Слайд 1Формы проведения логопедических занятий
Слайд 2Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием
в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением,
а на поздних этапах – в усвоении программы.
! Это способствует формированию негативного отношения к учёбе, отрицательно влияет на внутреннее состояние школьника.
Слайд 3Для оказания помощи учащимся логопеды зачисляют их на специальные коррекционные
занятия, основными задачами которых являются:
Формирование правильного произношения, развитие фонематического слуха
и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры.
Развитие навыков звуко–слогового анализа и синтеза слов.
Формирование лексико–грамматического строя речи.
Совершенствование связной речи.
Предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.
Слайд 4Основной формой логопедической работы являются групповые и индивидуальные. В группу
подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. На этих занятиях
все учащиеся выполняют одну и ту же работу парами или коллективно.
Индивидуальные занятия проводятся с одним ребёнком. Для этого разрабатываются индивидуальные программы с учётом структуры речевого дефекта конкретного учащегося и программы обучения школьного учреждения, а также содержания всех видов коррекционной работы.
Слайд 5
Все формы проведения логопедических занятий делятся на:
Обучающие, целью которых является
овладение новыми знаниями. На этих занятиях учащиеся накапливают фактический материал,
изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем ведет к формированию понятий.
Закрепляющие, на которых у учащихся совершенствуются и формируются практические умения и навыки, а так же систематизируются наиболее важные вопросы, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях у детей.
Комбинированные занятия, целью которых является решение одновременно дидактических и коррекционных задач. Такие занятия проводятся в логопедической практике чаще, чем другие.
Слайд 6Традиционная структура логопедического занятия
Организационный момент.
Повторение пройденного.
Изложение нового материала.
Закрепление изученного
материала.
Обобщение изученного, подведение итогов.
Слайд 7Формируя структуру занятия в зависимости от поставленных коррекционных задач, логопед
подбирает те или иные компоненты, как традиционные, так и творчески
переработанные с учётом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Слайд 8
К логопедическому занятию предъявляются следующие требования:
Четко формулировать тему и цель
занятия.
Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь, целенаправленность.
Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый
детям.
Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.
Доступно формулировать инструкции по выполнению заданий.
Использовать красочный наглядно - дидактический материал.
Создавать эмоциональный фон занятия.
Слайд 9С целью повышения эффективности коррекционной работы логопедические занятия можно проводить
в форме
Игры
Викторины
Имитации различных телепередач
На занятиях: нейропсихологические упражнения, элементы ЛФК
(упражнения по охране зрения, для сохранения осанки), гимнастические, артикуляционные и дыхательные упражнения.
Занятия в классе могут сочетаться с экскурсиями. При их организации школьники с нарушениями речи должны чётко представлять цель и учебные задачи, которые реализуются по ходу изучения нового речевого материала. Для этого логопед должен дать предварительный план проведения наблюдения, а в ходе самой экскурсии так организовать рассматривание изучаемых объектов или явлений, чтобы это вызвало интерес у учащихся.
Возможно проведение занятия логопедом и психологом. Такие занятия называются интегрированными. Хотя педагоги преследуют разные цели, но пути и способы их достижения оказываются общими. Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, «включение» всех типов анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического и тактильного.
Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать все свои знания и возможности для достижения хороших результатов.