд 57Коммуникация при взаимодействии:
учимся задавать «хорошие» вопросы
Узнай загаданное слово
Угадай, о чем
спросили
Что случилось? Почему? Разгадай ситуацию
«У нас в классе гость». Готовимся
к интервью
ДО ВСТРЕЧИ
О чём мы спросим гостя?
Как ты думаешь, что он ответит на твой вопрос? Это то, что ты хотел услышать? Как тебе стоит изменить вопрос?
ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ
Какой вопрос оказался самым интересным?
Слайд 58Обучение созданию высказываний
и текстов в ходе обучения
описание-повствование-рассуждение
литературный-деловой-эпистолярный
информативные-оценочные-предписывающие
монологические-диалогические
научный, публицистический, деловой
разные жанры
литературных текстов
письменный-устный
ораторский-официальный-разговорный
профессиональный, просторечный, жаргон
Слайд 59Особенности учебных текстов в
ходе обучения иностранным языкам
Слайд 60Особенности учебных текстов в
ходе обучения иностранным языкам
Слайд 62 Особенности учебных заданий, направленных на формирование готовности и способности к
сотрудничеству
Слайд 63СОТРУДНИЧЕСТВО
ЛР: 9; МР: 12, 13
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в сов-местной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Требования стандарта к личностным
и метапредметным результатам. НШ
Слайд 64СОТРУДНИЧЕСТВО
(ЛР: 4, 5; МР: 9)
формирование готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм,
правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Требования стандарта к личностным
и метапредметным результатам. ОШ
Слайд 65Формирование способности к сотрудничеству связано с выполнением согласованных совместных действий
Сотрудничество:
анализ
состава учебных действий
Сотрудничество предполагает личный вклад
каждого и зависимость общего результата
от
вклада каждого из участников работы
Слайд 66В какой мере задание требует совместной работы учащихся между собой
и(или) с другими людьми, при которой они вступают в отношения
партнеров равно заинтересованных в создании общего продукта?
Сотрудничество:
основной вопрос к заданию
Слайд 67 «Хорошее» задание – всегда групповое или парное, оно требует
совместной работы
учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том
числе – принятия согласованных решений, например:
о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…;
о способах выполнения задания;
о распределении обязанностей, координации усилий;
разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля;
создания общего продукта из взаимосвязанных частей
Сотрудничество:
модели и формат заданий
Слайд 68Первый вопрос:
Задание требует совместных действий?
ДА
Второй и третий вопросы:
Учащиеся
принимают согласованные решения?
Разделяют ответственность за конечный результат и/или создают общий
продукт?
В “хороших”
заданиях:
НЕТ
ДА
1
2
3
4
НЕТ
2
В одном случае
В обоих случаях
Оценка учебных заданий:
сотрудничество
Слайд 69Памятка
«Параметры учебных заданий»
Слайд 70КОД ЗАДАНИЯ:
1
Задание 1. Прими участие в конкурсе на луч-шую сказку.
(Критерии оценки прилагаются)
1). Перечитай свои любимые сказки. Как они обычно
начинаются и как заканчиваются?
2). Выбери и запиши имена положительных и отрицательных героев.
3). Придумай сюжет сказки: …
4). Обсуди в группе придуманный тобой сюжет, если нужно измени его.
5). Придумай, как будут выглядеть и говорить герои.
6). Подготовь черновик и обсуди его в группе.
7). Подготовь окончательный вариант.
Сотрудничество:
оценка (кодировка) заданий
Слайд 71КОД ЗАДАНИЯ:
4
Задание 2 (для выполнения группой).
Для
костюмированного бала надо изготовить карнавальные маски. Найдите с помощью поисковой
системы Интернета совет, как изготовить карнавальную маску. Обсудите в группе, какую маску лучше выбрать и почему?
По результатам обсуждения подготовьте и представьте классу небольшую (не более чем на 3-4 слайда) групповую презентацию о том, какую маску вы выбрали и почему, как ее можно изготовить.
При создании презентации предусмотрите возможность выступления с коротким устным сообщением каждого участника вашей группы.
Сотрудничество:
оценка (кодировка) заданий
Слайд 72КОД ЗАДАНИЯ:
3
Задание 3 (для работы в паре).
Придумайте задачу о четверокласснике. Задача должна решаться в два действия.
Запишите условие и вопрос задачи, её решение.
Оцените вашу задачу. Это задача про четвероклассника? Сколько в ней действий? Имеет ли она решение? Может быть, вы хотите что-то изменить?
Сотрудничество:
оценка (кодировка) заданий
Слайд 73КОД ЗАДАНИЯ:
2
Задание 4 (для работы в паре).
Придумайте каждый свою задачу о четвероклас-снике. Задача должна решаться в
два действия. Запишите условие и вопрос задачи – каждый на своём листе.
Обменяйтесь листами с соседом по парте и решите на черновике задачу соседа.
Обсудите придуманные вами задачи и их реше-ния; если нужно, измените условия ваших задач и решите их снова.
Сотрудничество:
оценка (кодировка) заданий
Слайд 74КОД:
1
Задание 1. Подготовь для выставки плакат (экспонат, заметку …)
Договоритесь
о требования к экспонатам, оформлению залов: …
3
Задание 2. Выполните задания
теста и осуществите взаимопроверку
2
Задание 3. Подготовка групповой презен-тации (например, «Сезонные изменения в природе» и т.п.). Требования к шаблонам: …
4
Задание 4. Виртуальный музей (забытых вещей, выражений, птиц, полезных ископаемых, …).
Срок открытия музея: …
3
Сотрудничество:
оценка (кодировка) заданий
Слайд 75Можно ли считать сотрудничеством:
обратную связь, например при взаимооценке?
участие в совместном
обсуждении, например, в «мозговом штурме»?
получение консультаций от эксперта?
совместное выполнение лабораторной
работы?
Основной критерий – характер отношений
между взаимодействующими субъектами
(“равно заинтересованные партнеры” или “опекун-подопечный”)
Сотрудничество:
проблемы для обсуждения
Слайд 76 Примеры учебных ситуаций, направленных на формирование готовности и способности к
сотрудничеству
Слайд 77Сотрудничество:
шаги и учебные ситуации
Освоение форм взаимодействия
Учимся обращаться друг к другу
?
Учимся
действовать с ситуации несогласия:
О чём спорят и о чём не
спорят?
Как надо и как не надо спорить?
Что надо сделать, чтобы выяснить, кто прав?
Слайд 78Сотрудничество:
шаги и учебные ситуации
Осознание необходимости сотрудничать.
В каких случаях лучше работать
вместе?
Какую работу лучше делать вместе, а какую – одному?
Учимся распределять
обязанности: как определить, кому что лучше поручить?
Нужно ли определять личный вклад в общую работу и когда? Как это лучше делать?
Что делает лидер? Хороший лидер
Слайд 79Нужен ли в команде лидер?
Лидер обязательно нужен, потому что…
Слайд 80Нужен ли в команде лидер?
Как лучше – работать с лидером
или без?
Слайд 81Сотрудничество и коммуникация:
сопоставление
диалог
ситуация
общения
речевые и
иные средства,
отвечающие
коммуникативной
задаче
формату
общения
средства и
способы действий,
отвечающие
предмету
сотрудничества
процессу
сотрудничества
Слайд 82Использование Икт в целях обучения и развития
Слайд 83Необходимость интеграции ИКТ в учебный процесс
Слайд 8455
МАТЕМАТИКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
16
9
6
12
37
18
32
Уровень показателя исполь-
зования ИКТ учащимися
Средний балл (в % от
выполнения работы) для разных
показателей уровня использования ИКТ учащимися
Процент
учащихся
Русский язык
Математика
67
61
70
64
71
Практически
не
используют
От случая к случаю,
узкий спектр
От случая к случаю,
широкий спектр
Практически посто-
янно, узкий спектр
5
9
Практически посто-
янно, широкий спектр
63
70
71
Комментарий.
Заметно возрос уровень
интеграции ИКТ в учеб-
ный процесс
68
71
67
Использование ИКТ учащимися
способствует обучению и развитию, 2014
Слайд 85овладение школьниками инструментом “взрослой” профессиональной деятельности
средство формирования универсальных (метапредметных) учебных
действий
дополнительное педагогическое средство воздействия (мотивация, индивидуализация обучения, интенсификация учебного процесса
без перегрузки учащихся)
Смысл интеграции ИКТ
в учебный процесс
Слайд 86Смысл понятия “ИКТ”
Компьютер, стандартное
программное обеспечение,
периферия
ИКТ
Компьютер с выходом в Интернет
Конструкторы, среды,
виртуальные
лаборатории
Цифровые инструменты и датчики
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
См. также дополнительные материалы
Слайд 87Мультмедийное оборудование
документ-
камера
проектор
интерактивная
доска
Средства фиксации и ввода
система для голосования
система видео-конференции
текстов
звуков
изображений
Слайд 88Стандартное программное
обеспечение
текстовый редактор
редактор нелинейных текстов
редактор презентаций
графический редактор
Слайд 89Стандартное программное
обеспечение
редактор видео-
и мультипликаций
редактор фотографий
редактор таблиц
редактор концептуальных и
организационных диаграмм
Слайд 90Выход в Интернет
поисковые
сервисы
социальные сети
средства образовательного
взаимодействия в информа-
ционном пространстве школы
средства коммуникации
Слайд 91Цифровые инструменты, датчики
микроскоп
телескоп
Цифровые датчики и лаборатории, конструкторы:
естествознание, физика, химия, биология,
технология
синтезаторы, звуковые и музыкальные редакторы
Слайд 92Конструкторы, среды,
виртуальные лаборатории, НШ
русский язык,
информатика
окружающий мир
чтение, русский язык, изобразительное искусство,
информатика
математика
Слайд 93Конструкторы, среды,
виртуальные лаборатории, ОШ
Гуманитарные науки
Слайд 94Конструкторы, среды,
виртуальные лаборатории, ОШ
Математический конструктор
Математика
Слайд 95Конструкторы, среды,
виртуальные лаборатории, ОШ
Виртуальная лаборатория. Физика
Слайд 96Конструкторы, среды,
виртуальные лаборатории, ОШ
Виртуальная лаборатория.
Химия
Виртуальный живой уголок. Биология
Слайд 97Конструкторы, среды,
виртуальные лаборатории, ОШ
Школьная геоинформационная система.
Работа с географическими картами
Слайд 98Конструкторы, среды,
виртуальные лаборатории, ОШ
Школьная геоинформационная система.
Работа с историческими картами
Слайд 99Единая
коллекция
Цифровых
Образова-
тельных
Ресурсов
http://school-collection.edu.ru
Где брать ресурсы?
Скачать программы
просмотра ресурсов
Ссылки на другие
ресурсы
Слайд 100Единая
коллекция
Цифровых
Образова-
тельных
Ресурсов
http://school-collection.edu.ru
Программы просмотра ресурсов
Где брать ресурсы?
Слайд 101Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/
Где брать ресурсы?
Слайд 102Единое окно доступа к информационным ресурсам
http://window.edu.ru/
Где брать ресурсы?
Слайд 103Класс EOR - Электронные Образовательные Ресурсы
http://eorhelp.ru/
Более
40 тыс.
авторских план-конспектов по
всем предметам
Где брать ресурсы?
См. также дополнительные материалы
Слайд 104 Особенности учебных заданий, направленных на формирование ИКТ-компетентности школьников
Слайд 106Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. НШ
ИКТ ДЛЯ
ОБУЧЕНИЯ
МР: 7, 8, 16
активное использование средств информационных и коммуникационных технологий
для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Слайд 107Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. ОШ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ
МР:
11
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, активное
использование средств ИКТ
См. также дополнительные материалы
Слайд 108Формирование ИКТ-компетентности связано с использованием ИКТ учащи-мися в целях их
обучения и развития:
для поиска, обработки, анализа, обобщения, оценки, преобразования, представления
и передачи информации;
для осуществления образовательного взаимодействия;
для организации и мониторинга своей деятельности.
Использование ИКТ:
анализ состава учебных действий
Слайд 109В какой мере задание поощряет учащихся использовать ИКТ
в целях обучения
и развития?
Основной вопрос к заданию:
использование ИКТ для обучения
Слайд 110Описание «хорошего» задания:
использование ИКТ для обучения
«Хорошее» задание требует такого использования
ИКТ учащимися, которое способствует:
приобретению новых знаний на основе поиска и
обработки информации;
формированию всех ключевых навыков (сотрудничества, коммуникации; саморегуляции и т.д.)
достижению более сложных ИКТ-навыков;
выполнению ранее недоступных на уроке действий, операций
Слайд 111Первый вопрос:
Задание требует/предполагает использование ИКТ учащимися?
ДА
Второй вопрос:
Как, для
чего учащиеся используют ИКТ?
В целях развития
для получения нового знания, в
т.ч. - сложных ИКТ-навыков
для освоения УУД
В “хороших”
заданиях:
Третий вопрос:
ИКТ действительно необходимо?
НЕТ
НЕТ
ДА
Для формирования испол-нительской компетенции
1
2
3
4
Оценка учебных заданий
С использованием ИКТ
Слайд 112Выполнение ранее недоступных
действий: пример задания (НШ)
Конкурс на лучший рассказ (для
работы в парах)
Художник и писатель сочиняли рассказ, но всё перепута-ли.
Помогите им закончить рассказ.
Вы можете выбрать героев своего рассказа и место собы-тий. Помещая своих героев на выбранные картинки, восстанови-вите последовательность событий в рассказе.
Затем по этим картинкам вы составите связный рассказ и расскажете его соседу по парте. А ваши соседи будут слушать рассказы и записывать их на диктофон. Потом вы поменяетесь ролями.
Когда все закончат составлять и записывать свои расска-зы, мы приступим к конкурсу. Сегодня на уроке прослушаем несколько рассказов, остальные послушаем на следующих уроках, а потом выберем лучшие рассказы.
Обратите внимание на песочные часы. Вы должны уло-житься в отведенное время.
Слайд 113Учет индивидуальных
особенностей: пример задания (НШ)
Словарный диктант
Устный счёт
Ответ можно дать, пока
экран активен.
Время, в течение которого экран активен, ребёнок может менять
самостоятельно
Аудиоресурс (при необходимости возможна визуальная поддержка)
слово или пример
Место для записи ответа
______________________________
Слайд 114Примеры “хороших” заданий
Групповой проект “Изучение микроклимата” (Биология)
Изучите микроклимат классных
помещений и микрорайона школы .
Как влияют температура, освещенность, влажность
на здоровье и самочувствие человека?
Определите эти параметры для различных классных комнат и сделайте обоснованные выводы о состоянии этих помещений.
Выявите помещения с неблагоприятными условиями и предложите способы компенсации обнаруженных проблем.
Изучите микроклимат микрорайона школы.
Подготовьте и оформите отчет.
Средний возраст учащихся – 14 лет. Групповой отчет по выполненному исследованию содержит список использованных источников и приборов, описание методов, описание влияния температуры, освещенности, влажности на здоровье, данные измерений, описание свойств различных растений, выводы и рекомендации, фотографии классных помещений и микрорайона школы.
Это учебное задание выполняется с использованием ИКТ и способствует формированию навыков самостоятельного приобретения знаний, сотрудничества, решения проблем, саморегуляции и самооценки.
Слайд 115 Особенности учебных ситуаций, направленных на формирование ИКТ-компетентности школьников
Слайд 1161. Работа с готовыми электрон-ными образовательными ре-сурсами (ЭОР), не требующая
их преобразования
2. Использование технических возможностей ИКТ и ЭОР как
средство выполнения задания
3. Использование технических возможностей ИКТ и ЭОР для самостоятельного создания
новых объектов
Работа с текстовыми, аудио-,
видеоресурсами, ресурсами
деловой графики
Базовые модели использования ИКТ
См. также дополнительные материалы
Слайд 117Примерная типология учебных
заданий с использованием ИТК:
базовая модель 1 (работа с
готовыми ЭОР)
Цели:
постановка/осознание проблемы
подведение под понятие,
выявление сходства, различия, общего и
особенного, соответствия, закономерности, связи, отношения…
сопоставление возможностей описания, представления, трактовок, способов действий, инструментов,
Наблюдение
Маркировка,
группировка, сериация, классификация
Подбор/отбор ресурсов
Целесообразно использовать на
этапах осознания и первичного
освоения учебного материала и
способов действий
Слайд 118Примеры заданий и работ учащихся
Наблюдение
Маркировка, группировка, сериация, классификация
Подбор/отбор ресурсов
Наблюдение
Урок «Речевой
этикет»
Урок «Живое и неживое»
Слайд 119Примерная типология учебных
заданий с использованием ИТК:
базовая модель 2 (ИКТ как
средство)
Работа с текстами
Работа с графическими объектами, моделями
Работа с данными
Целесообразно
использовать на этапах
освоения, отработки и закрепления
учебного материала и способов действий
Работа с тренажерами, тестовыми системами
Коммуникация
Планирование и мониторинг
Выполнение учебных исследований
Слайд 120Примеры заданий и работ учащихся
Наблюдение
Урок «Электромагнитное излучение»
Выполнение учебных исследований
Опыт по
изучению излучения СВЧ-печи
Слайд 121Примерная типология учебных
заданий с использованием ИТК:
базовая модель 3 (создание ЭР)
Цели:
применение знаний
формирование и совершенствование
ИКТ-навыков
Тексты: линейные и
нелинейные, гипертексты и тексты сложной струк-туры, шаблоны
Презентации: линейные и нелинейные (фото, видео-, звук, анимации), шаблоны
Объекты художественного и конструкторского творчества: фото, фильмы, мелодии, машины и механизмы …
Модели и пособия: карты, схемы, карты понятий, анимации…
Веб-сайты, веб-страницы
Слайд 122Примеры заданий и работ учащихся
Наблюдение
Я люблю родной язык
Самостоятельное создание ЭОР
Создание ЭОР на основе шаблонов Hot Potatoes
Задание для 7-8 кл.
Все мы изъясняемся на своем родном язы-ке, но все-таки сущест-вуют проблемы в его использовании.
Создайте фильм на 1-5 минут, в котором вы сможете высказаться на интересующую вас тему, связанную с рус-ским языком. Юмор приветствуется.
Слайд 123Спасибо за внимание!
Ольга Борисовна Логинова
olg9527@yandex.ru