Разделы презентаций


г. Челябинск, 2020г. ПЕРВЫЙ ТУАЛЕТ НОВОРОЖДЁННОГО. ОРГАНИЗАЦИЯ УХОДА ЗА

Содержание

Базовая помощь новорождённому в отделении новорождённых и палатах совместного пребывания матери и ребёнка.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1г. Челябинск, 2020г.

ПЕРВЫЙ ТУАЛЕТ НОВОРОЖДЁННОГО.
ОРГАНИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ЗДОРОВЫМ

НОВОРОЖДЁННЫМ РЕБЁНКОМ В ДЕТСКОМ ОТДЕЛЕНИИ.

Никонова Олеся Николаевна
Преподаватель клинических дисциплин

г. Челябинск, 2020г. ПЕРВЫЙ ТУАЛЕТ НОВОРОЖДЁННОГО. ОРГАНИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ЗДОРОВЫМ НОВОРОЖДЁННЫМ РЕБЁНКОМ В ДЕТСКОМ ОТДЕЛЕНИИ.Никонова Олеся НиколаевнаПреподаватель

Слайд 2Базовая помощь новорождённому в отделении новорождённых и палатах совместного пребывания

матери и ребёнка.

Базовая помощь новорождённому в отделении новорождённых и палатах совместного пребывания матери и ребёнка.

Слайд 3Первичный осмотр новорожденного в отделении
При первичном осмотре ребенка необходимо отметить

следующие признаки и описать их в истории развития новорожденного.
Поза -

у здорового новорожденного руки и ноги умеренно согнуты и приподняты над поверхностью, на которой лежит ребенок.
Спонтанные движения - стереотипны, симметричны, участвуют все конечности. Движения могут быть беспорядочными, принимать характер тремора и клонусов. Симметричные клонусы считают нормой, их необходимо дифференцировать с судорогами: тремор и клонусы прекращаются при удерживании конечности ребенка рукой взрослого.
Сон и бодрствование - поведение новорожденного может варьироваться от глубокого сна до выраженной спонтанной двигательной активности, сопровождающейся криком. Циклические изменения сна и бодрствования нормальны для здорового новорожденного.
Мышечный тонус - здоровый ребенок имеет физиологический мышечный гипертонус. В вертикальном положении новорожденный способен в течение короткого времени удерживать голову, в положении на животе ненадолго приподнимает голову и таз.
Первичный осмотр новорожденного в отделенииПри первичном осмотре ребенка необходимо отметить следующие признаки и описать их в истории

Слайд 4Физиологические рефлексы новорожденного
Рефлекс Моро возникает в ответ на резкий звук

или на отклонение головы новорожденного кзади. У здорового ребенка рефлекс

живой и симметричный.
Хватательный рефлекс вызывают надавливанием пальцами на ладонь или стопу новорожденного. Обычно сила хватательного рефлекса такова, что новорожденного можно слегка приподнять от поверхности, вложив свои пальцы в кулачки ребенка. Движение головы младенца при этом запаздывает. Во время проверки хватательного рефлекса не следует одновременно касаться тыльных поверхностей кисти, это раздражение вызывает рефлекс выпрямления пальцев.
Поисковый и сосательный рефлексы. Прикосновение к коже вокруг рта ребенка вызывает движение головы в сторону касающегося предмета. Если вложить кулачок ребенка или сосок в рот ребенку, возникает сосательный рефлекс значительной силы. Сосание и глотание - скоординированный акт, требующий последовательного сокращения приблизительно 30 мышц.
Рефлекс автоматической походки. При соприкосновении стопы с твердой поверхностью ребенок начинает выполнять медленные примитивные движения, напоминающие ходьбу.
Физиологические рефлексы новорожденногоРефлекс Моро возникает в ответ на резкий звук или на отклонение головы новорожденного кзади. У

Слайд 5Физиологические рефлексы новорожденного

Физиологические рефлексы новорожденного

Слайд 6Осмотр головы новорождённого
Во время родов череп новорожденного подвергается интенсивному воздействию,

приводящему к наползанию костей друг на друга.
Размер большого родничка

в норме варьируется от одного до нескольких сантиметров. Когда новорожденный спокоен в положении на спине, большой родничок мягкий, несколько запавший. В вертикальном положении втяжение родничка выражено сильнее.
Малые размеры большого родничка без других нарушений не следует считать патологией, однако необходимо динамическое наблюдение за увеличением окружности головы ребенка по мере его роста.
Осмотр головы новорождённогоВо время родов череп новорожденного подвергается интенсивному воздействию, приводящему к наползанию костей друг на друга.

Слайд 7Родовые травмы мягких тканей головы
Родовая опухоль - мягкая припухлость тестоватой

консистенции, образующаяся на предлежащей части в результате отека кожи и

рыхлой клетчатки. В мягких тканях прилежащей части сосуды усиленно наполняются кровью, возникает венозная гиперемия и серозное пропотевание в клетчатку, окружающую сосуды. При затылочном предлежании родовая опухоль образуется в области малого родничка, преимущественно на одной из теменных костей.
Около 10 % новорожденных имеют кефалогематомы различной степени выраженности. При первом осмотре диагностировать кефалогематому достаточно сложно, обычно диагноз ставят на вторые сутки жизни, когда исчезает родовая опухоль. Кефалогематома - кровоизлияние под надкостницу теменной или затылочной кости, не превышающее площади кости. Кровотечение может продолжаться в течение 2 дней после рождения; в это время показано бережное ведение

Родовые травмы мягких тканей головыРодовая опухоль - мягкая припухлость тестоватой консистенции, образующаяся на предлежащей части в результате

Слайд 8Родовые травмы мягких тканей головы
Большинство кефалогематом возникает после вакуум-экстракции, однако

появление образования возможно и без инструментального пособия в родах. В

случаях, когда кефалогематома возникла после наложения акушерских щипцов, необходима рентгенография костей черепа для исключения переломов. Кефалогематома рассасывается в течение 6 недель, приподнятость выступающего края кости может быть заметна на протяжении нескольких лет. При большом размере гематомы резорбция вызывает повышение содержания непрямого билирубина, что может потребовать проведения фототерапии. Не показана пункция и аспирация гематом - возрастает риск тяжелых инфекционных осложнений (C). Наличие кефалогематомы не влияет на психомоторное развитие, не описаны также какие-либо неврологические последствия этого состояния.
Родовые травмы мягких тканей головыБольшинство кефалогематом возникает после вакуум-экстракции, однако появление образования возможно и без инструментального пособия

Слайд 9Кожа здорового доношенного ребенка обычно имеет цианотичный оттенок, однако после

первого крика в течение нескольких минут кожа становится розовой; стопы

и ладони могут быть цианотичными более продолжительное время (несколько часов) вследствие вазоконстрикции и/или наличия фетальных коммуникаций. Выраженность вазоконстрикции выше, если ребенок мерзнет и имеет симптоматику холодового стресса.
Если роды протекают с дистоцией плечиков или обвитием пуповины вокруг шеи часто возникают петехиальные кровоизлияния в кожу лица, шеи, головы и спины новорожденного. Нередко петехии сочетаются с субконъюнктивальными кровоизлияниями. Кровоизлияния следует дифференцировать с токсической эритемой, бледнеющей при нажатии. Локальные петехиальные кровоизлияния также требуют дифференциального диагноза с генерализованной петехиальной сыпью при тромбоцитопении.

Осмотр кожи новорождённого

Кожа здорового доношенного ребенка обычно имеет цианотичный оттенок, однако после первого крика в течение нескольких минут кожа

Слайд 10"Феномен арлекина" - эритема одной половины туловища, возникающая в положении

на боку преимущественно у недоношенных детей. Эритема имеет четкую ровную

границу по средней линии туловища. Предположительный механизм возникновения - дисбаланс автономной регуляции сосудистого тонуса. У доношенных детей при воздействии холода может возникать мраморный рисунок кожи, представляющий собой сосудистую венозную сеть и считающийся вариантом нормы.
Внутриэпидермальные пузыри - элементы диаметром около 1,5 см, заполненные жидкостью, которые лопаются с формированием поверхностных эрозий. Располагаются пузыри обычно в области мошонки, могут встречаться на других участках тела. Содержимое пузыря стерильно. Считают, что состояние связано с десквамацией кожи на поздних сроках беременности.

Осмотр кожи новорождённого


Слайд 11Осмотр глаз новорождённого
Для того чтобы осмотреть глаза ребенка следует организовать

умеренное освещение, осторожно наклоняя голову ребенка вверх и вниз, что

вызовет рефлекторное открывание глаз новорожденного. Доношенный ребенок способен фиксировать взгляд на короткий период времени.
У здорового новорожденного глазные яблоки могут двигаться несодружественно, особенно во время сна, это нормально.
Быстрые беспорядочные движения глазных яблок, нистагм требуют пристального внимания. Серповидные субконъюнктивальные кровоизлияния вокруг радужки, как правило, имеют травматический характер, часто возникают после рождения через естественные родовые пути. При офтальмоскопии сетчатки ребенка после вакуум-экстракции плода часто обнаруживают небольшие кровоизлияния. Все перечисленные выше кровоизлияния не опасны и регрессируют спонтанно в течение нескольких недель.
Осмотр глаз новорождённогоДля того чтобы осмотреть глаза ребенка следует организовать умеренное освещение, осторожно наклоняя голову ребенка вверх

Слайд 12Новорожденный дышит преимущественно через нос с закрытым ртом. Затруднение носового

дыхания приводит к развитию дыхательных нарушений, сопровождающихся втяжением межреберных промежутков.
Твердое

небо здорового новорожденного обычно высокое, по средней линии имеет скопления эпителиальных клеток в виде "небных жемчужин" (жемчужины Эпштейна).
Нижняя челюсть относительно небольших размеров, зубной ряд расположен на несколько мм кзади от зубного ряда верхней челюсти. У некоторых детей уздечка языка короткая и достигает его кончика. При плаче кончик языка выглядит раздвоенным, что беспокоит родителей. Обычно подрезания короткой уздечки в неонатальном периоде не требуется, состояние регрессирует самостоятельно в течение первых лет жизни ребенка.

Осмотр верхних дыхательных путей

Новорожденный дышит преимущественно через нос с закрытым ртом. Затруднение носового дыхания приводит к развитию дыхательных нарушений, сопровождающихся

Слайд 13При первичном осмотре новорожденного необходимо уделить особое внимание оценке деятельности

бронхо-легочной и сердечно-сосудистой систем.
Внимательный осмотр позволяет обнаружить признаки снижения

эластичности легочной ткани: участие вспомогательной дыхательной мускулатуры, раздувание крыльев носа, втяжение податливых мест грудной клетки, экспираторное "хрюканье", тахипноэ (в норме число дыхательных движений у новорожденного не превышает 60 в минуту). Следует оценить симметричность экскурсии грудной клетки, провести перкуссию и аускультацию. Проводные хрипы и единичные влажные хрипы в первые минуты жизни могут выслушиваться и у здоровых детей.

Оценка функции дыхания
новорождённого

При первичном осмотре новорожденного необходимо уделить особое внимание оценке деятельности бронхо-легочной и сердечно-сосудистой систем. Внимательный осмотр позволяет

Слайд 14Частота сердечных сокращений у новорожденного обычно составляет 120 - 140

в минуту.
У 60 % здоровых новорожденных можно выслушать низкоамплитудный

систолический шум над областью сердца, причина которого неизвестна. У некоторых новорожденных непродолжительно слышен шум, связанный с турбулентным током крови, проходящей через закрывающийся артериальный проток. Такой шум обычно систолический, а не систолодиастолический, как у старших детей, поскольку сразу после рождения диастолического тока через открытый артериальный проток нет.

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы

Частота сердечных сокращений у новорожденного обычно составляет 120 - 140 в минуту. У 60 % здоровых новорожденных

Слайд 15При первичном осмотре необходимо тщательно пальпировать живот. Следует оценить размеры

печени, селезенки.
Необходимо отметить наличие малых аномалий развития (синдактилия, полидактилия и

др.), анального отверстия, правильность строения наружных половых органов, признаки зрелости.
Если состояние матери и ребенка удовлетворительное, через 2 часа они вместе переводятся в палату совместного пребывания.

Осмотр на наличие врождённых
аномалий развития

При первичном осмотре необходимо тщательно пальпировать живот. Следует оценить размеры печени, селезенки.Необходимо отметить наличие малых аномалий развития

Слайд 16Основной симптом наличия холодового стресса у ребенка - понижение температуры

ступней и ладоней на ощупь; вне этого состояния у новорожденного

стопы и ладони теплые.
Существует подтвержденный практикой и данными доказательной медицины перечень мероприятий, направленных на профилактику и лечение гипотермии.
Концепция "тепловой цепочки", предложенная Всемирной Организацией Здравоохранения, представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур, снижающих вероятность развития гипотермии и способствующих хорошему самочувствию ребенка.

Предупреждение потери тепла, профилактика гипотермии

Основной симптом наличия холодового стресса у ребенка - понижение температуры ступней и ладоней на ощупь; вне этого

Слайд 17обучение персонала родовспомогательных учреждений мерам профилактики гипотермии новорожденного;
создание оптимального температурного

режима для новорожденного (температура воздуха в родильном зале не ниже

24 °C, включение лампы лучистого тепла за 30 мин. до родов, согревание комплекта белья, предназначенного для ребенка);
немедленное обсушивание родившегося ребенка теплой пеленкой, немедленная смена влажной пеленки на сухую;
выкладывание ребенка, накрытого сухой пеленкой, на грудь матери;
раннее прикладывание ребенка к материнской груди;
предотвращение потери тепла (на голову ребенка следует надеть шапочку, мать и ребенка лучше укрыть одним одеялом);
предотвращение охлаждения ребенка при проведении первичной реанимационной помощи в родильном зале;
при необходимости перевода новорожденного в другое учреждение - обеспечение поддержания температуры тела ребенка во время транспортировки.

"Тепловая цепочка" состоит из нескольких звеньев:

обучение персонала родовспомогательных учреждений мерам профилактики гипотермии новорожденного;создание оптимального температурного режима для новорожденного (температура воздуха в родильном

Слайд 18Тугое пеленание не рекомендуется, так как приводит к нежелательным последствиям:
блокированию

движений диафрагмы, что затрудняет вентиляцию легких;
нарушению циркуляции крови в конечностях;
дисплазии

тазобедренных суставов, особенно когда ноги ребенка жестко фиксируют в положении разгибания и приведения;
уменьшению воздушной прослойки между телом ребенка и одеждой, что ухудшает термоизоляцию; повышает риск как перегревания, так и гипотермии;
ограничению движений конечностей ребенка, что снижает возможности развития нервно-мышечной координации;
затруднению правильного прикладывания к груди и грудного вскармливания (ребенку трудно достаточно широко открыть рот и повернуть голову), что уменьшает вероятность успешной лактации.

Пеленание

Тугое пеленание не рекомендуется, так как приводит к нежелательным последствиям:блокированию движений диафрагмы, что затрудняет вентиляцию легких;нарушению циркуляции

Слайд 19Грудное молоко - лучшее, адаптированное самой природой питание для ребенка,

обеспечивающее его всеми питательными веществами, необходимыми в течение первых 6

месяцев жизни (I, II, IIIA). Состав грудного молока меняется не только в течение суток, но и в течение первого года жизни ребенка, вслед за его меняющимися потребностями.
В первые дни после рождения ребенка молочные железы роженицы вырабатывают молозиво - густое желтоватое молоко. В молозиве содержится больше белка, антител и других факторов защиты, чем в зрелом молоке. Молозиво обладает мягким послабляющим эффектом, способствует своевременному очищению кишечника новорожденного от мекония. Молозиво также способствует развитию и нормальному становлению функций кишечника ребенка после рождения, предупреждает развитие в дальнейшем аллергических реакций и непереносимость другой пищи. По своему витаминному составу молозиво отличается от зрелого молока. Особенно много в нем витамина A. Учитывая уникальный состав молозива, очень важно, чтобы ребенок получал его с первых часов жизни. Молозиво содержит все необходимые питательные компоненты, и полностью обеспечивает потребности ребенка в питательных веществах до появления зрелого молока у матери.

Поддержка грудного вскармливания

Грудное молоко - лучшее, адаптированное самой природой питание для ребенка, обеспечивающее его всеми питательными веществами, необходимыми в

Слайд 20Зрелое молоко появляется в течение нескольких дней после рождения ребенка

в гораздо большем количестве, чем молозиво. Различают "переднее" и "заднее"

молоко. "Переднее" молоко ребенок получает в начале кормления, оно имеет голубоватый цвет. "Переднее" молоко вырабатывается в большом количестве и содержит много сахара (лактозы), белка. "Заднее" молоко выделяется в конце кормления, имеет насыщенный белый, иногда желтоватый цвет. В "заднем" молоке содержится больше жира, чем в переднем. Большое количество жира делает "заднее" молоко высокоэнергетическим, поэтому нельзя отнимать ребенка от груди преждевременно, необходимо позволить ему высосать все "заднее" молоко, иначе он будет голодным.
Грудное вскармливание способствует формированию между матерью и ребенком близких, нежных взаимоотношений, привязанности, формирует глубокую эмоциональную связь, сохраняющуюся на всю жизнь. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, более спокойные, меньше плачут, они чувствуют большую защищенность, и это сказывается на поведении ребенка.

Поддержка грудного вскармливания

Зрелое молоко появляется в течение нескольких дней после рождения ребенка в гораздо большем количестве, чем молозиво. Различают

Слайд 21Поддержка грудного вскармливания

Поддержка грудного вскармливания

Слайд 22Нет необходимости перед каждым кормлением мыть грудь, обрабатывать соски, особенно

с мылом.
Частое прикладывание ребенка к груди способствует "прибыванию" молока.
В течение

первой недели после родов грудь выглядит набухшей, женщина может испытывать чувство "распирания" в груди. Это проходит достаточно быстро, если часто прикладывать ребенка к груди.
Здоровому ребенку достаточно только грудного молока, и нет необходимости давать ему воду.

Основные условия успешного грудного вскармливания в раннем неонатальном периоде

Нет необходимости перед каждым кормлением мыть грудь, обрабатывать соски, особенно с мылом.Частое прикладывание ребенка к груди способствует

Слайд 23Частота и продолжительность кормлений должны определяться желанием ребенка, и ему

необходимо дать возможность сосать, пока сам не отпустит грудь.
Необходимо дать

возможность ребенку высосать одну грудь, перед тем, как дать вторую, для того, чтобы он получил достаточно "заднего" молока, содержащего жиры в высокой концентрации.
В период становления лактации матери необходима психологическая поддержка и практическая помощь. Нужно показать матери несколько основных приемов, которые способствуют тому, чтобы ребенок правильно взял грудь и эффективно сосал.

Основные условия успешного грудного вскармливания в раннем неонатальном периоде

Частота и продолжительность кормлений должны определяться желанием ребенка, и ему необходимо дать возможность сосать, пока сам не

Слайд 24Потребности детей в пище индивидуальны. Состав молока в течение дня

и всей лактации меняется вслед за потребностями ребенка. Большинство детей

способно регулировать количество потребляемого грудного молока.
Рекомендуется прикладывать ребенка к груди, как только он проявляет признаки голода или беспокойства, днем и ночью, с первого дня и до конца грудного вскармливания. Иногда придется кормить 10 - 12 раз в день, иногда 6 - 8 раз. Не стоит ждать, пока ребенок начнет плакать от голода.
Если ребенку дают соску или туго пеленают, очень трудно распознать признаки голода. Голодные дети двигают головой, ручками, подносят их ко рту, у них появляется слюна, они причмокивают языком, делая сосательные движения ртом и языком. У детей есть множество способов показать свой голод; крик и плач - последний, самый отчаянный метод.

Способы оценки достаточности получаемого ребенком количества молока

Потребности детей в пище индивидуальны. Состав молока в течение дня и всей лактации меняется вслед за потребностями

Слайд 25Грудное молоко легче и быстрее переваривается, чем искусственное детское питание,

поэтому и кормить ребенка следует чаще, чем при искусственном вскармливании.
Большинство

детей нуждаются в кормлении по ночам. Ради удобства матери можно поставить кроватку ребенка рядом с постелью матери. Не рекомендуется спать матери в одной постели с ребенком.
Иногда дети наедаются быстро, иногда медленно. Ребенок может требовать кормления в несколько приемов, отдыхая в промежутках между сосанием, иногда предпочитает непрерывное кормление. Мать научится понимать по звукам, продолжает ли ребенок сосать или просто дремлет у груди. Если ребенку комфортно, он не повредит сосок даже при частом и длительном кормлении.

Способы оценки достаточности получаемого ребенком количества молока

Грудное молоко легче и быстрее переваривается, чем искусственное детское питание, поэтому и кормить ребенка следует чаще, чем

Слайд 26Если ребенок самопроизвольно бросает грудь, следует сделать перерыв, затем попробовать

предложить ему ту же самую грудь, чтобы убедиться, что ребенок

получил "заднее" молоко. Если он отказывается, надо предложить вторую грудь; если он снова откажется, то он сыт. При следующем кормлении лучше предлагать грудь, "отдыхавшую" при предыдущем кормлении. Если у ребенка заметна склонность к "любимой" груди, это не проблема. Практически молока одной груди достаточно, чтобы насытить ребенка; есть женщины, с успехом выкормившие только грудью близнецов и даже тройню.

Способы оценки достаточности получаемого ребенком количества молока

Если ребенок самопроизвольно бросает грудь, следует сделать перерыв, затем попробовать предложить ему ту же самую грудь, чтобы

Слайд 27Масса тела матери не влияет на успешность лактации. Требования к

рациону питания кормящей матери варьируют в достаточно широком диапазоне. Потребность

женщины в этот период в белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах повышена, но если эти потребности в дополнительной энергии и питательных веществах не удовлетворять, синтез грудного молока будет происходить за счет ресурсов матери. Нормально питающаяся женщина накапливает во время беременности необходимые запасы, используемые для компенсации возросших потребностей в первые месяцы лактации.
Распространенное мнение о том, что для нормальной лактации необходимо значительное увеличение потребления жидкости, не подтверждено научными исследованиями. Когда матери не хватает жидкости, моча становится концентрированной, женщина испытывает жажду. Поэтому обычно женщина сама регулирует поступление жидкости.

Факторы, влияющие на лактацию

Масса тела матери не влияет на успешность лактации. Требования к рациону питания кормящей матери варьируют в достаточно

Слайд 28Форма и размер груди также не влияют на количество молока

и возможности грудного вскармливания. Часто причину неудачного прикладывания ребенка к

груди объясняют формой сосков. В большинстве случаев плоские соски не препятствуют грудному вскармливанию. Причину неудачного кормления следует искать в неправильном прикладывании ребенка к груди. Необходимо помочь матери правильно приложить ребенка к груди как можно раньше, лучше всего в первый день после родов, до того как "прибудет молоко" и грудь станет полной. Если по каким-то причинам ребенок не может сосать грудь, следует рекомендовать матери сцеживать молоко и кормить его из чашки. Не следует кормить ребенка из бутылочки, так как это затрудняет в дальнейшем прикладывание ребенка к груди.

Факторы, влияющие на лактацию

Форма и размер груди также не влияют на количество молока и возможности грудного вскармливания. Часто причину неудачного

Слайд 29Для ребенка противопоказанием к грудному вскармливанию может стать невозможность сосания

груди (тяжелое общее состояние, недостаточная масса тела при рождении).
Для матери

противопоказанием к кормлению может стать тяжелое состояние, прием некоторых медикаментов, ВИЧ-инфекция. Наличие импланта в грудной железе не является противопоказанием для кормления ребенка грудью.
Если мать получает лекарственное средство, противопоказанное при грудным вскармливании, следует попытаться найти аналог препарата, допускающий грудное вскармливание, прежде чем поспешно переводить ребенка на питание искусственной смесью.

Противопоказания к грудному вскармливанию

Для ребенка противопоказанием к грудному вскармливанию может стать невозможность сосания груди (тяжелое общее состояние, недостаточная масса тела

Слайд 30Психологические факторы чаше других вызывают трудности при кормлении ребенка. Стресс,

семейные конфликты, отсутствие взаимопонимания между женой и мужем, значительные нагрузки,

испытываемые женщиной после родов (особенно если в семье несколько детей), отсутствие заботы и помощи со стороны близких - реальные причины снижения выработки молока у матери новорожденного

Чтобы активировать рефлекс окситоцина, необходимо помогать матери психологически и практически - устранить любые источники боли или тревоги, стараться вызывать приятные мысли и позитивные эмоции по отношению к ребенку.

Трудности при кормлении грудью

Психологические факторы чаше других вызывают трудности при кормлении ребенка. Стресс, семейные конфликты, отсутствие взаимопонимания между женой и

Слайд 31Редкие кормления строго по часам. Отмена ночного кормления ребенка также

может привести к снижению количества молока, особенно если мать прекращает

кормление раньше, чем ребенок проявит признаки насыщения.
Непродолжительное кормление приводит к тому, что ребенок не получает достаточного количества "заднего молока", а недостаточное опорожнение груди приводит к снижению выработки молока.
Неправильное прикладывание к груди вызывает неэффективное сосание, в дальнейшем приводящее к недостаточной выработке молока, возникновению трещин, затрудняющих вскармливание.
Ребенок, получающий питание из бутылочки, или пустышку, может иметь трудности при сосании, так как неправильно захватывает грудь.
Повреждения молочных желез при грудном вскармливании, как правило, связаны с неправильным прикладыванием ребенка, нагрубанием, закупоркой молочных протоков и присоединением воспаления, возможно развитие абсцесса.

Трудности при кормлении грудью

Редкие кормления строго по часам. Отмена ночного кормления ребенка также может привести к снижению количества молока, особенно

Слайд 32Наполнение груди молоком происходит на 2 - 5-й день после

родов. Воспаление и трещины сосков чаще всего возникают в первые

дни, когда правильное прикладывание к груди и частота кормлений еще не отработаны. Слишком частое мытье сосков (чаще одного раза в день) удаляет защитную пленку, провоцирует возникновение трещин.
Ограничение грудного вскармливания и неправильное прикладывание ребенка к груди могут привести к закупорке молочных протоков, образованию твердого, болезненного образования в ткани молочной железы, покраснению кожи над ним; возможна лихорадка и озноб. Такое состояние иногда называют неинфицированным маститом.

Трудности при кормлении грудью

Наполнение груди молоком происходит на 2 - 5-й день после родов. Воспаление и трещины сосков чаще всего

Слайд 33Состояние женщины можно улучшить частым прикладыванием ребенка к груди, полным

опорожнением путем сцеживания молока, оставшегося после кормления.
Если состояние женщины

ухудшается, назначают антибактериальные препараты (полусинтетические пенициллины, эритромицин). Лечение данными антибактериальными препаратами не препятствует грудному вскармливанию.
Острый инфекционный процесс в молочной железе - показание для прекращения кормления ребенка этой грудью, но кормление ребенка здоровой грудью допустимо. В случаях стафилококкового мастита кормление способствует разрешению процесса, если вскармливание прервать, может сформироваться абсцесс.
Следует рекомендовать продолжить грудное вскармливание под прикрытием антибактериальной терапии. Часто мастит возникает вследствие лактостаза в начале лактации, когда мать только учится кормить ребенка.

Трудности при кормлении грудью

Состояние женщины можно улучшить частым прикладыванием ребенка к груди, полным опорожнением путем сцеживания молока, оставшегося после кормления.

Слайд 34Новорожденного принимают в стерильную пеленку. Для первичной обработки новорожденного используется

стерильный индивидуальный комплект.
Рекомендуется через 1 мин после рождения производить пережатие

и пересечение пуповины.
Считается безопасным пережатие пуповины в промежутке между 1-й и 3-й минутами после рождения.
Раннее пережатие пуповины (сразу после родов) может привести к низкому уровню гемоглобина и развитию поздней анемии. В то же время, слишком позднее пережатие пуповины нередко приводит к развитию гиперволемии и полицитемии, которая может быть причиной респираторных нарушений, гипербилирубинемии.

Техника пересечения пуповины и обработки пуповинного остатка в родильном зале

Новорожденного принимают в стерильную пеленку. Для первичной обработки новорожденного используется стерильный индивидуальный комплект.Рекомендуется через 1 мин после

Слайд 35Пересечение пуповины проводит акушерка родильного отделения в стерильных перчатках.
Один зажим

Кохера наложить на пуповину на расстоянии 10 см от пупочного

кольца.
Второй зажим Кохера наложить на пуповину как можно ближе к наружным половым органам роженицы.
Третий зажим Кохера наложить на 2 см кнаружи от первого.
Участок пуповины между первым и третьим зажимами Кохера протереть марлевым шариком, смоченным 95% раствором этилового спирта, пересечь стерильными ножницами.

Пережатие и отсечение пуповины

Пересечение пуповины проводит акушерка родильного отделения в стерильных перчатках.Один зажим Кохера наложить на пуповину на расстоянии 10

Слайд 36Сменить перчатки.
Провести гигиеническую обработку рук.
Надеть стерильные перчатки.
Стерильной марлевой салфеткой отжать

кровь от пупочного кольца к периферии.
Обработать участок пуповины 70% раствором

этилового спирта стерильной марлевой салфеткой.
Наложить пластиковый зажим на пуповинный остаток на расстоянии 2–3 см, но не менее 1 см от пупочного кольца. При наложении зажима слишком близко к коже может возникнуть потертость кожи пупочного кольца.
После наложения зажима отсечь ткань пуповины выше зажима, вытереть кровь стерильной марлевой салфеткой.
При необходимости снятия зажима следует использовать специальные стерильные щипцы.

Не рекомендуется: наложение марлевой повязки и повторная обработка пуповинного остатка сразу после наложения зажима.

Техника наложения пластикового зажима

Сменить перчатки.Провести гигиеническую обработку рук.Надеть стерильные перчатки.Стерильной марлевой салфеткой отжать кровь от пупочного кольца к периферии.Обработать участок

Слайд 37Пуповинный остаток подвергается естественной мумификации и самостоятельному отделению в течение

2-х нед. Окончательная эпителизация пупочной ранки происходит в течение 3–4-х

нед после рождения.

При ежедневном осмотре пуповинного остатка необходимо обращать внимание на стадии естественного отделения пуповины:
пуповинный остаток подсыхает, уменьшается в объеме;
становится более плотным;
приобретает темно-коричневый оттенок;
отделяется от тела ребенка;
дно пупочной ранки покрыто эпителием.

Уход за пуповинным остатком

Пуповинный остаток подвергается естественной мумификации и самостоятельному отделению в течение 2-х нед. Окончательная эпителизация пупочной ранки происходит

Слайд 38Рекомендуется:
Для ухода за пуповинным остатком не требуется создания стерильных условий.
Достаточно

содержать пуповинный остаток сухим и чистым, предохранять его от загрязнения

мочой, калом, а также от травмирования – исключить тугое пеленание или использование одноразовых подгузников с тугой фиксацией.
В случае загрязнения (мочой, калом) пуповинный остаток и кожу вокруг пупочного кольца нужно промыть водой с жидким мылом, используемым в отделении, и осушить чистой марлевой салфеткой.
Сроки выписки из акушерского стационара определяются состоянием здоровья матери и ребенка. С эпидемиологических позиций, в том числе в целях снижения частоты гнойно-воспалительных заболеваний пупочной ранки, оправданна ранняя выписка на 3–4-е сутки после родов, в том числе до отпадения пуповины. Иначе говоря, выписка новорожденного домой не зависит от времени отпадения пуповинного остатка.
Перед выпиской врачом неонатологом проводится консультирование матери/родителей по вопросам ухода за новорожденным, в том числе по уходу за кожей и пуповинным остатком, с соответствующей отметкой в медицинской документации новорожденного.
Рекомендуется:Для ухода за пуповинным остатком не требуется создания стерильных условий.Достаточно содержать пуповинный остаток сухим и чистым, предохранять

Слайд 39Не рекомендуется обрабатывать пуповинный остаток какими-либо антисептиками (растворы анилиновых красителей,

спирт, раствор калия перманганата и т.п.), достаточно содержать его сухим

и чистым, предохранять от загрязнения мочой, калом, а также от травмирования при тугом пеленании или использовании одноразовых подгузников с тугой фиксацией. Доказано, что местное использование антисептиков не только не уменьшает частоту инфекций, но и способствует задержке спонтанного отпадения пуповинного остатка. В случае загрязнения пуповинный остаток и кожу вокруг пупочного кольца можно промыть водой, и осушить чистой ватой или марлей.

Уход за пуповинным остатком в раннем неонатальном периоде

Не рекомендуется обрабатывать пуповинный остаток какими-либо антисептиками (растворы анилиновых красителей, спирт, раствор калия перманганата и т.п.), достаточно

Слайд 40Не рекомендуется пользоваться повязками и дополнительным подвязыванием пуповины для ускорения

процесса мумификации.
Насильственное удаление (отсечение) пуповинного остатка не рекомендуется, так как

подобная процедура опасна, и может осложниться кровотечением, ранением стенки кишки при не диагностированной грыже пупочного канатика, инфицированием. Эффективность процедуры не доказана; насильственное удаление пуповинного остатка следует признать необоснованным инвазивным вмешательством, потенциально опасным для жизни новорожденного.

Уход за пуповинным остатком в раннем неонатальном периоде

Не рекомендуется пользоваться повязками и дополнительным подвязыванием пуповины для ускорения процесса мумификации.Насильственное удаление (отсечение) пуповинного остатка не

Слайд 41Материалы и инструменты
Стерильная пипетка,
стерильный пинцет,
лоток,
3 %-ный раствор перекиси

водорода (50 мл),
70 %-ный этиловый спирт (10 мл),
антисептик для обработки пупочной

ранки,
дезинфицирующее средство,
стерильные ватные палочки,
мыло,
стерильные ватные шарики,
нестерильные перчатки,
стерильные перчатки,
стерильный халат,
стерильные марлевые салфетки,
ветошь.

Уход за пупочной ранкой новорожденного

Материалы и инструментыСтерильная пипетка, стерильный пинцет, лоток, 3 %-ный раствор перекиси водорода (50 мл), 70 %-ный этиловый спирт (10 мл), антисептик

Слайд 42Подготовительный этап
До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук.
Во

время процедуры необходимо использовать перчатки.
Следует идентифицировать младенца и его мать,

представиться ей (или другим родственникам новорожденного), объяснить цель и ход процедуры, которую предстоит провести.
Должно быть добровольное информированное согласие на процедуру.
При отсутствии справиться у врача о действиях.
Письменного подтверждения согласия не требуется.
Подготовить все необходимое для процедуры.
Гигиеническим способом обработать руки и осушить их, надеть перчатки.
Распеленать ребенка в кроватке или на нестерильном пеленальном столе.
Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь при этом руками кожи ребенка.

Алгоритм выполнения манипуляции

Подготовительный этапДо и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук.Во время процедуры необходимо использовать перчатки.Следует идентифицировать младенца

Слайд 43Ход выполнения
Указательным и большим пальцами левой руки, как следует, растянуть

края пупочной ранки.
При помощи пипетки или взятого пинцетом ватного тампона

обильно покрыть пупочную ранку 3 %-ным раствором перекиси водорода.
Через 20–30 с, тушируя ее сухим стерильным ватным шариком при помощи пинцета, осушить ранку.
Использованные шарики (тампоны) положить в лоток.
Пинцетом с ватным тампоном, смоченным 70 %-ным этиловым спиртом, движением изнутри кнаружи обработать ранку и кожу вокруг.
Еще одним ватным тампоном, который смочен в антисептике, не касаясь кожи, обработать только ранку.
При обработке пупочной ранки обязательно растягивать ее края, даже если образовалась корочка.

Алгоритм выполнения манипуляции

Ход выполненияУказательным и большим пальцами левой руки, как следует, растянуть края пупочной ранки.При помощи пипетки или взятого

Слайд 44Завершающий этап
На завершающем этапе следует продезинфицировать использованные материалы и перчатки.
Гигиеническим

способом обработать руки и осушить их.
Запеленать ребенка.
Затем дезинфектантом обработать рабочую

поверхность столика.
В медицинской документации сделать запись о процедуре.

Алгоритм выполнения манипуляции

Завершающий этапНа завершающем этапе следует продезинфицировать использованные материалы и перчатки.Гигиеническим способом обработать руки и осушить их.Запеленать ребенка.Затем

Слайд 45При уходе за здоровой кожей новорожденного следует избегать любых действий,

которые могут нарушить эпидермальный барьер (воздействие повышенной влажности, трение, раздражающие

вещества, травмы). Снижению бактерицидных свойств кожи способствуют обезжиривание (спиртом, эфиром), охлаждение, раздражение кожи мочой и калом, приводящее к разжижению водно-липидной мантии эпидермиса. Следует учитывать, что наличие интенсивного шелушения кожи в течение первых недель жизни является нормой, и не требует обработки специальными средствами.
Кожа новорожденных более чувствительна, и проницаема для различных химических агентов, чем у взрослых, поэтому риск системного отравления гораздо выше.
При необходимости рекомендуется искупать ребенка в теплой воде, не добавляя никаких дезинфицирующих средств; ежедневное использование шампуней, пены для ванны и других моющих средств не показано. Купать ребенка ежедневно в настоях трав также не целесообразно, это может привести к нарушению эпидермального барьера и способствовать возникновению аллергических реакций на коже новорожденного.

Уход за кожей новорожденного и профилактика повреждений кожи

При уходе за здоровой кожей новорожденного следует избегать любых действий, которые могут нарушить эпидермальный барьер (воздействие повышенной

Слайд 46Многие присыпки содержат частицы, вызывающие раздражение кожи, а также отдушки,

провоцирующие аллергические реакции.
Необходимо избегать широкого использования вазелина (растительного масла),

задерживающего влагу и являющегося активным аллергеном. Средства по уходу за кожей необходимо наносить очень бережно, не растирать.
Следует учесть, что смягчающие средства препятствуют приклеиванию пластыря, защитных пленок, поэтому их необходимо удалить с кожи перед использованием фиксирующих материалов.
При каждом осмотре ребенка необходимо оценивать состояние кожных покровов и фиксировать результаты осмотра в истории развития новорожденного.

Уход за кожей новорожденного и профилактика повреждений кожи

Многие присыпки содержат частицы, вызывающие раздражение кожи, а также отдушки, провоцирующие аллергические реакции. Необходимо избегать широкого использования

Слайд 47При неправильном уходе за кожей возникает пеленочный дерматит, который представляет

собой раздражение кожи в области, контактирующей с подгузником. Основная причина

развития пеленочного дерматита - дефекты ухода (редкая смена подгузника, тугое пеленание). Пеленочный дерматит не представляет серьезной угрозы для здоровья ребенка, но раздражение кожи очень болезненно, вызывает страдание и беспокойство ребенка, что отражается на его самочувствии.

Уход за кожей новорожденного и профилактика повреждений кожи

При неправильном уходе за кожей возникает пеленочный дерматит, который представляет собой раздражение кожи в области, контактирующей с

Слайд 48Независимо от типа подгузников (одноразовые или многоразовые), необходимо соблюдать правила

ухода за ребенком:
менять подгузник при его наполнении;
сразу менять подгузник после

дефекации ребенка;
использовать "дышащие" подгузники;
организовывать воздушные ванны как можно чаще в течение дня.
В настоящее время в акушерских стационарах разрешено использование одноразовых подгузников промышленного производства.
Уход за кожей при использовании одноразовых и многоразовых подгузников отличается.
При использовании одноразовых подгузников кожа должна быть сухой; не рекомендуется применять жирные мази, кремы, создающие эффект компресса, что провоцирует развитие дерматита. Если на кожу нанесена мазь или крем, перед надеванием подгузника избыток средства необходимо удалить салфеткой. Рекомендуется использовать для ухода за кожей новорожденного крем на водной основе, лосьоны, молочко.
При использовании многоразовых подгузников можно применять кремы и мази, так как создание прослойки между кожей и подгузником уменьшает риск раздражения.

Правила использования подгузников

Независимо от типа подгузников (одноразовые или многоразовые), необходимо соблюдать правила ухода за ребенком:менять подгузник при его наполнении;сразу

Слайд 49Вакцинопрофилактика в родильном доме должна проводиться только после получения добровольного

информированного согласия родителей или законных представителей пациента.
Вакцинация БЦЖ и БЦЖ-М
Специфическую

профилактику туберкулеза можно проводить только зарегистрированными в Российской Федерации препаратами - вакциной туберкулезной (БЦЖ) сухой для внутрикожного введения и вакциной туберкулезной (БЦЖ-М) сухой (для щадящей первичной иммунизации).
Прививки проводит специально обученная медицинская сестра, прошедшая специальную подготовку по технике и методике проведения внутрикожной пробы Манту и вакцинации (ревакцинации) БЦЖ, получившая допуск сроком на 1 год.
В медицинской карте врачом в день вакцинации должна быть сделана подробная запись с указанием результатов термометрии, развернутым дневником, назначением введения вакцины БЦЖ (БЦЖ-М) с указанием метода введения (в/к), дозы вакцины 0,05 (0,025), серии, номера, срока годности и изготовителя вакцины. Паспортные данные препарата должны быть прочитаны врачом на упаковке и на ампуле с вакциной.

Вакцинопрофилактика

Вакцинопрофилактика в родильном доме должна проводиться только после получения добровольного информированного согласия родителей или законных представителей пациента.Вакцинация

Слайд 50Перед вакцинацией врач и медицинская сестра должны обязательно ознакомиться с

инструкцией по применению вакцины, а также предварительно информировать родителей или

законных представителей ребенка об иммунизации и местной реакции на прививку и взять у них письменное согласие на проведение вакцинации.
Проведение вакцинации новорожденных в родильном доме (отделении патологии) допускается в детской палате в присутствии врача. В этих случаях формирование укладки для вакцинации производят в специальной комнате.
Все необходимые для проведения вакцинации (ревакцинации) БЦЖ предметы (столы, биксы, лотки, шкафы и т.д.) должны быть маркированы.
Вакцинацию в родильном доме проводят в утренние часы.
В день вакцинации во избежание контаминации никакие другие парентеральные манипуляции ребенку не проводят, в том числе неонатальный скрининг.

Вакцинопрофилактика

Перед вакцинацией врач и медицинская сестра должны обязательно ознакомиться с инструкцией по применению вакцины, а также предварительно

Слайд 51В связи с ранней выпиской из акушерских стационаров, при отсутствии

противопоказаний, вакцинация новорожденных против туберкулеза может проводиться с третьих суток

жизни; выписка возможна после вакцинации в тот же день при отсутствии реакции на нее.
Организует вакцинацию новорожденных главный врач родильного дома (зав. отделением).
Главный врач родильного дома (зав. отделением) выделяет двух медсестер для прохождения специальной подготовки по технике введения вакцины.
При направлении в детскую поликлинику обменной карты (учетная форма N 0113/у) родильный дом (отделение) отмечает в ней дату внутрикожной вакцинации, серию вакцины, срок ее годности и название института-изготовителя.

Вакцинопрофилактика

В связи с ранней выпиской из акушерских стационаров, при отсутствии противопоказаний, вакцинация новорожденных против туберкулеза может проводиться

Слайд 52Врач-неонатолог информирует родителей, что через 4 - 6 недель после

внутрикожной вакцинации у ребенка должна развиться местная прививочная реакция, при

появлении которой ребенка необходимо показать участковому педиатру. Место реакции категорически запрещается обрабатывать любыми растворами и смазывать различными мазями.
Детям, родившимся вне родильного дома, а также новорожденным, которым по каким-либо причинам не была сделана прививка, вакцинация проводится в детской поликлинике (в детском отделении больницы, на фельдшерско-акушерском пункте) специально обученной методике внутрикожной вакцинации медицинской сестрой (фельдшером).

Вакцинопрофилактика

Врач-неонатолог информирует родителей, что через 4 - 6 недель после внутрикожной вакцинации у ребенка должна развиться местная

Слайд 53Для вакцинации новорожденных внутрикожным методом в детской комнате родильного дома

(отделения) необходимо иметь:
Холодильник для хранения вакцины БЦЖ и БЦЖ-М при

температуре не выше +8 °C.
Шприцы 2 - 5-граммовые одноразового применения для разведения вакцины - 2 - 3 шт.
Шприцы одноразовые туберкулиновые с хорошо пригнанным поршнем и тонкой короткой иглой с коротким косым срезом - не менее 10 - 15 шт. на один день работы.
Иглы инъекционные N 840 для разведения вакцины - 2 - 3 шт.
Этиловый спирт (70 %), регистрационный N 74/614/11(12).
Дезинфекционные растворы, действующие в отношении возбудителей инфекций бактериальной (в том числе туберкулез) этиологии.
Все необходимые для внутрикожной вакцинации предметы должны храниться в закрытом отдельном шкафчике. Использование их для каких-либо других целей категорически запрещается.

Оснащение кабинета вакцинопрофилактики

Для вакцинации новорожденных внутрикожным методом в детской комнате родильного дома (отделения) необходимо иметь:Холодильник для хранения вакцины БЦЖ

Слайд 54Вакцину БЦЖ и БЦЖ-М вводят строго внутрикожно на границе верхней

и средней трети наружной поверхности левого плеча после предварительной обработки

кожи 70° спиртом.
При правильной технике введения должна образоваться папула беловатого цвета диаметром не менее 7 - 9 мм, исчезающая обычно через 15 - 20 мин.
Введение препарата под кожу недопустимо, так как при этом может образоваться холодный абсцесс.
Запрещено наложение повязки и обработка йодом и другими дезинфицирующими растворами места введения вакцины.

Техника введения вакцины
БЦЖ и БЦЖ-М

Вакцину БЦЖ и БЦЖ-М вводят строго внутрикожно на границе верхней и средней трети наружной поверхности левого плеча

Слайд 55На месте внутрикожного введения вакцины БЦЖ-М развивается специфическая реакция в

виде папулы размером 5 - 10 мм в диаметре.
У новорожденных

нормальная прививочная реакция проявляется через 4 - 6 недель. Реакция подвергается обратному развитию в течение 2 - 3-х месяцев, иногда и в более длительные сроки.
Место реакции следует предохранять от механического раздражения, особенно во время водных процедур.
Осложнения после вакцинации встречаются редко и обычно носят местный характер.

Реакция на введение

На месте внутрикожного введения вакцины БЦЖ-М развивается специфическая реакция в виде папулы размером 5 - 10 мм

Слайд 56Недоношенность (при массе тела при рождении менее 2500 г).
Вакцинацию откладывают

при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний (внутриутробная инфекция, гнойно-септические

заболевания, гемолитическая болезнь новорожденных среднетяжелой и тяжелой формы, тяжелые поражения нервной системы с выраженной неврологической симптоматикой, генерализованные кожные поражения и т.п.) до исчезновения клинических проявлений заболевания.
Иммунодефицитное состояние (первичное).
Генерализованная инфекция БЦЖ, выявленная у других детей в семье.
ВИЧ-инфекция у матери.

Противопоказания к вакцинации БЦЖ:

Недоношенность (при массе тела при рождении менее 2500 г).Вакцинацию откладывают при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний

Слайд 57Причинами возникновения осложнений после иммунизации туберкулезной вакциной, помимо биологических свойств

штамма, могут являться нарушения техники внутрикожного введения препарата, показаний к

проведению прививки, а также сопутствующая патология у ребенка до прививки и в период развития местной прививочной реакции.

Осложнения после введения вакцины БЦЖ и БЦЖ-М

Причинами возникновения осложнений после иммунизации туберкулезной вакциной, помимо биологических свойств штамма, могут являться нарушения техники внутрикожного введения

Слайд 58Вакцинация против гепатита B проводится по схеме 0, 1, 6

месяцев.
Первое введение вакцины против гепатита B проводится всем новорожденным при

рождении в течение первых 12 часов жизни (перед прививкой БЦЖ). В исключительных случаях возможно продление срока начала иммунизации до 24 часов жизни.
Техника введения. Новорожденным и грудным детям вакцина вводится внутримышечно, при сниженной свертываемости крови - подкожно, в передне-боковую поверхность бедра. Побочные реакции при применении вакцины против гепатита B редки, слабо выражены и преходящи. Могут наблюдаться симптомы в месте инъекции вакцины (гиперемия, болевая реакция) и субфебрильная температура.
Сведения о первой прививке, полученной в родильном доме (дата, доза, серия, срок годности) указываются в обменной карте родильницы. В дальнейшем данные о проведенной вакцинации вносятся в историю развития ребенка (форма 112/у) и карту профилактических прививок (форма 063/у). В медицинских документах также отражают характер, сроки общих и местных реакций, если они возникли.
Перед выпиской из роддома проводится инструктаж родильницы о дальнейшей вакцинации новорожденного.

Профилактика вирусного гепатита B

Вакцинация против гепатита B проводится по схеме 0, 1, 6 месяцев.Первое введение вакцины против гепатита B проводится

Слайд 59Массу тела ребенка при рождении менее 1500 г, независимо от

состояния ребенка при рождении.
Выраженные нарушения ранней неонатальной адаптации, независимо от

массы тела, вызванные:
клиническими проявлениями врожденной или перинатальной инфекции;
синдромом дыхательных расстройств;
асфиксией новорожденного;
дети из группы высокого риска по развитию ГБН;
отечной или желтушной формой гемолитической болезни новорожденного;
тяжелыми перинатальными поражениями ЦНС;
другими врожденными и перинатальными заболеваниями, сопровождающимися тяжелой дыхательной, сердечно-сосудистой, острой почечной или полиорганной недостаточностью.

Временными противопоказаниями к введению вакцины новорожденным следует считать:

Массу тела ребенка при рождении менее 1500 г, независимо от состояния ребенка при рождении.Выраженные нарушения ранней неонатальной

Слайд 60Особо высокую группу риска по инфицированию вирусом гепатита B представляют

новорожденные, родившиеся у матерей - носителей вируса гепатита B. Для

иммунизации новорожденных у матерей - носителей вируса и больных гепатитом в необходимо применять другую схему вакцинации: 0, 1, 2 и 12 месяцев жизни ребенка.

Для повышения профилактической эффективности у лиц особо высокого риска ВОЗ рекомендует активно-пассивную иммунизацию - одновременное применение вакцины против гепатита B и специфического иммуноглобулина, содержащего в высоком титре антитела к HBsAg.
Проведение активно-пассивной иммунизации в родильном доме показано новорожденным, родившимся у матерей:
с острым гепатитом B;
ранних реконвалесцентов гепатита B;
с наличием в крови HBsAg.

Иммунизация группы риска по гепатиту В

Особо высокую группу риска по инфицированию вирусом гепатита B представляют новорожденные, родившиеся у матерей - носителей вируса

Слайд 61В случаях, когда ребенок, рожденный у матери - носительницы вируса

гепатита B, не может быть своевременно вакцинирован из-за тяжести состояния

или других временных противопоказаний, показано раннее введение специфического иммуноглобулина против гепатита B (не позднее чем через 12 ч. после рождения) с обязательным проведением активной иммунизации сразу после стабилизации состояния.

Вакцина против гепатита B вводится через 2 часа после введения специфического иммуноглобулина.

Иммунизация группы риска по гепатиту В

В случаях, когда ребенок, рожденный у матери - носительницы вируса гепатита B, не может быть своевременно вакцинирован

Слайд 62Неонатальный скрининг на наследственные заболевания проводится только после получения информированного

добровольного согласия родителей или официальных представителей пациента на медицинское вмешательство.

Обследования

новорожденных детей (далее - неонатальный скрининг) на наследственные заболевания (адреногенитальный синдром, галактоземию, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, фенилкетонурию) в целях их раннего выявления, своевременного лечения, профилактики инвалидности и развития тяжелых клинических последствий, а также снижения летальности от наследственных заболеваний.

Неонатальный скрининг на наследственные заболевания

Неонатальный скрининг на наследственные заболевания проводится только после получения информированного добровольного согласия родителей или официальных представителей пациента

Слайд 63Рекомендации по забору образцов крови при проведении массового обследования новорожденных

детей на наследственные заболевания

Рекомендации по забору образцов крови при проведении массового обследования новорожденных детей на наследственные заболевания

Слайд 64Забор образцов крови при проведении массового обследования новорожденных детей на

наследственные заболевания осуществляется в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих

медицинскую помощь женщинам в период родов, специально подготовленным работником.

В случае отсутствия в документации новорожденного ребенка отметки о заборе образца крови при его поступлении под наблюдение в детскую поликлинику по месту жительства или переводе по медицинским показаниям в больничное учреждение забор образца крови для проведения исследования осуществляется в учреждении специально подготовленным работником.

Образец крови берут из пятки новорожденного ребенка через 3 часа после кормления на 4 день жизни у доношенного и на 7 день - у недоношенного ребенка.
Забор образцов крови при проведении массового обследования новорожденных детей на наследственные заболевания осуществляется в государственных и муниципальных

Слайд 65Забор образцов крови осуществляется на специальные фильтровальные бумажные тест-бланки (далее

- тест-бланк), которые выдаются медико-генетической консультацией (центром) государственным и муниципальным

учреждениям здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь женщинам в период родов, по количеству ежегодного числа родов и, при необходимости, государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь детям.

Перед забором образца крови пятку новорожденного ребенка необходимо вымыть, протереть стерильной салфеткой, смоченной 70-градусным спиртом.
Во избежание гемолиза крови обработанное место следует промокнуть сухой стерильной салфеткой.
Забор образцов крови осуществляется на специальные фильтровальные бумажные тест-бланки (далее - тест-бланк), которые выдаются медико-генетической консультацией (центром)

Слайд 66Прокол пятки новорожденного ребенка осуществляется одноразовым скарификатором, первая капля крови

снимается стерильным сухим тампоном.
Мягкое надавливание на пятку новорожденного ребенка способствует

накоплению второй капли крови, к которой перпендикулярно прикладывается тест-бланк, пропитываемый кровью полностью и насквозь в соответствии с указанными на тест-бланке размерами. Вид пятен крови должен быть одинаковым с обеих сторон тест-бланка.

Тест-бланк высушивается в горизонтальном положении на чистой обезжиренной поверхности не менее 2 часов без применения дополнительной тепловой обработки и попадания прямых солнечных лучей.
Прокол пятки новорожденного ребенка осуществляется одноразовым скарификатором, первая капля крови снимается стерильным сухим тампоном.Мягкое надавливание на пятку

Слайд 678. Работник, осуществляющий забор образцов крови, на тест-бланке, не затрагивая

пятен крови, шариковой ручкой, разборчиво, записывает следующие сведения:
наименование учреждения здравоохранения,

в котором произведен забор образцов крови у новорожденного ребенка;
фамилия, имя, отчество матери ребенка;
адрес выбытия матери ребенка;
порядковый номер тест-бланка с образцом крови;
дата родов;
номер истории родов;
дата взятия образца крови;
состояние ребенка (здоров/(болен - диагноз));
доношенный/недоношенный/срок гестации;
вес ребенка;
фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего забор крови.
8. Работник, осуществляющий забор образцов крови, на тест-бланке, не затрагивая пятен крови, шариковой ручкой, разборчиво, записывает следующие

Слайд 69Тест-бланки ежедневно собираются и проверяются на качество забора крови и

правильность их заполнения медицинским работником, назначенным главным врачом учреждения здравоохранения.

Во

избежание загрязнения тест-бланки упаковываются, не соприкасаясь пятнами крови, герметично, в чистый конверт и в специальной упаковке с соблюдением температурного режима (+2 - +8 °C) доставляются для проведения исследований в медико-генетическую консультацию (центр) не реже одного раза в 3 дня.

Исследование образцов крови проводится в медико-генетической консультации (центре) в срок до 10 дней после забора образца крови.
Тест-бланки ежедневно собираются и проверяются на качество забора крови и правильность их заполнения медицинским работником, назначенным главным

Слайд 70Аудиологический скрининг новорожденных проводится после получения добровольного информированного согласия родителей

или официальных представителей пациента на медицинское вмешательство.
Программа аудиологического скрининга включает

2 этапа:

1 этап (скриниговый).
На этом этапе проводится обследование слуха в роддомах у всех новорожденных в возрасте 3 - 4 дней с помощью регистрации вызванной отоакустической эмиссии.

2 этап (диагностический).
Он проводится в сурдологическом центре в возрасте до 3 месяцев с помощью регистрации ВОАЭ, коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) и других методов детям, у которых отоакустическая эмиссия не была зарегистрирована на 1-м этапе, а также всем детям, имеющим факторы риска по тугоухости.

Аудиологический скрининг новорожденных

Аудиологический скрининг новорожденных проводится после получения добровольного информированного согласия родителей или официальных представителей пациента на медицинское вмешательство.Программа

Слайд 71Отягощенная наследственность по слуху
Наследственная синдромальная патология
Инфекционные и вирусные заболевания матери

во время беременности
Токсикозы беременности
Тяжелая анте- и интранатальная гипоксия плода
Асфиксия новорожденного
Глубокая

степень недоношенности
Переношенность
Очень низкая и экстремально низкая масса тела при рождении
Врожденная патология челюстно-лицевого скелета
Внутричерепная родовая травма
Тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС
Тяжелое гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС
Гемолитическая болезнь новорожденного
Стойкая и/или выраженная гипербилирубинемия
Использование для лечения новорожденного ребенка лекарственных препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом.

Факторы риска тугоухости

Отягощенная наследственность по слухуНаследственная синдромальная патологияИнфекционные и вирусные заболевания матери во время беременностиТоксикозы беременностиТяжелая анте- и интранатальная

Слайд 72Аудиологический скрининг новорожденных должны проводить медицинские работники родовспомогательных учреждений, прошедшие

тематическое усовершенствование.

Медицинский работник родовспомогательного учреждения и отделения для новорожденных, осуществляющий

аудиологический скрининг, должен записывать сведения о проведении и результатах аудиологического скрининга в историю родов, историю развития новорожденного (историю болезни), выписную справку. В случае отсутствия в документации новорожденного отметки о проведении аудиологического скрининга при его поступлении под наблюдение в детскую поликлинику по месту жительства аудиологический скрининг проводится в детской поликлинике.

О результатах проведения скрининга, или в случае невыполнения его, мать должна быть информирована врачом-неонатологом.

Условия проведения аудиологического скрининга

Аудиологический скрининг новорожденных должны проводить медицинские работники родовспомогательных учреждений, прошедшие тематическое усовершенствование.Медицинский работник родовспомогательного учреждения и отделения

Слайд 73Рождение ребенка вызывает в семье значительный эмоциональный всплеск, чаще радости

и счастья, в случае рождения больного или недоношенного ребенка -

тревоги, страха и отчаяния. Задача медицинских работников при общении с молодой матерью и членами ее семьи в первом случае заключается в том, чтобы ничем не омрачить радости, не вызвать необоснованной тревоги за здоровье ребенка, а во втором случае - поддержать родителей, постараться уменьшить чувство вины, настроить на положительное эмоциональное восприятие ребенка.

Общение медицинского персонала и родителей новорожденного ребенка (консультирование)

Рождение ребенка вызывает в семье значительный эмоциональный всплеск, чаще радости и счастья, в случае рождения больного или

Слайд 74Если врач считает, что нужно обратить внимание родителей на какую-либо

деталь при осмотре новорожденного, следует также разъяснить ее значение.

Консультирование пациента

(в педиатрической практике - матери или родителей ребенка) по различным вопросам - не менее важный аспект врачебной деятельности, чем диагностические процедуры или назначение лекарственных средств. Консультирование матери или родителей ребенка - диалог врача и матери (семьи) ребенка с целью предоставления исчерпывающей информации о состоянии здоровья ребенка, основных принципах ухода за ним, обеспечения его безопасности. Даже если роды прошли благополучно, родителям важно, чтобы рядом был понимающий человек, при необходимости оказывающий практическую помощь и не делающий при этом критических замечаний.

Консультирование

Если врач считает, что нужно обратить внимание родителей на какую-либо деталь при осмотре новорожденного, следует также разъяснить

Слайд 75Родильницу необходимо хвалить за правильные действия, настойчиво убеждать в том,

что она может быть хорошей матерью, в состоянии кормить новорожденного

грудным молоком, давать советы, когда в них возникает необходимость.

Важно дать понять матери и членам семьи, что независимо от их характера, социального положения, этнических и религиозных особенностей врач или медицинская сестра настроены доброжелательно и благосклонно. Консультирование невозможно, если мать не доверяет медицинскому работнику. Следует помнить, что в течение первых недель после родов все матери более эмоциональны и чувствительны, чем обычно.

Любая информация, сообщаемая медицинским работником, должна быть последовательна, изложена понятным пациенту языком. Психологическая удовлетворенность родителей общением с медицинским персоналом - важная часть качественной медицинской помощи.

Консультирование

Родильницу необходимо хвалить за правильные действия, настойчиво убеждать в том, что она может быть хорошей матерью, в

Слайд 76МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ от 23 октября 2015 года

N 1570/1 О внедрении клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам

оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным
Уход за пуповинным остатком, профилактика и лечение омфалита (Клинические рекомендации) ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им.акад. В.И.Кулакова» Минздрава России, Москва
Технология выполнения простой медицинской услуги «Уход за пупочной ранкой новорожденного» ГОСТ Р 52623.3 – 2015

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ от 23 октября 2015 года N 1570/1 О внедрении клинических рекомендаций (протоколов

Слайд 77


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика