Разделы презентаций


ГБПОУ Поволжский государственный колледж РАЗДЕЛ 5. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

Содержание

План:1. Введение в теорию.2. Формы государственного устройства. Федерация.3. Виды федераций по различным основаниям.4. Становление федерации в России.5. Контрольные вопросы и тест.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»



РАЗДЕЛ 5. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ.
Тема 5.1 Становление

и развитие РФ.

ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»РАЗДЕЛ 5. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ.Тема 5.1 Становление и развитие РФ.

Слайд 2План:
1. Введение в теорию.
2. Формы государственного устройства. Федерация.
3. Виды федераций

по различным основаниям.
4. Становление федерации в России.

5. Контрольные вопросы и

тест.
План:1. Введение в теорию.2. Формы государственного устройства. Федерация.3. Виды федераций по различным основаниям.4. Становление федерации в России.5.

Слайд 3Основные термины и понятия:
Государственное устройство – это разделение территории

государства на определенные части (государственные образования) посредством установления их правового

статуса, взаимоотношений государства с его составными частями и между этими частями.

Форма государственного устройства – это совокупность критериев, характеризующих внутреннее строение государства, его деление на составные части, отражающие характер взаимоотношений государства и его отдельных частей.





Федерация – это сложное союзное государство, имеющее многоуровневую территориальную структуру и объединяющее несколько государственных образований, обладающих определенной политико-правовой самостоятельностью и участвующих в решении общегосударственных задач.





Основные термины и понятия: Государственное устройство – это разделение территории государства на определенные части (государственные образования) посредством

Слайд 41. Введение в теорию государственного устройства.
В целях эффективности управления государством

и оптимизации взаимоотношений Центра и регионов территория государства может быть

разделена на части.

1. Введение в теорию государственного устройства. В целях эффективности управления государством и оптимизации взаимоотношений Центра и регионов

Слайд 51. Введение в теорию государственного устройства.
Термином «государственное устройство» обозначают организацию

территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями.



Факторы, которые обуславливают государственное устройство:
размер территории,
состав населения,
национальные традиции,
особенности формирования государства.
1. Введение в теорию государственного устройства. Термином «государственное устройство» обозначают организацию территории государства, соотношение государства как целого

Слайд 61. Введение в теорию государственного устройства.
Элементы государственного устройства:

Территориальная организация

государства.

Формы взаимоотношения государства в целом с его составными частями.

Принципы, которые

были положены в основу государственного устройства.


1. Введение в теорию государственного устройства. Элементы государственного устройства: Территориальная организация государства.Формы взаимоотношения государства в целом с

Слайд 71. Введение в теорию государственного устройства.

В содержание государственного устройства входит:




характеристика территориальной целостности государства;

установление принципов взаимоотношений государства с его

частями;

конкретный способ и объем разграничения полномочий между Центром и регионами;

единство правового пространства;

степень участия регионов в решении общегосударственных задач.
1. Введение в теорию государственного устройства. В содержание государственного устройства входит: характеристика территориальной целостности государства;установление принципов взаимоотношений

Слайд 81. Введение в теорию государственного устройства.
Государственное устройство и форма государственного

устройства.
Как они соотносятся?

Первое является исходным для второго. А второе

конкретизирует первое.

Иными словами, форма государственного устройства есть внешнее выражение территориальной структуры конкретного государства.
1. Введение в теорию государственного устройства. Государственное устройство и форма государственного устройства. Как они соотносятся?Первое является исходным

Слайд 91. Введение в теорию государственного устройства.
Таким образом

Форма государственного устройства –

это совокупность критериев, характеризующих внутреннее строение государства, его деление на

составные части, отражающие характер взаимоотношений государства и его отдельных частей.

1. Введение в теорию государственного устройства. Таким образомФорма государственного устройства – это совокупность критериев, характеризующих внутреннее строение

Слайд 102. Формы государственного устройства. Федерация.
Две основные формы государственного устройства
Унитарное (лат.

«один»)
Федерация (лат. «укреплять союзом»)

2. Формы государственного устройства. Федерация. Две основные формы государственного устройстваУнитарное (лат. «один»)Федерация (лат. «укреплять союзом»)

Слайд 11Формы государственного устройства. Федерация.
Признаки федерации:

Субъектный состав.
Территория федерации –

это территории ее субъектов.
Субъекты относительно самостоятельны.
Законодательный орган – двухпалатный парламент.
Действует

федеральная конституция и законодательство.
Также действуют конституции и законодательства субъектов федерации.
Одновременно существует система высших органов власти и ее субъектов.
Субъекты могут иметь свое гражданство.


Формы государственного устройства. Федерация. Признаки федерации: Субъектный состав. Территория федерации – это территории ее субъектов.Субъекты относительно самостоятельны.Законодательный

Слайд 122. Формы государственного устройства. Федерация.
Федерация и федерализм – не одно

и то же.

Федерализм рассматривается как принцип, режим и форма

государственного устройства. Он выражается в сложном характере территориальной организации государства.

Федерализация – процесс обретения государством федеративных характеристик.


2. Формы государственного устройства. Федерация. Федерация и федерализм – не одно и то же. Федерализм рассматривается как

Слайд 13 3. Виды федераций по различным основаниям.
В зависимости от юридических оснований

образования: Конституционные (Бельгия, Германия) и Договорные (США)

По соотношению статусов субъектов

федерации и их отношений с центром: симметричные и асимметричные


3. Виды федераций по различным

Слайд 14Исходя из этнической окраски и национального критерия: территориальные федерации (США,

Австрия, Мексика) и национально-территориальные (Индия, Бельгия, Канада)

По степени централизации: централизованные

(Россия, Индия) и децентрализованные (США, Мексика) федерации.
Исходя из этнической окраски и национального критерия: территориальные федерации (США, Австрия, Мексика) и национально-территориальные (Индия, Бельгия, Канада)По

Слайд 15Отличайте федерацию от других форм!

От конфедерации как союза суверенных

государств, объединившихся на основе договора.

От союзного государства, при котором союз

сохраняет черты международно-правового объединения (ЕС)

От содружества как новой формы межгосударственного объединения (СНГ)
Отличайте федерацию от других форм! От конфедерации как союза суверенных государств, объединившихся на основе договора.От союзного государства,

Слайд 16Таким образом,
федерация – это форма государственного устройства, основанная на

соединении нескольких государственно-территориальных образований в рамках единого государства в интересах

достижения общих целей при условии сохранения за каждым членом федерации определенной самостоятельности.
Таким образом, федерация – это форма государственного устройства, основанная на соединении нескольких государственно-территориальных образований в рамках единого

Слайд 17 4. Становление федерации в России.
Этапы становления российского федерализма:

Дореволюционный
Советский
Современный

4. Становление федерации в России.Этапы становления российского федерализма:ДореволюционныйСоветскийСовременный

Слайд 18
1. Этап – дореволюционный.

Петр 1 разделил территорию России на 8

губерний
Екатерина 2 разделила территорию России на 50 губерний

1. Этап – дореволюционный.Петр 1 разделил территорию России на 8 губернийЕкатерина 2 разделила территорию России на 50

Слайд 19Идеи федерации вызревали у декабристов,
Павел Иванович Пестель
Никита Михайлович Муравьев
и

обсуждались при Александре 2

Идеи федерации вызревали у декабристов, Павел Иванович ПестельНикита Михайлович Муравьеви обсуждались при Александре 2

Слайд 202. Этап – советский.
Революция 1917 г. послужила тому, что территориальный

принцип государственного устройства был заменен национальным.










25 января 1918 г.

На III Всероссийском Съезде Советов была провозглашена Российская Федерация, как принято считать.
Советская Российская Республика – федерация национальных республик (Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа).

2. Этап – советский.Революция 1917 г. послужила тому, что территориальный принцип государственного устройства был заменен национальным. 25

Слайд 21
Первая конституция Российской Республики (РСФСР) – 10 июля 1918 г.

Первая конституция Российской Республики (РСФСР) – 10 июля 1918 г.

Слайд 22К 1923 году в составе РСФРС сложились 11 автономных республик,

14 автономных областей, 63 губернии и области.


К 1923 году в составе РСФРС сложились 11 автономных республик, 14 автономных областей, 63 губернии и области.

Слайд 23
Середина 1980-х гг. – кризис.

Кульминация кризиса – 1990-1991 гг.



8 декабря 1991 года – руководители России, Белоруссии и Украины

подписали Договор о создании СНГ.
Середина 1980-х гг. – кризис. Кульминация кризиса – 1990-1991 гг. 8 декабря 1991 года – руководители России,

Слайд 24
3. Этап – Современный.

С 1992 года Российская Федерация –

суверенное государство.

31 марта 1992 г. заключен Федеративный Договор (разграничил

компетенцию между государством и его субъектами, изменил статус территориальных образований).


12 декабря 1993 г. принята Конституция РФ.


Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а статья 5 констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации.
3. Этап – Современный. С 1992 года Российская Федерация – суверенное государство. 31 марта 1992 г. заключен

Слайд 25Таким образом, федерализм учреждается в качестве одной из основ конституционного

строя страны.


Современный российский федерализм находится в стадии становления и развития.

Открытыми остаются проблемы правовой природы РФ. Государственного устройства, проблемы равноправия и конституционно-правового статуса субъектов РФ, суверенитета РФ и др.
Таким образом, федерализм учреждается в качестве одной из основ конституционного строя страны.Современный российский федерализм находится в стадии

Слайд 27ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»



РАЗДЕЛ 5. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ.
Тема 5.2 Конституционно-правовой

статус РФ.

Преподаватель: Железнякова Е.О.

ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»РАЗДЕЛ 5. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ.Тема 5.2 Конституционно-правовой статус РФ.Преподаватель: Железнякова Е.О.

Слайд 28План:
1) Общая характеристика российского федерализма.

2) Конституционно-правовой статус субъектов Российской

Федерации

3) Разграничение предметов ведения в Российской Федерации

4) Контрольные вопросы и

тест

План:1) Общая характеристика российского федерализма. 2) Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации3) Разграничение предметов ведения в Российской Федерации4)

Слайд 291) Общая характеристика российского федерализма.

1) Общая характеристика российского федерализма.

Слайд 30Общая характеристика российского федерализма
Правовой основой федеративных отношений являются:

а) Конституция Российской

Федерации

б) Федеративный договор от 31 марта 1992 г.

в) договоры о

разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Общая характеристика российского федерализмаПравовой основой федеративных отношений являются:а) Конституция Российской Федерацииб) Федеративный договор от 31 марта 1992

Слайд 31Общая характеристика российского федерализма

Общая характеристика российского федерализма

Слайд 32Общая характеристика российского федерализма Государственная целостность

Общая характеристика российского федерализма Государственная целостность

Слайд 33Единство системы государственной власти



Общая характеристика российского федерализма

Единство системы государственной властиОбщая характеристика российского федерализма

Слайд 34Общая характеристика российского федерализма
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской

Федерации
Общая характеристика российского федерализмаРазграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной

Слайд 35Общая характеристика российского федерализма
Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации

Общая характеристика российского федерализмаРавноправие и самоопределение народов в Российской Федерации

Слайд 36Общая характеристика российского федерализма
Равноправие субъектов Российской Федерации:

Субъекты Российской Федерации равны

в правах друг с другом
Равенство субъектов Российской Федерации между собой

во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
Общая характеристика российского федерализмаРавноправие субъектов Российской Федерации:Субъекты Российской Федерации равны в правах друг с другомРавенство субъектов Российской

Слайд 372) Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

2) Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

Слайд 38• наличие собственной конституции или устава;
• собственная территория;
• собственная система

органов государственной власти;
• собственная правовая система;
• наличие собственной компетенции;

наличие собственности субъекта Федерации, наличие налогооблагаемой базы и бюджета;
• представительство в федеральном парламенте;
• признание права на международные связи и на внешнеэкономическую деятельность;
• право заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий;
• наличие собственной символики.

Признаки субъектов

• наличие собственной конституции или устава;• собственная территория;• собственная система органов государственной власти;• собственная правовая система; •

Слайд 39Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Россия – ассиметричная федерация
Субъекты Российской Федерации по

родовому признаку подразделяются на:

Государства:
Республики – 22

Национально-территориальные образования:
автономная область – 1
автономные

округа – 4

Территориальные образования:
края – 9
области – 46
города федерального значения – 3
Конституционно-правовой статус субъектов Российской ФедерацииРоссия – ассиметричная федерацияСубъекты Российской Федерации по родовому признаку подразделяются на:Государства:Республики – 22Национально-территориальные

Слайд 40• не обладают суверенитетом;
• не имеют права на отделение или

сецессию;
• граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и

обязанности на территории всей Федерации
• закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону;
• перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

Субъекты Российской Федерации:

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

• не обладают суверенитетом;• не имеют права на отделение или сецессию;• граждане любого субъекта Федерации имеют равные

Слайд 41Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Республика
Республики являются государственными образованиями, в границах которых

самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта.

В Российской

Федерации – 22 республики.
Конституционно-правовой статус субъектов Российской ФедерацииРеспубликаРеспублики являются государственными образованиями, в границах которых самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка,

Слайд 42Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Края и области
В составе Российской Федерации 9

краев и 46 областей.
Отличительные характеристики:
имеют свой устав (статья 5 п.

2);
не входят в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п. 4);
могут включать автономные округа (статья 66 п. 4).
Конституционно-правовой статус субъектов Российской ФедерацииКрая и областиВ составе Российской Федерации 9 краев и 46 областей.Отличительные характеристики:имеют свой

Слайд 43Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Города федерального значения.
В составе Российской Федерации 3

города федерального значения:
Москва
Санкт-Петербург
Севастополь.
имеют свой устав (статья 5 п. 2);
не входят

в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п. 4);
не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п. 4);
Конституционно-правовой статус субъектов Российской ФедерацииГорода федерального значения.В составе Российской Федерации 3 города федерального значения:МоскваСанкт-ПетербургСевастополь.имеют свой устав (статья

Слайд 44Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Автономные округа

В составе Российской Федерации 4 автономных

округа:
Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий,
имеют свой устав (статья 5 п. 2);
может

быть принят федеральный закон об автономном округе (статья 66 п. 3);
могут входить в состав края, области (статья 66 п. 4);
не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п. 4).

Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области»

Конституционно-правовой статус субъектов Российской ФедерацииАвтономные округаВ составе Российской Федерации 4 автономных округа:Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий,имеют свой устав

Слайд 45Край, область, в состав которых входит автономный округ, представляют собой

государственно-территориальное образование, включающее наряду с административно-территориальными единицами (муниципальными образованиями) другое

государственно-территориальное образование, являющееся субъектом Российской Федерации и одновременно составной, хотя и особой, частью края, области.


Край, область, в состав которых входит автономный округ, представляют собой государственно-территориальное образование, включающее наряду с административно-территориальными единицами

Слайд 46Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Автономная область
В составе Российской Федерации находится Еврейская

АО
имеет свой устав (статья 5 п. 2);
входит в состав Российской

Федерации в единственном числе (статья 5 п. 1);
может быть принят федеральный закон об автономной области (статья 66 п. 3);
не входит в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п. 4);
не включает другие субъекты РФ (статья 66 п. 4);
Конституционно-правовой статус субъектов Российской ФедерацииАвтономная областьВ составе Российской Федерации находится Еврейская АОимеет свой устав (статья 5 п.

Слайд 47Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Федеральные округа. были созданы в соответствии с

Указом Президента Российской Федерации № 849 «О полномочном представителе Президента

Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000. Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.
Конституционно-правовой статус субъектов Российской ФедерацииФедеральные округа. были созданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 849

Слайд 48Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

Слайд 49Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001

г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и

образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»
Конституционно-правовой статус субъектов Российской ФедерацииФедеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия

Слайд 503) Разграничение предметов ведения в Российской Федерации

3) Разграничение предметов ведения в Российской Федерации

Слайд 51Разграничение предметов ведения в Российской Федерации
Предметы ведения – сферы государственной и

общественной жизни, которые находятся в распоряжении соответствующих государств и государственных

образований и внутри которых их органы осуществляют те или иные полномочия.

Полномочия – права и/или обязанности государств, государственных образований и их органов по рассмотрению и решению конкретных вопросов в рамках соответствующих сфер

Компетенция – понятие, охватывающее предметы ведения и полномочия
Разграничение предметов ведения в Российской ФедерацииПредметы ведения – сферы государственной и общественной жизни, которые находятся в распоряжении

Слайд 52Разграничение предметов ведения в Российской Федерации

Разграничение предметов ведения в Российской Федерации

Слайд 53Разграничение предметов ведения в Российской Федерации
вопросы государственного строительства
вопросы регулирования экономики и

социального развития
вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности
вопросы обороны и охраны

границ

вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы

вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.

государственные награды и почетные звания

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Разграничение предметов ведения в Российской Федерациивопросы государственного строительствавопросы регулирования экономики и социального развитиявопросы внешней политики и внешнеэкономической

Слайд 54Разграничение предметов ведения в Российской Федерации
ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод;
Вопросы

регулирования экономики и социального развития;
Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы;
Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ.
Разграничение предметов ведения в Российской ФедерацииПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВопросы государственного строительства и

Слайд 55Разграничение предметов ведения в Российской Федерации
По предметам ведения Российской Федерации принимаются

федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на

всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации. Акты субъектов Федерации должны соответствовать федеральным законам, регулирующим вопросы данной сферы. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта Российской Федерации (на соответствующей территории).
Разграничение предметов ведения в Российской ФедерацииПо предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы,

Слайд 56Разграничение предметов ведения в Российской Федерации
ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вне предметов ведения

Российской Федерации, предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации осуществляют собственное

правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Разграничение предметов ведения в Российской ФедерацииПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВне предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения субъекты

Слайд 57Вопросы:
1. Каковы основные признаки России как федерации?

2.Какие федеральные округа образованы

в России?

3.В какой федеральный округ входит Самарская область?

4.Каким образом решаются

противоречия между федеральным законом и законом или иным нормативным актом субъекта РФ?
Вопросы:1. Каковы основные признаки России как федерации?2.Какие федеральные округа образованы в России?3.В какой федеральный округ входит Самарская

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика