Слайд 1Гигиена труда и отдыха
Подготовила
Тараканова Анастасия Игоревна,
учащаяся 312 группы
Слайд 2Гигие́на (от греч. υγιεινός — «целебный») — это область науки,
в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека
и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.
Слайд 3Происхождение слова
Термин «гигиена» происходит от греческого слова υγιεινός — целебный, приносящий
пользу. Происхождение его связывают также с именем древнегреческой богини здоровья
Гигиеи, дочери Эпионы и Асклепия (в римской мифологии Эскулапа), которая изображалась в виде красивой девушки, держащей на руках чашу, обвитую змеёй. У древних греков змея олицетворяла символ мудрости, она выпивала яд из чаши жизни и обезвреживала её. Чаша со змеёй сохранилась до сих пор как эмблема медицины.
Слайд 4Основные задачи гигиены
изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и
работоспособность людей. При этом под внешней средой следует понимать весь
сложный комплекс природных социальных, бытовых, производственных и иных факторов.
научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов;
научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности. Этому способствуют рациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильно организованный режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены.
Слайд 5Гигиена и экология
Факторы окружающей среды можно разделить на природные и
антропогенные, то есть возникающие в результате деятельности человека.
В настоящее время
многие врачи обращают особое внимание на экологические антропогенные факторы, в существенной мере определяющие здоровье человека. Появилось даже особое направление — экогигиена.
Слайд 6Основные задачи гигиены питания:
определение нормы физиологических потребностей в пищевых веществах
и энергии;
разработка требований к качеству пищевой продукции и рекомендаций
по употреблению различных групп пищевых продуктов в зависимости от возрастных, социальных, географических и экологических факторов, режиму и условиям питания;
регламентация мероприятий по санитарно-эпидемиологической (гигиенической) экспертизе качества и безопасности пищевых продуктов и контактирующих с ними материалов.
Гигиена питания - это наука о закономерностях и
принципах организации рационального питания здорового и больного человека.
Слайд 7Коммунальная гигиена -
раздел гигиены, изучающий влияние факторов окружающей среды
на здоровье и условия жизни населения. На основе изучения этих
факторов разрабатываются гигиенические нормативы и санитарные мероприятия, необходимые для обеспечения здоровых и благоприятных условий жизни населения.
Слайд 8Гигиена детей и подростков -
раздел гигиены, изучающий проблемы охраны и
укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий гигиенические рекомендации для постановки
учебно-воспитательного и трудового процесса в школах, профтехучилищах и детских учреждениях.
Слайд 9Гигиена физической культуры и спорта -
раздел гигиены, изучающий взаимодействие организма
людей, занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой. Гигиенические
положения, нормы и правила широко используются в физкультурном движении.
Слайд 10Гигиена физической культуры и спорта включает следующие разделы:
личная гигиена;
закаливание;
гигиенические требования к спортивным сооружениям и местам занятий физическими
упражнениями;
вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности.
Слайд 13Личная гигиена -
имеет для человека особое значение. Это, прежде
всего, правильное чередование умственного и физического труда, занятия физической культурой,
сбалансированное питание, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене относятся также гигиенические требования к содержанию тела, к белью, одежде, жилищу, приготовлению пищи и так далее. Соблюдение этих правил и требований способствует сохранению и укреплению здоровья человека.
Слайд 14Эти правила нейтрализуют воздействующие на организм факторы:
Биологические — микроорганизмы, паразиты,
насекомые, антибиотики и другие биосубстраты.
Физические — шум, вибрация, электромагнитное
и радиоактивное излучения, климат и т. п.
Химические — химические элементы и их соединения.
Эти правила нейтрализуют воздействующие на организм факторы:
Биологические — микроорганизмы, паразиты, насекомые, антибиотики и другие биосубстраты.
Физические — шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения, климат и т. п.
Химические — химические элементы и их соединения.
Слайд 15Гигиена труда или профессиональная гигиена -
раздел гигиены, изучающий
воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на организм работающих
с целью разработки санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических нормативов и мероприятий, направленных на создание более благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и высокого уровня трудоспособности человека.
Слайд 16Все вредные производственные факторы делятся на следующие группы:
- физические
факторы: особенности воздушной среды (температура, влажность, движение воздуха); электромагнитные поля;
ионизирующие излучения; производственный шум; вибрация; пыль; освещение.
- химические факторы, в том числе вещества биологической природы, получаемые химическим синтезом (антибиотики, витамины, белковые препараты).
- биологические факторы: патогенные микроорганизмы, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах.
- факторы трудового процесса: физическая тяжесть труда – нагрузка на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы человека, обеспечивающие его деятельность (сердечно-сосудистую, дыхательную и другие); напряжённость труда – преимущественно на ЦНС и органы чувств.
Слайд 17Все условия труда подразделяются на 4 класса
1. Оптимальные условия
– при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и
создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
Слайд 182. Допустимые условия труда – уровни факторов среды и трудового
процесса не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а
возможные изменения состояния организма исчезают за время отдыха или к началу следующей смены. Они не должны оказывать неблагоприятного воздействия на здоровье в ближайшем и отдалённом периоде.
Слайд 193. Вредные условия труда – вредные факторы превышают нормативы и
неблагоприятно воздействуют на организм работающих или их потомство. По степени
превышения гигиенических нормативов вредные условия труда подразделяются на 4 степени. 1-я степень – отклонения уровней вредных факторов вызывают изменения в организме, исчезают через большее время, чем к началу следующей смены. 2-я степень – производственные факторы вызывают признаки или лёгкие формы производственных заболеваний после продолжительной экспозиции (не менее 15 лет работы). 3-я степень – превышенные уровни вредных факторов приводят к развитию лёгких и среднетяжёлых профессиональных болезней в период трудовой деятельности, росту хронической патологии. 4-я степень – условия труда, при которых могут возникнуть тяжёлые формы профессиональных заболеваний и высокая заболеваемость с временной утратой трудоспособности.
Слайд 204. Опасные условия труда – воздействие производственных факторов в течение
смены создают угрозу для жизни, высокий риск острых профессиональных поражений.
Производственные факторы, в зависимости от их интенсивности могут вызывать у работающих профессиональные заболевания или отравления. Их симптомокомплекс специфичен. Все эти заболевания этиологически связанны с профвредностью и не возможны вне действия профессионального вредного фактора.
Слайд 22БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ ОРГАНИЗМА
Все живые существа на Земле - от
растений до высших млекопитающих - подчиняются суточным ритмам. У человека
в зависимости от времени суток циклически меняются физиологическое состояние, интеллектуальные возможности и даже настроение. Ученые доказали, что виной тому колебания концентраций гормонов в крови. В последние годы в науке о биоритмах, хронобиологии было сделано многое, чтобы установить механизм возникновения суточных гормональных циклов. Ученые обнаружили в головном мозге "циркадный центр", а в нем - так называемые "часовые гены" биологических ритмов здоровья.
Слайд 23ХРОНОБИОЛОГИЯ - НАУКА О СУТОЧНЫХ РИТМАХ ОРГАНИЗМА
Слайд 24ГЛАВНЫЙ "ДИРИЖЕР" БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ – ЗДОРОВЬЕ
Биологические ритмы или биоритмы –
это периодические изменения характера и интенсивности протекания биологических процессов под
влиянием внутренних и внешних факторов.
Слайд 25Биоритмы человека
Человек, как биологический объект, подвержен влиянию биологических ритмов в
полной мере. Биоритмы воздействуют на все аспекты его жизнедеятельности: активность,
выносливость, уровень иммунитета, мыслительные способности и прочие качества. Согласно биоритмике, наиболее значимыми для человека являются физический, эмоциональный и интеллектуальный биологические ритмы. Каждый из этих ритмов проходит через три различные фазы, определяющих высокий, низкий и критический уровни биоритма и общее состояние человека.
Слайд 26Высокий уровень: как правило, свидетельствует о пике таких возможностей организма
как жизненная сила, выносливость, острота зрения, сексуальное влечение, эмоциональное возбуждение,
острота переживаний, способности к запоминанию, интуиции и т.п. Степень проявления этих качеств зависит от ситуации и обстоятельств. Так, высокий эмоциональный цикл может сигнализировать о периоде творческой активности актера или художника, подобно высокому уровню в физическом цикле спортсмена. С другой стороны, высокое эмоциональное состояние в условиях, требующих спокойствия, может привести к стрессу и проблемам. Например, в такие дни профессионального водителя может потянуть на «лихачество» и неосторожное поведение на дороге.
Слайд 27Низкий уровень: общая характеристика низких значений биоритма не обязательно прямо
противоположна их максимуму и не должна рассматриваться как нечто «плохое»
или негативное. Такие дни предполагают более низкий уровень потенциальной энергии и их следует использовать для отдыха и восстановления жизненных сил.
Слайд 28Критические дни: в общем, календарь критических дней основан на паре
ключевых слов: отклонение и нестабильность. Здесь «отклонение» следует понимать как
«уход от стандарта». Исследования биоритмов указывают, что в критические дни часты случаи, когда поведение человека и его действия отличаются от обычных для него. Пример: обычно вежливый человек внезапно становится вспыльчивым и грубым с окружающими в критический день эмоционального биоритма. Еще пример: энергичный и харизматичный человек, этакий «живчик», вдруг становится вялым и жалуется на усталость в критической день его физического биоритма.
Слайд 29Физический биоритм
Иногда по утрам мы с трудом может вытащить
себя из постели, а другой раз, едва проснувшись, можем кувырком
пойти за своим кофе. Так проявляет себя физический биоритм, который влияет на силу, выносливость, координацию, скорость реакции, уровень иммунитета, скорость регенерации и общее физическое состояние. При высоком уровне этого биоритма человек находится в хорошей физической форме, при низком уровне – олимпийских рекордов ему не побить.
Период физического биоритма составляет 23 дня.
Слайд 30Эмоциональный биоритм
Эмоциональный биоритм длится 28 дней. Для этого цикла очень
легко запомнить период наступления критических дней, так как они всегда
приходятся на тот - же день недели, в который Вы родились. Первый полупериод (14 дней) хорош для любой творческой деятельности, но в критические дни возможны эмоциональные вспышки, о которых Вы впоследствии можете пожалеть. Как только Вы осознаете это, Вам будет гораздо легче сохранять спокойствие при низком уровне эмоционального биоритма!
Слайд 31Интеллектуальный биоритм
Интеллектуальный биоритм, самый длительный из трех, имеет период 33
дня и влияет на умственные способности человека. Исследователи биоритмов сосредоточили
свое внимание именно на этом биоритме, что вполне понятно, поскольку многое еще предстоит сделать, чтобы помочь человеку понять и в полном объеме использовать свои умственные способности.