Слайд 1Фрэнсис Скотт Фицджеральд
Элоян Лилиана, гр. 7171
Слайд 2Биография и детство
Френсис Скотт Фицджеральд – американский писатель, крупнейший представитель
так называемого «потерянного поколения» в литературе.
Родился он в Сент-Поле,
в штате Миннесота. Его отец прибыл в Миннесоту из родного Мэриленда после гражданской войны. Мать Фицджеральда была старшей дочерью иммигранта-ирландца.
Семья жила в основном за счет терпения и снисходительности родных матери Фицджеральда, что позволило ему еще в юности осознать и возможности, даваемые богатством, и налагаемую им ответственность.
Слайд 3Образование
В 1911 году его отправили в римско-католическую частную школу в
Нью-Джерси,
а в 1913 году он поступил в Принстон.
Увлеченность внеучебными
занятиями Принстона помешала академическим успехам, и чтобы избежать исключения, Фицджеральд на время покинул колледж якобы ввиду болезни, проучившись на первом курсе полгода.
Слайд 4В 1918 году, находясь в Алабаме, Фицджеральд познакомился с Зельдой
Сейр, и влюбился в нее. Однако брак был возможен лишь
в том случае, если бы Фицджеральд располагал достаточными средствами, которых требовала Зельда, и после увольнения из армии в 1919 году он начал работать в рекламном агентстве в Нью-Йорке, одновременно рассылая по журналам свои рассказы.
Издательство «Скрибнер», поначалу отвергнувшее его роман, наконец приняло переработанную рукопись. Ее публикация наряду с продажей одного рассказа в «Saturday Evening Post» позволила Фицджеральду жениться на Зельде в 1920 году.
Слайд 5Мало кто из писателей испытал столь внезапный и шумный успех,
как молодой Фицджеральд.
Его первые два романа, «По эту сторону
рая» (1920) и «Прекрасные, но обреченные» (др. наз. «Прелестные и проклятые») (1922), произвели фурор и стали бестселлерами. Два сборника рассказов – «Распутники и философы» (1920) и «Сказки века джаза» (1922) – укрепили его репутацию, а слова «век джаза» стали практически официальным названием эпохи, чью раскрепощенность и свободу от законов общества с таким блеском отразил Фитцджеральд в романах и рассказах.
Успех принес деньги. Вчера еще никому не известный провинциал, Фицджеральд стал состоятельным человеком, поселился с женой в одном из самых дорогих нью-йоркских отелей.
Слайд 6В 1936 году в трех статьях, получивших известность под общим
названием «Крах», он выступает с трагической исповедью. В «Крахе» Фицджеральд
говорит о своем «душевном банкротстве», которое, он это видит теперь, рождено было тем, что он как писатель не выполнял своего социального долга, жил бездумно и безответственно, не находил в себе силы порвать до конца с имущими классами. Он осуждает такую позицию, считая ее гибельной для таланта и морального самосознания художника, и противополагает ей активное творческое вмешательство в жизнь.
Слайд 7Великий Гэтсби (The great Gatsby. 1925)
— центральное произведение Фицджеральда и
самое совершенное из его созданий.
Сюжет: Джей Гэтсби, сын бедного
фермера, влюбляется в девушку «из общества» Дэзи Фей. Добиваясь ее благосклонности, он идет на всевозможные ухищрения. Ему удается разбогатеть – в годы сухого закона он спекулировал спиртными напитками. Гэтсби строит роскошную виллу недалеко от дома, где живет Дэзи с мужем, и начинает поражать округу доходящим до абсурдности гостеприимством и невиданной щедростью, мишурностью, безвкусными выходками. Его цель – привлечь внимание Дэзи, проникнуть в ее круг. Упрямая верность поклонника на какое-то время располагает к нему Дэзи, но это только ускоряет его гибель. Сидя за рулем принадлежавшей Гэтсби машины, Дэзи сбивает женщину. И она, и ее муж с поразительным равнодушием реагируют на совершенное ими убийство. Муж пострадавшей, считая виновником Гэтсби, убивает его, а затем себя.
Слайд 8Ночь нежна (Tender is the night. 1934)
— роман, в котором
Фицджеральд раскрыл себя так откровенно, как ни в одном из
своих произведений. Положенная в его основу история талантливого врача-психиатра Дика Дайвера напоминает личную драму Фицджеральда, творческую и семейную. Деградации Дайвера способствуют обстоятельства, подобные тем, о которых писатель рассказал в сборнике автобиографических эссе «Крах» (1936).
Кадр из экранизации
Слайд 9Сюжет: В одной из клиник Цюриха Дайвер встречает Николь Уоррен,
чья природная привлекательность еще более выигрывает из-за принадлежности к миру
очень богатых людей. Николь, дочь миллионера, страдает шизофренией. Стремясь излечить Николь, Дик сам увлекается ею, а родные девушки способствуют их браку.
Дик приобщается к компании блестящих бездельников, окружающих Николь, и, став по существу домашним врачом при одной-единственной пациентке, постепенно отходит от науки.
Беззаботным и обаятельным предстает Дик в начале романа, в эпизодах отдыха на французской Ривьере, рассказанных от лица молодой и красивой голливудской дебютантки, очарованной Диком и не подозревающей о неблагополучии в его семье. Обстоятельства, предшествовавшие женитьбе Дика. и подробности заболевания Николь раскрываются только во второй части романа, и по мере их выяснения читатель узнает о духовном крахе Дайвера. Герой с горечью осознает, что его талант «перекочевал в сейфы Уорренов». С большой психологической глубиной показано, как исчезает оптимизм Дайвера. Николь уходит от Дика, гибнет его лучший друг, а сам он возвращается в США, где безвестно прозябает в провинции.
Слайд 10Загадочная история Бенджамина Баттона (The Curious Case of Benjamin Button)
Сюжет: когда Бенджамину исполняется 12 лет, Баттоны понимают, что он
молодеет, а не стареет. В возрасте 18 лет Бенджамин регистрируется в Йельском университете, но в день регистрации у него заканчивается краска для волос, он не может закрасить седину, и чиновники отправляют его домой, думая, что он — пятидесятилетний сумасшедший. После окончания университета Бенджамин возвращается домой и узнаёт, что его жена переехала в Италию. У Роско впоследствии появляется сын, который ходит вместе с Бенджамином в детский сад. После детского сада Бенджамин медленно теряет память о своей более ранней жизни и вскоре он уже не может вспомнить ничего, кроме своей медсестры. Всё исчезает в темноте.
Кадры из фильма (2008 г.)
Слайд 11«Фицджеральд и по сей день остается виднейшим бытописателем губительной силы
богатства и славы. Никому из американских писателей не удавалось заглянуть
в такие глубины психики американцев и ее опасные закоулки и столь полно исследовать их...»