Слайд 1
Мясников В.В., преподаватель кафедры естественно-математического образования
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ГБОУ
ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования»
Слайд 2НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования (с изменениями и дополнениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с изменениями и дополнениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
Слайд 3НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015
N 1/15, последняя ред. от 04.02.2020)
Примерная основная образовательная Программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. N 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» (с изменениями и дополнениями)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»
Слайд 4НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Письмо Минобразования РФ от 13.11.2003 №14-51-277/13 «О направлении информационного
письма об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей
ступени общего образования»
Письмо ГК НМУ РК «ИМАЦ» от 14.112019 №01-13/165 «Об организации преподавания факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин»
Локальные акты образовательной организации.
Слайд 5ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – неотъемлемая часть основной общеобразовательной программы, определяющая
цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при
получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Внеурочная деятельность дополняет и развивает компетенции, приобретаемые школьниками
в урочной деятельности.
Слайд 6ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых
результатов освоения основных общеобразовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую
в формах, отличных от урочной.
ЦЕЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – обеспечение достижения обучающимся планируемых результатов за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации за счет учета индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций.
Слайд 7ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Примерный перечень документов, оформляемых для организации занятий внеурочной деятельности
в образовательной организации:
локальный акт образовательной организации «Положение об организации внеурочной
деятельности»;
распорядительный акт образовательной организации по организации внеурочной деятельности на учебный год;
рабочие программы курсов внеурочной деятельности,
расписание занятий внеурочной деятельности,
журналы учета занятий внеурочной деятельности.
Слайд 8ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО
рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса
внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
В рабочей программе курса внеурочной деятельности рекомендуется указывать направление, в рамках которого реализуется курс внеурочной деятельности, форму и периодичность проведения (регулярные (еженедельные) / интенсив).
Слайд 9ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Программы внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательной организацией
самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных программ курсов.
Использование программ
внеурочной деятельности предполагает:
внутреннее рецензирование - согласование программ на школьных методических объединениях, рассмотрение программы внеурочной деятельности на методическом совете и утверждение руководителем образовательной организации; внутреннее рецензирование проводят учителя школы высшей квалификационной категории.
внешнее рецензирование, если программа авторская.
Слайд 10ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Программы внеурочной деятельности школьников по химии могут быть направлены
на:
популяризацию предмета;
расширение кругозора химических знаний;
изучение особых областей и разделов химии;
формирование
устойчивой познавательной деятельности;
привлечение к проектной деятельности;
экспериментальную деятельность;
подготовку к конкурсам, олимпиадам, научным проектам;
связь химии с другими науками или областями знаний.
Слайд 11ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рекомендуемая минимальная численность обучающихся в группе при проведении занятий
внеурочной деятельности составляет 8-10 человек (внутриклассная, межклассная, разновозрастная группа).
Максимальная
численность устанавливается образовательной организацией самостоятельно.
При востребованности в образовательной организации индивидуальных или групповых занятий для меньшей численности обучающихся в рамках внеурочной деятельности, эта норма фиксируется в положении об организации внеурочной деятельности организации.
Слайд 12ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся
на уровне среднего общего образования, развивающий у них навыки целеполагания
и самоконтроля.
Задача учебного курса «Индивидуальный проект» - обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности.
Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
Слайд 13В соответствии с требованиями ФГОС СОО индивидуальный проект:
входит в обязательную
часть учебного плана среднего общего образования;
реализуется в объеме 70 часов
в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом (в случае, если проект рассчитан на два года, то необходимо предусмотреть представление промежуточных результатов);
выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме;
является монопредметным или межпредметным (выполняется в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной);
должен быть представлен в виде завершенного продукта (учебного исследования или учебного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного).
МЕСТО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Слайд 14МЕСТО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
У образовательной организации есть два
пути внедрения нового учебного курса:
первый путь - формирование темы
индивидуальных проектов и обеспечение тьюторского сопровождения силами педагогов-предметников, а в качестве ресурсов предоставлять оборудование и информационную базу школы.
Второй путь -организация индивидуальных проектов учащихся совместно с социальными партнерами: учреждениями профессионального образования, научными организациями, работодателями и общественными организациями.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.
Слайд 15Основные элементы системы подготовки к осуществлению проектной деятельности:
формирование мотивации на
проектную деятельность у учащихся, их родителей и педагогов;
последовательное включение в
проектную деятельность системы внеурочной деятельности;
системный подход к реализации программ междисциплинарного курса с условным названием «Основы проектной и исследовательской деятельности»;
системный подход к работе методических объединений школы по вопросам реализации проектной деятельности;
сопровождения проектной деятельности обучающихся со стороны назначенного куратора – специалиста, ответственного за реализацию проектной деятельности в школе.
Слайд 16Для реализации индивидуального проекта в образовательной организации целесообразно:
подготовить руководителей проектов;
проверить,
как педагоги готовы реализовать индивидуальные проекты;
разработать локальные нормативные акты, регулирующие
организацию проектной деятельности в школе;
разработать перечень актуальных тем для реализации проекта, утвердить их приказом;
организовать методическое и психолого-педагогическое сопровождение ;
заключить договоры о сотрудничестве с организациями, на базе которых выпускники смогут реализовать практическую часть проектов;
разработать и утвердить рабочую программу по данному учебному курсу
включить в план ВСОКО вопросы контроля за подготовкой и реализацией проектов; разработать календарь подготовки проектов вместе с руководителями методических объединений педагогов
оценить уровень проектной деятельности;
подготовить для учителей и учеников памятки и рекомендации
Слайд 17НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с ПООП СОО возможными
направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
исследовательское,
инженерное,
прикладное,
бизнес-проектирование,
информационное,
социальное,
игровое,
творческое.
Слайд 18Общее и различное в проектной и исследовательской деятельности
Слайд 19Этапы разработки и реализации индивидуального проекта
Слайд 20РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬ (П. 11 ФГОС СОО
):
Сформированность:
навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления
навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения
приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных
предметов или предметных областей
Способность:
к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной
деятельности
постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов
Способность:
Слайд 21ЗАЩИТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
В примерной основной образовательной программе среднего общего образования
(пункт 1.8 раздела II ПООП СОО) определен следующий формат для
защиты:
Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:
– защита темы проекта (проектной идеи);
– защита реализованного проекта.
Результаты выполнения индивидуального проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентацией обучающегося и отзыва руководителя (пункт 3 части I ПООП СОО).
Слайд 22Оценка образовательных достижений обучающихся
Индивидуальный проект - основная процедура итоговой
оценки достижения метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.
В
ходе оценки сформированности метапредметных результатов обучения рекомендуется особое внимание уделять выявлению проблем и фиксации успешности продвижения в овладении (пункт 3 части I ПООП СОО):
коммуникативными умениями (умением внимательно относиться чужой точке зрения, умением рассуждать с точки зрения собеседника, не совпадающей с собственной точкой зрения);
инструментами само- и взаимооценки;
инструментами и приемами поисковой деятельности (способами выявления противоречий, методов познания, адекватных базовой отрасли знания; обращения к надежным источникам информации, доказательствам, разумным методам и способам проверки, использования различных методов и способов фиксации информации, ее преобразования и интерпретации).
Слайд 23КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
(пункт 3 части I ПООП СОО)
сформированность предметных
знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы,
грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.;
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий трудных ситуациях;
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Слайд 24Основные требования, предъявляемые к инструментарию оценки сформированности УУД при защите
проекта (пункт 1.8 части II ПООП СОО)
оценке должна подвергаться не
только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные сохранением исходного замысла проекта;
для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия (педагоги, представители администрации ОО, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы);
оценивание производится на основе критериальной модели;
результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся.
Слайд 25ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА
состоит из следующих составляющих:
экспертной оценки,
самооценки обучающегося;
взаимооценки
Слайд 26Подводные камни (проблемы)
Превращение проекта в реферат.
Плагиат.
Отсутствие логической взаимосвязи между
целью, задачами, результатами и выводом.
Выбранные методы исследований не раскрывают сути
работы.
Структура ИП не соответствует виду выбранного проекта.
Проблема проекта банальна, давно решена, общеизвестна, несамостоятельна, не имеет отношения к личности «автора»-ученика.
Несоответствие требованиям оформления.
Слайд 27УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
"Индивидуальный проект. 10-11 классы. Учебное пособие. ФГОС"
Половкова Марина Вадимовна,
Майсак Мария Викторовна, Половкова Татьяна Викторовна
Издательство: Просвещение, 2019
Слайд 28Спиридонова Л.Е., Комаров Б.А., Марков
Издательство: КАРО
В тетрадь включены комплексы заданий,
содержание
которых связано с разными предметными областями.
Эти задания обеспечивают
возможность оптимально
организовать образовательный процесс по учебному
предмету «Индивидуальный проект».
В процессе выполнения заданий у старшеклассников
появляется опыт проектно-исследовательской деятельности.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ