Слайд 2Процесс управления: базовые функции
Слайд 3Планирование как функция управления
ПЛАНИРОВАНИЕ - набор действий и решений, предпринятых
руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того,
чтобы помочь организации достичь своих целей.
4 вида деятельности в рамках процесса планирования:
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ
АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ
ВНУТРЕННЯЯ КООРДИНАЦИЯ
ОСОЗНАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ.
Слайд 4модель процесса планирования
Слайд 61 этап: выбор миссии организации
Для чего мы создаем организацию?
Чего мы
надеемся достичь, создавая организацию?
На удовлетворении каких общественных/личностных потребностей будет делать
упор наша организация?
Если бы не было нашей организации, как удовлетворялась бы эта потребность?
Что изменится в лучшую сторону в нашем городе/регионе/стране/мире в результате деятельности нашей организации?
Слайд 72 этап: формулирование целей
1. краткосрочные
2. среднесрочные
3. долгосрочные
Слайд 83 этап: Оценка и анализ внешней среды
1. Где сейчас находится
организация?
2. Гдедолжна находиться организация в будущем?
3. Что необходимо сделать?
Слайд 9Инструменты анализа внешней среды:
PEST анализ
Слайд 10PEST анализ: разновидности
PESTLE-анализ
Pest анализ +(Legal и Environmental)
SLEPT-анализ (плюс Правовой
фактор)
STEEPLE-анализ: Социально-демографический, технологический, экономический, окружающая среда (природный), политический, правовой
и этнические факторы. Также может учитываться и географический фактор.
Слайд 11Pest-анализ
4 причины для использования:
Помогает определить бизнес возможности.
Показывает направление изменения в
бизнес-среде.
Помогает избежать старта проекта, который потерпит неудачу по причинам, которые Вы
не сможете контролировать.
Помогает разработать объективное представление о новой среде для бизнеса.
Примечание:
PEST-анализ часто сравнивают с SWOT-анализом, однако, у них различные области применения:
PEST-анализ показывает «Общую картину» — факторы, которые могли бы влиять на решение, рынок или потенциально новый бизнес.
SWOT анализ исследует эти факторы в бизнесе, товарном ассортименте или на уровне продукта.
Эти инструменты дополнение друг друга и часто используются вместе.
Слайд 12Этапы Pest-анализа . Шаг первый: определяем факторы для анализа
составьте перечень
факторов, которые могут повлиять на продажи и прибыль компании в
долгосрочной перспективе (3-5 лет).
Разбейте эти факторы на 4 группы: политические, экономические, социально-культурные и технологические
Слайд 13PEST факторы
(P) POLITICAL — политические факторы внешней среды
Слайд 14PEST факторы
(E) ECONOMICAL — экономические факторы внешней среды
Слайд 15PEST факторы
(S) SOCIO-CULTURAL — социально-культурные факторы внешней среды
Слайд 16PEST факторы
(T) TECHNOLOGICAL — технологические факторы внешней среды
Слайд 17Шаг 2: определяем степень влияния факторов
Необходимо оценить силу влияния каждого
фактора по шкале от 1 до 3, где:
1 — влияние
фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность компании
2 — только значимое изменение фактора влияют на продажи и прибыль компании
3 — влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в продажах и прибыли компании
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Факторы, которые совсем не влияют на деятельность компании, просто не включаются в таблицу.
Оценка силы влияния фактора — это субъективная экспертная оценка
Слайд 18
Шаг 3: проводим оценку вероятности изменения фактора
Вероятность колебаний
оценивается по 5-ти бальной шкале,
где 1 означает минимальную вероятность
изменения фактора внешней среды, а 5 — максимальную вероятность.
Оценку лучше проводить не индивидуально, а среди круга людей, имеющих определенный опыт работы в отрасли и экспертизу в любом из направлений работы.
После выставления всех оценок в отдельном столбце рассчитывается среднее арифметическое по ним.
Слайд 19
Шаг 4: оценка реальной значимости факторов
Рассчитываем реальную значимость каждого фактора.
Позволяет
оценить, насколько компании следует обращать внимание и контролировать фактор изменения
внешний среды
Рассчитывается как:
Оценка с поправкой на вес =
Ср. оценка х (влияние фактора/общ. итог)
Например
Фактор 1=4,2х(1/27)=0,155 =0,16
Чем выше реальная значимость фактора (в табл. это столбец «Оценка с поправкой на вес»), тем больше внимания и усилий следует уделять для снижения негативного влияния фактора на бизнес.
Слайд 20
Шаг пятый: составление сводной таблицы PEST анализа
Завершающим
шагом анализа является приведение всех расчетов в матричный вид.
Все
факторы в порядке убывания своей важности размещаются в следующей таблице:
Слайд 21
Финальный этап
Для завершения анализа необходимо сделать выводы: по каждому фактору
прописать воздействие фактора на отрасль, на компанию и спланировать программы,
которые необходимо провести, чтобы снизить негативное влияние фактора и максимально использовать положительное влияние фактора на деятельность компании
Слайд 22Инструменты анализа внешней и внутренней среды: SWOT анализ
Strengths (Сила)
Weaknesses (Слабость)
Opportunities
(Возможности
Threats (Угрозы)
Слайд 23SWOT-анализ
SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
Использует ли компания внутренние сильные
стороны или отличительные преимущества в своей стратегии?
Если компания не
имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
Являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции? Какие слабости требуют корректировки?
Какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех?
Какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?
Слайд 25SWOT анализ
Элементы внутренней среды: сильные и слабые стороны
Маркетинг
Инжиниринг и
разработка новых продуктов
Оперативная деятельность
Персонал
Менеджмент
Ресурсы компании
Слайд 26SWOT анализ
Элементы внешней среды:возможности и угрозы
законодательные/регулирующие/политические силы.
общественные силы
(культура).
технологические силы
экономическая ситуация
конкуренция
Слайд 27SWOT анализ: основные правила
Правило 1. Тщательно определите сферу каждого SWOT-анализа.
Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее
всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных рынках или сегментах. Фокусирование SWOT-анализа, например на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Правило 2. Поймите различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами.
Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости.
Правило 4. Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию
Правило 5. Избегайте пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей.
Слайд 28SWOT анализ: особенности применения
Цели использования SWOT-анализа
Для анализа факторов конкурентного окружения
Для
планирования реализации стратегий
Для конкурентной разведки
Слайд 29SWOT анализ: особенности применения
Частота проведения SWOT-анализа
для крупных компаний -
не менее 2-3 раз в год,
для среднего и малого
бизнеса – 4 раза
Слайд 30SWOT анализ: достоинства и недостатки
Слайд 31SWOT анализ: Этапы проведения
1 этап: определение группы экспертов
2 этап: оценка
сильных и слабых сторон
3 этап: оценка угроз и возможностей
Слайд 32SWOT анализ: Этапы проведения
4 этап: обобщение и ранжирование факторов
Слайд 33SWOT анализ: Этапы проведения
5 этап: составление корреляционной матрицы
Слайд 34SWOT анализ: Этапы проведения
6 этап: позиционирование возможностей и детальная оценка
угроз
Слайд 354 базовые стратегические альтернативы
ограниченный рост
рост
сокращение
сочетание
Слайд 364 этап: Изучение стратегических альтернатив
ОГРАНИЧЕННЫЙ РОСТ
установление целей от достигнутого
применяется
в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией
самый легкий, наиболее удобный
и наименее рискованный способ действия.
Слайд 374 этап. Изучение стратегических альтернатив
РОСТ
ежегодное значительное повышения уровня краткосрочных и
долгосрочных целей
применяется в динамично развивающихся отраслях
Внутренний рост (расширение ассортимента).
Внешний рост (вертикальный или горизонтальный рост)
Слайд 384 этап. Изучение стратегических альтернатив
СОКРАЩЕНИЕ
стратегия последнего средства
уровень целей устанавливается ниже
достигнутого в прошлом
здравый путь рационализации и переориентации операци
1. Ликвидация
2. Отсечение лишнего
3. Сокращение и переориентация
Слайд 394 этап. Изучение стратегических альтернатив
СОЧЕТАНИЕ
Стратегии сочетания всех альтернатив
Придерживаются крупные фирмы,
активно действующие в нескольких отраслях.
Слайд 405 этап: Выбор стратегии
Факторы выбора:
1. Риск
2. Знание прошлых стратегий
3. Реакция
на владельцев
4. Фактор времени