Слайд 1Психология в период Античности
Выполнила студентка 3 курса 2 группы
Магомедова Патимат Магомедовна
Слайд 2
Термин «психология» впервые был употреблен в 16 веке в писаниях
Западной Европы на латыни. Он состоит из двух античных слов:
psyche— душа, и logia— понимание, знание.
В развитии психологии во времена Древней Греции выделяются 3 стадии:
появление и становление (VII–IV вв. до н.э);
классическая античная теория (III–II вв. до н.э);
эпоха эллинизма (II в. до н.э, III–IV вв. н.э).
Слайд 3
Античная психология неразрывно связана с философией и именем Пифагора. Он основывался
на отсутствии равенства душ. Все люди обладают разными способностями и
умениями. Он признавал необходимость искать наиболее способных индивидуумов и обучать их. Такие мысли существенно повлияли на платоновское учение об идеальном социуме. Пифагор пришел к мысли, что душа бессмертна, ее развитие происходит по собственному пути, а целью является ее очищение
Слайд 4
Ученый Гераклит в VI–V вв. до н.э. считал, что развитие
мира, природы и человека происходит по определенным законам, которые не
может изменить никто. Изначально они выражаются в слове. Это явление называется судьбой. Гераклитом введена идея, что все непрерывно развивается и изменяется. Он предположил, что знания обрабатываются в 2 этапа — через ощущения и разум. Второе понятие гораздо выше. Мыслитель рассуждал, что душа зарождается, вырастает и самосовершенствуется, затем медленно стареет и умирает.
Слайд 5Протагор. Ему принадлежит фраза «Человек есть мера всех вещей». Он
рассуждал об относительности и субъективности человеческих знаний, о неоднозначности определений
добра и зла. Философ большую роль отводил ораторскому искусству.
Слайд 6
Демокрит (470-370 гг. до н.э). Трудом его жизни является книга «Большой
мирострой». Все состоит из атомов. Из них образованы человеческие тело
и душа. Он разделяет познавательный процесс на 2 уровня: ощущение и мышление, возникающие в одно время и развивающиеся параллельно. В процессе мышления человек познает гораздо больше, чем на основе ощущений. Демокритом введены термины изначальных и производных качеств вещей. К изначальным относятся физические свойства предметов: масса, форма, рельеф. К производным— цвет, запах, вкусовые качества, придуманные человек для удобства обозначения. По мнению философа, случайностей не бывает, все предопределено
Слайд 7Гиппократ (460–370 гг. до н.э.). Благодаря ему, получило развитие учение
о темпераментах, которое связано с течением четырех ликворов организма: крови,
слизи, черной и желтой желчи. Он впервые поднял тему о личностных различиях людей.
Слайд 8В античные времена душа воспринималась, как основа физической оболочки тела.
Основной функцией души является толчок тела к движению, так как
оно по своей сути инертно. Именно душа заставляет двигаться, направляет мысли и поведенческую линию индивидуума. Она является побудительной силой действовать и является основным инструментом изучения окружающего мира. Наука о душе представляет собой первый вид знаний, где стали развиваться психологические концепции. Они пытаются объяснить сущность души и ее способности.
Слайд 9.
В это время важнейшим психологическим направлением было изучение влияния души
на человеческую подвижность и на регулирование его поведенческой линии при
познании мира. Проведя анализ закономерных явлений природы, ученые подытожили, что душа имеет материальную основу, то есть, создана из тех же микрочастиц, что и все вокруг.
Слайд 10Уже в древнегреческие времена появилось понятие о взаимосвязи всех психических
процессов. Гераклит и Анаксагор первыми начали осмысливать детерминизм — общий закон,
определяющий все события, происходящие с человеком и миром. Явления, которые происходят в душе и окружающем мире, имеют первопричину, даже если сначала она не ясна. Демокрит рассуждал, что человек сам придумал определение случайности для прикрытия своей неосведомленности и неумения подчинять себе события.
Слайд 11К первым ученым, начавшим изучать душу, как основу разумного и
нравственного в человеке, относится Сократ. Осмысливая различия между добрым и злым
началами, индивидуум познает свое существо. Мыслитель утверждал, что есть некое совершенное истинное знание, которое человек может познать самостоятельно и научить других. Он первым связал мыслительный процесс с речью. Сократ поднял тему того, что необходимо создать метод активизации знаний, которые уже существуют в человеческой душе. Этот способ состоит в беседе, сократовском диалоге. Он не предоставляет партнеру знание как оно есть, он полагал, что следует подвести человека к итогу путем мыслительного процесса.
Слайд 12Еще одним представителем школы психологии античности является Платон. Он был рожден
в богатой семье в Афинах, занимался гимнастикой, поэзией, любил путешествовать.
Впоследствии был продан в рабство, но был выкуплен. Является основателем школы, названной Академия.
Слайд 13В своих трудах Платон сделал вывод об объективном идеализме. Он
разделил все сущее на бытие (душу) и небытие (материю). Мысль
(душа) не имеет начала и конца, она бессмертна. Она представляет собой хранилище для всего разумного и нравственного. Душевная часть человека состоит из трех составляющих — вожделения, страсти и разума. Вожделение и страсть подчинены разуму, который может повлиять на поведенческую линию человека, его нравственность.
Платоновские труды отражают душу, как некую структуру. Мыслитель пришел к выводу о душевном разногласии. На основе исследований процессов познания, он выделил несколько этапов развития знаний: ощущаемые, запомненные, мыслительные. Последние обладают активностью, а первые два — пассивны. Знание является воспоминанием, которое уже есть в душе. Человек может осознать настоящую сущность мира, связанную с интуицией, исследованием душевных глубин, где хранятся первоначальные знания. Они становятся доступны индивидууму полностью, в один миг, который сравним с озарением. Платон не считал важным искусство. Более детально он изучал индивидуальные черты и способности, профпригодность.
Слайд 14
Главным трудом жизни Аристотеля является работа «О душе». Он имел медицинское образование,
занимался изучением платоновской теории. К его заслугам относится открытие лицея,
который функционировал на протяжении 6 столетий. С его точки зрения, разделить душу и тело не представляется возможным, это бессмысленно. Душа является выражением жизни телесной оболочки, она не может существовать без тела, но и не является им
Слайд 15.
Мыслитель выделил 3 типа души: растительная (которая может питаться и
размножаться), животная (обладает способностями стремиться, двигаться, ощущать и запоминать) и
разумная (способная мыслить). Он первым выдвинул мысль о генезисе – явлении, при котором души перевоплощается с каждой новой жизнью, переходе от растительности к человеческому миру. Философ подытожил, что растительная и животная души умирают вместе с телесной оболочкой. Душа разумная не вещественна и бессмертна. Он внедрил определение нуса— общего разума, который хранит разумность человеческой души после смерти тела. Только что родившийся младенец не осознает знание. Но оно активизируется при обучении и рассуждении.
Слайд 16.
Аристотель разделил мышление на 2 типа: логика и интуиция. К
интуиции относятся те знания, которые личность уже имеет. Также ученый
разграничил разум на практику (которая способна руководить поведением) и теорию (способна накапливать знания). Поведенческая линия может быть скорректирована эмоциями или разумом.