Слайд 1ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД
К ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Зам.директора по УВР Решетникова С.В.
28.11.2019г.
Слайд 2
В оценочной деятельности
скрыто множество внутренних проблем.
Текущие реформы сделали
их более очевидными.
Слайд 3В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система
требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.
Слайд 4Особенности системы оценки качества:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка
предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения
основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Слайд 5Важно развести понятия:
Отметка –это фиксация результата оценивания в виде знака
из принятой системы, различимая по уровням ( смайлик, цветной кружок,
и пр. знаки)
Оценка- это словесная (устная или письменная) характеристика
результатов действий учащихся.
Оценивание- это и процесс, и результат, который помогает учащимся увидеть сильные и слабые стороны выполняемой работы на уроке, вовремя скорректировать ее для достижения наилучшего результата.
Слайд 81.Ступени –1 балл
2. Дверь – 1 балл
3. Окно – 1
балл
4. Окно на чердаке – 1 балл
5. Водосточная труба –
1 балл
6. Труба на крыше дома – 1 балл
7. Трава возле дома – 1 балл
8. Забор – 1 балл
9. Оформил участок эстетически
– 1 балл
10. Использовали не менее
3 цветов – 1 балл
Максимальное количество баллов – 10
0-4 балла – «2»
5-6 баллов – «3»
7-8 баллов – «4»
9 – 10 баллов – «5»
Слайд 12Цель применения
Формирующее оценивание
Для корректировки деятельности учителя и учащихся в процессе
обучения
Итоговое
оценивание
Для констатирования уровня усвоенности знаний и сформированности умений и
компетентностей у учащихся
Слайд 13На что направлено
Формирующее оценивание
Улучшение процесса обучения с учетом выявленных сильных
и слабых сторон учеников
Итоговое
оценивание
Определение уровня ЗУН и компетентностей при
завершении изучения темы, раздела
Слайд 14Как организуется
Формирующее оценивание
Наблюдение за учением
Итоговое
оценивание
Выполнение различных видов проверочных работ
Слайд 15Какой период длится
Формирующее оценивание
Непрерывный процесс
Итоговое
оценивание
Определённый период времени
Слайд 16Кто проводит
Формирующее оценивание
Оценивание проводят все участники образовательного процесса в классе
Итоговое
оценивание
Учитель
Слайд 17- Что оценивать?
- По какой шкале?
- Где накапливать
и фиксировать результаты?
- Кто должен осуществлять оценивание?
- Как
определять итоговую оценку?
Слайд 18ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные!
-
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в
ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойные оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака в фиксированной системе).
– Результаты учителя – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика).
Слайд 19КТО ОЦЕНИВАЕТ?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и
отметку-знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). Привычная форма оценки теперь дополняется такой новой формой контроля результатов, как:
– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности).
Слайд 20Виды оценивания:
Традиционные: тест, экспресс-опрос, расширенный опрос, контрольные упражнения;
Интерактивные: наблюдения, задания
моделирующие реальные жизненные ситуации, рейтинги, взаимоконтроль и самоконтроль
В системе оценивания
на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом, которая включает разнообразные методы оценивания и самооценку учащихся.
Слайд 21Критерии взаимооценки
Правильность изложения материала
Логика изложения материала, чёткость
Культура изложения материала
Дополнения других
групп
Поведение в группе, умение сотрудничать
Взаимооценка
Оценивание работы в парах при изучении
нового материала
Оценивание работы в группах при изучении нового материала
Оценивание работы в парах и группах при закреплении материала
Слайд 22Оценка результатов рефлексии учащихся
Рефлексия - размышление человека, направленное на
анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и
прошедших событий
Слайд 23Пример «Листа самооценки предметных достижений»
1. Моя задача (задание) заключалась в
том, чтобы: ….
2. Я с заданием справился / не
справился.
3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …
4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…
5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):
Слайд 25КРИТЕРИАЛЬНОЕ САМООЦЕНИВАНИЕ
«Цветовые пометки»
Красный цвет – это сигнал тревоги:
«Я этого не могу, мне трудно».
Жёлтый – цвет неуверенности:
«Я не совсем в этом разобрался».
Зелёный – цвет благополучия: «Мне всё ясно, я с этим справлюсь».
«Светофор»
Стоп! Мне нужна помощь
Нужна небольшая помощь
Можно двигаться дальше
Слайд 27«Линеечки»
КРИТЕРИАЛЬНОЕ САМООЦЕНИВАНИЕ
П
А
В
П
С
Н
Слайд 29КРИТЕРИАЛЬНОЕ ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ
«Карта оценки групповой презентации»
«Две звезды и желание»
. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают
работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».
Критерии оценки правильности прочтения произведения
- произведение прочитано всеми участниками группы без единой ошибки – 5 баллов;
- кем-либо из группы было допущено 1-2 ошибки – 4 балла;
- кем-либо из группы было допущено 3-4 ошибки – 3 балла;
- кем-либо из группы было допущено 5-6 ошибок – 2 балла;
- участниками было допущено более 6 ошибок – 1 балл.
Слайд 32Все применяемые средства, формы и методы должны обеспечить самое главное
– комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по
отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.
Слайд 33Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе.
1) оценивание должно
начинаться с первого дня обучения;
2) при оценивании необходимо опираться на
успех ребенка;
3) оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания;
4) оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку;
5) оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев;
6)оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание;
7) оценивание должно проводиться в системе.
Слайд 42СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Если представить, что дети
– яблоки, то итоговое оценивание – это просто их измерение.
Да, может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений плодов разных сортов яблонь, но это никак не влияет на качество урожая.
Формирующие оценивание – эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на рост, количество и качество плодов.
И пусть все ваши ученики, независимо от того, какие у них успехи – большие или малые – будут у вас любимыми.
Слайд 49После родительского собрания каждый родитель получит информацию
о своём ребенке.
Например, …
Таня К. хорошо умеет:
Обобщать объекты.
Находить, где предметов больше,
а
где меньше.
Выделять главные детали во внешнем виде предмета.
Тане К. нужно
Научиться следовать инструкции, которая дана в непривычном виде, например, в виде схемы или последовательности значков.
Стать более уверенной в своих силах.
Слайд 50Таблица
«Школьный старт». Индивидуальные результаты
ФИО ребенка: Василенко София Класс/группа ДОУ
1 класс
Группа стартовой
готовности: 1
Компоненты стартовой готовности Показатели Балл ребенка Значение по классу/группе
Инструментальная готовность «Могу»
Род‐вид 2 1,5 Причина‐следствие 1 1.55
Детали информации 1 1.2
Признаки понятий 2 1.73
Зрительный образ 1 1.61
Больше‐меньше 2 1.61
Объединение 2 1.58
Слова и знаки 2 1.35
Подведение под понятие 2 1.41
Закономерность 1 1.23
Сличение с образцом 2 1.76
Инструкция 2 1.58
Взрослый, как источник информации 2 1.85
Личностная готовность «Хочу»
Отношение к школе 2 1.08
Мотивация (степень сложности) 2 1.44
Слайд 51График «Индивидуальные результаты на фоне результатов класса»
Слайд 53Оценка общего уровня стартовой готовности каждого ребенка и класса в
целом