Слайд 1Гигиена детей и подростков. Физическое развитие как критерий здоровья детей
и подростков. Лекция проф. С.Э.Шибанова
Слайд 2ГДП – раздел гигиены, изучающий влияние факторов окружающей среды на
растущий организм и разрабатывающий комплекс профилактических мероприятий по сохранению и
укреплению здоровья детей и подростков.
.
Слайд 3Основные задачи ГДП
1. Исследование физического развития детей и подростков
как критерия индивидуального и популяционного здоровья
2. Разработка гигиенических нормативов обучения,
физического воспитания, закаливания.
3. Обоснование гигиенических требований к ДДУ, школам и другим детским учреждениям.
4. Разработка принципов рационального питания детей и подростков.
5. Проведение врачебно-профессиональной консультации и ориентации школьников.
6. Гигиена труда школьников и подростков
Слайд 4Методы исследования в ГДП
эпидемиологический – изучение состояния здоровья детских контингентов
с выявлением факторов, влияющих на него
санитарного описания - санитарное обследование
детских объектов /школ, ДДУ и др/
санитарной экспертизы - исследование продуктов питания, мебели, игрушек и др
лабораторного эксперимента - экспериментальное исследование вредных факторов, действующих на детский организм.
Слайд 5Основные закономерности роста и развития организма детей и подростков
Неравномерность темпа
роста и развития в разные возрастные периоды.
Гетерохронность, т.е. неодновремен-ность роста
и развития отдельных органов и систем.
Половой диморфизм, т.е. рост и развитие ребенка обусловливаются полом.
Обусловленность роста и развития наследственностью и окружающей средой.
Влияние акселарации и деселерации.
Слайд 6Схемы возрастной периодизации детей и подростков
По биологической периодизации, основанной на
индивидуальном развитии человека, выделяют следующие этапы созревания:
Период новорожденности –
1-10 дней после рождения
Грудной возраст – от 10 дней до 1 года после рождения
Раннее детство – 1 – 3 года
Первое детство - 4 – 7 лет
Второе детство М 8 - 12 лет
Д 8 – 11 лет
Подростковый возраст М 13 – 16 лет
Д 12 – 15 лет
Юношеский возраст М 17 – 21 лет
Д 16 – 20 лет
Слайд 7По периодизации, основанной на социальных принципах, созревание можно разделить на
этапы:
Преддошкольный возраст - до 3 лет
Дошкольный 3 – 7 /6/ лет
Младший школьный возраст 7 /6/ - 10 лет
Средний школьный возраст 11 – 14 лет
Старший школьный возраст 15 – 18 лет
Слайд 8Акселерация – ускорение темпа роста и развития детей по сравнению
с прошлыми поколениями.
Изменения, происходящие в течение жизни современного
поколения людей - «секулярный тренд» (от англ. secular trend – тенденция века). Он включает: акселерацию или деселерацию, увеличение продолжительности жизни, увеличение продолжительности репродуктивного периода, изменение структуры заболеваемости.
Слайд 9ТЕОРИИ (ПРИЧИНЫ) АКСЕЛЕРАЦИИ
- алиментарная теория
- Медицинские теории
- Экологические теории (ЭМП,
ЕРФ, парниковый эффект и др.)
- Теория гетерезиса
В последние 10-15
лет наблюдается ДЕСЕЛЕРАЦИЯ
Слайд 10ПОСЛЕДСТВИЯ АКСЕЛЕРАЦИИ
- омоложение многих заболеваний, например, ССС-патологии
- проблема «крупного плода»
в акушерстве – внутриутробная акселерация
- отставание стандартов физического развития, норм
питания, размеров школьной мебели – необходим регулярный пересмотр
Слайд 11ПОНЯТИЕ О ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Физическое развитие - комплекс
морфологических и функциональных показателей, определяющих рост /т.е. увеличение размеров ребенка/
и развитие /т.е. совершенствование органов и систем с возрастом/ детского организма, а также уровень биологического развития.
Слайд 12 Физ. развитие – важный критерий индивидуального
здоровья ребенка, так как отставание физ. развития отдельного ребенка от
воз-растных стандартов говорит о:
Состоянии здоровья
Генетических факторах
Влиянии питания
Воздействии факторов окружающей среды
Слайд 13 Физ. развитие группы детей – один из
критериев популяционного здоровья (вместе с демо-графическими и показателями
заболеваемости), на которое:
Группы факторов, влияющих на здоровье населения:
Социально-экономические -50%
Генетические – 20%
Качество окружающей среды – 20%
Медицинские – 8-10%
Слайд 14МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Состояние физического развития детей и подростков определяется
путем изучения показателей:
Соматоскопических (форма ног, грудной клетки, чистота кожи и
др)
Соматометрических (рост, масса тела, ОКГ и др.)
Физиометрических (пульс, АД, ЖЕЛ)
Требования к ним: простота, достаточная точность и стандартные методики
Слайд 15МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. По методу индексов – напр. индекс
Брока и др. (у детей не используется!)
2. По методу сигмальных
отклонений и профилю (графику) физического развития
3. По шкалам (рядам) регрессии – гармоничность физического развития
4. По центилям (центильным рядам)
Слайд 16МЕТОД СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
Сигма σ – среднеквадратическое отклонение, характеризует допустимую вариабельность
показателя в пределах нормы
Расчет: Фактическое значение (например, рост данного ребенка)
– среднее значение по возрасту (средний рост из таблицы) : σ (из таблицы)
Если результат получился в пределах 1σ – развитие нормальное.
Если в пределах от 1,1 σ до 2 σ, данный признак выше/ниже возрастной нормы, Если в пределах 2 σ и более – высокое/низкое развитие признака.
Слайд 17Метод сигмальных отклонений
СРЕДНЕАРИФМАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ И СИГМАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ РОСТА, МАССЫ ТЕЛА
И ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ ДЕТЕЙ КРЫМА
Слайд 18Построение профиля (графика) физического развития
Для определения гармоничности физического развития после
вычисления сигмальных отклонений по каждому показателю ребенка составляется схема (см.
след. Слайд), в которой по горизонтали указывается показатель, а по вертикали М (среднее их таблиц физ.развития) и степени отклонений показателей у ребенка (- 2 σ -1 σ ; +1 σ +2 σ )
Слайд 19Профиль (график) физического развития (продолжение метода сигмальных отклонений)
Показа-
- 2 σ -1 σ М +1 σ
+2 σ
Тель
Рост ___________________________________
Масса___________________________________
ОГК______________________________________
Слайд 20МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Метод шкал регрессии. Регрессия – соответствие. Позволяет
оценивать пропорциональность массы тела и окружности груди по сравнению с
ростом. Используются специальные таблицы или линейные диаграммы. Если разница в частных сигмах роста и массы до ±1σ – развитие ребенка гармоничное, если от ±1,1σ до ±2σ – развитие дисгармоничное, если больше ±2σ – резко дисгаромничное.
Слайд 21МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Центильные ряды. Нужно 100 детей одного возраста
и пола. Они располагаются по возрастанию признака (роста, массы и
др.). № центиля = № ребенка в ряду. Норма считается развитие ребенка, если его индивидуальные показатели располагаются в пределах от 25 до 75 центиля. (Статистика 16-84 центиль 16 = +- 2 σ для 100 наблюдений)
Если показатели ребенка находятся в пределах от 75 центиля и выше – развитие выше среднего, если ниже 25 центиля – развитие ниже среднего.
Слайд 22СРАВНЕНИЕ РАЗНЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ФИЗ. РАЗВИТИЯ
Методы сигмальных отклонений и центильных
рядов оценивают каждый показатель ребенка отдельно и не позволяют прямо
оценить гармоничность физич. Развития.
Наиболее универсальный метод – по шкалам регрессии – сразу оценивает гармоничность физического развития.
Слайд 23Оценка состояния здоровья
При этом используются следующие критерии:
1) Наличие или
отсутствие хронических заболеваний – определяется при осмотре специалистами.
2) Степень сопротивляемости
неблаго-приятным воздействиям – выявляется по подверженности заболеваниям ОРВИ.
3) Уровень функционального состояния основных систем организма.
4) Уровень и гармоничность физического развития.
Слайд 24ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
1 группа – здоровые – ОРВИ не более
3-х раз в год, длительность 1 случая – до 30
суток
2 группа – практически здоровые – ОРВИ более 3-х раз за год или 1 случай - более 30 сут.
3 группа – хронические заболевания в стадии полной компенсации
4 группа – наличие хронических заболеваний в стадии субкомпенсации
5 группа – наличие хронических заболеваний в стадии декомпенсации, дети-инвалиды