Разделы презентаций


ИСТОРИЯ НАУКИ

Содержание

ПЕРИОДИЗАЦИЯ НАУКИ Основные периоды развития науки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИСТОРИЯ НАУКИ

ИСТОРИЯ НАУКИ

Слайд 2ПЕРИОДИЗАЦИЯ НАУКИ Основные периоды развития науки

ПЕРИОДИЗАЦИЯ НАУКИ  Основные периоды развития науки

Слайд 3Изучение исторических периодов науки связано с пониманием следующих факторов их

развития:
общего исторического фона функционирования и развития науки данного периода (историческая

характеристика);
характерных для рассматриваемого периода социально-куль- турных факторов, детерминирующих развитие научного знания
(социокультурная характеристика);
основных научных открытий и теорий, способов научного мышле- ния, специфичных для рассматриваемого периода (когнитивная характеристика);
творческих биографий, нравственного выбора и судеб ученых, персонифицирующих историю данного времени (экзистенциаль ная и этическая характеристика).

Изучение исторических периодов науки связано с пониманием следующих факторов их развития: общего исторического фона функционирования и развития

Слайд 4 СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ И ЕГО СТРУКТУРА
Динамика исторического развития науки сопровождается

закономерной сменой исторических стилей научного мышления, опирающихся на принятые научным

сообществом определенной эпохи фундаментальные теории и их философские основания — онтологию, гносеологию и методологию.

СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ  И ЕГО СТРУКТУРА Динамика исторического развития науки сопровождается закономерной сменой исторических стилей

Слайд 5Структура философских оснований стиля научного мышления
Онтология — представления о характере

реальности, которую изучает наука (например, для классической механики такой реальностью

является закономерное и однозначное движение тел, для квантовой механики — вероятностное поведение элементарных частиц, имеющих корпускулярно-волновую природу, и т.д.)
Гносеология — представления о структуре научного познания, о присущих ему субъект-объектных отношениях, о способах формирования и верификации научных теорий, о научной истине, о соотношении научного знания и практики и т.д.
Методология — представления о совокупности способов (методов) научно-познавательной деятельности.

Основная проблема изучения эволюции научного знания, характеризующая логику его развития, связана с пониманием того, каким образом происходит смена стилей научного мышления, в чем их теоретическая сущность, когнитивные особенности и возможности.

Структура философских оснований стиля научного мышления Онтология — представления о характере реальности, которую изучает наука (например, для

Слайд 6ДОКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД НАУКИ

ДОКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД НАУКИ

Слайд 7АНТИЧНАЯ НАУКА
Парадигма античной науки
Онтологический аспект античной науки составляли представления о

Космосе как едином целом, в основе которого лежат принципы и

первоначала, детерминирующие развитие всех природных и социальных процессов. Общая картина природы основывалась на геоцентрической системе Аристотеля — Птолемея.

Гносеологическая матрица античного мышления основывалась (кроме скептиков и софистов) на вере в познаваемость мира, на представлении о познании как процессе, в котором субъект и объект органически связаны, «неразрывны и неразличимы».
Методология античного познания базировалась на умозрении, интеллектуальной интуиции, наблюдении, структурном анализе (атомистическая школа), использовании математики (пифагорейская, платоновская, александрийская школы), аналогий, сравнений и обобщений.

АНТИЧНАЯ НАУКА Парадигма античной наукиОнтологический аспект античной науки составляли представления о Космосе как едином целом, в основе

Слайд 8СРЕДНЕВЕКОВАЯ НАУКА
Основные точки зрения на взаимосвязь религии и науки
Рационалистическая, представленная

школой П. Абеляра (1079— 1142). В ее основе лежало положение

о разуме как критерии истины: все должно подвергаться испытанию разума, в том числе и догматы веры.
Дуалистическая, возникшая в учении латинских аверроистов. Главная идея последователей И. Аверроэса (1126—1198) (одного из арабских интерпретаторов Аристотеля) — относительная самостоятельность и независимость науки от религии. Эта позиция обосновывалась существованием двух родов истин: научных и божественных.
Предметная, выраженная в учении Иоанна Салисберийского (1110— 1180), предложившего разделять науку и теологию по их предметам: наука и теология имеют различные предметы познания, они должны находится строго в рамках своего предмета, и поэтому у них не может возникнуть разных суждений по одному и тому же вопросу.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ НАУКА Основные точки зрения на взаимосвязь религии и наукиРационалистическая, представленная школой П. Абеляра (1079— 1142). В

Слайд 9Основные положения о соотношении веры и разума
теология и наука одинаково

необходимы, у каждой из них есть свой предмет и свои

проблемы;
существуют два рода истин — божественная и научная, имеющие различные источники: первая основана на откровении, вторая — на чувственном опыте и разуме; божественная истина является высшей по отношению к научной;
научные знания не могут противостоять догматам веры, а могут только подтверждать последние;
существуют истины, недоступные разуму: догмат воскрешения, Святая Троица, сотворение мира, бессмертие души и т.д., поэтому они не могут входить в сферу науки. Любые попытки научного опровержения этих истин являются бессмысленными.

Основные положения о соотношении веры и разума теология и наука одинаково необходимы, у каждой из них есть

Слайд 10ПАРАДИГМА СРЕДНЕВЕКОВОЙ НАУКИ
Онтологические представления о мире сводились к идее креационизма,

божественном творении природы и человека, вечном (божественном) и преходящем (земном)

пространстве и времени, божественной детерминации и провиденциализме.
Гносеологическая матрица мышления основывалась на идее существования двух видов истины: истины веры (божественные) и истины разума (научные); первые «выше» вторых. Субъект и объект познания теоретически не разведены. Признаются чувственные и сверхчувственные (интеллигибельные) объекты.

Методологические принципы включали интуитивное познание бога, схоластику (логические, грамматические и герменевтические рассуждения), доказательство от авторитета, комментарии, цитирование Священного писания, трудов Платона и Аристотеля. В конкретных науках господствовали методы познания античной науки — умозрение, созерцательность, сравнение, аналогия, описание явлений. В определенной степени развивались логика, грамматика, математика, однако их методы не находили применения в конкретных научных исследованиях.

ПАРАДИГМА СРЕДНЕВЕКОВОЙ НАУКИ Онтологические представления о мире сводились к идее креационизма, божественном творении природы и человека, вечном

Слайд 11ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci, 1452—1519). Один из величайших

представителей науки, искусства и культуры итальянского Возрождения, художник, писатель, гуманист.

Автор многочисленных открытий, экспериментальных исследований в области математики, естественных наук, механики, создатель технических проектов, опередивших на многие века его время.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci, 1452—1519). Один из величайших представителей науки, искусства и культуры итальянского Возрождения,

Слайд 12ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. НАТУРФИЛОСОФИЯ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Характерные черты натурфилософии эпохи Возрождения

пантеизм (в

соответствии с которым управляющие миром принципы истолковывались как внутренние закономерности

самой природы, тем самым бог отождествлялся с сущностью природы);
органистический взгляд на мир как на живой, изменяющийся организм; понимание человека как части природы;
элементы диалектического мышления («совпадение противоположностей» у Н. Кузанского);
создание новой, гелиоцентрической картины мира (Н. Коперник, Дж. Бруно).

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. НАТУРФИЛОСОФИЯ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИХарактерные черты натурфилософии эпохи Возрожденияпантеизм (в соответствии с которым управляющие миром принципы

Слайд 13Основные проблемы социально-гуманитарных дисциплин
политика и мораль в творчестве Данте Алигьери

(1265—1321; «Монархия») и Николо Макиавелли (1469—1527; «Государь»)
этика Жана Кальвина (1509—1564):

культ трудолюбия, предприимчивости, деловой честности, верности слову, личный аскетизм
социальные утопии Т. Мора (1473—1535) и Т. Кампанеллы (1568— 1639), в которых идея гуманизма воплощена в футуристических социальных проектах

В эпоху Возрождения возникает гуманистическое мировоззрение, возрождается свободная от схоластики философия, обращенная к природным и социальным проблемам, начинает формироваться новая научная картина мира на основе гелиоцентрической системы Коперника.

Основные проблемы социально-гуманитарных дисциплин политика и мораль в творчестве Данте Алигьери (1265—1321; «Монархия») и Николо Макиавелли (1469—1527;

Слайд 14НОВОЕ ВРЕМЯ. КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА Дидактическая модель изучения классической науки

НОВОЕ ВРЕМЯ.  КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА Дидактическая модель изучения классической науки

Слайд 15ОПЫТ ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЯ Водяные часы
Опыт показывает, что шарик, движущийся из состояния

покоя по наклонной плоскости, проходит первый участок дистанции медленнее, чем

последующие; самая большая скорость на последнем участке. То есть катящийся по наклонной шар движется с постоянным ускорением. Этот факт был сформулирован Галилеем в виде закона: расстояние, проходимое телом из состояния покоя, пропорционально квадрату времени.

ОПЫТ ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЯ Водяные часы Опыт показывает, что шарик, движущийся из состояния покоя по наклонной плоскости, проходит

Слайд 16Из данного закона Галилей вывел ряд следствий, относящихся к свободному

падению тел в пространстве:
падающие тела, как и наклонно движущиеся, имеют

постоянное ускорение;
ускорение всех падающих тел (g) одинаково и не зависит от их веса, оно равно 9,8 м/сек2;
расстояние, пройденное падающим телом, зависит только от величины времени его падения S = gt2/2.

Законы Галилея о наклонном движении и свободном падении тел и вытекающие из них следствия могли быть использованы при решении самых разнообразных задач, связанных с механическим движением: полетом снарядов, летательных аппаратов, перемещением различных тел и т.д.

Из данного закона Галилей вывел ряд следствий, относящихся к свободному падению тел в пространстве:падающие тела, как и

Слайд 17ПАРАДИГМА КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
Онтология классического естествознания:
гелиоцентрическая картина мира,
материя — вещество,

характеризующееся массой, силой, покоем, импульсом, скоростью, ускорением,
основные законы движения —

механические,
пространство и время независимы друг от друга и от материи,
геометрия физического пространства — евклидова,
все процессы в природе однозначно детерминированы,
причина изменения движения — внешнее воздействие других тел.

Гносеология классической науки исходит из принципов:
разграничения и противопоставления субъекта и объекта познавательной деятельности,
необходимости и возможности элиминации субъекта из результатов познания,
однозначности истины для одного и того же предмета или процесса,
верифицируемости научных истин экспериментом,
идеалом научного знания является классическая механика.

ПАРАДИГМА КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ Онтология классического естествознания:гелиоцентрическая картина мира, материя — вещество, характеризующееся массой, силой, покоем, импульсом, скоростью,

Слайд 18ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ НА РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Под воздействием классической механики

происходили следующие процессы в науке и философии Нового времени:
интенсивный рост

математических знаний, совершенствование математического метода, математизация естествознания;
дифференциация теоретического естествознания, возникновение новых научных дисциплин, постепенное превращение естествознания в дисциплинарно организованную науку;
возникновение нового этапа во взаимоотношении науки и философии, появление первой волны позитивизма (О. Конт, 1798—1857);
существенные изменения в философии Нового времени под влиянием развития науки;
формирование технических и социально-гуманитарных наук.

ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ  НА РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ Под воздействием классической механики происходили следующие процессы в науке

Слайд 19ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В НОВОЕ ВРЕМЯ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В НОВОЕ ВРЕМЯ

Слайд 21НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД НАУКИ
Теория относительности и квантовая механика положили начало неклассическому

периоду науки. Под их влиянием произошли коренные изменения в принципах

научного познания:
изменился стиль научного мышления в связи с осознанием принципиальной роли субъекта в познавательном процессе (создание и выбор измерительных приборов, конструирование мысленных моделей, представляющих объект познания, интерпретация результатов исследования, выбор теории и др.);
появляется новая стратегия развертывания теоретического знания; его путь может начинаться не с эмпирической реальности (как в классической механике), а с теоретической модели (конструкта) этой реальности;
возникает новая версия принципа простоты: он связывается с построением теоретической модели объекта, идеализирующей, а значит, упрощающей реальность, выделяя в ней только необходимые и существенные для исследования признаки;
исчезает представление об истине как окончательном, полном, однозначном, не имеющем других вариантов адекватном знании о действительности. Она все чаще трактуется как результат когнитивного консенсуса в определенном научном сообществе.

НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД НАУКИ Теория относительности и квантовая механика положили начало неклассическому периоду науки. Под их влиянием произошли

Слайд 22ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
В о н т о л о

г и и
изучение объектов с релятивистскими свойствами (например, пространства, времени

и массы в теории относительности);
индетерминизм (поведение микрочастиц в квантовой механике);
структурность и системность объектов (сложные структуры систем атомов, молекул и других элементарных частиц).

В м е т о д о л о г и и
постулирование многообразия научных методов познания; • признание существенной роли интуиции в научном познании;
творческий конструктивизм, идеальное моделирование.

В г н о с е о л о г и и
изменение понимания результатов субъект-объектных отношений в процессе научного познания: они не истолковываются больше ни как полностью субъективные, ни как полностью объективные (М. Борн);
трансформация представлений о научной истине как абсолютно адекватной модели реальности;
усиление значения гипотетичности и вероятности в научных знаниях;
утверждение возможности только частичной эмпирической и теоретической верификации научных гипотез.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ  НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ В о н т о л о г и иизучение объектов с

Слайд 23ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
В области онтологии:
глобализация и усложнение объектов исследования;

актуальным является изучение глобальных процессов информации, экологии, экономики, политики, науки

и т.д. Предметом исследования становятся сверхсложные и эволюционирующие объекты (физические, биологические, технологические, компьютерные, социальные и др.);
социализация объекта исследования, возрастание взаимосвязи науки и техники с социальными процессами;
актуализация гуманитарных и этических проблем в научном познании.
В области гносеологии:
усиление влияния субъекта в научном исследовании: возрастание роли человеческого фактора, нравственной позиции ученых в решении биологических, медицинских, экологических, энергетических, демографических и других проблем;
изменение в понимании научной истины: осознание ее социокультурной природы и консенсуального характера;
осознание принципиально диалогового, коммуникативного характера процесса научного познания;
ориентация научных исследований и проектов на практический результат, достижение их эффективности и экономической целесообразности.
В области методологии:
возникновение новых методов познания: компьютерных, системных, информационных, синергетических и др.;
комплексные когнитивные программы в естественных и социальных науках, методологическая свобода и разнообразие;
постструктуралистская матрица познания, основанная на осознании и осмыслении контекстуального характера существования, рассмотрения и решения любых научных проблем.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ В области онтологии:глобализация и усложнение объектов исследования; актуальным является изучение глобальных процессов

Слайд 24ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Слайд 25СТРУКТУРА И ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
1. Предмет философии науки
Эпистемология и

философия науки.
Предмет современной философии науки.
Взаимосвязь философии и науки.
Философские проблемы науки.
Классификация

наук.
Роль науки в современном обществе.
2. Научное знание, его природа, сущность и структура
Понятие науки.
Основные уровни научного знания.
Эмпирическое знание, его методы и функции.
Теоретическое знание, его методы и функции.
Философские основания науки, их природа и типология.
Научная рациональность и ее типы.
Идеалы и нормы научного исследования, их синхронное и историческое многообразие.
Научная картина мира. Ее природа, виды и функции.


3. Научно-познавательная деятельность
Основные модели научного познания: 1) предметная (эмпирическая и идеально-конструктивная), 2) «проблемная».
Научно-познавательный цикл: его структура и последовательность этапов.
Методы и средства научной деятельности.
Инфраструктура научно-познавательной деятельности.
Объект и субъект научной деятельности.
Познавательные возможности науки. Проблема научной истины.
4. Наука как социальный институт
Процесс исторической институализации науки.
Особенности науки как социального института.
Формы организации науки.
Научные коллективы. Этос науки.
Правовое регулирование научной деятельности.
Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании науки.

СТРУКТУРА И ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ  ФИЛОСОФИИ НАУКИ 1. Предмет философии наукиЭпистемология и философия науки.Предмет современной философии науки.Взаимосвязь

Слайд 265. Наука как основа инновационной системы общества
Роль науки в инновационных

процессах.
Наука и экономика.
Экономика науки. Эффективность научных исследований.
Наука, техника, технологии.
Наука и

социальная практика.
Сциентизм и антисциентизм в оценке возможностей и роли науки.
6. Наука как подсистема культуры
Социокультурная природа науки.
Исторические типы науки.
Влияние культуры и ее различных структур на науку.
Влияние науки на культуру и ее динамику.
Функции науки в культуре. Наука и современные глобальные проблемы.
Наука, демократия и прогресс человеческой цивилизации.

7. Антропология, аксиология и этика науки
Научное творчество: когнитивная детерминация и когнитивная свобода.
Научные ценности и мотивация научной деятельности.
Научное и общественное признание ученых.
Приоритеты в науке. Социальный характер научной деятельности.
Научные коммуникации: противоречия и консенсус в науке.
Консерватизм и догматизм в науке. Критика и самокритика как условие развития науки и способ утверждения научной истины.
Когнитивная, социальная и экзистенциальная ответственность ученого.
Наука и общество. Наука и государство. Ноосфера и ее роль в развитии человеческой цивилизации.
Свобода, демократия и гуманизм как культурные ценности науки.

5. Наука как основа инновационной системы обществаРоль науки в инновационных процессах.Наука и экономика.Экономика науки. Эффективность научных исследований.Наука,

Слайд 27ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Традиционный философский подход, основанный на понимании философии

науки как эпистемологии.
Позитивизм («три волны»), основанный на отрицании значения для

науки философии в ее классическом понимании как метафизики; идея построения новой (позитивной) философии, которая служила бы задачам реального научного познания.
Прагматизм (в частности, инструментализм), исходящий из принципа ориентации науки на практическую применимость ее результатов и оценки последних прежде всего с точки зрения их практической эффективности.
Философско-социологические и культурологические направления исследования науки, акцентирующие внимание на проблемах социокультурной обусловленности научного познания, научных коммуникациях, антропологических и аксиологических основаниях науки (Т. Кун, Г. Башляр, Дж. Бернал, Б. Гессен, В. Библер, Г. Гачев и др.).

Философия науки в зависимости от способа решения основных проблем эпистемологического, социального и аксиологического характера включает в себя следующие основные направления:

Постпозитивизм (совокупность различных направлений в философии науки, возникших после «заката» логического позитивизма как парадигмы западной философии науки первой половины ХХ в.). Это — критический рационализм (или фальфисикационизм) К. Поппера, методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса, эволюционная эпистемология Ст. Тулмина, концепция неявного знания М. Полани, методологический анархизм П. Фейерабенда и др. Эти концепции исходят из того, что основным противоречием в развитии науки является противоречие между эмпирическим и теоретическим знанием.
Постструктурализм и постмодернизм, исходящие из принципиальной субъективности и неопределенности любого знания (в том числе и научного), его дискурсной (языковой) и коммуникативной природы, его нарративности и контекстуальности (Ж. Деррида, Ж. Лакан, Р. Барт, Ф. Лиотар и др.). Основным объектом постструкталистской философии науки являются гуманитарные и социальные науки.
Диалектическая концепция философии науки, основанная на идее внутренней взаимосвязи философии и науки, их исторической изменчивости и социокультурной обусловленности, субъект-объектной природы знания (Б. Кедров, М. Мамардашвили, И. Фролов, В. Степин и др.).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ФИЛОСОФИИ НАУКИ Традиционный философский подход, основанный на понимании философии науки как эпистемологии.Позитивизм («три волны»),

Слайд 28ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ НАУКИ
В широком философском формате наука рассматривается в следующих

основных аспектах:
как важнейшая и органическая часть культуры; последняя в существенной

степени определяет динамику развития науки и научного знания;
как особый вид познавательной деятельности, нацеленный на создание логически доказательных систем объективного знания, научных теорий, не только объясняющих природные, социальные и человеческие проблемы, но и формирующих технологические программы социально-экономического развития;
как социальный институт, включающий комплекс научно-исследовательских и образовательных центров, институтов, организаций, средств коммуникаций, государственную политику в сфере науки, научно-исследовательские программы и т.д.;
как специфическая форма жизни, в основе которой лежит особый набор ценностей и регуляторов поведения в научной среде.

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ НАУКИ В широком философском формате наука рассматривается в следующих основных аспектах:как важнейшая и органическая часть

Слайд 29ОБЩИЕ ФАКТОРЫ (ЗАКОНОМЕРНОСТИ) РАЗВИТИЯ НАУКИ
Внешние детерминанты развития науки
(экстерналистский аспект)

обусловленность

развития науки потребностями культуры и общественно-исторической практики;
зависимость направленности и характера

научных исследований от доминирующих в обществе социально-ценностных ориентаций;
влияние гуманитарной и этической составляющих на развитие научных исследований и оценку их результатов.

Внутренние детерминанты развития науки
(интерналистский аспект)

огромный запас накопленного научного знания, способствующий его относительно самостоятельному развитию;
определенная степень преемственности в эволюции идей, принципов, теорий и методов науки;
нелинейность развития научных знаний и возможность спонтанных изменений траекторий их развития (в критических точках исчерпания прежнего потенциала динамики и роста определенных исследовательских программ);
взаимодействие и взаимопроникновение содержания и методов различных отраслей науки, интеграция и дифференциация научного знания;
плюрализм научных взглядов, соперничество концепций, идей, теорий.

ОБЩИЕ ФАКТОРЫ (ЗАКОНОМЕРНОСТИ) РАЗВИТИЯ НАУКИ Внешние детерминанты развития науки (экстерналистский аспект)обусловленность развития науки потребностями культуры и общественно-исторической

Слайд 30КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК; ФУНКЦИИ НАУКИ
Иногда в эту классификацию включают философию и

ее различные дисциплины (онтология, теория познания, социальная философия, этика, эстетика,

общая теория культуры и т.д.)

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК; ФУНКЦИИ НАУКИ Иногда в эту классификацию включают философию и ее различные дисциплины (онтология, теория познания,

Слайд 31ОСНОВАНИЯ НАУКИ
«Основания выступают систематизирующим блоком, который определяет стратегию научного поиска,

систематизацию полученных знаний и обеспечивает их включение в культуру соответствующей

исторической эпохи» (В.С. Степин)
Философские основания науки
онтологические: влияние философских знаний, идей, принципов, категориального аппарата на обоснование «онтологических постулатов науки» (В.С. Степин) (представления о структуре мира, характере детерминации объектов, типе законов и т.д.);
гносеологические: воздействие философской теории познания, ее фундаментальных проблем на методологию конкретных наук (концепции познаваемости мира, соотношения различных видов познания; истины и возможности ее достижения; взаимосвязи теории и практики и др.);
аксиологические, в частности этические основания деятельности отдельных ученых, научных сообществ, науки в целом.

Содержательно-нормативные основания науки
парадигмы, дисциплинарные и междисциплинарные матрицы;
научно-исследовательские программы; • стиль и принципы научного мышления.
Научная картина мира
специальная (частная) научная картина мира (дисциплинарная онтология);
естественно-научная и социальная картина мира;
Общенаучная картина мира.




ОСНОВАНИЯ НАУКИ«Основания выступают систематизирующим блоком, который определяет стратегию научного поиска, систематизацию полученных знаний и обеспечивает их включение

Слайд 32НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
КУН СЭМЮЭЛЬ ТОМАС (1922—1996) — американский

физик, философ и историк науки. Автор концепции научных революций как

смены парадигм. «Под парадигмой, — писал Кун, — я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение какого-то времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения» («Структура научных революций»).



НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУН СЭМЮЭЛЬ ТОМАС (1922—1996) — американский физик, философ и историк науки. Автор

Слайд 33ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ
ПОППЕР КАРЛ РАЙМОНД (1902—1994) — британский философ, логик, социолог,

основатель школы «критического реализма». Основные работы: «Логика и рост научного

знания», «Нищета историцизма», «Открытое общество и его враги». Ввел в философию науки понятие «принцип фальсификации».


Схематическое изображение принципа фальсификации


Демаркация — процесс сификация — методологиразделения научного и неческая процедура критиченаучного знания, представского испытания опытом ляющий собой важнейшую
различных гипотез, теорий, проблему философии науки
концепций и т.п.




Взаимоотношение опыта и теории. Опыт принципиально не может ни доказать, ни подтвердить истинность научной теории, а может только опровергнуть ее, если она ложная. Только потенциальная опровержимость теории является свидетельством ее научности. Истинность же опыта, фактов есть результат конвенции, соглашения ученых



ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПОППЕР КАРЛ РАЙМОНД (1902—1994) — британский философ, логик, социолог, основатель школы «критического реализма». Основные работы:

Слайд 34СТРУКТУРА «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ»
ЛАКАТОС ИМРЕ (1922—1974) — математик, логик и философ

науки. Родился в Венгрии, с 1958 г. работал в Великобритании.

Автор концепции развития науки, основанной на идее конкурирующих научноисследовательских программ. Основные труды: «Доказательства и опровержения», «История науки и ее рациональные реконструкции».

Основные компоненты исследовательской программы
Позитивная эвристика.
Вспомогательные гипотезы («защитный пояс» ядра).
Фундаментальная теория («жесткое ядро» программы).
Негативная эвристика.

СТРУКТУРА  «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ» ЛАКАТОС ИМРЕ (1922—1974) — математик, логик и философ науки. Родился в Венгрии, с

Слайд 35МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ  НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Слайд 36ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
«Проблемная» модель научного познания (К. Поппер и

др.)

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ  НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ «Проблемная» модель научного познания (К. Поппер и др.)

Слайд 37КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОЙ ИСТИНЫ
Теория корреспонденции или соответствия («тождества») знания о действительности

самой действительности. Истина как субъективный образ объективной реальности (Аристотель, Дж.

Локк, французские материалисты, теория отражения).
Концепция развивающейся истины. Истина как перманентный процесс движения от незнания к знанию, от знания одного поряд ка к более глубокому знанию; поэтому она всегда относительна (Г.В.Ф. Гегель, Э. Бернштейн, К. Поппер).
Теория когеренции или истина как соответствие одной истины другой. Истина — логически взаимосвязанная система знаний, выражающая отдельные стороны изучаемых объектов в их единстве и взаимосвязи (Г. Лейбниц, Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др.).
Концепция конвенциального характера истины. В основе любой научной теории лежит определенная конвенциально принятая система аксиом, норм и законов (А. Пуанкаре, Ле Руа, П. Дюгем, Р. Карнап и др.).
Прагматистская теория истины, основанная на ее практическом истолковании как полезного когнитивного инструмента ориентации людей и средства их успешной деятельности (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, Ф. Франк и др.).
Социологическая теория истины как результата когнитивного консенсуса членов профессионального научного сообщества. Достижение такого консенсуса, как правило, занимает достаточно продолжительный отрезок времени, сопровождается активным обменом мнений между учеными, критикой, экспертными оценками, дискуссиями, подключением к ним научных лидеров. С этой точки зрения истина всегда относительна, социальна и условна (М. Малкей, Дж. Гилберт, С. Уолгар, К.-Д. Кнорр-Цетина и др.).

КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОЙ ИСТИНЫТеория корреспонденции или соответствия («тождества») знания о действительности самой действительности. Истина как субъективный образ объективной

Слайд 38СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОЙ
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ

Слайд 39СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ
ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ НАУКИ
Решение любой философской проблемы науки означает

не что иное, как разрешение противоречия и достижения гармонии между

определенным конкретно-научным и философским знанием. Это может быть достигнуто тремя возможными способами:
1) изменением содержания конкретно-научного знания как элемента имеющегося противоречия;
2) изменением содержания его философской интерпретации;
3) изменением содержания и того и другого.
СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ НАУКИРешение любой философской проблемы науки означает не что иное, как разрешение противоречия и

Слайд 40КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ НАУКИ
Конкретно-научная Философская «Смешанное» компонента компонента основание,
философской

философской включающее проблемы науки проблемы науки обе омпоненты

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ НАУКИКонкретно-научная Философская «Смешанное» компонента компонента основание, философской философской включающее проблемы науки проблемы науки обе

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика