Слайд 1ГИА по обществознанию, 9 класс
Тема 4. Социальная сфера
вопросы кодификатора
Слайд 2- Социальная структура общества
- Семья как малая группа. Отношения между
поколениями
- Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
- Социальные ценности и
нормы
- Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни
- Социальный конфликт и пути его решения
- Межнациональные отношения
Вопросы кодификатора
Слайд 3Социальная структура общества – внутреннее устройство общества, упорядоченное определёнными нормами
взаимодействия частей, организующее общество в единое целое.
Классификация социальных групп (справка)
Слайд 4Классификация социальных групп
1. По численности
малые группы – небольшое число людей
(от 2 до 30 человек), которые хорошо знают друг друга,
заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой (семья, школьный класс, экипаж самолёта и др.);
большие группы – многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы (нация, класс, страта и др.).
2. По характеру взаимодействия
первичные группы – взаимодействие в них носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку (семья, группа друзей, соседей и др.);
вторичные группы – взаимодействие в них обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер (профсоюзы, политические партии и др.).
Слайд 53. По факту существования
номинальные группы (социальные категории) – искусственно сконструированные
группы, которые выделяются для целей статистического учёта населения (пассажиры пригородных
поездов, проживающие в отдельных квартирах и др.);
реальные группы – критерием их выделения служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства) (мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и др.).
4. По способу организации и регулирования взаимодействия
формальные (официальные) группы – создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (школьный класс, футбольная команда «Динамо» и др.);
неформальные (неофициальные) группы – возникают и существуют на базе личных интересов их участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций (поэтический кружок, организация болельщиков футбольного клуба «Спартак» и др.).
Слайд 6Социальный статус – положение, занимаемое индивидом или социальной группой в
обществе.
Социальная роль – это способ поведения, соответствующий определённому статусу; каждой
роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами.
Слайд 7
Социальные статусы
Различают следующие социальные статусы:
Предписанный (прирождённый) – статус, данный от
рождения, не зависящий от воли и личных качеств человека (пол,
возраст, национальность).
Достигаемый (приобретаемый) – статус, для достижения которого требуются собственные усилия личности – получение образования, овладение профессией, создание семьи.
Слайд 8Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на
одном и том же уровне (политическая, территориальная, религиозная и др.).
Перемещение
человека по социальной лестнице вверх или вниз (восходящая и нисходящая).
Индивидуальная Групповая
Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений ими своего статуса.
Слайд 9Задание А1 (д.в. 2011г). Структура общества представлена социальными общностями и
группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по
профессиональному признаку?
пассажиры
демократы
горожане
инженеры
Слайд 10Задание А2 (д.в. 2012г). Структура общества представлена совокупностью социальных общностей
и групп. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
девушки
врачи
рязанцы
пассажиры
Слайд 11Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа,
связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Брак –
совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности мужа и жены, а также их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом.
Слайд 12Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и их детей
(тип современной семьи).
Многопоколенная семья – семья, где все родственники (не
только родители и их дети) проживают вместе.
Неполная семья – семья с одним родителем, образующаяся в результате развода или смерти одного из родителей.
Слайд 14Функции семьи
Репродуктивная – это биологическое воспроизводство населения в общественном плане
и удовлетворение потребности в детях – в личностном.
Социальная – подразделяется
на множество конкретных функций. Семья выполняет такие важные функции, как духовное взаимообогащение её членов; организация рационального досуга; предоставление определённого социального статуса её членам; психологическая защита и эмоциональная поддержка.
Воспитательная – социализация молодого поколения; культурное воспроизводство общества.
Хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи.
Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, т.е. экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов.
Семья является сферой первичного социального контроля. Она морально регламентирует поведение своих членов в различных сферах жизнедеятельности.
Слайд 15Поколение – люди, родившиеся в один определённый период времени.
Причины увеличения
различий между поколениями:
1) обновление социальной среды обитания человека; 2) возрастание социальной мобильности всех видов; 3) общественная жизнь становится более сложной и многообразной.
Преемственность поколений – необходимое условие развития общества.
Слайд 16Задание А3 (д.в. 2011г). Немецкий гуманист писал: «Ребёнок учится тому,
что видит у себя в дому: родители – пример ему».
О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
организация совместного досуга
укрепление родственных связей
совместное ведение домашнего хозяйства
воспитание детей
Слайд 17Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
…… и др.
Слайд 18Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
Избиратель Преподаватель Адвокат
Читатель
Покупатель Гражданин
Ребёнок Школьник
Роллер
Слайд 19Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
Задание А4 (д.в. 2012г). Какую
социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?
потребитель
избиратель
ученик
средней школы
водитель
Слайд 20Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и
их объединений.
Слайд 21Виды социальных норм
Нормы права – это общеобязательные, формально-определённые правила поведения,
которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.
Нормы морали (нравственности)
– правила поведения, которые, сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.
Обычаи – это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.
Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) – это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т.п.), действуют в их пределах и ими же охраняются посредством определённых мер общественного воздействия.
Кроме того, среди социальных норм различают: религиозные, политические, эстетические нормы и др.
Слайд 22Нормы морали – правила, одобряемые большинством людей; образцы поведения, признанные
в обществе обязательными (обычно существуют в устной форме).
Нормы права –
установленные государством правила действий, поведения людей, обязательные для исполнения (нормы права государство в письменном виде закрепляет в законах).
Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Слайд 23Девиантное поведение – социальное поведение, отклоняющееся от принятых моральных, правовых
норм (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство).
Последствия девиантного поведения:
1)
физическое истощение организма, разрушение личности, смерть; 2) страдания и переживания близких людей, родных и друзей; 3) «выпадение» асоциального индивида из нормальной социальной жизни общества; 4) криминализация общества (воровство, грабёж, другие более тяжкие преступления).
Слайд 24Сохранение нравственного, психического и физического здоровья до старости.
Полноправный, социально активный член общества.
Под здоровым
образом жизни понимается оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отсутствие вредных привычек, любовь к людям, положительное восприятие жизни
Слайд 25Причины социальных конфликтов:
1) социальная неоднородность
общества, наличие противоположных
ориентаций; 2) различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации; 3) религиозные различия; 4) поведение человека, его социально-психологичес- кие черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).
Социальный конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Слайд 26Основные элементы социального конфликта
Субъекты конфликта – участники конфликта.
Предмет конфликта –
это вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт.
Причина конфликта –
объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.
Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.
Слайд 27Социальный конфликт и пути его решения
Стадии социального конфликта:
Предконфликтная – период,
в течение которого накапливаются противоречия;
Конфликтная –
столкновение противоборстующих сторон;
Послеконфликтная – период, в течение которого принимаются меры для окончательного устранения противоречий между противостоявшими сторонами.
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта.
Виды социальных конфликтов (справка)
Слайд 28Виды социальных конфликтов
По длительности – долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся.
По
объёму – глобальные, национальные, региональные, локальные, групповые, личные.
По источнику возникновения
– объективные, субъективные, ложные.
По используемым средствам – насильственные, ненасильственные.
По форме – внутренние, внешние.
По влиянию на ход общественного развития – прогрессивные, регрессивные.
По характеру развития – преднамеренные, спонтанные.
По сферам общественной жизни – экономические (производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.
По типу отношений – внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.
Слайд 29Способы решения социальных конфликтов
Способы решения социальных конфликтов (справка)
Слайд 30Способы решения социальных конфликтов
компромисс – решение проблемы через взаимные уступки
сторон;
переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
посредничество –
использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
арбитраж – обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
Слайд 31Социальный конфликт и пути его решения
1) создание стрессовых ситуаций;
2) дезорганизация социальной жизни; 3) внутригрупповое напряжение; 4) разрушение социальной системы и др.
1) разрешение проблемы, определение выхода из сложной ситуации; 2) снятие социальной напряжённости; 3) стимулирование социальных изменений; 4) усиление групповой сплочённости и др.
Значение конфликтов в развитии общества
Слайд 32Задание А5 (д.в. 2010г). Верны ли следующие суждения о социальном
конфликте?
А. Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин
социального конфликта.
Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Слайд 33Задание А6 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о социальном
конфликте?
А. Многие социальные конфликты вызваны несовпадением интересов.
Б. Завершение конфликта всегда
связано с его полным разрешением.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Слайд 34Задание А7 (д.в. 2012г). Верны ли следующие суждения о социальном
конфликте?
А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.
Б. Социальные конфликты
различаются по форме и характеру развития.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Слайд 35Виды этнических общностей (справка)
Слайд 36Виды этнических общностей
Род – группа кровных родственников, ведущих своё происхождение
по одной линии (материнской или отцовской).
Племя – совокупность родов, связанных
между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
Народ (этнос) – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.
Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.
Слайд 37Основные тенденции в развитии межнациональных отношений
Экономическое, культурное и политическое сближение
наций, разрушение национальных перегородок (интеграция в рамках
национальных структур).
Стремление ряда народов обрести национальную самостоятель- ность, защитить национальную культуру от натиска массовой культуры.
Слайд 38Основы межнационального сотрудничества – принципы равноправия, взаимной помощи и уважения
национального достоинства народов, их интересов и традиций.
Межнациональный конфликт – одна
из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до войн.
несоблюдение
Причины межнациональных конфликтов (справка)
Слайд 39Причины межнациональных конфликтов
Социально-экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство
в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
Культурно-языковые – недостаточное, с
точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
Экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.
Экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.
Исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т.д.).
Религиозные – из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, существования различий в уровне религиозности населения.
Культурные – от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.
Слайд 41Пути разрешения межнациональных проблем:
признание межнациональных проблем и решение их методами
разумной национальной политики;
осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных
отношений;
использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации;
организация эффективных международных организаций для мирного разрешения межнациональных проблем и др.
Слайд 42Источники
Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений. М.: Просвещение, 2010г.;
Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.;
Зарубин В.Г. и
др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.;
Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.;
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.;
Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.;
Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.;
Материалы с персонального сайта учителя истории и обществознания Ганюшина М.Е.http://www.uchportal.ru/load/248
Слайд 43Интернет ресурсы
http://danur-w.narod.ru/ - материалы с персонального сайта учителя высшей категории
по обществознанию Данилова Валерия Павловича;
2) http://kissme.unassvadba.ru/upload/wedding_881/mainPhoto/1253780238487.jpg - молодожёны; 3) http://www.rus-obr.ru/files/012.jpg - межнациональные конфликты; 4) http://images.wikia.com/absurdopedia/images/b/b5/3162s.jpeg - межнациональные конфликты; 5) http://wiki.iteach.ru/images/d/d2/C36d3f444784.jpg - профилактика межнациональных конфликтов; 6) http://www.smolensk2.ru/images/img_18815.jpg - межнациональное сотрудничество; 7) http://www.sosh2-gshum.edu.cap.ru/home/4679/gmz/deti.jpg - семья; 8) http://www.referenceforbusiness.com/photos/span-of-control-475.jpg - социальная иерархия; 9) http://www.alamedahsg.org/aha_divisions/board_meeting.png - переговоры;
10) http://bizground.ru/wp-content/uploads/2012/01/posrednik.jpg - посредничество; 11) http://www.allspammedup.com/wp-content/uploads/2011/08/fight-spam.gif - применение силы; 12) http://www.clevelandseniors.com/images/amyk/girl-roller-skate.jpg - роллер; 13) http://cs11400.vkontakte.ru/u50251188/-14/x_bec81bff.jpg - учитель; 14) http://www.obrazovan.ru/images/stat/small/7201.jpg - социальная лестница; 15) http://www.jointhejoy.ru/sites/default/files/imagecache/post_image/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202011-12-05%20%D0%B2%2014.16.21.png – социальный конфликт; 16) http://www.baby.ru/storage/8/f/c/7/1287879.428567.jpeg - здоровый образ жизни; 17) http://cs4539.vkontakte.ru/u11670063/-1/x_b999ed18.jpg - социальный статус; 18) http://fifthgrade.files.wordpress.com/2010/03/kids-around-world-graphic8.jpg - социальный статус; 19) http://prehistoric.narod.ru/gallery/pic1.jpg - первобытное общество; 20) http://www.nn.ru/users/foto/244108-2010-12-22-showimg.jpeg - апельсин.