Слайд 1Раннее выявление отклонений в развитии речи детей
Слайд 2Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная целевая программа развития образования
на 2011-2015 годы, в рамках реализации задачи «Модернизация общего и
дошкольного образования как института социального развития»
Проект «Внедрение модели повышения квалификации работников сферы образования в области распространения современных технологий успешной социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Всероссийский семинар по внедрению моделей выявления отклонений и раннего комплексного вмешательства с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей, 21-23 сентября, 2015г., Москва
Слайд 3Документы
регламентируют обеспечение ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ
в раннем возрасте:
Стратегия - «Московские дети» на 2008 -
2017 годы от 25.03 2008 № 195-ПП;
Указ президента о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 года. от 01.06. 2012 N 761;
Федеральный закон об образовании в РФ от 29.12. 2012 N 273-ФЗ Статья 79.
ФГОС ДО
Слайд 4Способность детского мозга
Способность детского мозга восстанавливать нарушенные функции, как и
возможности всего организма в целом, очень велики в первые месяцы
жизни.
Именно в этот период жизни еще возможно дозревание нервных клеток мозга взамен погибших после гипоксии, образование между ними новых связей, за счет которых в будущем и будет обусловлено нормальное развитие организма в целом.
Даже минимальные проявления перинатальных поражений ЦНС требуют соответствующего лечения и адекватных психолого-педагогических мероприятий для предотвращения последствий гипоксии.
Слайд 5Скрининг в роддоме
Аудиологический скрининг детей первого года жизни
Приказ Минздравмедпрома России
№ 108 от 23.03.96. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и
детей 1-го года жизни» и Указания Минздрава России № ДОЗ от 05.05.92. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации»
Слайд 6Скрининг в роддоме
Скрининг на 5 генетических заболеваний:
фенилкетонурия
врожденный гипотериоз
галактоземия
муковисцидоз
адреногенитальный синдром.
Слайд 7Перинатальные центры
За последние годы в РФ открыты 22 перинатальных центра,
которые оснащены высокотехнологичным = дорогостоящим оборудованием.(Всего 85 субъекта)
С 2012 года
Россия полностью перешла на критерии регистрации новорожденных, рекомендованные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которыми регистрироваться будут новорожденные, появившиеся на свет после 22-й недели беременности с массой тела более 500 граммов.
Слайд 8Проблемы
Психолого-педагогическая помощь семье и детям раннего возраста с ОВЗ не
обеспечена в полном объеме.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики
(Росстатом) охват всех детей дошкольными образовательными учреждениями составляет: в возрасте
с 0 до 1,5 лет – 1,5%,
от 1,5 до 3 лет – менее 20%.
Доля % детей с ОВЗ не определена.
Слайд 9Дети с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, в том числе
дети-инвалиды раннего возраста – дети, относящиеся к возрастной группе от
0 до 3 лет, и имеющие отклонения от нормального психического и физического развития различной степени выраженности, вызванные врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальном комплексном сопровождении их развития.
Семьи, осуществляющие воспитание и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста.
Целевые группы населения, нуждающихся в услугах Службы ранней помощи
Слайд 10возраст ребенка в диапазоне значений от 0 до 3 лет;
наличие
интеллектуального, сенсорного, эмоционального, двигательного, речевого недостатка или их сочетаний
наличие потребности
в специальном комплексном сопровождении развития.
Основные критерии отнесения ребенка к категории детей раннего возраста с ОВЗ
Слайд 11дети с нарушениями функций зрительного анализатора;
дети с нарушениями слуха, в
том числе после кохлеарной имплантации
дети с нарушениями двигательного развития;
дети с
расстройствами аутистического спектра;
дети с нарушением интеллектуального развития;
дети с нарушениями предречевого и раннего речевого развития;
дети со сложными недостатками развития;
дети с хроническими соматическими заболеваниями;
дети, воспитывающиеся в неблагоприятной социальной среде, сиротских учреждениях и пр.
различают следующие категории детей с овз
Слайд 12 Аспирант МГГУ им М.А. Шолохова В.А. Печенина
Научный руководитель д.п.н.
профессор О.С. Орлова
Особенности речевых нарушений у детей-близнецов, рожденных в результате
применения методики экстракорпорального оплодотворения
Слайд 13 Сегодня практически любое бесплодие может быть преодолено с помощью экстракорпорального
оплодотворения (ЭКО) и основанных на этом методе вспомогательных репродуктивных технологиях
(ВРТ).
Слайд 14 Состояние речевой функции и познавательного развития у детей, рожденных с
помощью новых репродуктивных технологий, практически нигде не отображено и не
изучено.
Слайд 15 Многоплодные роды в результате применения ВРТ составляют более 50%. Течение
раннего неонатального периода у детей от многоплодной индуцированной беременности в
основном зависит от срока гестации, частота развития пограничных состояний и нарушений адаптации такая же, как у детей от физиологической беременности.
Слайд 16 У 79,5 % детей изучаемой категории есть нарушения речи различной
степени тяжести. Также трудности при овладении речью наблюдаются у близнецов
заметно чаще, чем у других детей. Это наводит на мысль, что развитие речи является для них «зоной риска».
Слайд 17 у детей, рождённых, в результате ВРТ
у детей от многоплодной беременности
(монозиготных и дизиготных близнецов)
общее недоразвитие речи (ОНР) - 49,5%
и 47,6%
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - 42,5% и 39,6%
минимальные дизартрические расстройства (МДР) - 60,7% и 53,9%
задержка психического развития (ЗПР) - 9,3 % и 4,8 %
выше, чем у детей, рождённых от одноплодной беременности 42,1%, 25,0%, 32,0%, 3.1% соответственно.
Распространенность речевой патологии
Слайд 18 принципиально не отличается от нарушений речи у дошкольников, зачатых в
естественном цикле.
Становление речевой функции проходит у них те же
этапы развития, что и у естественно зачатых детей. Причинами речевых нарушений у ЭКО-детей и близнецов, рожденных в естественном цикле, являются одни и те же факторы.
характер речевых нарушений у детей, рожденных с помощью ЭКО
Слайд 19 Процент нарушений речи у монозиготных детей - близнецов выше (72%),
по сравнению с дизиготными (49%)
Слайд 20биологические особенности
интеллектуальное промедление
явление «близнецовой ситуации»
минимизация устного взросло-детского взаимодействия
порядковый номер
рождения пары
Помимо этих причин, имеются факторы, характерные для близнецов (зиготность)
и обычные, характерные для всех детей (гендерный, социально-экономический статус, образование и забота родителей, размер семейства), которые влияют на речевое развитие.
причины замедления становления языковых навыков и возникновения речевых нарушений у близнецов, родившихся в результате ЭКО
Слайд 21 В семьях, где дети появились на свет в результате ВРТ
технологий, близнецы к моменту школьного обучения догоняют, а иногда и
опережают по развитию своих сверстников, в виду особого к ним отношения (повышенного внимания, заботы, опеки).
Опыт обучения и воспитания ЭКО-детей с речевой патологией показывает, что дети данного контингента обладают высоким потенциалом и в результате правильно организованного коррекционно-развивающего воздействия могут достигать значительных успехов.
Слайд 23Реализация модели раннего медико-психолого-педагогического сопровождения в России
Слайд 24Сократить разрыв между наличием специальных образовательных потребностей и оказанием коррекционной
помощи
Создать на основе выявленного посредством диагностики потенциала ребёнка и возможностей
семьи индивидуальную программу реабилитации (ИПР)
Ранняя диагностика особых образовательных потребностей ребёнка
Слайд 26Унификация через отбор и закрепление единой формы документации и оборудования
Стандартизация
- установление единых норм и правил, предъявляемых к его оформлению
Применение новых технологий - выработка новых способов и средств проведения диагностики
Требования к диагностическому инструментарию
Слайд 27Систематизация данных о применяемых диагностических методиках
Слайд 28Шкалы развития младенца Bayley
Денверский скрининг-тест развития (DDST)
Порядковые (числовые)
шкалы психологического развития
Профиль психического развития G.D. Alpern-Boll
Шкала ментального
развития R. Griffiths
KID-шкала
Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э. Л. Фрухт)
Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой
Оценка уровня психомоторного развития ребенка - (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова)
Тест «ГНОМ» (график нервно-психического обследования младенцев)
Шкала поведения новорожденных (NBAS)
Тестовая методика Prechtl, Beintema
Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет Е.О. Смирнова
Скрининг- методики оценки нервно-психического развития в младенческом возрасте
Слайд 29Безусловные рефлексы доношенных детей
Слайд 30Безусловные рефлексы доношенных детей
Слайд 31Безусловные рефлексы доношенных детей
Слайд 32Безусловные рефлексы доношенных детей
Слайд 33Безусловные рефлексы доношенных детей
Слайд 34Таблица тестов для оценки физического и психического развития детей в
возрасте 1 мес-3 года (Л.О. Бадалян, 1984; Б.В. Лебедев, 1995).
Слайд 35Таблица тестов для оценки физического и психического развития детей в
возрасте 1 мес-3 года (Л.О. Бадалян, 1984; Б.В. Лебедев, 1995).
Слайд 36 Интеллектуальный тест разработан и сертифицирован в 1911г. французкими психологами Альфредом
Бине и Теодором Симоном.
Тест «шкала умственного развития бине-симона»
Слайд 37Показать глаза, нос, рот, уши и т.д.
Воспроизвести предложение из шести
слов.
Повторить по памяти два названных числа.
Назвать изображенные на рисунке предметы.
Знать
свою фамилию.
3 года
Слайд 38Назвать свой пол.
Назвать несколько предметов, продемонстрированных взрослым.
Воспроизвести ряд из трех
однозначных чисел.
Уметь сравнить длину отрезков (три задачи)
4 года
Слайд 39Сравнить попарно вес (15-6г, 3-12 г).
Перерисовать квадрат.
Повторить слово из трех
слогов.
Решить простую логическую задачу.
Сосчитать четыре предмета.
5 лет
Слайд 40Определить время дня.
Определить назначение некоторых предметов домашнего обихода.
Перерисовать ромб.
Сосчитать до
13 и сосчитать 13 предметов.
Сравнить и описать два лица (3
задания).
6 лет
Слайд 41Определить левую и правую сторону.
Описать предложенную картинку.
Уметь выполнить несколько несложных
поручений.
Определить номинал различных металлических монет и подсчитать общую сумму.
Назвать показанные
взрослым четыре основных цвета.
7 лет
Слайд 42Сравнить по памяти два предмета (объекта) и установить сходство между
ними.
Сосчитать от 20 до 1.
Найти недостающие детали в рисованных изображениях
людей и животных (4 задания).
Знать день, число, месяц, год.
Воспроизвести ряд из пяти однозначных чисел.
8 лет
Слайд 43Перечислить названия месяцев.
Знать номинальную стоимость монет и купюр.
Составить две фразы
из предложенных трех слов.
Ответить на три простых вопроса.
Ответить на пять
более сложных вопросов.
9 лет
Слайд 44Разложить по ранжиру несколько предметов.
Скопировать изображения нескольких геометрических фигур.
Найти несоответствия
в предложенном рассказе.
Дать правильные ответы на сложные вопросы абстрактного характера.
Составить
связное предложение, состоящее из трех слов (одно из этих слов предложено взрослым).
10 лет
Слайд 45Правильно сравнить отрезки разной длины, несмотря на намеренное введение в
заблуждение со стороны взрослого.
Составить связное предложение из трех слов.
Произнести не
менее 60 слов в течении трех минут.
Определить значение доступных ему отвлеченных понятий (радость, страх и др.).
Восстановить порядок слов в предложении (3 задания).
11 лет
Слайд 46Воспроизвести ряд однозначных чисел.
Подобрать не менее трех рифм к предложенному
слову.
Повторить предложение, состоящее не менее чем из 26 слогов.
Объясните смысл
представленной картины.
Предложить свой вариант окончания рассказа.
12 лет
Слайд 47в клинической практике метод обследования Л. Т. Журбы и Е.
М. Мастюковой (1981)
стандартизированная шкала развития детей раннего возраста Г. В.
Пантюхиной, К. Л. Печоры, Э. Л. Фрухт (1983)
базовые методики диагностики: О. В. Баженовой (1986);М. Л. Дунайкина (2001); Е.А. Стребелевой(1996)
методика экспресс-обследования – ГНОМ Г. В. Козловской, А. В. Горюновой и др. (1997)
Методические подходы
к оценке психического развития младенцев в России
Слайд 48ранняя диагностика
ранняя терапия
ранняя интеграция детей с ОВЗ в среду
здоровых детей
http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/fizicheskoe_razvitie/id/951/
Мюнхенская функциональная диагностика развития (МФДР), 1997
Слайд 49 Мюнхенская функциональная диагностика развития детей создана в Мюнхенском университете и
Институте социальной педиатрии. Она применяется для оценки общего психомоторного развития
детей раннего возраста (Г.И. Келер, Х.Д. Эгелькраут).
Слайд 50движение
хватание
восприятие взаимосвязей, объединившее в себе развитие зрительных и слуховых ориентировочных
реакций
понимание речи и активная речь,
самостоятельность
социализация
содержательных сфер развития ребенка
Слайд 51МФДР: Вариант профиля развития ребёнка А
Слайд 52МФДР: Вариант профиля развития ребёнка B
Слайд 53МФДР: Вариант профиля развития ребёнка C
Слайд 54МФДР: Вариант профиля развития ребёнка D
Слайд 56Т.А. Титова,
О.В. Елецкая,
М.В. Матвеева,
Н.С. Куликова
Учебно-методическое пособие. М. : ФОРУМ,
2015. 192 с.