Слайд 2Функции менеджмента
(по А.Файолю)
Прогнозирование (планирование)
Организация
Координация
Мотивация
Контроль
Слайд 3Последовательность реализации функций менеджмента
Мотивация
Координация
Слайд 5Определение
Прогноз – вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях
того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных
путях и сроках их осуществления.
План – постановка точно определенной цели и предвидение конкретных событий в развитии исследуемого объекта.
Слайд 6Классификация прогнозов
По функциональному назначению :
– поисковые (исследовательские , трендовые, генетические
и т.д.) - определение возможных состояний явления в будущем
- целевые
(нормативные, программные) - определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели.
По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз - различаются оперативные (текущие), краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы.
Слайд 7Классификация прогнозов
По объекту исследования различаются естествоведческие, инновационные и социальные прогнозы.
По
масштабу прогнозирования выделяют: макроэкономические (национальной экономики) и структурные (межотраслевые, межсекторальные,
межрегиональные) прогнозы, прогнозы развития отдельных комплексов, секторов и регионов, прогнозы хозяйствующих субъектов, а также отдельных производств и продуктов.
Слайд 8Классификация прогнозов
В зависимости от характера объектов прогнозирования различают прогнозы:
Развития производственных
отношений
Социально-экономических предпосылок и последствий технического прогресса
Динамики экономической системы
Воспроизводства трудовых ресурсов
Занятости
населения
Использования природных ресурсов
Уровня жизни населения
Доходов и цен
Потребительского спроса
Внешнеэкономических связей и т.д.
Слайд 9Основные функции прогнозирования
Анализ процессов и тенденций;
Исследование объективных связей социально-экономических
явлений в развитии объекта прогнозирования в конкретных условиях в определенном
периоде;
Оценка объекта прогнозирования;
Выявление альтернатив развития;
Оценка последствий принимаемых решений;
Накопление научного материала для обоснованного выбора решений.
Слайд 10Этапы разработки прогноза
Прогнозное обоснование;
Описание внешней среды (прогнозного фона);
Разработка прогнозной модели;
Разработка
альтернативного варианта прогноза;
Оценка достоверности (точности) прогноза;
Разработка рекомендаций по управлению развитием
процесса;
Постановка задачи для разработки нового варианта прогноза.
Слайд 12Определение
Планирование - определение перспективных целей деятельности организации и способов их
достижения, облеченное в числовой формат (показатели деятельности). Планирование
обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации.
Слайд 13Планирование должно
дать ответы на 4 вопроса:
ЧТО хочет представлять собой
компания в конце планового периода?
ГДЕ она находится в настоящее время?
КУДА
она собирается двигаться?
КАК могут быть достигнуты цели компании?
Слайд 14Уровни планирования
Стратегическое планирование (высший уровень) - определение главных целей деятельности
на рынке. Стратегия – оптимальный набор правил и приемов, которые
позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы. Главная задача планирования на этом уровне – определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.
Слайд 15Уровни планирования
Тактическое (текущее) планирование (средний уровень) – определяются
промежуточные
цели на пути достижения стратегических целей задач.
Тактика – краткосрочные
планы организации, разработанные на базе стратегических планов; совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.
Слайд 17Организация
как экономическая категория
функция менеджмента
Слайд 18Определение функции
Организация - процесс создания структуры предприятия, обеспечивающей эффективное управление
и выполнения работниками своих функций
В процессе реализации функции «организация» необходимо:
определить
структуру организации;
определить место каждого элемента структуры и каждого работника в производственном процессе (права и обязанности);
определить соподчинение подразделений;
определить технологические маршруты;
определить время производства продукции.
Слайд 19Определение экономической категории
ОРГАНИЗАЦИЯ - это группа людей, обладающих необходимыми ресурсами,
деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (производство продукции,
оказание услуг).
Слайд 20Характеристики организации
Наличие ресурсов;
Разделение труда (вертикальное и горизонтальное);
Зависимость от внешней и
внутренней среды;
Необходимость управления;
Наличие подразделений.
Слайд 21На этапе организации деятельности:
Определяются методы и средства достижения поставленной цели;
Структурные
подразделения обеспечиваются необходимыми ресурсами (финансовыми, материальными, трудовыми и т.д.);
Осуществляется делегирование
полномочий и ответственности
Слайд 22Определение
Под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных
в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой
системами.
Слайд 23Уровни управляющей подсистемы
Топ-менеджмент
Мидл-менеджмент
Ловер-менеджмент (супер-визоры)
Слайд 24Типы организационных структур управления
линейная структура;
функциональная структура;
линейно-функциональная (штабная) структура;
дивизиональная структура;
матричная (проектная)
структура;
продуктовая структура;
организационная структура, ориентированная на потребителя;
Слайд 26Функциональная структура управления
Слайд 27 Дивизиональная структура управления
ПРЕЗИДЕНТ
Производственный отдел
Финансовый отдел
Отдел маркетинга
Кадровая служба
Отделение А внутристранового производства
Отделение
В внутристранового производства
Отделение С внутристранового производства
Международное отделение
Слайд 28Матричная структура управления
Акционерное общество
Президент
По вертикали
По горизонтали
НИОКР
Производство
Сбыт
Снабжение
Программа (директор программы)
Заместитель
Исполнители
Проект 1
Проект 2
Руководитель
проекта
Заместитель
Исполнители
Слайд 29Продуктовая структура управления
Слайд 31Главная задача функции координации
Обеспечение согласованности действий всех подразделений компании.
Осуществляется посредством:
проведения совещаний,
контактов между руководителями,
согласованием планов-графиков работы.
Слайд 33Определения
Мотивация - это процесс побуждения себя и
других к деятельности для достижения личностных целей и целей
организации.
Мотивировать сотрудников - это значит затронуть их важные интересы (потребности), дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.
Слайд 34Определения
Потребности - это физиологическое или психологическое ощущение недостатка в чем-либо.
Потребности классифицируют на первичные и вторичные. Первичные заложены в
нас природой, а вторичные создаются в процессе приобретения жизненного и профессионального опыта.
Слайд 35Пирамида потребностей (по А.Маслоу)
Безопасность и защищенность
Ф и з и
о л о г и ч е с к и
е
Безопасность и защищенность
Безопасность и защищенность
Физиологические
потребности (еда, здоровье, жильё)
Самовыражение
У в а ж е н и е
С о ц и а л ь н ы й
статус
Принадлежность к власти
Слайд 36На этапе реализации мотивационной функции определяется:
какая форма мотивации будет преобладать
(материальная или моральная);
мотивационные потребности персонала;
формализация системы материального стимулирования.
Слайд 38Определение
Контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
Основная
цель контроля - добиться такого положения, при котором процесс управления
организацией заставлял бы её работать в соответствии с планом.