Слайд 1
ГАПОУ МО «Губернский колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ОБУЧАЩИХСЯ С
ОСНОВАМИ КОМПОЗИЦИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРИ ИЗОБРАЖЕНИИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
Выполнила
студентка группы ХГ-31 Григорьева Анна Сергеевна
Проверил: Зудилин Александр Александрович
Серпухов,2018
Слайд 2Актуальность
Курсовой работы затрагивает вопросы изучения основ композиции в пейзажной
живописи на уроках по изобразительного искусства, что позволяет наиболее полно
овладеть основными знаниями, умениями и навыками образного метода передачи действительности – основой грамотного реалистического изображения.
Детям сложно воспринимать и применять правила воздушной и линейной перспективы и правильно ее использовать в собственном рисунке, видеть особенности композиции и сюжета картины, поэтому начиная с младших классов, учащиеся сначала изображают простые пейзажи, переходя к изображениям пейзажей с применением перспективы.
Школьная программа по изобразительному искусству предусматривает изучение композиции в пейзаже на уроках тематического рисования. Исходя из всего этого, видна потребность в систематизации и углубленном изучении данной темы.
Слайд 3Целью курсовой работы является выявление приемов, способов и методов преподавания
композиции в пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства в школе.
Достижение указанной цели осуществлялось путем решения следующих задач:
1) изучить литературу по теме исследования;
2) дать определение пейзажу и рассмотреть его виды;
3) определить психологическое воздействие пейзажа на состояние человека
4) представить обзор основных методических источников по теме исследования;
5) рассмотреть методические рекомендации по теме исследования;
Слайд 4
Объект исследования: восприятие пейзажной композиции в живописи учащимися общеобразовательной школы.
Предмет
исследования: композиция пейзажа как средство эстетического и эмоционального развития у
детей на уроках изобразительного искусства в СОШ.
Слайд 5Теоретическая значимость: на основе проведенного исследования была раскрыта сущность и
специфические особенности существующих методик. А так же выявлены основные закономерности
восприятия школьниками материала.
Практическая значимость: Теоретический и практический материалы предложенной курсовой работы можно использовать как на уроках в общеобразовательной школе, в детских образовательных учреждениях, на внеклассных занятиях, которые занимаются изучением данной темы.
Слайд 6Структура курсовой работы:
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы преподавания пейзажной живописи в
младших и средних классах
ГЛАВА 2. Методические основы преподавания композиции на
уроках изобразительного искусства при изучении пейзажной живописи
Заключение
Список литературы
Приложение
Слайд 7
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ
В главе был рассмотрен пейзаж как жанр изобразительного искусства, история
возникновения этого жанра, классификацию по видам, формату, линии горизонта, композиция как средство выражения в пейзажной живописи, основные правила композиции, применяемые в пейзажной живописи.
Слайд 8
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПОЗИЦИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
Были рассмотрены психолого-педагогические основы развития живописного восприятия
детей младшего и среднего школьных возрастов, средства повышения эффективности учебно-воспитательной работы, игры и упражнения на уроках изобразительного искусства, Обзор основной методической литературы по теме исследования: действующие программы по изобразительному искусству: Программа В.С. Кузина, Б.М.Неменского, Т.Я.Шпикаловой, Е.И.Шорохов.
Слайд 92.2 Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства
Преподавание изобразительного искусства
невозможно без использования на занятиях различного рода игровых ситуаций и
упражнений, с помощью которых педагог формирует у детей конкретные умения и навыки, усвоение предмета облегчается.
Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».
Слайд 10По форме упражнения могут быть:
изобразительными (рисунок, живопись, лепка);
устными
(ответы по теоретическим вопросам);
письменными (анализ произведений искусства)
Слайд 11На доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы.
Полдень»И. Грабарь. «Февральская лазурь»И.Шишкин «На севере диком…»; Г.Нисский. «Подмосковье. Февраль»;
Л.
Щемелев «Зима (Раков)» и т.д.
Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую
репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.
Слайд 12При ознакомлении с цветом учащимся можно предложить упражнение «Найти палитру
для картины», направленное на передачу цветом времен года, времен суток,
различных жанров живописи. (Предлагается четыре пейзажа и полосочки определенной палитры, которые учащиеся должны соотнести с картиной.)
Слайд 131. «Подберите слова, характеризующие произведение искусства»
Побеждает тот из детей, который подберет
большее количество. Это упражнение развивает зрительный образ в словесный.
2. Найдите
среди произведений искусства такие, которые ассоциируются с определенными чувствами»
Учащимся раздаются карточки, на которых написана определенная эмоция (чувство). Детям нужно сопоставить с пейзажем и объяснить, почему он так считает.
Слайд 14Перед выполнением пейзажа зимнего пейзажа, можно на тонированной бумаге выполнить
краткосрочные задания: густыми белилами толстыми и тонкими полосами изобразить льдины,
волны; дугообразными мазками – снежные холмы, заснеженные горы и т.п.
Для лучшего понимания акварельной живописи учителю можно предложить выполнить растяжку цвета ( от самого светлого до насыщенного), упражнение «заливка по-сырому) для изображения осеннего/весеннего неба.
Слайд 15Заключение
Изучение основ композиции в пейзажной живописи на уроках по
изобразительному искусству позволяет наиболее полно овладеть основными знаниями, умениями и
навыками передачи действительности.
В курсовой работе были выявлены различные психологические особенности младшего и среднего школьных возрастов, проанализирована методическая литература по теме «Преподавание пейзажной живописи в школе» и действующие программы по изобразительному искусству.
Были даны методические рекомендации, способные помочь учителю в преподавании уроков пейзажной живописи. В курсовой работе предоставлены 2 конспекта, в которых раскрывается тема композиции в пейзаже на уроках в общеобразовательной школе.