Слайд 1Исторические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание»
Цель – углубление и расширение
знаний об исторических основах программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в Республике
Казахстан
Слайд 2 Вопросы:
1. Основные понятия.
2. Идеи нравственно-духовного воспитания и образования
в мировой истории как предпосылки теоретико-методологических основ программы «Самопознание».
3. Теоретико-методологические
подходы к разработке программы нравственно-духовного образования «Самопознание».
Слайд 3 Основные понятия:
- Нравственно-духовное
воспитание – это внутреннее образование,
которое раскрывает смысл человеческой жизни.
- Самопознание – процесс, направленный на самого себя,
включающий в себя самонаблюдение, самоосознание,
самопонимание, самооценку, самореализацию.
- Самопознание – способ овладения самим собой, построения своего «Я».
Слайд 4 Основные понятия:
Человек
Нравственность, духовный гуманизм
Бытие
Тело
Душа
Развитие
Самопознание
Духовность: любовь, совесть, праведное поведение, ненасилие, истина
Слайд 5Мировая история и идеи нравственно-духовного образования
Сократ (жил в 469-399 годах
до н. э.)
- Самопознание - путь к постижению блага;
добродетель есть знание, или мудрость.
- Главный смысл самопознания — измениться самому, быть достойным и хорошим человеком.
- В каждой душе есть доброе начало.
Платон (ок. 427-347 до н.э.)
- Все люди по природе стремятся к благу.
- Во всех вещах от природы присутствует стремление улучшать и совершенствовать свое бытие.
- Счастье это - абсолютное благо.
- Но осознать, что такое счастье, сделать его целью и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной части души. Способные к этому - мудрецы.
Большинство же людей поддается в представлении счастья образам воображения.
Абай Кунанбаев
- Имей во всём меру. Знать меру всему и всего – большое дело.
- Истина разумна (задана Богом) и одновременно результат деятельности, переживаний, веры человека.
- «Я приказываю вам троим объединиться в одно целое, и повелителем троих будет сердце. Слово 17 и есть предмет самопознания.
Слайд 7
Иммануил Кант (1724-1804)
- Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения - его под высшее единство мышления.
- Идеи разума: душа, мир, Бог.
- Нравственность регулирует поведение человека. Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
- Поступай так, чтобы аксиома твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства.
Слайд 8
Косиченко А. Г. (р. 04.11.1947) - казахстанский философ
- Устранение мировых угроз начинается с работы каждого человека над собой, начинается с духовного возрождения человека. Необходимо одухотворить концепции прав человека, повысить нравственное содержание прав, так как греховный человек свободу превращает в рабство и возможности употребляет во зло. Греховный человек не может «распорядиться» своими правами достойно, ибо не знает ни достоинства, ни истинной свободы.
- Что значит быть свободным, а не стать свободным человеком? В этом различии проступает таинственность свободы. Цель пути – свобода, есть, одновременно, и средство преодоления этого пути. Получается, что свободой нужно уже обладать для того, чтобы достичь цели – свободы. Нельзя вступить на этот путь несвободным и освободиться в пути – каждый шаг здесь требует свободы большей, чем ею обладает “освобождающийся” в пути человек.
Слайд 9
Выготский Л.С. (1896-1934)
- Требования, которые условия жизни предъявляют человеку, задачи, которые она перед ним ставит, заставляют его самоопределиться. Объективные отношения, в которые включается человек, определяют его субъективное отношение к окружающему, выражающееся в его стремлениях, склонностях и т. д. Эти последние, сложившиеся под воздействием внешних условий, в свою очередь опосредствуют зависимость поведения, деятельности людей от внешних условий, от объективных отношений, в которых живет человек.
- Ребенка надо вовлекать (в т.ч. и отстающего в развитии) в практическую деятельность (прежде всего трудовую), создавать условия для его активного участия в обучении, преобладанию воспитания (развитие навыков мышления, запоминания, внимательности, ценностных предпочтений) над образованием (усвоением суммы знаний путем заучивания).
Слайд 10
Ш.А. Амонашвили (род.1931)
- На воспитание и образование, на ребенка нужен философский взгляд .
- Философия – это старание определить завтрашний день, это «перетягивание» завтрашнего дня на сегодня.
- Самопознание – это педагогика любви, понимания, содействия, воодушевления, сочувствия. Педагогика должна взращивать в детях духовность, благородство, величие.
- Растите духовность - нравственность сама придет.
Слайд 11Теоретико-методологические подходы к программе нравственно-духовного образования «Самопознание»
При истолковании любого явления нужно использовать два подхода:
материалистический и идеалистический Нильс Бор.
Онтологический
Аксиологический
Деятельностный
Субъектный
Гуманно-личностный
Компететностный
Образовательный курс «Самопознание»
Слайд 12
Вывод:
1. Идеи нравственно-духовного воспитания и образования представлены в философии,
естествознании, психологии, педагогической классике, мировой художественной литературе, а также в
опыте практической деятельности.
2. Богатейшее наследие прошлого обусловило определение совокупности теоретико-методологических подходов к разработке программы нравственно-духовного образования «Самопознание».
3. Теоретико-методологические подходы носят конкретно-исторический характер.