Слайд 1ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Слайд 2 Формы самостоятельных занятий:
утренняя гигиеническая гимнастика;
упражнения в течение учебного дня;
самостоятельные тренировочные
занятия.
Слайд 3
.
Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в
рабочее состояние после пробуждения.
Во время утренней гимнастики и последующих
водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость
ЦНС, что способствует
улучшению функций опорно-двигательного аппарата
и внутренних органов.
Слайд 4 В комплексы утренней гимнастики следует включать упражнения
для
всех групп мышц,
дыхательные и
упражнения на гибкость. Не рекомендуется
выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, а также упражнения на выносливость (длительный бег, плавание).
Слайд 5Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными
или самостоятельными занятиями.
Выполнение физических упражнений в течение 10-15 мин через
каждые 1-1,5 часа работы оказывается более эффективным для восстановления организма, чем пассивный отдых в 2 раза более продолжительный.
Слайд 6Самостоятельные тренировочные занятия
Заниматься рекомендуется от 2 до 6 раз в
неделю по 1-1,5 часа
Тренировочные занятия
должны носить комплексный
характер, способствовать
развитию всего комплекса
физических качеств, а также
укреплять здоровье и
повышать общую
работоспособность
организма
Слайд 7Структура
самостоятельного
тренировочного
занятия
Подготовительная
часть
Основная
часть
Заключительная
часть
Слайд 8Подготовительная часть- разминка
(15-20 мин) делится на 2 части:
Общеразогревающая часть
разминки состоит из ходьбы, медленного бега, общеразвивающих гимнастических упражнений для
всех групп мышц;
В специальной части разминки выполняются отдельные элементы основных упражнений: имитационные, специально-подготовительные, основные упражнения по частям и в целом.
Слайд 9Основная часть (30-60 мин)
предполагает изучение спортивной техники и тактики.
Осуществляется разучивание, совершенствование элементов и технических приемов, развитие физических и
волевых качеств.
Слайд 10Заключительная часть (5-10 мин).
Выполняются медленный бег, переходящий в
ходьбу, упражнения на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, которые
обеспечивают постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.
Слайд 11
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Для управления
процессом самостоятельных тренировок необходимо:
Определить цель самостоятельных занятий (укрепление здоровья,
закаливание организма и улучшение общего самочувствия, повышение уровня физической подготовленности, повышение уровня спортивного мастерства).
Целесообразна разработка и корректировка перспективного плана индивидуальных занятий в зависимости от состояния собственного здоровья, медицинской группы, исходного уровня физической спортивно-технической подготовленности.
Определение и корректировка организации, методики и условий занятий, а также применяемых средств тренировки для достижения наибольшей эффективности занятий.
Слайд 12
Правила проведения самостоятельных занятий :
Не стремиться к достижению высоких
результатов в кратчайшие сроки.
Физические нагрузки должны соответствовать физиологическим
возможностям организма.
Необходимо включать упражнения для развития всех физических качеств.
Регулярность тренировок.
Слайд 13Правила проведения самостоятельных занятий :
Необходимо соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное
увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности нагрузок;
Правильное чередование нагрузок
и отдыха с учетом тренированности и переносимости нагрузок занимающимся.
Тренировку необходимо начинать с разминки, а по завершении занятия использовать восстановительные процедуры .
При отклонениях в состоянии здоровья, переутомлении, необходимы консультации преподавателя или тренера и врача.
Слайд 14
Дозирование нагрузки осуществляется изменением следующих факторов:
Слайд 15 Характеристика тренировочной нагрузки по физическим и физиологическим показателям.
Физические показатели
Интенсивность:
скорость, темп движений; Объем: продолжительность, число повторений.
Физиологические показатели
Увеличение ЧСС,
минутного объема кровообращения (МО) и др.
Слайд 16При определении интенсивности тренировочных нагрузок по ЧСС используются показатели:
Максимально допустимая
ЧСС:
ЧСС (мах)= 220 – возраст ( в годах)
Пороговая ЧСС (примерно
75% от ЧССмах) – наименьшая интенсивность, ниже которой тренировочного эффекта не возникает;
Пиковая ЧСС (примерно 95% от ЧССмах)– наибольшая интенсивность, которая не должна превышаться в результате тренировки.
Слайд 17
Зоны работы по частоте сердечных сокращений:
До 120 уд/мин – подготовительная,
разминочная.
120-140 уд/мин – восстановительно-поддерживающая.
140-160 уд/мин – развивающая выносливость, аэробная.
160-180 уд/мин
– развивающая скоростную выносливость.
Более 180 уд/мин – развитие скорости.
Слайд 18
Зоны интенсивности нагрузок по механизмам энергообеспечения:
Нулевая зона интенсивности (компенсаторная) –
ЧСС до 130 уд/мин. При зоне тренировочной нагрузки физическая работа
осуществляется с помощью аэробного механизма.
Первая тренировочная зона (аэробная) – ЧСС от 130-150 уд/мин, данный рубеж называют порогом готовности.
Вторая тренировочная зона - зона ПАНО (смешенная) – ЧСС от 150-180 уд/мин. В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэробные. Работа в этой зоне выполняется на уровне МПК.
Третья тренировочная зона – гликолитическая зона (анаэробная) – ЧСС от 180 уд/мин и более. Основной источник энергии – гликоген.
Слайд 19Оптимальный диапазон нагрузки находится в пределах ЧСС от
120 до
170 уд./мин
Слайд 20Длительность занятий и частота сердечных сокращений (ЧСС)
Слайд 21Методические принципы самостоятельных
занятий
Сознательности и активности
Систематичности
Повторяемости, вариативности
и последовательности
Доступности
Индивидуализации
Динамичности (постепенного
повышения требований)
Слайд 22Вариативность динамики нагрузок
Формы повышения нагрузок:
Прямолинейно-восходящие
Ступенчатые
Волнообразные