«Гигиена детей и подростков».
г. Ростов-на-дону
2014г.
Слайд 2Введение
1. Основные задачи гигиены детей и подростков.
2. Охарактеризуйте принципы
нормирования факторов среды обитания детей и подростков.
3. Общие закономерности
роста и морфологические особенности растущего организма
4. Как проводят оценку состояния здоровья детей и подростков?
5. Какие группы здоровья детей вы знаете?
6. Какие группы показателей используют для оценки здоровья детей?
7. Методы изучения физического развития детей и подростков.
8. Какие гигиенические требования предъявляют к планировке, оборудованию и содержанию детских учреждений?
9. Использованные источники
Слайд 3Основные задачи гигиены детей и подростков
Основными задачами данной дисциплины являются
исследования соответствия функциональных и
физических возможностей ребенка и подростка
конкретным
условиям окружающей среды, а также
выявление характера и интенсивности воздействия
различных факторов на организм.
Слайд 4Принципы нормирования факторов среды
обитания детей и подростков.
Теоретические
принципы нормирования сводятся к следующему:
• Обязательной предпосылкой допустимости (нормы)
воздействия любого фактора окружающей среды служит функциональная готовность (зрелость) растущего организма к этому воздействию - специфичность норм.
• Задача гигиенического нормирования заключается в том, чтобы не только сохранить и укрепить здоровье, но и обеспечить необходимые предпосылки благоприятного развития детей и подростков - развивающая, тренирующая направленность норм.
• С учетом пола и состояния здоровья растущего организма один и тот же фактор может быть регламентирован на разных уровнях - дифференциация гигиенических норм.
В условиях научно-технического прогресса к организму человека предъявляются высокие требования в отношении профессиональной подготовленности и физического развития. Это в полной мере относится к детям и подросткам.
Слайд 5Общие закономерности роста и морфологические особенности растущего организма
В
младшем школьном возрасте отмечается
недостаточная твердость костей из-за преобладания
в
них органических веществ над минеральными
(кальций, фосфор, магний). В связи с этим возможны
деформации скелета. Мышечная cистема усиленно,
но неравномерно развивается: развитие крупных
мышц туловища происходит быстрее, чем мелких
мышц, например кистей рук, что затрудняет
выполнение мелких и точных движений. В
юношеском возрасте формирование костной и
мышечной системы почти завершается.
Синостозирование в I пястной кости происходит
у мальчиков в 15-16-летнем возрасте, а II-V пястных
костей – в 17-летнем, у девочек - соответственно в
13 и 14 лет. Сведения об этих сроках используют при
определении Биологического возраста в спорных
случаях, а также при судебномедицинской
экспертизе.На 14-15-м году в хрящах между
позвонками появляются новые точки окостенения,
и к 20-21 году пластинки срастаются с телами
позвонков.
Слайд 6Оценка состояния здоровья детей и подростков
Основу гигиенической оценки состояния здоровья
детей и подростков составляют:
• отсутствие или наличие хронических заболеваний
в момент обследования;
• уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;
• степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
особенности функционирования основных физиологических систем организма. Основным методом, позволяющим получить показатели, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.
Слайд 7Какие группы здоровья детей вы знаете?
1-я группа - здоровые дети,
имеющие нормальное физическое и
психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов,
функциональных и морфофункциональных отклонений.
2-я группа - здоровые, но имеющие функциональные и
некоторые морфологические отклонения.
3-я группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии
компенсации со сниженными функциональными возможностями
организма.
4-я группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии
субкомпенсации со сниженными функциональными
возможностями.
5-я группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии
декомпенсации со значительно сниженными функциональными
возможностями организма, дети-инвалиды.
Слайд 8Какие группы показателей используют для оценки здоровья детей?
Для оценки здоровья
детей используют три
группы показателей:
• Медицинские - заболеваемость по
обращаемости, индекс здоровья, число часто болеющих детей, общая и детская смертность, физическое развитие, инвалидность.
• Социального благополучия - демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинского обслуживания.
• Психического благополучия - заболеваемость психическими заболеваниями, частота невротических состояний и психопатий и др.
Слайд 9Методы изучения физического развития детей и подростков.
При выборе методов оценки
физического развития необходимо
учитывать основные закономерности физического развития
растущего организма:
•
гетероморфность и гетерохронность развития;
• наличие полового диморфизма и акселерации;
• зависимость физического развития от генетических и средовых факторов.
Для индивидуальной оценки физического развития детей и
подростков применяют: методы сигмальных отклонений (профиль
физического развития), центильный, регрессионный (оценочные
таблицы), комплексный и другие методы.
Слайд 10Какие гигиенические требования предъявляют к планировке, оборудованию и содержанию детских
учреждений?
При выборе участка для детских
учебно-воспитательных учреждений необходимо руководствоваться следующими принципами:
• здания детских учреждений должны быть расположены недалеко от
места жительства большинства обслуживаемых детей;
• расстояния от детских учебно-воспитательных зданий до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог должны соответствовать требованиям, предъявляемым к планировке и застройке городов, поселков.
• выбранный участок должен быть достаточным по величине, с тем чтобы обеспечить наилучшие условия пребывания детей и выполнение всех основных режимных составляющих.
При проектировании и строительстве дошкольных учреждений должны соблюдаться следующие принципы:
• групповая изоляция как в здании, так и на участке (каждая группа имеет свой набор помещений, площадок и пользуется отдельным входом);
• обеспечение условий для двигательной активности детей (достаточная площадь участка);
• создание благоприятного воздушно-теплового режима;
• обеспечение естественного освещения, инсоляция зданий и участка;
• достаточное озеленение земельного участка;
• правильная организация рационального питания детей.
Слайд 11Использованные источники
Трушкина Л.Ю, Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Общая гигиена
с основами экологии человека – Ростов н/Д, 2001.-416с.
http://yandex.ru/images