Разделы презентаций


Теория языковой рефлексии в рамках антропоцентрической научной парадигмы

Содержание

Определение понятия «языковая рефлексия»Языковая рефлексия, по определению Т.В. Шмелевой, – это осознание, осмысление собственного языкового поведения и языковой жизни общества, а также устройства языка и его отдельных языковых фактов. Она определяет

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теория языковой рефлексии в рамках антропоцентрической научной парадигмы

Теория языковой рефлексии в рамках антропоцентрической научной парадигмы

Слайд 2Определение понятия «языковая рефлексия»
Языковая рефлексия, по определению Т.В. Шмелевой, –

это осознание, осмысление собственного языкового поведения и языковой жизни общества,

а также устройства языка и его отдельных языковых фактов. Она определяет особый тип отношения к языку, предполагающий осмысленное пользование им, языковые наблюдения, соотношение своих оценок с другими, нормой, узусом.
Определение понятия «языковая рефлексия»Языковая рефлексия, по определению Т.В. Шмелевой, – это осознание, осмысление собственного языкового поведения и

Слайд 3Сущность языковой рефлексии
Большинство ученых делает акцент на двух

моментах:

1) стимулом к возникновению рефлексии является переживаемая коммуникативная неудача

или предвидение возможной неудачи.

2) в процессе рефлексии языковая личность выступает одновременно в двух ролях: как говорящий, автор речи и как критик собственного речевого поведения.
Сущность языковой рефлексии  Большинство ученых делает акцент на двух моментах: 1) стимулом к возникновению рефлексии является

Слайд 4Понятие «рефлексив»
«Рефлексив» - «относительно законченное метаязыковое высказывание, содержащее комментарий к

употребляемому слову или выражению».

Понятие «рефлексив»«Рефлексив» - «относительно законченное метаязыковое высказывание, содержащее комментарий к употребляемому слову или выражению».

Слайд 5История изуения языковой рефлексии (по Вепревой И.Т.)
Первый этап - 1920-е

годы: в работах Л.П. Якубинского, А.М. Пешковского, Г.О. Винокура, Л.В.

Щербы рассматривалось оценочное отношение к своей и чужой речи носителя литературного языка, природа чувства правильности/неправильности речевого высказывания.

История изуения языковой рефлексии (по Вепревой И.Т.)Первый этап - 1920-е годы: в работах Л.П. Якубинского, А.М. Пешковского,

Слайд 6Второй этап - 1960-е годы, когда разрабатываются социолингвистические методы исследования

литературного языка и формируется культура речи как самостотельная дисциплина (С.И.

Ожегов, В.Г. Костомаров, В.Д. Левин, В.А. Ицкович, Л.И. Скворцов, Л.К. Граудина, К.С. Горбачевич и др.). В.В. Виноградов писал о "языковой личности", "языковом сознании" и "оценке речи".

Второй этап - 1960-е годы, когда разрабатываются социолингвистические методы исследования литературного языка и формируется культура речи как

Слайд 7Третий этап "обращения исследователей к рефлексивной деятельности говорящих совпал с

формированием когнитивного направления в современной лингвистике" (И.Т.Вепрева), или, как ее

называют теперь, - когнитивистики/когнитологии.

Третий этап

Слайд 8Два основных вида языковой рефлексии по М. Кронгаузу
Первый вид —

это критика языка как инструмента человеческого общения и мышления, причем

речь может идти и о языке в целом и об отдельных его фрагментах и явлениях.

Второй вид - связан с критикой состояния языка в определенный период времени.

Два основных вида языковой рефлексии по М. КронгаузуПервый вид — это критика языка как инструмента человеческого общения

Слайд 9Типология рефлексивов по специфике способов выражения отношения говорящего к употребляемому

слову (Вепрева)
1. субъект речи может комментировать слово или его употребление

в данном контексте, сообщая о нем какую-либо информацию .

2. говорящий может выразить к слову свое отношение

Типология рефлексивов по специфике способов выражения отношения говорящего к употребляемому слову (Вепрева)1. субъект речи может комментировать слово

Слайд 10Речевые стереотипы критики речи:
строго говоря;
точнее говоря;
грубо говоря;
мягко

говоря;
одним словом;
короче;
не знаю, как выразиться;
не нахожу

слов;
другого слова не подберешь;
лучше сказать;
если можно так выразиться
Речевые стереотипы критики речи:строго говоря; точнее говоря; грубо говоря; мягко говоря; одним словом; короче; не знаю, как

Слайд 11Типология функциональных типов рефлексивов
1) рефлексивы, реагирующие на коммуникативное напряжение и

осуществляющие контроль на речепорождающем уровне (временная характеристика слов, оценка фактов

речи, стилистическая критика «уместности-неуместности» и т.д.);

2) рефлексивы, реагирующие на концептуальное напряжение в речемыслительной деятельности и возникающие на уровне превербального этапа формирования речевого высказывания (отражение эволюции ценностной системы языковой личности, мировоззренческие установки в социально неоднородном обществе).
Типология функциональных типов рефлексивов1) рефлексивы, реагирующие на коммуникативное напряжение и осуществляющие контроль на речепорождающем уровне (временная характеристика

Слайд 12Идея классификации
«Появление в тексте рефлексива нарушает автоматизм восприятия текста, заставляет

остановиться, обратить внимание на ту или иную лексическую единицу», поэтому

различная реакция определяет тип рефлексива: «рефлексивы, реагирующие на коммуникативное напряжение, и рефлексивы, реагирующие на концептуальное напряжение».
Идея классификации«Появление в тексте рефлексива нарушает автоматизм восприятия текста, заставляет остановиться, обратить внимание на ту или иную

Слайд 13Классификация рефлексии А.А. Залевской
Первичные рефлексивы - можно отнести короткие реплики,

попутные замечания, включенные в текст, имеющий иные целевые установки.

Вторичные

рефлексивы - представлен отдельными метаязыковыми высказываниями или целыми текстовыми фрагментами, включающими ряд взаимосвязанных высказываний на данную тему
Классификация рефлексии  А.А. ЗалевскойПервичные рефлексивы - можно отнести короткие реплики, попутные замечания, включенные в текст, имеющий

Слайд 14Рефлексивы по структуре:

эксплицитные - могут выступать в двух формах:

как простое и как оценочное комментирование. Они содержат вербально выраженный

авторский комментарий, во вторых такой комментарий отсутствует.

имплицитные - отсутствует собственно вербально выраженный комментарий; в таком случае рефлексия проявляется с помощью кавычек, курсива и иных графических выделений.
Рефлексивы по структуре: эксплицитные - могут выступать в двух формах: как простое и как оценочное комментирование. Они

Слайд 15


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика