Слайд 1Гендерное воспитание за рубежом
Слайд 2План лекции
История гендерного воспитания мальчиков и девочек в Европе
История гендерного
воспитания мальчиков и девочек в России
Основные понятия гендерной педагогики
Маскулинность
Феминность
Андрогенность
Слайд 3Обучение мальчиков и девочек в Античности
После семи лет мальчики из
рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога
(в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу. В школе дети занимались с тремя учителями.
Слайд 4Воспитание рыцарей в Средние века в Западной Европе
Светские феодалы (рыцари)
получали иное воспитание и образование, заключавшееся в овладении семью «рыцарскими
добродетелями»: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца.
Слайд 5Идеи педагогов-гуманистов эпохи Возрождения о воспитании мальчиков и девочек
В эпоху
Возрождения в противовес религиозным, представлениям о земной жизни как о
подготовке к загробному миру провозглашалось право человека на радостную жизнь на земле.
Слайд 64 Дифференцированный подход в воспитании детей в работах Ж.-Ж. Руссо
и И.Г. Песталоцци
Руссо в своём романе-трактате «Эмиль, или О воспитании»,
рассказывая о развитии мальчика – выходца из богатой семьи, делит жизнь своего воспитанника на четыре периода.
Ещё одним западным педагогом, кто уделял внимание различному воспитанию, был И.Г. Песталоцци, который в первом томе своего сборника избранных педагогических произведений написал «Дневник Песталоцци о воспитании его сына»
Слайд 7Исследование полоролевых различий в экспериментальной психологии и педагогике в конце
XIX-XX вв
Первая новая школа для мальчиков была создана Сесияем Редди
(1858-1932) в 1889г. в сельской местности Аббатсхольм (Англия).
Слайд 8Особенности воспитания и образования в Древней Руси
Во времена Киевской Руси
были открыты государственные школы для подготовки образованных людей из среды
дружинников, бояр, «княжих мужей».
Слайд 9Развитие педагогической мысли о мужском и женском воспитании в Российской
Империи XVIII-XIX вв.
Огромное значение для развития в России науки и
просвещения имела деятельность гениального русского ученого М.В. Ломоносова (1711—1765). С 1741 г. начинается активная, исключительно плодотворная и разносторонняя научная и, просветительская деятельность М.В. Ломоносова.
Слайд 10Проблема совместного и раздельного обучения детей разных полов в XX
веке
Введение в Советской России в 20-е годы прошлого века совместной
формы обучения мальчиков и девочек было необходимым и прогрессивным явлением, поскольку определялось требованиями времени, глобальными преобразованиями в социальной и экономической областях.
Слайд 11Понятие «гендер»
Гендер – это совокупность социальных и культурных норм, смыслов
и ожиданий, которые общество предписывает индивидам в зависимости от их
пола. Гендер – один из способов социальной стратификации, влияющих на социальное положение женщин и мужчин, на доступ к ресурсам, на их жизненные стратегии и практики
Слайд 12Маскулинность
Маскулинность (лат. masculinus – мужской) – набор личностных и поведенческих
черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность
и т.д.
Слайд 13Фемининность
Фемининность (лат. femina – женщина) – набор личностных и поведенческих
черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность
и т.д.
Слайд 14Андрогинность
Андрогинность – набор личностных и поведенческих черт, которые характеризуются как
сильно выраженные мужские, так и сильно выраженные женские.