Разделы презентаций


фотосинтез В каждом маленьком растеньице, Словно в колбочке живой, Влага

Содержание

Фотосинтез – это процесс преобразования поглощенной энергии света в химическую энергию органических соединений.Е Е хим св 6СО2 + 6Н2О С6 Н12

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1фотосинтез
В каждом маленьком растеньице,
Словно в колбочке живой,
Влага солнечная пенится
И

кипит сама собой.
Николай Заболоцкий
Разобраться и понять химизм процесса фотосинтеза

как одного из важнейших процессов на Земле, обеспечивающих жизнь.
фотосинтезВ каждом маленьком растеньице, Словно в колбочке живой,Влага солнечная пенитсяИ кипит сама собой.Николай Заболоцкий Разобраться и понять

Слайд 2Фотосинтез – это процесс преобразования поглощенной
энергии света в химическую

энергию органических соединений.
Е

Е хим св

6СО2 + 6Н2О С6 Н12 О6 + 6О2

1771 г английский ученый Д.Пристли поставил классические опыты с растением мяты.

Благодаря этим опытам Д.Пристли в 1774 г. открыл кислород (одновременно с К.В. Шееле). Название этому газу дал французский ученый А.Л. Лавуазье, повторивший открытие год спустя.

Фотосинтез – это процесс преобразования поглощенной энергии света в химическую энергию органических соединений.Е

Слайд 3В 1782 г. Жан Сенебье показал, что растения, выделяя кислород, одновременно

поглощают двуокись углерода. Это позволило ему предположить, что в вещество

растения превращается углерод, входящий в состав двуокиси углерода.

Австрийский врач Ян Ингенхауз обнаружил, что растения выделяют кислород только на свету. Он погружал ветку ивы в воду и наблюдал на свету образование на листьях пузырьков кислорода. Если листья находились в темноте, пузырьки не появлялись.
Дальнейшие опыты показали, что органическая масса растения формируется не только за счет углекислого газа, но и за счет воды.

Обобщая результаты перечисленных опытов, немецкий ученый В.Пфеффер в 1877 г. дал описание процесса поглощения СО2 из воздуха при участии воды и света с образованием органического вещества и назвал его фотосинтезом.
В 1782 г. Жан Сенебье показал, что растения, выделяя кислород, одновременно поглощают двуокись углерода. Это позволило ему предположить,

Слайд 4фотосинтез
оксигенный
Аноксигенный
(без выделения кислорода)
широко распространён
растения, цианобактери
Пурпурные и зелёные

бактерий
Пространственная локализация
основным органом фотосинтеза, является лист. У некоторых суккулентов

с вырожденными листьями (например, кактусы) основная фотосинтетическая активность связана со стеблем.
фотосинтезоксигенныйАноксигенный  (без выделения кислорода)широко распространён растения, цианобактериПурпурные и зелёные бактерийПространственная локализация основным органом фотосинтеза, является лист.

Слайд 5ЛИСТ

плоский
листовая мозаика
устьица
 Ассимилирующие ткани
2. Микростроение
Хлоропласты в клетках
листа
Хлоропласты, обособленные

двухмембранные органоиды клетки
граны тилакоиды фотосистемы


 Пигмент хлорофилл

1.Макростроение

столбчатая

губчатая

Хлоропласты (зеленые пластиды).
Их цвет зависит от наличия хлорофилла.
Размер: 3-4 до 16-20 мкм.
Количество – 40 – 60 в клетке.

ЛИСТплоскийлистовая мозаикаустьица Ассимилирующие ткани2. Микростроение Хлоропласты в клетках листаХлоропласты, обособленные двухмембранные органоиды клеткиграны 		тилакоиды

Слайд 6Строение и свойства хлорофилла
молекулы хлорофилла – вещества, аккумулирующие световую

энергию
М.С.Цвет установил, что хлорофилл не представляет собой индивидуальное вещество,

а имеет несколько форм (около 10)
Главными являются две формы
хл.а (С55Н72О5N4Мg), сине-зеленого цвета
хл.b (С55Н70О6N4Мg) желто-зеленого цвета.

Хлорофилла а в листьях примерно в три раза больше по сравнению с хлорофиллом b.

Основу молекулы составляет Мg-порфириновый комплекс, состоящий из четырех пирольных колец. Пирольные кольца в молекуле хлорофилла образуют систему сопряженных связей. Такая структура облегчает поглощение кванта света и передачи энергии света электрону хлорофилла.

порфириновое ядро

спирт метанол

спирт фитол

Строение и свойства хлорофилла молекулы хлорофилла – вещества, аккумулирующие световую энергию М.С.Цвет установил, что хлорофилл не представляет

Слайд 7Существует несколько типов хлорофиллов, различающихся строением и спектрами поглощения.

Основной

присутствует у
всех растений, это хлорофилл a
дополнительный
у высших растений и

зеленых водорослей это хлорофилл b,
у бурых и диатомовых – хлорофилл с,
у красных водорослей – хлорофилл d.
У фототрофных бактерий аналог хлорофилла – бактериохлорофилл

Все растения имеют два вида хлорофилла:

Кроме хлорофилла, в растениях присутствуют и другие пигменты.
желтые пигменты –

Каротиноиды принимают участие в поглощении света при фотосинтезе, но хлорофилл является основным пигментом, а каротиноиды – дополнительными. Каротиноиды выполняют роль стабилизаторов фотосинтеза, защищая хлорофилл от самоокисления и разрушения.

оранжевые или красные пигменты – каротины

желтые – ксантофиллы

каротиноиды

фикобилины

фикоэритрины красного цвета,
фикоцианины синего цвета

Существует несколько типов хлорофиллов, различающихся строением и спектрами поглощения. Основной присутствует у всех растений, это хлорофилл aдополнительный у

Слайд 8Свойства хлорофилла
Хлорофилл имеет зеленую окраску
нерастворим в воде
растворим в органических растворителях

– спиртах, эфирах и др., но в безводных растворителях нерастворим.
хлорофилл

реагирует со щелочами, при этом образуется соль хлорофиллина зеленого цвета.
хлорофилл реагирует с кислотами по принципу замещения магния на водород с появлением бурой окраски (феофитин).
хлорофилл поглощает почти все красные и сине-феолетовые лучи. Зеленые лучи поглощаются слабо, чем и обусловливается зеленая окраска растений
 

Свойства хлорофиллаХлорофилл имеет зеленую окраскунерастворим в водерастворим в органических растворителях – спиртах, эфирах и др., но в

Слайд 9Главный «герой» фотосинтеза – квант света
Солнечный свет – это

электромагнитные волны, распространяющиеся в вакууме с максимально возможной скоростью
Электромагнитное излучение

хар-тся длиной волны и частотой.

Видимый свет используют растения для фотосинтеза.

Электромагнитные волны излучаются и поглощаются не непрерывно, а отдельными порциями – квантами (фотонами). Каждый квант света несет определенное количество энергии, которая находится в обратной зависимости от длины волны т.е. чем больше длина волны, тем меньше энергия кванта От длины волны зависит не только энергия кванта, но и его цвет

Главный «герой» фотосинтеза – квант света Солнечный свет – это электромагнитные волны, распространяющиеся в вакууме с максимально

Слайд 10Поглощении квантов света осуществляется двумя фотосистемами
длинноволновой ФС1, поглощающей свет

с длиной волны 710 нм
коротковолновой ФС2, поглощающей свет с длиной волны

690 нм

◊Светособирающие пигменты: каротиноиды, фикобилины
◊хлорофилл
◊Реакционный центр
◊ переносчики электронов белковой и небелковой природы.

Комплексы ФС2 локализованы в областях тилакоидов гран,
комплексы ФС1 находятся преимущественно в стромальных участках тилакоида.

Строение ФС

Цитохромный комплекс

Поглощении квантов света осуществляется двумя фотосистемами длинноволновой ФС1, поглощающей свет с длиной волны 710 нмкоротковолновой ФС2, поглощающей свет

Слайд 11Упрощенная модель фотосистемы. I. Антенный комплекс. II. Реакционный центр. 1. Кванты света. 2. Пигменты, поглощающие в

коротковолновой части спектра видимого света. 3. Пигменты, поглощающие в средневолновой части

спектра видимого света. 4. Молекулы хлролофилла a с различными спектрами поглощения. 5. Хлорофилл-ловушка P680 или P700. 6. Путь энергии поглощенного кванта света к хлорофиллу-ловушке

Перенос энергии происходит только от пигментов, поглощающих свет с меньшей длиной волны, к пигментам, поглощающим свет с большей длиной волны

Упрощенная модель фотосистемы. I. Антенный комплекс. II. Реакционный центр. 1. Кванты света. 2. Пигменты, поглощающие в коротковолновой части спектра видимого света.

Слайд 12Фазы фотосинтеза
Световая
Темновая
Фотофизический эт
Фотохимический эт
реакций зависят
от света
Реакций

от света
не зависят
Открыта 1958 г- Арнон
Открыта 1953 г -Кальвин
поглощение кванта

света пигментами антенного комплекса;
передача энергии кванта света на хлорофилл-ловушку;
отдача хлорофиллом-ловушкой РЦ электрона акцептору электрона.

Запасание солнечной энергии в макроэргических молекулах АТФ и НАДФ.Н

Фазы фотосинтезаСветовая Темновая Фотофизический эт Фотохимический этреакций зависятот света Реакций от светане зависятОткрыта 1958 г- АрнонОткрыта 1953

Слайд 13Молекула хлорофилла поглощает квант света и переходит в возбужденное состояние,

характеризующееся электронной структурой с повышенной энергией и способностью легко отдавать

электрон. Такой электрон можно сравнить с камнем, поднятым на высоту, – он также приобретает дополнительную потенциальную энергию. Электрон, как по ступеням, перемещается по цепочке сложных органических соединений, встроенных в мембраны хлоропласта. Эти соединения отличаются друг от друга своими окислительно-восстановительными потенциалами, которые к концу цепи повышаются. Перемещаясь с одной ступени на другую, электрон теряет энергию, которая используется для синтеза АТФ.
Растративший свою энергию электрон возвращается к хлорофиллу. Новая порция световой энергии вновь возбуждает молекулу хлорофилла. Электрон снова проходит по тому же пути, расходуя свою энергию на образование новых молекул АТФ, и весь цикл повторяется.

Физико-химические основы фотосинтеза

е

е

е

е

е

е

е

е

е

АТФ

Циклическое фосфорилирование

Молекула хлорофилла поглощает квант света и переходит в возбужденное состояние, характеризующееся электронной структурой с повышенной энергией и

Слайд 14 Молекула, поглотившая энергию, переходит в возбужденное состояние, которое является нестабильным.

Такая нестабильная молекула не может долго существовать – она стремится

избавиться от избытка энергии различными способами. Хлорофилл-ловушка в РЦ, получив энергию от антенного комплекса, переходит в возбужденное состояние (Хл+).
Возбужденный хлорофилл обладает исключительно высокой реакционной способностью и является достаточно сильным восстановителем, легко отдающим электрон первичному акцептору в РЦ. После потери электрона хлорофилл переходит в основное состояние, и этим заканчивается первый этап фотосинтеза, называемый фотофизическим.

Фазы и процессы фотосинтеза

Фотохимический этап

Первичные акцепторы фотосистем различны.
В ФС I это хлорофилл,
ФС II – феофитин.
Условно их называют окислительно-восстановительные системы Х (ФС I) и Q (ФС II).
Принимая электрон от хлорофилла, они превращаются соответственно в Х– и Q–.

1 – фотон (квант света); 2 – антенный комплекс; 3 – хлорофилл-ловушка (РЦ); 4 – первичный акцептор электрона

 Молекула, поглотившая энергию, переходит в возбужденное состояние, которое является нестабильным. Такая нестабильная молекула не может долго существовать

Слайд 15Отдавая электрон, хлорофилл превращается в Хл+.
Чтобы хлорофилл смог принять

новую порцию энергии, он должен восстановиться, т.е. вернуть себе электрон.


В РЦ ФС I электрон поступает по цепочке цитохромов (электрон-транспортной цепи) из ФС II. Таким образом электрон для ФС I образуется за счет окисления хлорофилла ФС II.

Донором электрона для ФС II является процесс фотолиз воды.









При фотолизе воды образуются атом кислорода, два атома водорода и два электрона. Именно электроны, образующиеся при фотолизе воды, восстанавливают хлорофилл ФС II. Следовательно, донором электронов для хлорофилла ФС II является молекула воды.

                       .

Реакционно – способный
радикал

Отдавая электрон, хлорофилл превращается в Хл+. Чтобы хлорофилл смог принять новую порцию энергии, он должен восстановиться, т.е.

Слайд 16Электрон, высвободившийся из хлорофилла ФС I. по электрон-транспортной цепи, отличной от

цепи, соединяющей обе фотосистемы, поступает на кофермент НАДФ, который восстанавливается

до НАДФ.Н.
В этом процессе используется атом водорода, который образуется при фотолизе воды.

Фс II

Z-схема нециклического транспорта электрона.

Циклическое фосфорилирование

Окончательная схема световой фазы фотосинтеза

Электрон, высвободившийся из хлорофилла ФС I. по электрон-транспортной цепи, отличной от цепи, соединяющей обе фотосистемы, поступает на кофермент

Слайд 17Процесс преобразования энергии света в энергию АТФ получил название фотосинтетического

фосфорилирования, или фотофосфорилирования.
нециклическое
осуществляется во время нециклического транспорта электрона
циклическое
осуществляется во

время циклического транспорта электронов при циклическом не происходит синтез НАДФ.Н, необходимый для дальнейшего синтеза глюкозы.

Процесс преобразования энергии света в энергию АТФ получил название фотосинтетического фосфорилирования, или фотофосфорилирования.нециклическоеосуществляется во время нециклического транспорта

Слайд 18фс1
фсII
Обобщенная схема фотосинтеза

фс1фсIIОбобщенная схема фотосинтеза

Слайд 19Протонный канал
НОН Н + ОН
+
-
ФС II
е
е
е
е
е
ОН
О2
о/с
Н2О
Н+

-резервуар
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
е
е
е
е
е
е
е
е
АТФ
е
АТФ
Н+
Н+
Н+
Н+
Н+
Н+
АТФ
Мембрана тилакоида
ФС 1
е
Н * НАДФ

Протонный каналНОН     Н + ОН+-ФС IIеееееОНО2о/сН2ОН+ -резервуар+++++++++++++ееееееееАТФеАТФН+Н+Н+Н+Н+Н+АТФМембрана тилакоидаФС 1 еН * НАДФ

Слайд 21Космическая роль зеленого листа
Изобретатель паровоза Стефенсон как-то задал вопрос

своему приятелю: «Что движет проходящий перед нами поезд?» «Конечно, твое

изобретение»,— ответил его друг. «Нет,— сказал Стефенсон,— его движет тот солнечный луч, который сотни миллионов лет назад поглотило зеленое растение».

Зеленое растение образует питательные вещества для животного и растительного мира, лишенного зеленой окраски.
Зеленое растение в буквальном смысле слова кормит, одевает и согревает нас. Поглощенный сотни миллионов лет назад зеленым растением солнечный луч сохранился до наших дней в виде каменного угля.
Выделяя кислород в процессе фотосинтеза, зеленое растение накапливает кислород в земной атмосфере, без которого мы не можем жить. По приблизительным подсчетам, растения выделяют ежегодно около 400 млрд. т свободного кислорода в атмосферу, поглощают 600 млрд. т углекислого газа и синтезируют около 450 млрд. т органического вещества

Космическая роль зеленого листа Изобретатель паровоза Стефенсон как-то задал вопрос своему приятелю: «Что движет проходящий перед нами

Слайд 22ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
"Три пути ведут к знанию: путь размышления -это

самый благородный, путь подражания - это самый легкий и путь

опыта - это путь самый тяжелый." Конфуций

Процесс ф – s знать и понимать.
Уметь объяснять любую из схем
Готовиться к отчету
Сравнить дыхание и фотосинтез (письменно)

Успехов!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика