Слайд 2Фонопедия – особая интегративная область логопедии, изучающая голос и методы
педагогической коррекции при функциональных и органических его нарушениях.
Слайд 3Фонация – сложный психофизиологический акт, который формируется из физиологических составляющих:
1.
Голосообразование – производство гортанного звука.
2. Голосооформление – преобразование и оформление
гортанного звука в акустический продукт, имеющий индивидуальные характеристики.
Слайд 4Голосовой аппарат
энергетический генератор
резонаторная
аппарат:
звука: часть:
трахея, бронхи, гортань трахея, бронхи
легкие, диафрагма полости носа и
рта, придаточ-
ные пазухи лба
и носа
Слайд 8
Дыхание
Физиологическое Фонационное
Способы подачи звука
(голосовая атака):
Твердая атака
Мягкая атака
Придыхательная атака
Слайд 9Теории голосообразования:
Миоэластическая теория (Феррейн, 1741)
Нейрохронаксическая теория
(R.Husson, 1950)
Мукоундулярная
теория (J.Perello, 1962)
Слайд 10Акустические характеристики голоса
Высота (Гц) – субъективное восприятие частоты колебаний голосовых
складок.
Сила (громкость, дБ) – субъективное ощущение амплитуды колебаний голосовых складок.
Тембр
- сложное качество, которое складывается из совокупности колебаний голосовых складок и результата работы резонаторов.
Длительность (продолжительность) фонации – субъективное восприятие продолжительности звучания голоса.
Слайд 11Этапы возрастной эволюции голоса
1. Дошкольный (0-7 лет).
2. Домутационный (7-13 лет).
3.
Мутационный (13-15лет).
4. Постмутационный (15-17 лет).
5. Становление (17-35 лет).
6. Уверенное функционирование
(35-60 лет).
7. Угасание (60 лет и старше).
Слайд 12Методы исследования строения и функции голосового аппарата.
Ларингоскопия.
Стробоскопия.
Логопедическое обследование:
Анализ акустических характеристик;
Исследование
фонационного поля;
Определение «голосового поля»;
Психологическое обследование.
Слайд 15Классификация нарушений голоса.
Центральные
Органические:
ДЦП;
ОНМК;
неврологические заболевания.
Функциональные:
истерическая афония
Периферические
Органические:
хронические ларингиты;
парезы и параличи гортани
удаление
опухолей
рубцовые стенозы гортани
Функциональные:
гипертонусные;
гипотонусные;
спастические дисфонии;
фонастения
Слайд 16
Функциональные дисфонии - нарушения голоса, при которых
не выявляется органических повреждений.
Патогенез: нарушение
координации дыхания, голоса и артикуляции.
Субъективные синдромы: общеневрологические и местные расстройства
Классификация этиологических факторов:
Фонопонозы – патологическое воздействие механического фактора при неправильном использовании голосового аппарата или превышении его физиологических возможностей.
Фононеврозы – психогенные или неврогенные факторы
Слайд 17Гипертонусные нарушения голоса
Гипертонусная дисфония – нарушение голоса, вызываемое неконтролируемым повышением
тонуса мышц голосовых складок
Спастическая дисфония – нейродинамическое расстройство фонации из-за
дискоординации работы внутренних, наружных мышц гортани и дыхательных мышц
Слайд 18Гипотонусные нарушения голоса
Гипотонусная дисфония – нарушение голоса, обусловленное снижением мышечного
тонуса голосовых складок.
Фонастения – функциональное расстройство голоса из-за дискоординации дыхания,
фонации, артикуляции и функции резонаторных полостей на фоне особой невротической предрасположенности.
Причины:
острые заболевания ВДП;
высокая голосовая нагрузка;
соматические заболевания;
изменения гормонального статуса;
психогенные факторы;
Недостаточная постановка голоса.
Слайд 19Функциональная (психогенная) афония
Отсутствие голоса центрального происхождения, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых
мышц, имеющей нейродинамический характер.
Слайд 20Коррекция функциональных дисфоний
Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие:
Нормализация процессов возбуждения и торможения в
ЦНС.
Нормализация мышечного тонуса.
Снятие отрицательных патологических наслоений.
Постановка физиологического механизма голосообразования, координация
фонаторного акта.
Введение нового навыка в повседневную жизнь.
Фонопедия (О.С.Орлова):
Подготовительный этап.
Постановка физиологического и фонационного дыхания.
Формирование оптимального физиологического механизма голосообразования.
Закрепление навыков голосообразования и голосоведения.
Слайд 21Органические нарушения голоса возникают вследствие анатомических изменений органа или хронических
воспалительных процессов в его отделах и сопровождаются изменениями акустических качеств
голоса.
Причины:
механическое повреждение;
термическое, механическое или химическое повреждение;
новообразования;
воспалительные процессы;
нарушения кровоснабжения гортани;
дисплазии гортани.
Слайд 22Периферические парезы и параличи гортани.
Фонопедия (Е.В.Лаврова):
Рациональная психотерапия.
Коррекция физиологического и фонационного
дыхания.
Тренировка кинестезии и координации голосового аппарата с помощью фонопедических упражнений.
Автоматизация
правильной фонации вокальными упражнениями.
Слайд 23Фонопедия
(хронический ларингит)
Ограничение голосовой нагрузки (5-7 дней)
Постановка диафрагмального дыхания
Обучение приемам комфортного
голосоведения и голосооформления
при гипертонусе
при гипотонусе
Отработка приемов голосоведения и голосооформления
Слайд 24Новообразования гортани
Доброкачественные: узелки певцов
папилломы гортани
кисты гортани
фибромы гортани
Злокачественные.
Слайд 25Восстановление голоса после удаления гортани
Вызывание эзофагального (пищеводного) голоса
(С.Л.Таптапова)
Подготовительный этап –
психотерапия; работа над физиологическим и фонационным дыханием.
Формирование заместительного механизма фонации.
Овладение
навыками пользования псевдоголосом.
Автоматизация и введение усвоенного в речь.
Слайд 26Ринофония – нарушение акустических характеристик голоса в результате изменений физиологического
носового резонанса.
Открытая ринофония (органическая и функциональная; врожденная и приобретенная) –
гиперназализованный тембр голоса из-за одновременной работы ротового и носового резонатора.
Закрытая ринофония (органическая и функциональная) – пониженный физиологический носовой резонанс.
Слайд 27Коррекционная работа:
Активизация небно-глоточного затвора; коррекция дыхания; выработка направленной воздушной струи.
Постановка
голоса; подготовка органов артикуляции.
Координация навыков правильного фонационного дыхания, голосоведения и
произношения.
Слайд 28Нарушения голоса у детей.
Органические:
врожденные аномалии строения и функции
гол.аппарата;
травмы гортани;
новообразования гортани.
Функциональные:
перенапряжения голоса;
несоблюдение гигиены
певческого голоса;
нарушение использования голоса в период мутации;
психологические факторы;
патологические очаги в органах и системах, не входящих в голосовой аппарат.
Слайд 29Этапы фонопедической работы:
Подготовительный этап – подготовка функционального базиса постановки
голоса.
Постановочный этап – обучение наиболее физиологичному и эргономичному механизму голосообразования
и голосоведения.
Автоматизация и введение в речь навыков правильного голосообразования и голосоведения.
Этап сопровождения – динамическое наблюдение за качеством голосовой функции в различных условиях.
Слайд 30Профессиональные нарушения голоса
Классификация профессий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к
качеству голоса:
А. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса
– певцы, актеры, дикторы.
Б. Профессии с высокими требованиями к качеству голоса – преподаватели, ораторы, переводчики, телефонисты, воспитатели, учителя.
В. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с работой в шумной среде – адвокаты, судьи, врачи, войсковые командиры.
Слайд 31
Причины нарушений голоса профессионалов:
- большая голосовая и нервно-эмоциональная нагрузка;
частые простудные заболевания;
неблагоприятные условия труда;
стрессовые
факторы;
отсутствие навыков техники речи.
Слайд 32Профилактика нарушений голоса:
охрана и воспитание голоса с детства;
недопустимость
форсирования голоса;
пение в соответствующем диапазоне;
закаливание организма;
постановка голоса;
не допускать курения, алкоголя, горячей, холодной, острой пищи;
остерегаться простудных заболеваний;
предотвращение дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии.