Слайд 1
«Гений и злодейство – две вещи несовместные»
В.А.Моцарт и А.С.Пушкин
«Нет правды
на земле,
Но правды нет – и выше…»
Слайд 2
«Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как
давно не писал. Вот что я привёз сюда: две последние
главы «Онегина»8-ю главу,9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», « Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё…» (А.С.Пушкин - П.А.Плетнёву)
Болдино
Слайд 3«Скупой рыцарь» 23 октября 1830 г.
«Моцарт и Сальери» 26 октября
1830 г.
«Каменный гость»
«Пир во время чумы»
Замысел и история создания «Маленьких
трагедий»
Слайд 4«Скупой рыцарь»
«Моцарт и Сальери» цикл
«Каменный
гость»
«Пир во время чумы»
Цикл – это жанровое образование, состоящее
из произведений, объединенных общими чертами (по композиции, сюжетике, системе образов (небольшое количество действующих лиц), по идейно-тематическим признакам: цель каждой трагедии развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество).
Что такое цикл?
Слайд 5Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет «Маленькими трагедиями»?
Слайд 6Маленькие – потому что это трагедии людей, а не народов.
Трагедии-
потому что характеры не даются в динамике, они своеобразные символы,
а человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.
Слайд 7
«Гений и злодейство – две вещи несовместные»
В.А.Моцарт и А.С.Пушкин
«Нет правды
на земле,
Но правды нет – и выше…»
Слайд 8Пьеса завершена в Болдино
26 октября 1830 г.
Из истории
пьесы
Иллюстрации И.Ф.Рерберга «Маленьких трагедий»
Слайд 9
На сохранившейся обложке несохранившейся рукописи имеется первоначальное заглавие «Зависть».
Позже будущая
пьеса будет названа
«Моцарт и Сальери».
Впервые напечатана в альманахе
«Северные
цветы за 1832 год»
Слайд 10«Моцарт и Сальери» – единственная пьеса,
увидевшая сцену при жизни
А.С.Пушкина
(дважды шла в 1832 году в петербургском Большом театре).
Римский-Корсаков
опера «Моцарт и Сальери»
Слайд 111825 год
На смертном одре
итальянский композитор Антонио Сальери
признался
в отравлении
им Вольфганга Амадея Моцарта
Версия послужила для А.С.Пушкина
поводом создать трагедию о
зависти-страсти,
разрушающей человеческую личность
Слайд 12Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо
и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке. Труден первый
шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству…
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству;
Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слезы
Невольные и сладкие текли.
Первый монолог Сальери
Слайд 13По мнению В.Г.Белинского, в трагедии ставится проблема зависти, но рассматривается
и «вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения».
Кто
такой гений?
Гений – человек, обладающий способностью к высшему творчеству.
Талант и гений
Слайд 14Итальянский композитор
Антонио Сальери
(1750 – 1825)
Вольфганг Амадей Моцарт
(1756 –
1791)
Создать трагедию о зависти-страсти,
разрушающей человеческую личность
Великий труженик служил искусству,
«нашёл созвучия своим созданиям» и «счастлив был», что трогал музыкой людские сердца.
По словам Сальери,
Моцарт - «гуляка праздный».
Слайд 15Написано 600 произведений во всех жанрах!
Шедевры! Оперы:
«Свадьба Фигаро»,
«Дон Жуан»,
«Так поступают
все женщины»,
«Волшебная флейта»;
Симфонические,
камерные произведения.
Жизнь великого композитора – вечное стремление к
свободе!
В.А.Моцарт – вундеркинд из Зальцбурга
Слайд 16
РЕМЕСЛО – «ПОДНОЖИЕ» искусству
ТРУД + УСЕРДИЕ + «НАПРЯЖЁННОЕ ПОСТОЯНСТВО»
ЗАЛОГ
ВЫСОКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВА
Жизненная философия САЛЬЕРИ
до встречи
с МОЦАРТОМ
Слайд 17ВЕЛИКАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ –
талант дан «гуляке праздному»
Талант в сочетании с
полнотой жизни –
«дар напрасный, дар случайный»
Слайд 18Из истории
(наст. имя Пьер Огюстен Карон, 1732 – 1799),
французский драматург, автор комедий «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро», либретто оперы
Сальери «Тарар»
Бомарше был восхищён серьёзным отношением друга Сальери к своей задаче оперного композитора.
«…Он имел благородство отказаться от множества музыкальных красот, которыми сверкала его опера, только потому, что они удлиняли пьесу и замедляли действие…»
Сальери дружил с Бомарше.
Слайд 19Легенды?
«Бомарше кого-то отравил»
Моцарт в трагедии утверждал
Сальери размышляет
«Бонаротти» тоже
был убийцей
Умерли 2 жены сразу после замужества
Великий скульптор, архитектор, живописец
эпохи Возрождения
Слайд 20Что в глубине души моей лежит?
(Борьба в душе Сальери, приводящая
к торжеству его низменного, злого «я» над высоким, творческим началом.)
Можно
ли назвать Сальери
хладнокровным убийцей?
Чем были вызваны слёзы
Сальери в конце трагедии?
Слайд 21Страшное дело свершилось!
Убив Моцарта, он убил себя самого!
Никогда не стать
ему гением, потому что он злодей!
Слайд 22Не «Зависть», а «Моцарт и Сальери»
Какую роль в трагедии играем
Моцарт?
КОНТРАСТ
Доверчив, дружелюбен
Проницателен,
чуток
Искренне считает
Сальери своим другом
Гибель от Сальери-врага
неминуема
Слайд 23Конфликт в «Моцарте и Сальери»
Основан не на теме зависти или
уязвленного самолюбия, как может сначала показаться, а на столкновении различных
жизненных позиций, противоположных взглядов на искусство, на назначение художника. Моцарт у Пушкина воплощает жизнерадостность и открытость души, подлинный артистизм. Сальери потрясен несправедливостью: «бессмертный гений» достался, с его точки зрения, «гуляке праздному».
Слайд 24Значение музыки
Для Моцарта музыка — великое искусство, для Сальери
— ремесло, которому можно научиться неустанным трудом, подвижничеством. Сальери понимает
и высоко ценит гений Моцарта, но по его мысли, воспитанию молодых музыкантов Моцарт с его неповторимой гениальностью может принести только вред. Он помешает другим, не обладающим таким же божественным даром, отвратит их от упорного, кропотливого труда, а это приведет к общему упадку искусства.
Слайд 25«Гений и злодейство»
Сальери решается на преступление, на злодейство во
имя высшей справедливости (как он ее понимает), Пушкин вовсе не
оправдывает Сальери, да и нет ему оправдания, но поэт стремится объяснить причины злодейства путем внимательного и объективного драматического изучения помыслов Сальери. «…Гений и злодейство // Две вещи несовместные». Эти слова Моцарта потрясают Сальери. Он пытается их опровергнуть, но тщетно. Этика и эстетика всегда идут рядом.
Слайд 26Сравнительная характеристика героев.
План
Кто они, герои трагедии?
Что для них музыка?
Кредо
Особенности
творчества
Черты характера
«Избранность»
1. Оба композиторы, «жрецы прекрасного».
2. Музыка – жизнь, радость
2. Музыка – ремесло
3. Музыка для всех 3. Музыка для избранных
4. Рождается в душе, дар 4. Создается в муках, не
приносит радости
5. Талантливый, подвижный, 5. Целеустремленный, фана-
жизнелюбивый. «Гуляка тично упорный: «отверг я
праздный» (опровергается праздные забавы», «упрямо
легенда автором) отрекся… от наук, чуждых
музыке»
6. Богом 6. Судьбой?
Слайд 27Кто из двух героев – истинно трагедийный образ?
Почему за произведением
закрепилось название «маленькой трагедии»?
«Маленькая трагедия» у Пушкина – трагедия мелочного
чувства – зависти, перерастающая в большую трагедию – убийство гения.
Слайд 28Божественный свет – единственный ориентир,
помогающий найти истинный путь добра,
красоты, правды.
Освещен ли этим светом путь Сальери?
Его беда в
том, что он, преданный «вольному искусству», стал «заботиться о нуждах низкой жизни».
Зависти, стремлениям к славе, первенству не должно быть места в творческой душе.
Слайд 29Подумаем? Поразмышляем?
Можно ли достичь высот, быть
гением и совершать безнравственные
поступки и даже преступления?
Слайд 30Символическое изображение жизни Моцарта и Сальери
Слайд 31…Сальери уже давно хранит яд, подаренный ему покинутой возлюбленной. Не
раз посещали его мысли: или самому уйти из жизни, или
отправить в мир иной того, кто стал ему соперником. Пока ему удавалось быть равным среди великих, но он чувствует: Моцарта ему не превзойти никогда. Значит, час настал, и он, Сальери, - тот, кто «избран, чтоб … остановить»!
И вот Моцарт беспечно выпивает чашу отравленного вина и садится за рояль... Но смерть Моцарта А.С.Пушкин не показывает: такие люди не умирают, они уходят в вечность, и их творения нетленны.
А для Сальери остается главным вопрос: «Гений и злодейство – две вещи несовместные?» Моцарт только что это утверждал. Но если он прав, то он, Сальери, – не гений?
Из эссе С.Красулина
Слайд 32Подискутируем?
«Гений и злодейство – две вещи несовместные» - вопрос это
или утверждение?
Кто из героев трагедии главный?
Слайд 33Анализ монологов Сальери
Первый монолог.
Тема: история души, пораженной гордыней и завистью.
Сальери:
рано определилось призвание, твердость характера, ради музыки готов пойти на
преодоление любых невзгод, стал затворником.
Ключевые слова: ремесло, «алгеброй поверяет гармонию», «умертвив звуки, музыку разъял, как труп».
Второй монолог.
Тема: «избранность» человека.
Сальери: «Я избран, чтоб его остановить – не то мы все погибли, мы все, жрецы, служители музыки, не я один с моей глухою славой…»