Слайд 1
Герберт Маркузе и Маршал Маклюэн
Слайд 2Герберт Маркузе. "Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества" (1964)
Герберт
Маркузе – философ и социолог, представитель Франкфуртской школы, отличавшейся критическим
отношением к теории индустриального общества. Маркузе – автор книг "Разум и революция. Гегель и становление социальной теории", "Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда", "Психоанализ и политика". Пропагандировал идеи неомарксизма и неофрейдизма. Идеи Маркузе восторженно принимали французские студенты, участники восстаний 1968 года. Один из лозунгов "Парижской весны": "Маркс – бог, Маркузе – его пророк, Мао – его меч" (так называемая "формула трех М").
Слайд 3"Одномерный человек"
Книга "Одномерный человек" состоит из трех частей. В первых
двух, "Одномерное общество" и "Одномерное мышление", Маркузе в довольно агрессивной
манере выявляет основные "болезни" современного общества: зависимость человека от навязанных ему желаний, деградация воображения, новые скрытые формы контроля над человеком, появившиеся благодаря бурному развитию техники, отказ от протестного мышления в пользу абсолютного принятия.
Слайд 4Одномерный человек
"Своевольная игра фантастическими возможностями, способность действовать с чистой совестью
contra naturam, экспериментировать с людьми и вещами, превращать иллюзии в
действительность и выдумку в истину – все это свидетельствует о том, насколько Воображение превратилось в инструмент прогресса. <…> Определяя движение и стиль в политике, сила воображения по умению манипулировать словами, обращая смысл в бессмыслицу и бессмыслицу в смысл, оставила далеко позади Алису в Стране Чудес".
Слайд 5Герберт Маршалл Маклюэн
Герберт Маршалл Маклюэн – философ, литературный критик, автор
книг "Механическая невеста: Фольклор индустриального человека", "Галактика Гутенберга: Становление человека
печатающего", "Война и мир в глобальной деревне". В вопросах о вреде и пользе технократии взгляды Маклюэна со временем претерпели значительные изменения: если в начале творческой деятельности он выступал активным противником идей постиндустриального массового общества, то уже к 50-м годам Маклюэн отказывается от критики и начинает исследовать современное ему общество без оценок и без постоянного обращения к культурным ценностям прошлого.
Слайд 6Биография
Маршалл Маклюэн родился 21 июля 1911 года в городе Эдмонтон
в методистской семье. В Университете Манитобы в 1933 году получил
диплом бакалавра по инженерной специальности, а в 1934 году — диплом магистра по английской литературе. В 1936 году он получил диплом бакалавра Кембриджского университета и после возвращения в Северную Америку начал преподавательскую деятельность .В декабре 1943 года Маклюэн получил степень доктора наук, защитив диссертацию.В университете Торонто в 1952 году он становится профессором и издаёт большинство своих книг.В семинаров по культуре и коммуникациям, проводившихся при поддержке Фонда Форда. Затем в 1963 году основал Центр культуры и технологии.В 1964 году он стал членом научного Королевского общества Канады, а в 1970 году — кавалером Ордена Канады. В 1967 году он пережил операцию по удалению опухоли мозга, в 1979 году — инсульт. Маршалл Маклюэн умер 31 декабря 1980 года в Торонто.
Слайд 7Произведение «Галактика Гутенберга».
Книга «Галактика Гутенберга» получила премию правительства Канады
и сделала имя Маклюэна очень известным в среде научной общественности.
В
этой книге Маклюэн даёт ответ на вопрос: каким образом коммуникационные технологии (преимущественно, письменность и книгопечатание) влияют на организацию когнитивных процессов в обществе.
Во многом эту работу следует рассматривать как продолжение исследований Гарольда Инниса. Согласно Маршаллу Маклюэну, Иннис «стал первым человеком, случайно открывшим процесс изменений, имманентно присущий и сопровождающий появление средств массовых коммуникаций. „Галактику Гутенберга“ можно понять как подстрочный комментарий к работе Инниса».
Слайд 8Этапы развития цивилизации по Маклюэну:
дописьменная культура с устными формами коммуникации,
основанная на принципах общинного образа жизни, восприятия и понимания окружающего
мира;
письменная культура, завершающаяся «Галактикой Гутенберга»;
эпоха индивидуализма, национализма и промышленных революций;
4. современный этап ("электронное общество" "глобальной деревни"), задающий посредством электронных средств коммуникации (инфокоммуникаций) многомерное восприятие мира по типу восприятия акустического пространства.
Слайд 9Роль печатного станка в развитии культуры и общества.
С изобретением печатного
станка письменная речь как способ общения приобрела три новых качества,
которые, собственно, и совершили революцию:
письменный текст стал набираться унифицированными печатными шрифтами – простыми для восприятия и одинаковыми для всей территории распространения национального языка.
печать книги стала достаточно скоростным процессом – гораздо более быстрым, чем рукописное производство книг, практиковавшееся до этого.
огромную роль играет самое главное качество книгопечатания – возможность практически моментально тиражировать любые тексты в большом количестве.
Слайд 10Концепция «глобальной деревни»
Под глобальной деревней Маклюэн понимает всё современное общество,
воспроизводимое с помощью «электрических» средств коммуникации (радио, телевидения, кино и
т.д.). Вступая в ежедневную связь друг с другом посредством данных коммуникаций, люди мыслят и действуют так, как если бы они находились в непосредственной близости друг от друга, например, жили в одной деревне. Они волей или неволей все сильнее влезают в жизнь друг друга, при этом размышляя и делая выводы обо всем, что они видят и слышат. Таким образом, разветвлённые электронные средства коммуникации как бы воссоздают человеческую общину.
Слайд 11Культурное влияние произведения «Галактика Гутенберга»
В конце книги «Галактика Гутенберга» Маклюэн
предсказывает упадок или смерть книжной культуры, на смену которой приходят
электронные СМИ. В теории Маклюэна эти процессы напрямую связаны с научными открытиями начала 20 в.Однако Маклюэн не считал, что с появлением телевидения и других электронных средств коммуникации исчезнет книжная культура, и призывал родителей и педагогов с большим вниманием отнестись к тому, что молодежь узнает вне школ и университетов.
Канадский философ предсказал господство электронных СМИ в будущем, что, как мы наблюдаем, полностью оправдалось. Маклюэн внес огромный вклад в исследование малоизученной проблемы - истории письменности и печатной культуры, - которая в дальнейшем стала предметом научного анализа для многих ученых.