Слайд 1
Формообразование
Основы дигитальной архитектуры.
Анализ дигитальных форм
на примере работы Стивена Холла
Преподаватель: Кудинов О. А.
Студенты: Гринько Ю., Зозуля Д., гр.БАГ-51.
Слайд 2Дигитальные формы в архитектуре.
Дигитальный стиль в архитектуре 90-х обладает следующими
характеристиками формы:
1 Криволинейность
2 Случайность (форма выглядит произвольным сочетанием
линий и плоскостей)
3 Редупликационная полицентричность (форма развивается из нескольких центров, являющихся редупликациями одного случайного узла)
Слайд 3Дигитальные формы в архитектуре.
4 Атектоничность (неразличение верха и низа, форма
может вертеться как угодно)
5 Экстенсивное развитие (форма стремится заполнить
все возможное пространство)
6 Незавершенность (и этого пространства ей все равно мало).
Слайд 4Дигитальные формы в архитектуре.
Функция дигитальных простарвнств – быть вместилищами естественного
света и воздуха – не придает пространству никакой определенности, ибо
свет и воздух есть просто свойства архитектурного пространства как материала. Оно именно лепится– у него еще нет формы. Оно ограниченно, но его границы лишены всякой определенности. Это пространство, уже ухваченное архитектором для дальнейшей работы, но еще этой работе как бы не подвергшееся.
Слайд 5Дигитальные формы в архитектуре.
Феномен пространства вообще. Стратегия авангарда с самого
его начала – поход в сторону первоэлементов. Авангардные здания обнажались
до первоэлемента функции, первоэлемента конструкции, первоэлемента материала. И всю дорогу авангард постоянно заявлял о своей претензии на пространство, но до сих пор никому еще первоэлемента пространства слепить не удавалось.
Слайд 6Дигитальные формы в архитектуре.
Дигитальный стиль является просто подпорками для того,
чтобы ухватить архитектурное пространство как первоэлемент, из которого потом можно
вылепить уже что угодно.
Слайд 7Дигитальные формы в архитектуре.
На первый взгляд, общежитие Стивена Холла есть
еще один шаг (вслед за проектами Тома Ковача, Захи Хадид,
работами Кооп Химмельблау 90-х, Асимптоты, Массимилиано Фуксаса и т.д.) в утверждении дигитального стиля в реальности строительства.
Слайд 8Дигитальные формы в архитектуре.
Пять его пещер, пронизывающих элементарную сетчатую структуру,
есть как раз яркий пример дигитальной формы, и все шесть
характеристик дигитального стиля, которые я назвал, полностью применимы к ним. Серьезный шаг в утверждении дигитальной формы, который я имею в виду, это введение сетки, на фоне которой эта форма существует.
Слайд 9Дигитальные формы в архитектуре.
Внешняя сетка, которая придает дигитальной форме относительную
масштабность (шаг клетки) и относительную тектоничность, чрезвычайно важна для такой
архитектуры, поскольку служит своеобразным медиатором между ней и реальным пространством, попросту говоря, является той вешалкой, на которой висят виртуальные ткани.
Слайд 10Дигитальные формы в архитектуре.
Что особенно интересно в работе Холла –
это подчеркнутая «относительность» сетки. Сетка ведет свое происхождение от масштабных
линий экрана компьютера, принципиальной особенностью которых является «произвольность» шага – мы можем увеличивать и уменьшать его как угодно простым движением мышки, это своего рода «масштаб в себе».
Слайд 11Дигитальные формы в архитектуре.
Так вот, вводя по три окна на
этаж, Холл словно специально акцентирует произвольность шага сетки, не связанной
ни с конструкциями, ни с внутренней структурой здания. Здание из-за этого производит впечатление галюцинации – оно кажется в три раза больше, чем на самом деле, весь остальной город, сопоставленный с Симмонс-холл, кажется городом гигантов, где этажи в три раза больше, а люди в три раза выше положенного.
Слайд 12Дигитальные формы в архитектуре.
Элемент галлюциногенности архитектуры является также весьма характерным
для дигитального стиля. Но представляется, что работа Стивена Холла все
же гораздо глубже, чем просто очередное утверждение дигитального направления в современной архитектуре. Она выходит за рамки этого направления к более глубокой теме. Стивен Холл – философствующий архитектор, он пытается выстроить своего рода феноменологию архитектуры.
Слайд 13Дигитальные формы в архитектуре.
Одно его эссе называется «Феномен и идея»,
и пафос этого текста – уход от аналогии между архитектурой
и языком. Он против понимания архитектуры как системы символов, слов с некоторым значением, архитектура переживается не как смысл, а как эмоция – физически, моторно, через впечатление, которое оказывает на человека пространство.
Слайд 14Дигитальные формы в архитектуре.
Слайд 15Дигитальные формы в архитектуре.
Стратегия архитектора – именно уход от всяческих
«вторичных» смыслов, которые привносит в архитектуру ее осмысление или использование
(функциональный, символический смысл пространства) и акцентирование переживания формы. Стратегия архитектора в данном случае синонимична стратегии феноменолога – для того чтобы понять феномен, необходимо увидеть все его вторичные (прагматические, символические, генетические) смыслы и очистить от них вещь.
Слайд 16Дигитальные формы в архитектуре.
То, что останется, и есть феномен. Архитектурное
пространство отличается от просто физического: оно, во-первых, есть материал, из
которого лепится архитектура, то есть оно не пустота; оно, скорее, подобно глине, его состав – воздух и свет. А во-вторых, оно, в отличие от физического, изначально неопределенно ограничено – неясно где, неясно какая, но граница есть.
Слайд 17Дигитальные формы в архитектуре.
Феномен архитектурного пространства есть пустота как материал
для лепки, и количество этого материала всегда ограничено. Любой архитектор
легко переживает пространство таким образом – когда вы подходите к участку и начинаете в принципе раздумывать о том, что бы там могло быть, вы имеете дело именно с таким пространством. Но любой неархитектор практически никогда так переживать архитектурное пространство не может, потому что его границы уже заданы некой формой здания, и это переживание не пространства, а его границ.
Слайд 18Дигитальные формы в архитектуре.
Равно как и свойство архитектурного пространства быть
материалом превращается во вполне прозаичный материал для чего-то, то есть
в заурядную функциональность. Так вот ….Стивен Холл этими пещерами ухватывает феномен архитектурного пространства самого по себе. Их функция – быть вместилищами естественного света и воздуха – не придает пространству никакой определенности, ибо свет и воздух есть просто свойства архитектурного пространства как материала. Оно именно лепится– у него еще нет формы.
Слайд 19Дигитальные формы в архитектуре.
Оно ограниченно, но его границы лишены всякой
определенности. Это пространство, уже ухваченное архитектором для дальнейшей работы, но
еще этой работе как бы не подвергшееся.
Феномен пространства вообще. Стратегия авангарда с самого его начала – поход в сторону первоэлементов. Авангардные здания обнажались до первоэлемента функции, первоэлемента конструкции, первоэлемента материала.
Слайд 20Дигитальные формы в архитектуре.
Вывод:
Всю дорогу авангард постоянно
заявлял о своей претензии на пространство, но до сих пор
никому еще первоэлемента пространства слепить не удавалось. Именно это Стивен Холл и сделал в первый раз. Дигитальный стиль в данном случае является просто подпорками для того, чтобы ухватить архитектурное пространство как первоэлемент, из которого потом можно вылепить уже что угодно.