Слайд 1Фортепианное
творчество
Л. Бетховена
«Лунная соната»
«Патетическая соната»
Слайд 2Л. Бетховен написал
32 сонаты для фортепиано
Соната - одна из
самых значительных сфер творчества композитора
Бетховен писал сонаты именно для фортепиано.
Напомню, что Гайдн и Моцарт не имели такой возможности. Они сочиняли для клавира (клавесина).
Фортепиано было изобретено в 1700 году и усовершенствовано во время жизни Бетховена. Композитору удалось раскрыть потенциал этого нового инструмента (тонкие градации динамики, виртуозные возможности и т.д.)
Слайд 3Основная тематика фортепианного творчества
В фортепианном творчестве Бетховен раскрывает свой внутренний
мир, исследователи выделяют две образные сферы: 1)драматическая (действенная, активная) и
2)философская (созерцательная, спокойная)
Слайд 4Сонатный цикл
Классические сонаты имеют трехчастную форму:
I Сонатное Allegro
II Andante
III Финал
Сонаты Бетховена масштабные, довольно длинные и виртуозные произведения (в
отличие от сонат Моцарта и Гайдна). Часто сонаты начинаются с медленного вступления.
Слайд 5«Патетическая соната»
1798 год
Слово патетика имеет происхождение от греч.«Пафос»-приподнято, возвышенно.
Послушайте начало каждой части, обратите внимание на характер музыки в
каждой из них.
Структура:
I Сонатное Allegro (всегда состоит из трех разделов: экспозиция-разработка-реприза. Может быть вступление и кода)
II Andante cantabile (контрастная медленная часть)
III Allegro, финал (форма рондо-сонаты. Итог всего музыкального развития)
Слайд 6Вступление
Театральные черты в сонате: конфликт между судьбой и человеком
Вступление
к сонате напоминает торжественную увертюру. Это как бы диалог: мольба
человека и грозный ответ судьбы
Слайд 71 часть Сонатное Allegro
противопоставление ОБРАЗОВ в ЭКСПОЗИЦИИ:
Стремительная ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ (быстрый
темп, восходящая мелодия, моторный аккомпанемент)
Напевная ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ (интонации вздохов)
Слайд 82 часть Andante cantabile
Музыка возвышенная, сосредоточенная
Размышления о чем-то серьезном
Широкая кантиленная
(певучая) мелодия, выразительные подголоски, негромкая динамика
Слайд 93 часть Allegro
финал (рондо-соната)
Стремительный взволнованный характер, пронизан драматизмом
Рефрен (Гл.
партия) проходит 4 раза– лирический, взволнованный характер
Эпизоды: полифонического склада
КОДА: ОСНОВНАЯ
МЫСЛЬ СОНАТЫ – воля человека, вызов судьбе
Слайд 10«Лунная соната» №14 до-диез минор 1801 год
Бетховен назвал ее «Соната
– фантазия»
По одной из версий биографов соната посвящена Джульетте Гвиччарди
(ученице Бетховена, в которую он был влюблен)
Есть и другая версия - идею первой части Бетховен взял у Моцарта. В опере «Дон Жуан» есть сцена, когда Дон Жуан убивает Командора. Все в оцепенении, чувствуется дыхание смерти. Отсюда Бетховен взял первый повторяющийся мотив. То есть соната не про любовь, а про смерть.
Слайд 11
Название
«Лунной» первую часть сонаты (Adagio sostenuto) назвал музыкальный критик Людвиг
Рельштаб в 1832 году, уже после смерти автора — он сравнил
это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».
Слайд 12Структура
1 часть Adagio sostenuto
2 часть Allegretto
3 часть Presto
agitato
Соната необычна тем, что начинается не с быстрого Аллегро, а
с медленного Адажио. Отход от правил классического цикла нужен автору для индивидуальной трактовки образа. То есть он ставит на 1 место идею, а на 2-е – средства, которыми ее можно выразить. Этим Бетховен сближается с романтиками – следующим поколением композиторов (19 века).
Слайд 13Задание
Послушайте сонаты Бетховена
Прилагаю еще сонату «Аппассионату». Напишите, как переводится это
название.