Разделы презентаций


Формы организации обучения географии

Содержание

План лекции1. Формы организации обучения географии: школа – СПО - ВО2. Специфика урока как формы организации обучения3. Типы уроков географии3.1. Комбинированный урок3.2. Урок изучения нового материала3.3. Вводный урок3.4. Уроки формирования (совершенствования)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формы организации обучения географии
Методика обучения географии

Лекция 4

Формы организации обучения географииМетодика обучения географииЛекция 4

Слайд 2План лекции
1. Формы организации обучения географии: школа – СПО -

ВО
2. Специфика урока как формы организации обучения
3. Типы уроков географии
3.1.

Комбинированный урок
3.2. Урок изучения нового материала
3.3. Вводный урок
3.4. Уроки формирования (совершенствования) умений и навыков
3.5. Уроки проверки, контроля и коррекции знаний
3.6. Уроки повторения знаний
3.7. Уроки обобщения знаний
4. Типология занятий в СПО и ВО
План лекции1. Формы организации обучения географии: школа – СПО - ВО2. Специфика урока как формы организации обучения3.

Слайд 3 Дидактическая копилка
Прием «Найди

ошибку»

Использование: этапы урока: изучение нового материла, закрепление, проверка состояния знаний

и умений
Значение: повышение интереса к учебному материалу
Ход:
1. Учитель сознательно делает ошибку, заметную для школьников.
2. Учащиеся при обнаружении ошибки и исправлении ее усваивают необходимые знания или умения

Дидактическая копилкаПрием «Найди ошибку»Использование: этапы урока: изучение нового материла, закрепление,

Слайд 4Вопрос 1 Формы организации обучения географии
Цель и задачи
(для чего учить?)

Содержание
(чему

учить?)

Средства обучения
(с помощью чего учить?)


Методы и формы обучения
(как учить?)


Вопрос 1 Формы организации обучения географииЦель и задачи(для чего учить?)Содержание (чему учить?)Средства обучения(с помощью чего учить?)Методы и

Слайд 5Вопрос 1 Формы организации обучения географии
Формы организации обучения – внешнее выражение

согласованной деятельности учителя и учащихся, которое осуществляется в установленном порядке

и режиме



Классно-урочная система (Я.А. Коменский)


основатель классно-урочной системы обучения

Вопрос 1 Формы организации обучения географии	Формы организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которое

Слайд 6Вопрос 1 Формы организации обучения географии
Классификации форм обучения
По особенностям
организации
По количеству

учащихся
и особенностям взаимодействия
учителя и учащихся
Урочные/ учебные
(урок, лекционно-семинарско–
зачетная
система)
2. Внеурочные /внеучебные
(учебные
экскурсии,

практикумы,
консультации, олимпиады,
экзамены, и др.)

Фронтальная
Индивидуальная
Групповая

Вопрос 1 Формы организации обучения географииКлассификации форм обученияПо особенностям организацииПо количеству учащихсяи особенностям взаимодействияучителя и учащихсяУрочные/ учебные

Слайд 7Вопрос 1 Формы организации обучения географии
Выбор формы обучения зависит от:
- задач

обучения;
- особенностей содержания школьного предмета;
- места и времени занятий школьников;
-

возраста учащихся
Вопрос 1 Формы организации обучения географии	Выбор формы обучения зависит от:	- задач обучения;	- особенностей содержания школьного предмета;	- места

Слайд 8Вопрос 1 Формы организации обучения географии
«Урок – «клеточка»
педагогического процесса.
В

нем, как солнце в капле
воды, отражаются все его
стороны.

Если не вся, то
значительная часть
педагогики концентрируется в
уроке»
М.Н.Скаткин
Вопрос 1 Формы организации обучения географии	 «Урок – «клеточка»педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды,

Слайд 9Вопрос 2 Специфика урока как формы организации обучения
Урок – занятие с

классом учеников
продолжительностью 40 – 45 минут

Урок - нормативность и

творчество.
Урок – динамичная и вариативная форма организации обучения.
Отличие урока от других
форм организации обучения:
1. Постоянная группа учащихся (класс)
2. Расписание, строго ограниченное время
3. Учащиеся обязательно работают под руководством учителя
4. Обучение самостоятельному добыванию знаний, привитие навыков самостоятельной работы
Вопрос 2 Специфика урока как формы организации обученияУрок – занятие с классом учеников продолжительностью 40 – 45

Слайд 10Вопрос 2 Специфика урока как формы организации обучения
Формирование личности школьников во

многом происходит на уроке

Уроки у учителей проходят
по-разному т.к.
1. Учитель

автор урока, урок его педагогическое произведение
2. Урок имеет художественную окраску (личностные качества учителя, мастерство и талант)

Вопрос 2 Специфика урока как формы организации обученияФормирование личности школьников во многом происходит на урокеУроки у учителей

Слайд 11Вопрос 2 Специфика урока как формы организации обучения
Аспекты урока географии:
1. Задачи

содержание средства обучения методы обучения

формы организации обучения
2. Единство деятельности учителя и учащихся
3. Организация самостоятельной деятельности школьников
4. Индивидуальный подход к учащимся (учет особенностей класса и отдельных групп школьников)
5. Занятость всех учеников на протяжении всего урока
6. Реализация задач на формирование ОТД и ЭЦО
Вопрос 2 Специфика урока как формы организации обученияАспекты урока географии:1. Задачи   содержание   средства

Слайд 12Вопрос 3

Типы уроков географии
Дидактические

классификации уроков
По дидактическим целям
По характеру познавательной деятельности
По методам обучения (урок-лекция, урок–беседа и др.)
По формам организации учебной деятельности
Этапы (звенья) урока:
Организационная часть
Проверка Д/З
Изучение нового материала
Закрепление
Подведение итогов
Д/З

Вопрос 3

Слайд 13 Вопрос 3

Типы

уроков географии

По дидактическим целям:
1.Комбинированный (1, 2, 3, 4)
2. Изучения нового материала (2, 3, 4)
3. Вводный (2, 3, 4)
4. Формирования (совершенствования) умений и навыков (1, 3, 4)
5. Проверки, контроля, коррекции знаний (1, 3, 4)
6. Повторения (1, 3,4)
7. Обобщающие (3, 4)

По характеру познавательной деятельности
1. Проблемный
2. Непроблемный


Составные части урока:
1. Проверка опорных знаний и умений
2. Изучение нового
3. Закрепление и обобщение
4. Д/З

Вопрос 3

Слайд 14 Вопрос 3.1

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Этапы урока
1. Орг. часть 1 – 2́ мин.
2. Проверка Д/З 10 – 12 мин
3. Изучение нового материала
– 15 – 20 мин.
4. Закрепление – 10 – 15 мин.
5. Подведение итогов – 5 мин
6.Д/З – 2 -3 мин.

Составные части
1. Проверка опорных знаний
и умений
2. Изучение нового
З. Закрепление и обобщение
4. Д/З

Вопрос 3.1

Слайд 15Вопрос 3.1

Комбинированный урок

Комбинированный урок

« - »
Ограниченность деятельности
Учителя и учащихся временем
2. Сложность в использовании тех-
нологий активного обучения
3. Сложно использовать инидиви-
Дуальный подход к ученику.
4. Мало внимания к развитию поз-
навательного интереса учеников.

«+»
Организационная четкость
педагогического процесса
2. Систематический характер
обучения
3. Эмоциональное воздействие
личности учителя на учащихся
4. Разносторонность и обилие
информации
5. Богатое использование
средств наглядности

Вопрос 3.1

Слайд 16Вопрос 3.2

Урок изучения нового материала
Урок изучения нового материла
Этапы урока
1. Орг. часть

1–2́ мин.
2. Постановка задач урока – 1-2 мин.
3. Изучение нового материала
– 15-20 мин.
4. Закрепление и обобщение – 10 мин.
5. Задания на применение изученного
- 10 мин.
6. Подведение итогов – 1-3 мин.
7.Д/З – 2 -3 мин.

Составные части
2. Изучение нового
З. Закрепление
и обобщение
4. Д/З

Вопрос 3.2          Урок изучения нового материалаУрок изучения нового

Слайд 17Вопрос 3.2

Урок изучения нового материала
Урок изучения нового материала
Особенности
Изучение нового, большого

по объему материала
2. Изучение сложного материала
3. Использование комплекса методов и приемов обучения
4. Активность учащихся при решении познавательных задач

Виды уроков
Школьная лекция, урок-экскурсия, киноурок, урок с сообщениями и
докладами учащихся, урок изложения материала учителем

Вопрос 3.2          Урок изучения нового материалаУрок изучения нового

Слайд 18Вопрос 3.3.

Вводные уроки

Вводные уроки

Этапы урока
1. Орг. часть 1–2́ мин.
2. Постановка задач урока – 1-2 мин.
3. Изучение нового материала
– 15-20 мин.
4. Закрепление и обобщение – 10 мин.
5. Задания на применение
изученного- 10 мин.
6. Подведение итогов – 1-3 мин.
7.Д/З – 2 -3 мин.

Составные части
2. Изучение нового
З. Закрепление
и обобщение
4. Д/З

Вопрос 3.3.

Слайд 19 Вопрос 3.3

Вводные уроки

Вводные уроки

Особенности
Использование в начале учебного года
2. Используются в начале изучения крупных тем (разделов)
3. Создают психологическую установку на предстоящую
работу
4. Формирование интереса
5. Показ практической роли географических знаний

Виды уроков
Школьная лекция, урок-экскурсия, киноурок, урок с сообщениями и
докладами учащихся, урок изложения материала учителем

Вопрос 3.3

Слайд 20Вопрос 3.4.

Уроки формирования (совершенствования) умений и навыков

Уроки формирования (совершенствования)
умений и навыков

Этапы урока
1. Орг. часть 1–2́ мин.
2. Постановка задач урока – 2 мин.
3.Знакомство со средствами обучения
– 5 мин.
4. Инструктаж – 5 - 10 мин.
5. Выполнение практических работ –
15 – 20 мин.
6. Подведение итогов – 5 мин.
7. Д/З – 2 -5 мин.

Составные части
1. Проверка опорных
знаний и умений
З. Закрепление
и обобщение
4. Д/З

Вопрос 3.4.

Слайд 21Вопрос 3.4. Уроки формирования (совершенствования) умений

и навыков
Форма учебной деятельности школьников – практические работы:
1. Обучающие
2. Тренировочные
3.

Контрольные

Результативность зависит от овладения приемами учебной работы

Виды уроков: урок с демонстрацией, урок с практической работой

Вопрос 3.4.      Уроки формирования (совершенствования) умений и навыковФорма учебной деятельности школьников –

Слайд 22Вопрос 3.4. Уроки формирования (совершенствования) умений

и навыков
Приемы учебной работы школьников:
сравнивать;
сопоставлять;
делать выводы;
работа с различными картами;
делать расчеты;
анализ

статистических показателей;
составление описаний и характеристик по плану;
установление зависимости;
установление специализации территории;
др.

Вопрос 3.4.      Уроки формирования (совершенствования) умений и навыковПриемы учебной работы школьников:сравнивать;сопоставлять;делать выводы;работа

Слайд 23

Вопрос 3.5.

Уроки проверки, контроля и коррекции знаний

Уроки проверки, контроля и коррекции знаний

Этапы урока
1. Орг. часть 1–2́ мин.
2. Постановка задач урока – 2 мин.
3. Различные упражнения для всего класса
-3 - 5 мин.
4. Коллективное обсуждение результатов
упражнений - 3 мин.
5. Выставление отметок отдельным уча-
щимся – 5 мин
6. Д/З – 1 -2 мин.
7. Подведение итогов работы учителем
- 5 мин.
8. Перспективы дальнейшего изучения
1 - 3 мин

Составные части
1. Проверка опорных
знаний и умений
З. Закрепление
и обобщение
4. Д/З

Виды уроков:
Контрольный;
урок проверки
и учета знаний;
взаимоопрос

Вопрос 3.5.

Слайд 24Вопрос 3.6.

Уроки повторения

Уроки повторения (закрепления)

Этапы урока
1. Орг. часть 1–2́ мин.
2. Постановка задач урока – 2 мин.
3. Разъяснение форм и методов про-
верки знаний -3 - 5 мин.
4. Разъяснение требований к ответам,
норм отметки 5 мин.
5. Разъяснение правил работы с источни-
ками информации – 5 мин
6. Выполнение заданий – 20 мин.
7. Проверка итогов выполнения - 5 мин.
8. Д/З – 1 -2 мин

Составные части
1. Проверка опорных
знаний и умений
З. Закрепление
и обобщение
4. Д/З

Виды уроков
Контрольный;
урок проверки
и учета знаний;
взаимоопрос

Вопрос 3.6.

Слайд 25Вопрос 3.7.

Обобщающие уроки

Обобщающие уроки

Этапы урока
1. Орг. часть 1–2́ мин.
2. Постановка задач урока – 2 мин.
3. Разъяснение форм и методов про-
верки знаний -3 - 5 мин.
4. Разъяснение требований к ответам,
норм отметки 5 мин.
5. Разъяснение правил работы с источни-
ками информации – 5 мин
6. Выполнение заданий – 20 мин.
7. Проверка итогов выполнения - 5 мин.
8. Д/З – 1 -2 мин

Составные части
З. Закрепление
и обобщение
4. Д/З

Виды уроков
урок-практикум;
урок составления
ФГХ и ЭГХ и др.

Вопрос 3.7.

Слайд 26Вопрос 3.7.

Обобщающие уроки

Значение:
Осознание ведущих идей школьной географии
Систематизация знаний
Формирование взглядов и убеждений
Наилучшее запоминание и применение знаний
Усвоение фундаментальных знаний о закономерностях географической оболочки, ее отдельных компонентов и комплексов
Осознание практической значимость географических знаний

Вопрос 3.7.

Слайд 27Вопрос 3.7.

Обобщающие уроки

Особенность -
приобретение
новых знаний на основе имеющихся (систематизация,
обобщения, переосмысление)

Специфика -
использование большого количества средств обучения:
карты, схемы, таблицы, учебные картины + специально созданные для урока обобщения

Вопрос 3.7.

Слайд 28Вопрос 4 Типология занятий в СПО и ВО
СПО
Вид:
урок,
лекция,


семинар,
практическое занятие и лабораторная работа,
контрольная работа,
самостоятельная работа,


учебная и производственные практики, курсовое проектирование (СПО),
и др.
Типы уроков в СПО:
урок изучения нового учебного материала,
комбинированный урок,
учетно-обобщающий урок,
учетно-контрольный урок.
Вопрос 4  Типология занятий в СПО и ВО СПОВид: урок, лекция, семинар, практическое занятие и лабораторная

Слайд 29Вопрос 4 Типология занятий в СПО и ВО
ВО
Вид:
лекция,
семинар,


практическое занятие;
лабораторная работа,
самостоятельная работа,
учебная и производственные практики,
курсовое

и дипломное проектирование ,
и др.
Вопрос 4  Типология занятий в СПО и ВО ВОВид: лекция, семинар, практическое занятие;лабораторная работа, самостоятельная работа,

Слайд 31Структура урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный

этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3)

Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура урока по ФГОС1. Структура урока усвоения новых знаний:1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация

Слайд 322 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1)

Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний

учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).1) Организационный этап.2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и

Слайд 333. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный

этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и

умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)1) Организационный этап.2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция

Слайд 344. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный

этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3)

Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация

Слайд 355. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка

цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний,

умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
5. Структура урока контроля знаний и умений1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Слайд 366. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги

диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной

Слайд 377. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач

урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых

знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика