Слайд 1«Геология
учит нас заглядывать в глубь времен,
... смотреть открытыми глазами
на окружающую природу
и понимать историю ее
развития».
Слайд 2ГЕОЛОГИЯ
план занятий
Данный курс читает преподаватель: Попова Алена Назаровна
Лекции – 14
часов ( 6 ч. Уст.лекция, 8 зимняя сессия)
Практические занятия
- 8 часов ( 2 ч. уст. Сессия , 6 ч. Зимняя сессия).
В конце ноября - в начале декабря (срок до 20 декабря) – обязательно представить контрольную работу. + рабочая тетрадь
С темами контрольных работ можно ознакомиться в методическом пособии.
Выполняем только свой вариант.
Зачет (с оценкой и баллами) – в зимнюю сессию.
Экзамен – конец января (досрочно), января (для отстающих).
На всех лекциях и практических занятиях фиксируется посещаемость студентов.
Слайд 3Оценка – в баллах:
Посещение лекций – 15 баллов;
Лабораторно-практические работы (5
работ по 10 баллов каждая) – 50 баллов;
Контрольная
работа - 20 баллов.
Рабочая тетрадь- 15 баллов.
Всего – 100 баллов.
При наборе студентом (к 20 декабря) менее 40 баллов или при отсутствии контрольной работы студент считается неуспевающим.
Слайд 4Л и т е р а т у р а
Обязательная
Добровольский
В.В. Геология, М., ВЛАДОС, 2001.
Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. Геология, М.,
(любое издание).
А.М. Плякин Основы Геологии , Ухта, 2004
Электронная (интернет-сайты)
Короновский Н.Ф., Якушова А.Ф. Основы геологии. - http://geo.web.ru/db/msg.html?mid=1163814
Короновский Н.В. Общая геология. - http://geo.web.ru/db/msg.html?mid=1170178
Дополнительная
Хуторской М.Д., Зволинский В.П., Рассказов А.А. Мониторинг и прогнозирование геофизических процессов и природных катастроф: Учеб. пособие. – М., РУДН, 1999.
Бондаренко С.С., Потапов Г.И., Афанасьев С.Л., Лукин В.Н. Геология, М., 2004.
Энциклопедия для детей. Геология, М., Аванта+, 1997.
Уильямс Л., Науки о земле, М., Эксмо, 2009.
Слайд 5Интернет-сайты
(Геологические науки)
Неофициальный сервер Геологического факультета МГУ «Всё о геологии»
- http://geo.web.ru/
Палеонтологический портал «Аммонит.ру» - http://www.ammonit.ru/
https://vk.com/club188410222
Слайд 6ГЕОЛОГИЯ
Определение: «ГЕОЛОГИЯ – это наука о Земле, ее происхождении, развитии,
строении, структуре и истории».
Геология как наука оформилась лишь с середины
ХVIII в. Еще больше возросла роль минерального сырья и самой геологии во второй половине ХХ в., когда рост тяжелой индустрии, электротехнической и химической промышленности, войны потребовали огромного количества минерального сырья.
Первые попытки создать научную геологию связаны с именами трех крупнейших ученых того времени –
М.В.Ломоносова в России,
А.Г.Вернера в Германии,
Д.Геттона в Шотландии.
Слайд 7Наука геология включает в себя множество областей знаний, относящихся ко
всей нашей планете.
В своем развитии Геология опиралась
на различные естественные
науки, прежде всего, -
физику,
химию,
астрономию
биологию и др.
Геология явилась родоначальницей многих дочерних наук геологического цикла: геохимии, геофизики, инженерной геологии, палеонтологии и т.п.
Слайд 8В геологических науках выделяется множество самостоятельных направлений, которые можно поделить
на 2 большие группы:
Теоретическая геология: кристаллография, петрография, литология, геофизика, сейсмология,
стратиграфия, геодинамика, геотектоника, учения о магматизме, вулканизме, метаморфизме, палеогеография, историческая геология и многие др.
прикладная геология: она включает науки, направленные на практическое использование и охрану земных недр (региональная геология, гидрогеология, учение о месторождениях полезных ископаемых, геологическое картирование, поисково-разведочное дело, экономика минерального сырья, рудничная, шахтная, промысловая и инженерная геология и др.).
Слайд 9Объекты и предметы геологии
Главный объект изучения – земная кора –
тонкая внешняя твердая каменная оболочка Земли
Атмосфера
Гидросфера
Литосфера
Биосфера
Слайд 10
Геология затрагивает важнейшие философские проблемы:
происхождения Земли,
зарождения и развития жизни
на нашей планете,
строения других планет Солнечной системы,
Развитие Вселенной.
Политическая роль геологии:
Разнообразие и доступность полезных ископаемых и степень их изученности определяют уровень экономической независимости государства.
Слайд 11Задачами геологии являются:
Общая задача
(теоретическая, общенаучная)
создание общей теории эволюции
и
строения
Земли.
Прикладные задачи
(практические)
использование
и охрана
земных недр и т.д.
Слайд 12Прикладные задачи
поиск и открытие новых месторождений полезных ископаемых.
оценка ресурсов
подземных вод и контроль за их использованием.
инженерно-геологическое обоснование любого строительства.
рациональное
использование и охрана земных недр (задача экологов).
прогноз стихийных бедствий (задача экологов).
Слайд 13Предметами изучения геологии являются минералы, горные породы, месторождения полезных ископаемых,
ископаемые органические остатки и геологические процессы, происходящие на поверхности Земли
(экзогенные) и в её недрах (эндогенные).
Слайд 14Понятие о минералах. Классификация минералов.
Минералы – это природные химические
соединения или самородные элементы, которые образуются при различных физико-химических (геологических)
процессах. Они слагают разнообразные горные породы земной коры, и их можно увидеть невооруженным глазом. В природе минералы могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Наука, которая изучает минералы, находящиеся в твердом состоянии, называется минералогия.
Твердые минералы по своему внутреннему строению могут быть кристаллическими или аморфными. Основным признаком кристаллического строения минералов является их правильная внешняя форма в виде многогранников. Такие минералы называются кристаллами.
Слайд 15Современная классификация минералов основана на их химическом составе и кристаллической
структуре. Главнейшие породообразующие и рудные минералы, объединяются в несколько классов.
-
Самородные элементы. В этот класс входят минералы, состоящие из одного химического элемента. К этому классу относятся: самородное золото, серебро, медь, платина, графит, алмаз, сера и др.
- Сульфиды. Эти минералы представляют собой соединения различных элементов с серой и являются важнейшими рудами на свинец, медь, цинк, молибден и др. К сульфидам относятся: пирит, халькопирит, галенит и другие.
- Галоидные соединения. Минералы этого класса в химическом отношении представляют собой соли галоидно-водородных кислот. Наиболее распространены хлористые и фтористые соединения. К ним относятся галит (поваренная соль), сильвин, карналлит и флюорит.
- Окислы и гидроокислы. В этот класс объединены минералы – соединения различных элементов с кислородом (окислы) и соединения с кислородом и гидроксильной группой ОН (гидроокислы). Минералы этого класса подразделяются на две группы: 1) окислы и гидроокислы кремния (группа кварца), 2) окислы и гидроокислы металлов. Кварц – один из наиболее распространенных минералов в земной коре.
- Карбонаты. В класс карбонатов входят минералы: кальцит, доломит, сидерит, магнезит.
- Фосфаты. Среди фосфатов наибольшее практическое значение имеют апатит и фосфорит.
- Сульфаты. К этому классу относятся минералы, представляющие собой соли серной кислоты: гипс, ангидрит, мирабилит, барит.
- Вольфраматы. К ним относятся вольфрамит и шеелит.
- Силикаты. В этот класс входят наиболее распространенные в земной коре породообразующие минералы, сложные по химическому составу и участвующие в строении всех типов горных пород, особенно магматических и метаморфических.
Все силикаты по внутренней структуре подразделяются на островные, кольцевые, цепочечные, ленточные, слоевые и каркасные.
Слайд 16Физические свойства минералов
Физические свойства минералов обусловлены их внутренним строением и
химическим составом. К физическим свойствам относят плотность, механические, оптические, магнитные,
электрические и термические характеристики, радиоактивность и люминесценцию.
Под плотностью минерала понимается вес единицы его объема. Легкими являются нефти, угли, гипс, галит; к средним относят кварц, кальцит, полевые шпаты, к тяжелым – рудные минералы.
Для отнесения минерала к одной из этих групп достаточно определить его плотность приблизительно – путем взвешивания на ладони.
Слайд 17Механические свойства включают твердость, спайность, излом, хрупкость, ковкость, гибкость.
Твердость минерала–
это степень его сопротивления внешнему механическому воздействию (царапанью и т.д.).
Она оценивается по 10-балльной шкале относительной твердости, предложенной немецким ученым Ф. Моосом в 1811 г. Относительная твердость определяется путем царапанья исследуемого минерала острыми краями эталонных минералов (пассивная твердость) или эталонных минералов исследуемым (активная твердость).
Спайность – способность кристаллов и кристаллических зерен раскалываться или расщепляться по определенным кристаллографическим направлениям с образованием ровных блестящих поверхностей, называемых плоскостями спайности. Минералы, у которых спайность отсутствует, обладают отдельностью.
Отдельность – это способность минерала раскалываться лишь в определенных участках, а не по определенным плоскостям.
Излом– форма поверхности, образующаяся при раскалывании минералов. Характер излома зависит от спайности. Различают ровный и неровный, ступенчатый, раковистый и мелко раковистый, занозистый, зернистый и шероховатый, крючковатый и др. разновидности изломов.
Хрупкость, ковкость, гибкость минераловопределяются визуально, по их реакции на механические напряжения.
Слайд 18Цвет (окраска) минерала является важным диагностическим признаком.
Цвет черты – это
цвет минерала в тонком порошке. Этот признак в сравнении с
окраской минералов является более постоянным, а следовательно, и более надежным их диагностическим признаком.
Прозрачностью называется свойство минералов пропускать сквозь себя свет.
Магнитные свойства – это совокупность свойств, характеризующих способность минералов намагничиваться во внешнем магнитном поле.
Электрические свойства – это совокупность свойств, характеризующих способность минералов проводить электрический ток.
Слайд 19Понятие о горных породах. Структура и текстура горных пород.
Горные
породы, слагающие земную кору, в большинстве своем представляют агрегат многих
минералов, реже они состоят из зерен одного минерала. Породы, состоящие из многих минералов, называются полиминеральными, из одного минерала – мономинеральными. Минеральный состав, строение и формы залегания горной породы отражают условия образования. Строение породы определяется структурой и текстурой.
Структура – особенность внутреннего строения горной породы, которая связана со степенью ее кристалличности, абсолютными и относительными размерами зерен разных минералов, составляющих горную породу, их формой и способом сочетания.
Текстура – сложение породы, т.е. взаимное расположение в пространстве слагающих ее частиц.
Слайд 21По происхождению горные породы подразделяются на 3 группы:
1) Магматические.
Они образуются в результате внедрения (интрузии) в земную кору, или
извержения на поверхность магмы. Магма излившаяся на поверхность – это лава;
2) Осадочные. Они образующиеся путем механического или химического осаждения продуктов разрушения (экзогенными процессами) ранее существовавших горных пород, а также благодаря жизнедеятельности организмов;
3) Метаморфические. Они образуются из любых горных пород при воздействии на них высоких температур и давления, а также различных газообразных и жидких растворов, проникающих с глубины.
Слайд 22Осадочные породы, их классификация.
Осадочные горные породы образуются в результате
накопления продуктов разрушения ранее существовавших пород. Они слагают около 75%
поверхности континентов.
По генетическим признакам среди осадочных горных пород выделяются три главные группы: 1) обломочные породы; 2) хемогенные, 3) органогенные.
Слайд 24Обломочные породы подразделяются по величине обломков на:
- грубообломочные рыхлые (валуны,
щебень, галька, гравий) и сцементированные (конгломераты, брекчии, гравелиты);
- среднеобломочные (пески
и песчаники);
- мелкообломочные (алевриты и алевролиты);
- тонкообломочные (глины и аргиллиты).
Глинистые породы имеют наибольшее распространение (около 50%) среди осадочных горных пород и состоят из мельчайших (от 0,01 до 0,005– 0,001 мм) частиц. Уплотненные глины называют аргиллитом. Породы, представляющие смесь глины и алеврита с песком, называются суглинки и супеси, в том числе особый тип – лёссовидные пылеватые суглинки.
Слайд 25Хемогенные породы образуются путем выпадения химических соединений из истинных и
коллоидных растворов. В результате накапливаются разнообразные соли (карбонаты, сульфаты, хлориды),
а также кремнистые, железистые и марганцевые соединения.
Органогенные горные породы образуются в результате накопления продуктов жизнедеятельности животных и растений в виде остатков раковин, колониальных построек (типа коралловых рифов), минеральных скелетов.
Процесс преобразования осадков в осадочные породы носит название диагенеза.
Слайд 26Понятие о каустобиолитах.
К органогенным горным породам относятся скопления растительных
остатков, которые образуют группу каустобиолитов – породы угольного ряда. Они
характеризуются различной степенью разложения органического вещества и разным содержанием углерода: торф, бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Слайд 27По современным представлениям делятся на сингенетичные (поступившие в осадок вместе
с основной формирующей массой) каустобиолиты угольного ряда (торф, ископаемые угли,
горючие сланцы, янтарь, шунгиты), и эпигенетичные (внедрившиеся в породу в постседиментационном этапе) каустобиолиты нефтяного и нафтоидного ряда (природные битумы: нефти, мальты, асфальты, озокерит, природный газ).
Из каустобиолитов можно особо выделить большую группу пород, используемых как ископаемое топливо: нефть, каменный уголь, горючий сланец, природный газ и его гидраты, торф и другие горючие минералы и вещества, имеющих большую важность для человечества.
Наука, изучающая свойства этих ископаемых, условия образования и залегания, а также проблемы их добычи и переработки, называется геологией каустобиолитов.
Слайд 28Геологические процессы – это любые природные процессы и явления, которые
приводят к изменению вещественного состава, внутреннего строения или рельефа Земли
Слайд 29Преобразования облика Земли связаны
в основном с 2 группами процессов
Эндогенные:
Метаморфизм,
Магматизм,
Тектогинез,
Землетрясения,
Процессы
дегазации недр.
Источник энергии для их осуществления находится в недрах самой
Земли
Экзогенные:
Гипергенез
Деятельность текущих поверхностных вод
Деятельность озер и болот
Деятельность ледников
Деятельность подземных вод
Деятельность морей и океанов
Деятельность замерзающей и оттаивающей воды
Деятельность ветра
Деятельность живых организмов
Деятельность человека
Источник энергии для их осуществления находится за пределами Земли. Это воздействия
Галактики, Солнца, Луны (так или иначе преобразованное)
Слайд 30Полезное ископаемое – это минеральное сырье, которое представляет ценность либо
само по себе, либо содержанием какого то полезного компонента, который
может быть извлечен после соответствующей обработки.
Слайд 31Любое полезное ископаемое должно отвечать
3 основным признакам:
полезность;
полезный компонент
должен содержаться в таком виде и в такой концентрации (что
бы его экономически целесообразно было извлекать и перерабатывать при имеющихся технологиях);
достаточные запасы - его количества должно хватить не менее, чем на 10 лет промышленной разработки.
Полезные ископаемые
используют или непосредственно,
или подвергают металлургическому переделу (переплавке) или химической переработке.
Фактически полезные ископаемые представляют собой либо минералы, либо горные породы (природные или техногенные).
Слайд 32Полезные ископаемые делятся
на 3 группы
Слайд 33Проблема минерального сырья
Месторождения полезных ископаемых крайне неравномерно расположены на поверхности
Земли. Причем как по месту залегания, так и по их
разнообразию. Существуют участки земной поверхности богатые полезными ископаемыми разных типов, а есть бедные ими. Зачастую месторождения полезных ископаемых образуют более или менее многочисленные группы – «рудные районы», «рудные узлы» и «рудные пояса», расположение которых контролируется конкретными геологическими структурами (например, крупными разломами). Поэтому один из древних, эмпирических законов геологии гласит: «Ищи руду около руды».
Запасы любого из полезных ископаемых ограничены (как в любом из месторождений, так в мире в целом). И уже сейчас наша цивилизация испытывает недостаток многих его видов.
Неравномерная обеспеченность разных стран полезными ископаемыми, неравномерное и не справедливое их потребление, а так же явно не справедливые цены на минеральное сырье породили противоречия между странами, добывающими полезные ископаемые и потребляющими их.
В настоящее время торговля полезными ископаемыми приносит прибыль тому, кто их использует – покупателю, а продавцу достаются экологические проблемы от последствий разработки месторождений и нехватка минеральных ресурсов для нужд собственной экономики.
Все эти противоречия получили название «Проблемы минерального сырья».
Слайд 34Социально-экономическое значение полезных ископаемых
Во все времена горное производство – добыча
и переработка полезных ископаемых было одним из самых сложных технически
и экологически вредных производств
Современная экономика организована так, что она может только «расти», из-за этого мы вынуждены добывать всё больше полезных ископаемых и всё больше расширять их ассортимент
Из-за низкого содержания полезных компонентов приходится добывать и перерабатывать гигантское количество горных пород – до 100 млрд.тонн в год
Содержание полезного компонента в рудах всё время понижается, добывать её всё труднее, а цена на минеральное сырье… уменьшается
Кроме того, даже при сохранении «машинного» пути развития, наша цивилизация объективно не нуждается в таком количестве добываемых полезных ископаемых для удовлетворения основных потребностей человечества
Слайд 35Химические элементы
На сегодня известно около 108 химических элементов (таблица Менделеева).
90 из них встречается в природе, остальные были синтезированы искусственным
путем.
87 химических элементов (из 108) обнаружены в природе в самородном состоянии, но это чаще всего единичные находки.
Изотопы (греч. "исос" - равный, топос" - место) обладают теми же свойствами, зарядом ядра и порядковым номером, что и соответствующий химический элемент, но отличаются от него атомным весом.
В настоящее время на Земле установлено около 300 химических элементов и их изотопов.