Слайд 1Газетный фельетон конца XIX - начала XX вв.
22 февраля 2019
Слайд 2Газетный бум
Анализируя состояние русской периодики конца XIX – начала XX
в., Б.И. Есин приводит мнение современников, которые «уже в 1897
году отмечали как закономерность падение типа большого журнала и поворот внимания публики «в сторону газеты, преимущественно ежедневной»
Слайд 3Рост количества изданий и тиражей
1888 г. - 637 периодических изданий
Начало
20 в. – около 1000 наименований газет и журналов.
В
конце 1890-х годов тиражи достигли отметки 70 тысяч.
После 1905 года московская газета «Русское слово» выходила уже в количестве 250 тысяч экземпляров и более.
Слайд 4Региональная печать: Урал
На Урале в 1907 году выходило 118 изданий,
из них 80 газет.
Всего в России в 1907 г.
выходило 1350 органов (Петербург - 419 изданий, Москва – 155)
Л.П. Макашина отмечает: «Нетрудно заметить, что уральская печать была «солидным» структурным элементом системы печати России и составляла 12% от изданий, выходивших в этот период в стране».
Слайд 5Качество региональной печати
Начало 1890-х годов - отделение неофициальной части губернских
ведомостей и развитие частных газет способствовали формированию типа общественной, политической
и литературной газеты в провинции.
«Многие из губернских газет издаются с большим знанием дела, редактируются талантливо, выдвигают значительные местные литературные силы. Не зная главнейших провинциальных газет, теперь нельзя судить о течениях русской общественной мысли ...» (Русская мысль. – 1897. – № 1. – С. 174).
Слайд 6Популярность фельетона
Рубеж XIX-XX вв. считается временем расцвета фельетонного жанра в
отечественной публицистике.
В губернских ведомостях, в том числе в «Пермских
губернских ведомостях», фельетон представляли несколько рубрик (Маленький фельетон, Мелочи жизни, Кусочки, Злоб, На лету), и, как правило, в каждом номере публиковался и прозаический, и стихотворный текст.
Каждый день не менее 2 фельетонов (стихотворный и прозаический)
Слайд 7Особенности массового городского фельетона
Формируется жанр городской фельетонной хроники: предметом изображения
становится злободневная жизнь города, повседневность (городское благоустройство, местные нравы и
психология), способом изображения - юмористический характер оценки.
Городской фельетон являлся своего рода иллюстрированной городской хроникой, выполняя роль «разведчика» местных тем.
Слайд 8Фельетонисты ПГВ
В.Я.Кричевский (Кри-Кри)– с 1895 года редактор неофициальной части ПГВ,
журналист из Санкт-Петербурга. Ввел фельетонный отдел, был одним из самых
острых авторов прозаического фельетона.
С.А.Ильин (Little man) – журналист, поэт. Бессменный автор стихотворного фельетона с 1899 по 1914 гг. Сотрудничал в екатеринбургских изданиях (сатирический журнал «Рубин»)
А.Н.Скугарев (Вера Гукс)– журналист, фельетонист. Приехал в Пермь из Екатеринбурга в 1897 году. В 1899 году сменил Кричевского на посту редактора ПГВ. Специализировался на театральном фельетоне.
С.С.Геммельман – журналист, чиновник. Работал в ПГВ в 1903-1906 гг. Цикл «Писем в Москву» (онегинская строфа). Писал корреспонденции и очерки.
Слайд 9Городской фельетон активно использовал формы других жанров
Новостная хроника
Письмо
Дневник
Молитва
Меню
Антиутопия, сон
Сказка
Драматическое произведение,
опера
Слайд 10Современные СМИ
Дмитрий Быков («Письма счастья», Огонек)
Александр Минкин («Письма президенту», МК)
– жанр письма.
Филантропия – жанр протокола.
Телевизионные проекты, пародия на выпуск
новостей: 95 квартал (2013-2016), Мистер и миссис СМИ (2015)
Собственный выбор
Слайд 11Задание на 1 марта
Прочитать фельетоны из ПГВ (во вложении) и
фельетоны из списка на слайде 10.
Определить, форму какого жанра
использовал автор для написания фельетона (выбрать 1 фельетон из ПГВ и 1 современный). Прокомментировать замысел: для чего использована данная форма? Тексты со своими комментариями выложить в обсуждении ГОРОД
Составить тест о необычных зданиях и неофициальной городской топонимике (как в Бумаге, но без фанатизма) на пермском материале. Можно работать в группах по 2-3 человека. Обсуждение ТЕСТ.