Слайд 1ГИА – 2014
Русский язык
ФИПИ
Слайд 2Фонетика
Открытый банк заданий
Слайд 3Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СЧАСТЬЕ все согласные звуки глухие.
2)
В слове ВПРЯМЬ первый звук – [ф].
3) В слове УЧИТЕЛЬ
мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
4) В слове ДЕТСТВА звуков меньше, чем букв.
Слайд 4Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СНЕГ последний звук – [к].
2)
В слове ДРУГОМУ все согласные звуки звонкие.
3) В слове ЖЕНЩИНА
все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
4) В слове НЕЧАЯННО буква Е обозначает один звук.
Слайд 5Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ОБЪЯВИТ количество букв и звуков
совпадает.
2) В слове ЩУПЛОМУ все согласные звуки имеют пару по
твёрдости – мягкости.
3) В слове РАДОСТНО звуков меньше, чем букв.
4) В слове СЕРЬЁЗНЫМ буква Ё обозначает 2 звука.
Слайд 6Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СТРАШНО все согласные звуки имеют
пару по твёрдости – мягкости.
2) В слове НАБЕРЕЖНОЙ все согласные
звуки звонкие.
3) В слове ВСТАЛ первый звук – [ф].
4) В слове РЫБЁШКА буква Ё обозначает один звук.
Слайд 7Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СЕРЬЁЗНОЙ 9 звуков.
2) В слове
ПОХОЖ происходит оглушение согласного звука на конце слова.
3) В слове
РЕШИЛ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
4) В слове МАЛЬЧИК мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
Слайд 8Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ИЗВЕСТНОМУ 9 звуков.
2) В слове
НЕМЕЦКИЙ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
3)
В слове ГЛЯДЕЛ буква Я обозначает один звук.
4) В слове ОГРЫЗАЯСЬ количество букв и звуков совпадает.
Слайд 9Укажите ошибочное суждение.
1) В слове НЕИЗВЕСТНО 4 слога.
2) В слове
КАЖДЫЙ все согласные звуки твёрдые.
3) В слове БУТЕРБРОД последний согласный
звук – [т].
4) В слове ПАЯСНИЧАЛ 10 звуков.
Слайд 10Укажите ошибочное суждение.
1) В слове БЕЗЖАЛОСТНО буква Т обозначает непроизносимый
звук.
2) В слове ПАНЦИРЬ все согласные звуки имеют пару по
твёрдости – мягкости.
3) В слове ВОКРУГ буква Г обозначает звук [к].
4) В слове ТЕПЕРЬ букв больше, чем звуков.
Слайд 11Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ДЕНЬГИ все согласные звуки мягкие.
2)
В слове ПÓЕЗДА одинаковое количество гласных и согласных звуков.
3) В
слове СЕРЬЁЗНОСТИ буква Ё обозначает 2 звука.
4) В слове ПОЕЗД последний звук – [т].
Слайд 12Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПАРЕНЬ мягкость согласного [н’] на
письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
2) В слове ДЕВОЧКУ
все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
3) В слове ОСТАНОВИТЬСЯ 10 звуков.
4) В слове ПРИЕХАЛИ буква Е обозначает 2 звука.
Слайд 13Лексика и фразеология
Открытый банк заданий
Слайд 14Замените разговорное слово «дуться» из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.
(21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё
место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
Слайд 15Замените разговорное слово «чуднó» из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.
(5)Один раз, походив около бревенчатого домика, Трифон Петрович
сказал, потирая руки:
– (6)Дай-ка я поправлю тебе, бабушка, крыльцо.
– (7)Спасибо, родимый, – сказала Поликарповна, – только чудн ό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.
Слайд 16
Замените просторечное слово «драпать» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.
(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле
ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье.
Слайд 17Замените просторечное слово «голосишь» из предложения 33 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.
31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать
ему правду:
– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь?
Слайд 18Замените разговорное слово «парня» из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом
или синонимичным выражением. Напишите этот синоним.
(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было
шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она – помощник художника.
(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
Слайд 19Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «грозный» (предложение
5).
1) жестокий
2) устрашающий
3) хмурый
4) величественный
(4)Краб неделю просидел под кроватью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
Слайд 20Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «точка» (предложение
13).
1) знак
2) пункт
3) след
4) место
(12)Вера незаметно обернулась к Жеке. (13)Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, – взглядом упирался в одну точку – от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. (14)Просто дикарь, да и только.
Слайд 21Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «страдал» (предложение
13).
1) мучился от боли
2) терпел ущерб
3) переживал
4) скучал
(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал.
Слайд 22Замените просторечное слово «вызволить» из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.
(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.
–
(12)Я сейчас тебя вызволю, – кричит он, точно собака понимает его.
Слайд 23Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «тусклая» (предложение
7).
1) мутная
2) пасмурная
3) скучная
4) непрозрачная
(7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации.
Слайд 24Грамматика. Синтаксис
Открытый банк заданий
Слайд 25Замените словосочетание «дощатый сарай» (предложение 24), построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
(24)У соседей
загорелся дощатый сарай.
Слайд 26Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.
(3)Алиса
могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож,
а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
Слайд 27Замените словосочетание «в хрустальной вазе» (предложение 1), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
(1)Утром в
хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет мимозы.
Слайд 28Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной
сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(6)Этих
реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядоч-ные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключе-ние, обратной дороги уже не было.
– (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витёк Носков.
(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов.
Слайд 29Среди предложений 18–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер
этого предложения.
(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего
языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
– (20)Чудеса! – раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
Слайд 30 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения,
связанными сочинительной связью.
Он,(1) не торгуясь,(2) заплатил тридцать рублей.
Звали его Трифоном Петровичем. Он был какой-то уютный,(3) весёлый и простой человек,(4) и хозяйка с первого же дня привыкла к нему,(5) как к своему.
Слайд 31Выпишите грамматическую основу предложения 11.
(11)О душе теперь не думают, только
для брюха и живут
Слайд 32Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной
подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)Отца своего, который
погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно,
а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
Слайд 33Среди предложений 31–37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер
этого предложения.
(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему
правду:
– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.
(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
Слайд 34Среди предложений 23–27 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер
этого предложения.
(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер.
(24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников.