Разделы презентаций


ФРАНЦУЗСКИЙ ДЕКАДАНС и СИМВОЛИЗМ

Содержание

Декаданс (декадентство) от фр. decadence – упадок, разложение. Тип сознания эпохи fin de siecle, характеризующийся настроением пассивности, безнадежности, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний, ощущением бессилия человека перед роковыми таинственными

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ФРАНЦУЗСКИЙ ДЕКАДАНС и СИМВОЛИЗМ

ФРАНЦУЗСКИЙ ДЕКАДАНС и СИМВОЛИЗМ

Слайд 2Декаданс (декадентство) от фр. decadence – упадок, разложение.
Тип сознания

эпохи fin de siecle, характеризующийся настроением пассивности, безнадежности, стремлением замкнуться

в мире своих душевных переживаний, ощущением бессилия человека перед роковыми таинственными силами, действующими в мире. Особый интерес декаданс проявляет к болезненным состояниям человека, к смерти.
Декаданс (декадентство) от фр. decadence – упадок, разложение. Тип сознания эпохи fin de siecle, характеризующийся настроением пассивности,

Слайд 3Термин «декаданс» в данном значении впервые употребил Теофиль Готье в

статье о поэзии Бодлера. Декаданс - «искусство, достигшее той степени

зрелости, какая бывает у закатного солнца стареющей цивилизации; это стиль замысловатый, сложный, полный нюансов и изысков, все дальше раздвигающий пределы языка, берущий краски со всех палитр и ноты со всех клавиатур, стремясь передать самое невыразимое в мысли и самые смутные и неуловимые очертания формы, вслушиваясь, чтобы их выразить, в изощренную исповедь невроза, в признания стареющей, доходящей до развращенности страсти и в странные галлюцинации навязчивой идеи, переходящей в помешательство».

Теофиль Готье.

Термин «декаданс» в данном значении впервые употребил Теофиль Готье в статье о поэзии Бодлера. Декаданс - «искусство,

Слайд 4Принципы декадентства
Имморализм / аморализм («по ту сторону добра и зла»)
Субъективизм,

«все в сознании» (внешний мир – содержание сознания субъекта, а

не объективная реальность)
Индивидуализм, примат личного над общественным
Иррационализм
Эстетизм, культ искусственной, рукотворной красоты
Идея «чистого искусства», «искусства для искусства» (фр. l’art pour l’art) Т. Готье, отказ от политических и гражданских тем в искусстве

Принципы декадентстваИмморализм / аморализм («по ту сторону добра и зла»)Субъективизм, «все в сознании» (внешний мир – содержание

Слайд 5«Башня из слоновой кости» Г. Флобера как метафора эскапизма художника-аристократа

духа из мира буржуазной пошлости
«...Надобно отдаться своему призванию — взойти

на свою башню из слоновой кости и там, подобно баядере среди благовоний, погружаться в одинокие свои грёзы»; «Пусть Империя шагает вперед, а мы закроем дверь, поднимемся на самый верх нашей башни из слоновой кости, на самую последнюю ступеньку, поближе к небу. Там порой холодно, не правда ли? Но не беда! Зато звёзды светят ярче, и не слышишь дураков»; «Я всегда пытался жить в башне из слоновой кости; но окружающее её море дерьма поднимается всё выше, волны бьют об её стены с такой силой, что она вот-вот рухнет» (Г. Флобер)
«Башня из слоновой кости» Г. Флобера как метафора эскапизма художника-аристократа духа из мира буржуазной пошлости«...Надобно отдаться своему

Слайд 6Роман Ж.Гюисманса «Наоборот» (1884) как «библия декадента»
Вместо сюжета - каталог

пристрастий и антипатий пресыщенного жизнью декадента - герцога Жана дез

Эссента. Испытывая к окружающему буржуазному миру отвращение, герой продаёт замок предков и приобретает загородный дом, где предается утонченным и извращённым удовольствиям. Здесь он «творит пьянящие „симфонии запахов“, изобретает небывалые остро-пряные кушанья». «Воображение должно заменить вульгарную реальность фактов» — руководствуясь этим принципом, дез Эссент преображает свой дом в искусственный эстетский рай. Так, чтобы оттенить рисунок великолепного восточного ковра, дез Эссент повелевает инкрустировать панцирь живой черепахи камнями и раскрасить золотом. Спустя пару недель бедное животное погибает.
Роман Ж.Гюисманса «Наоборот» (1884) как «библия декадента» Вместо сюжета - каталог пристрастий и антипатий пресыщенного жизнью декадента

Слайд 7ДЕКАДАНС И СИМВОЛИЗМ
Понятие «Декаданс» шире «символизма». Все символисты были декадентами,

но не все декаденты «конца века» были символистами.
Декаданс –

скорее, мироощущение, а символизм – литературное направление.
ДЕКАДАНС И СИМВОЛИЗМПонятие «Декаданс» шире «символизма». Все символисты были декадентами, но не все декаденты «конца века» были

Слайд 8История термина «символизм» и его смысл
Термин «символизм» впервые был

введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте —

«Le Symbolisme».
Символисты стремились с помощью символа выразить интуитивно постигаемый смысл явлений материального и духовного мира, воплотить его вневременную идеальную сущность.
История термина «символизм» и его смысл Термин «символизм» впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом

Слайд 9Шарль Бодлер (1821-1867)

Шарль Бодлер (1821-1867)

Слайд 10 Полуистлевшая, она, раскинув ноги,

Подобно девке площадной,

Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги, Зловонный выделяя гной…
Но вспомните: и вы, заразу источая, Вы трупом ляжете гнилым. Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая, Вы, лучезарный серафим.

«Падаль». 1857 год. «Цветы зла»

Полуистлевшая, она, раскинув ноги,		        Подобно девке площадной,

Слайд 11Поль Верлен (1844-1896)
Поэзия Верлена «Верлен был яснее своих учеников, в

его всегда меланхолических и звучащих глубокой тоской стихах был ясно

слышен вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая жаждет света, жаждет чистоты, ищет Бога и не находит, хочет любить людей и не может» (М. Горький). Поэтическое творчество Верлена началось в традициях парнасской школы. В его юношеских стихах сказалось стремление к чёткости образов, скульптурности речи. Но уже «Сатурническиех поэмах» (1866) сквозь традиционную форму проглядывает черты декаданса. Сборник посвящается рожденным под знаком созвездия Сатурн, обладающим беспокойным воображением, безволием, напрасно гонящимся за идеалом и испытывающим много горя.
Поль Верлен (1844-1896)Поэзия Верлена «Верлен был яснее своих учеников, в его всегда меланхолических и звучащих глубокой тоской

Слайд 12Г. Курбе. Портрет Поля Верлена.

Г. Курбе. Портрет Поля Верлена.

Слайд 13 «Осенняя песня» в переводе В.

Брюсова

«Осенняя песня» в переводе В. Брюсова

Слайд 14«Проклятые поэты» (фр. Les Poètes maudits)
название цикла статей Поля Верлена,

посвящённых его отверженным и непризнанным собратьям по перу, которые и

сами не желали вписываться в окружающий мир буржуазного успеха и скучной добропорядочности, — Тристану Корбьеру, Артюру Рембо и Стефану Малларме.
«Проклятые поэты» (фр. Les Poètes maudits)название цикла статей Поля Верлена, посвящённых его отверженным и непризнанным собратьям по

Слайд 15Артюр Рембо (A. Rimbaud) (1854-1891)
А. Фантен-Латур. За столом.

Кадр из фильма «Полное затмение» (1995)

Артюр Рембо (A. Rimbaud) (1854-1891)А. Фантен-Латур. За столом.     Кадр из фильма «Полное затмение»

Слайд 17«l’Homme aux semelles de vent» («Путник в башмаках, подбитых ветром»

- П. Верлен об А. Рембо)
А. Рембо – поэт-загадка, переставший

писать в 20 лет, умерший в 37 на больничной койке в марсельском госпитале. Традиционно принято говорить о двух периодах в этой невероятно краткой поэтической биографии: ранний период с 1870 по 1871 и период «ясновидения» – с 1871 по 1873 год.
Идея бегства, ухода, отъезда, проходящая лейтмотивом через всю жизнь А. Рембо, – это знак непримиримости к общепринятым нормам морали, к «здравому смыслу», ко всякого рода канонам, ограничивающим внутреннюю свободу. В 15 лет впервые убежав из провинциального Шарлевилля, он пишет своему учителю Изамбару: «Я погибаю, я гнию в мире пошлом, злом, сером. Я упорствую в своем обожании свободной свободы. Я бы хотел бежать вновь и вновь». Побеги из дома, скитания с Верленом по европейским странам, маргинальное существование, скандальное поведение в литературных кругах – все эти эпизоды, связанные с идеей бегства, служат проявлением анархического бунта против традиционных устоев.

«l’Homme aux semelles de vent» («Путник в башмаках, подбитых ветром» - П. Верлен об А. Рембо)А. Рембо

Слайд 18«Ясновидение» Рембо
1871 год открывает новый период в поэзии Рембо –

период «ясновидения». В письмах о ясновидении излагается новая поэтическая программа:

«Я хочу быть поэтом, и я работаю над тем, чтобы стать ясновидцем... Нужно достичь неведомого расстройством всех чувств».
Цель Рембо, в отличие от романтиков и Бодлера, не самоотождествление с «мировой душой», а стремление в поэтических образах-видениях передать ее «голос», «услышать неслыханное», «увидеть незримое».
Новая поэтическая программа воспринимается Рембо как подвижничество, как «упорный и сознательный труд над собой», цели и задачи которого – создать слово, идеально выражающее «трепет неведомого», изменить мир, перевернув стереотипы предшествующей культурной традиции. Средством проникновения в «неизвестное» утверждается долгое и последовательное расстройство всех чувств: алкогольная и наркотическая эйфория, «все виды любви», воздействие бессонницы и голода.
Ранний этап в ясновидении А. Рембо открывает сонет «Гласные» (1871), представляющий переосмысление теории соответствий Ш. Бодлера в духе новой программы. Звуковые и цветовые соответствия, порожденные экстатическим, галлюцинаторным сознанием, создают образы-видения.

«Ясновидение» Рембо1871 год открывает новый период в поэзии Рембо – период «ясновидения». В письмах о ясновидении излагается

Слайд 19Верлибр (свободный стих)
«А» чёрный, белый «Е», «И» красный,

«У» зелёный, «О»

- голубой –цвета причудливой загадки. «А» - чёрный полог мух, которым в полдень сладки Миазмы трупные и воздух воспалённый. Заливы млечной мглы, «Е» – белые палатки. Льды, белые цари, сад, небом окроплённый; «И» - пламень пурпура, вкус яростно солёный. Вкус крови на губах, как после жаркой схватки.
«У» - трепетная гладь, божественное море, Покой бескрайних нив, покой в усталом взоре Алхимика, чей лоб морщины бороздят; «О» - резкий горний горн, сигнал миров нетленных, Молчанье ангелов, безмолвие вселенных; «О» - лечезарнейшей Омеги вечный взгляд!
«Гласные»
Верлибр (свободный стих)  «А» чёрный, белый «Е», «И» красный, «У» зелёный,

Слайд 20Стефан Малларме (1842-1898)
Э. Мане. Портрет С. Малларме.

Стефан Малларме (1842-1898)Э. Мане. Портрет С. Малларме.

Слайд 21«Faire voire» - поэзия не «показывает», а внушает
«Назвать

предмет — значит уничтожить три четверти наслаждения поэмой, состоящего в

счастье понемногу угадывать, внушать — вот в чем мечта. В совершенном применении этой тайны и состоит символ: вызывать мало-по-малу предмет, чтобы показать состояние души, или, наоборот, выбирать предмет и извлекать из него путём последовательных разгадок душевное состояние» (1891).
Поэт - жрец, поэма — заклинание.
«Faire voire» - поэзия не «показывает», а внушает   «Назвать предмет — значит уничтожить три четверти

Слайд 22«Умирающий лебедь» как символ декаданса
«Лебедь» Малларме
«Лебедь» Анны Павловой
Могучий, девственный,

в красе извивных линий,
Безумием крыла ужель не разорвёт
Он озеро мечты,

где скрыл узорный иней
Полётов скованных прозрачно-синий лёд

И Лебедь прежних дней, в порыве гордой муки
Он знает, что ему не взвиться, не запеть:
Не создал в песне он страны, чтоб улететь,
Когда придёт зима в сиянье белой скуки.

Он шеей отряхнёт смертельное бессилье,
Которым вольного теперь неволит даль,
Но не позор земли, что приморозил крылья.

Он скован белизной земного одеянья,
И стынет в гордых снах ненужного изгнанья,
Окутанный в надменную печаль.
«Умирающий лебедь» как символ  декаданса«Лебедь» Малларме«Лебедь» Анны ПавловойМогучий, девственный, в красе извивных линий,Безумием крыла ужель не

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика