Слайд 1Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя Российской Федерации
«ШКОЛА НОВОЙ ВЛАСТИ»
тема
«Государственное и муниципальное управление, полномочия МСУ, система выборов
депутатов МСУ, уровни выборов»
г. Екатеринбург
29 – 31 марта 2013 года
Слайд 2ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
органы МСУ
являются одной из главных основ любого демократического строя,
- право граждан
участвовать в управлении государственными делами относится к демократическим принципам, разделяемым всеми Государствами - членами Совета Европы,
- это право наиболее непосредственным образом может быть осуществлено именно на местном уровне,
-существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление
Слайд 3
Статья 12 Конституции Российской Федерации
В Российской Федерации признается
и гарантируется местное самоуправление.
Местное самоуправление в пределах своих полномочий
самостоятельно.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Слайд 4Глава 8 Конституции Российской Федерации
Статья 130.
Местное самоуправление
в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения,
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статья 131.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Статья 132.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Слайд 5НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
Статья 3 и 18 Конституции
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Именно они определяют смысл, содержания и применения законов, смысл деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и должны обеспечиваться правосудием.
Слайд 6Из ФЗ №131
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган
муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального
образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Слайд 7
* За исключением случаев, когда численность жителей поселения, обладающих избирательным
правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного
органа осуществляются сходом граждан, а представительный орган поселения не формируется.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
(ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(предусмотренные уставом муниципального образования)
ГЛАВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОРГАНЫ, НАЛИЧИЕ КОТОРЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНО
ОРГАНЫ, НАЛИЧИЕ КОТОРЫХ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ
СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Слайд 8ЧИСЛЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ПОСЕЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА,
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УСТАВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МЕНЕЕ
менее
1000
человек
от
1 000
до
10 000 человек
от
10 000
до
30 000 человек
от
30 000
до
100 000 человек
от
100 000
до
500 000 человек
свыше
500 000
человек
ПРИ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ…
Слайд 9Из ФЗ №131
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может
быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим
полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Слайд 10Из ФЗ №131
Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования,
местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской
Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
№131
Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральным законом, осуществляются органами местного
самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов САМОСТОЯТЕЛЬНО.
ПОДЧИНЕННОСТЬ органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
Слайд 14«ДЕСТЬ ЗАПОВЕДЕЙ» РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Тезисы из выступления Д. Н.
Козака - заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации, руководитель Комиссии
при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на парламентских слушаниях 10 октября 2002 года.
Цели реформы местного самоуправления:
развивать местное самоуправление, сделать его цивилизованным, доступным, самостоятельным для граждан;
развить инстинкт самоорганизации у граждан;
помочь создать элементы гражданского общества, которые способны эффективно контролировать государственную, и муниципальную власть, создать законодательные, юридические механизмы, которые позволяют четкостью правил контролировать, не с политической точки зрения, а законодательной деятельность всех органов публичной власти;
Слайд 15уйти от принципа: будем всеми командовать, выдадим всем денег под
расписку столько, сколько они хотят, и будем давать административные указания,
что им делать каждый день в своей деревне, создать децентрализованную систему для быстрого и эффективного решения проблем там, где они возникают;
децентрализация власти, с одной стороны и повышение ответственности политической и юридической всех уровней публичной власти за выполнение возложенных на них задач, с другой стороны. Взаимоотношения субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления должны быть точным отражением взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации. Одинаковые принципы межбюджетных отношений, правового регулирования полномочий органов местного самоуправления;
закрепить за МСУ перечень собственных полномочий - вопросов местного значения; установить гарантии невмешательства вышестоящих уровней публичной власти в эти собственные полномочия. Отказаться от детального регулирования этих полномочий;
установить категорический запрет на то, что ни федеральные законы, ни законы субъектов Российской Федерации не могут предопределять объемы расходов на вопросы местного значения органов местного самоуправления; При наделении государственными полномочиями ввести в правило, что в этом же законе в обязательном порядке должны быть предусмотрены нормативы выделения целевых субвенций каждому муниципалитету на осуществление этих функций;
Слайд 16ввести в правило, что если федеральный законодатель либо законодатель субъекта
Российской Федерации хочет соответственно увеличить объем собственных полномочий муниципалитету, то
есть вопросов местного значения, одновременно должны быть внесены изменения в Бюджетный кодекс, в котором должны быть предусмотрены дополнительные собственные доходные источники местного бюджета;
в виду отсутствия достаточно развитых институтов гражданского общества, которые сегодня могут эффективно контролировать власть, создать законодательные механизмы ответственности и контроля, прежде всего за распоряжение общественными финансами;
обеспечить самостоятельность органов МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно распоряжается своими ресурсами, самостоятельно выбирать в рамках этих полномочий свои приоритеты, но при этом исключить возможность тратить общественные финансы, деньги налогоплательщиков на те функции, которые не предусмотрены для соответствующего уровня публичной власти. Детально отрегулировать этот вопросы в законе. Не целевое (не предусмотренное законом для МСУ) использование средств должно караться законом.
Слайд 17Как медвежонок спускался по лестнице:
" Это был медвежонок Эдвард, который
спускался по лестнице - бамп, бамп, бамп - на своей
голове. Насколько он знал, это был единственный способ спускаться по лестнице. Хотя иногда он чувствовал, что может быть как-то иначе, и он обязательно нашел бы - как, если бы смог перестать прыгать - бамп, бамп, бамп - и задуматься на минутку.
А.МИЛН
"ВИННИ ПУХ"
Слайд 19«… Наличие таких муниципальных образований, как районы, приводит к фактическому
отсутствию либо ликвидации самостоятельного местного самоуправления на низовом уровне –
в городских и сельских поселениях, где на практике образуются лишь территориальное общественное самоуправление, и тем самым ущемляется конституционное право населения на осуществление местного самоуправления…»
Президент РФ В. Путин,
2000 год.
Слайд 20
ПОСЕЛЕНИЯ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ, РАЙОН ДЛЯ ПОСЕЛЕНИЙ
Складывается неэффективная практика исполнения муниципальными
районами полномочий по оказанию публичных услуг непосредственно населению, в то
время как ФЗ №131 закрепляет за муниципальными районами полномочия по оказанию публичных услуг поселениям, а те в свою очередь непосредственно жителям.
Слайд 21* Если решение о таком формировании в течение 1 года
со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее
2/3 поселений, входящих в состав муниципального района
** Избираемые представительными органами поселений из своего состава.
И
ГЛАВЫ ПОСЕЛЕНИЙ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА I ВАРИАНТ*
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА II ВАРИАНТ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Слайд 22ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
(ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА)
ГЛАВА МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
возглавляет
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСЕЛЕНИЕ
ПРЕДСТАВИ-ТЕЛЬНЫЙ ОРГАН
ГЛАВА ПОСЕЛЕНИЯ
ПОСЕЛЕНИЕ
ПРЕДСТАВИ-ТЕЛЬНЫЙ ОРГАН
ГЛАВА ПОСЕЛЕНИЯ
выбирает
(делегирует
депутатов)
входит в состав
выбирает
(делегирует депутатов)
входит в состав
НАСЕЛЕНИЕ
МУНИЦИ-ПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ
НАНИМАЕТ
ИЗБИРАЕТ
ФОРМИРУЕТ
Слайд 23ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
НАСЕЛЕНИЕ
ВОЗГЛАВЛЯЕТ
ИЗБИРАЕТ
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
ВЫБОРЫ
Слайд 24ГЛАВОЙ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ
(в соответствии с уставом муниципального образования)
ГЛАВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЦО, НАЗНАЧЕННОЕ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ ИЗ ЧИСЛА КАНДИДАТОВ
ЛИБО
Слайд 25ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КОНТРОЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА,
СОБЛЮДЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ПОДГОТОВКИ И РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА, ОТЧЕТА
О ЕГО ИСПОЛНЕНИИ
КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
* В соответствии с уставом муниципального образования
НА
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ *
ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
(КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА, РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ И ДРУГИЕ)
Слайд 27Все мы хотим, чтобы наши муниципальные образования изменялись к лучшему.
Закономерен вопрос, какой элемент структуры управляет этими изменениями? Или, как
влияют элементы структуры на управление изменениями?
Слайд 28КОГДА МЫ ПОТЕРЯЛИ ИЗ ВИДУ ЦЕЛЬ, МЫ УДВОИЛИ НАШИ УСИЛИЯ.
М. ТВЕН
Слайд 29Структура – бумажный тигр
Рисуя структурные схемовины, редко кто обращает внимание
на линии, которые соединяют квадратики. В то время как собака
зарыта именно в связях. Именно они превращают мертвую схему в систему – живой организм, наполняющий действительность движением и содержанием.
Слайд 31Гурман Юрий Альбертович
Почтовый адрес Ассоциации СМО и ГП:
454091, г.
Челябинск, ул.Плеханова, д.47 к.1.
457015, Челябинская область, Увельский район, с. Хомутинино,
ул. Луначарского, 73.
Тел./факс: 8 (351) 260 18 82, 8 (351) 909 64 67.
E-mail: yurii_gurman@list.ru
WWW.ASMO-RUS.ORG