Слайд 1ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
Слайд 2 Гигиеническое обучение и воспитание
является одной из стратегий формирования
здоровья, здорового образа жизни индивида, различных групп населения
Слайд 3Целью гигиенического обучения и воспитания
является формирование гигиенического поведения населения,
базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и
укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.
Слайд 4
это активная медико-педагогическая деятельность, направленная на
1) повышение знаний по вопросам
поддержания и укрепления здоровья; 2) создание мотиваций для ведения здорового
образа жизни,
3) формирование гигиенической культуры и гигиенического поведения.
Слайд 5Гигиеническое обучение и воспитание осуществляется
с использованием комплекса путей, методов
и средств воздействия одновременно через семью, школу, медицинское и социальное
учреждения, учреждения культуры.
Слайд 6Гигиеническое воспитание населения строится на следующих принципах:
– научность, т.е. пропаганда
тех сведений, которые являются научным знанием, прочно утвержденным и доказанным
научными исследованиями;
– правдивость и объективность;
– дифференцированность и целенаправленность;
– массовость;
– систематичность и последовательность;
– комплексность (участие в работе по гигиеническому воспитанию различных специалистов и учреждений).
Слайд 7
Важнейшими направлениями гигиенического воспитания являются:
1. Пропаганда факторов, позитивно влияющих на
здоровье.
2. Пропаганда предупреждения (профилактики) влияния факторов, оказывающих негативное влияние на
здоровье.
Слайд 8Гигиеническое воспитание населения может и должно проводиться в различных формах:
а)
в индивидуальной (с каждым человеком отдельно);
б) групповой (с группой
граждан, однородных по полу, возрасту, социальному и иному статусу);
в) массовой.
Слайд 9Гигиеническое воспитание в настоящее время строится на трех основных методах:
устном, печатном и изобразительном.
На практике их обычно сочетают.
Слайд 10К средствам, используемым при применении устного метода, относятся:
лекция, беседа,
вечер вопросов и ответов, дискуссия, викторина, конференция, занятие, инструктаж и
др.
Слайд 11
Средствами печатного метода являются
брошюра, буклет-, бюллетень, журнал, статья, книга,
листовка, лозунг, памятка, стенная газета и др. Они могут быть
двух видов: разработанные и тиражированные самими специалистами или готовые печатные издания.
Слайд 12Наглядный (изобразительный) метод гигиенического воспитания включает следующие средства
: плоскостные (плакат,
рисунок, схема, таблица, чертеж, план, диаграмма и др.), объемные (муляж,
макет, модель, фантом, диорама, чучело и др.);
натуральные объекты (макро- и микропрепараты, образцы растительного и животного происхождения, продукты и др.);
комбинированные средства (вагон-выставка, театр, кукольный театр и др.);
технические средства (магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель и др.).
Слайд 13Формирование целевых аудиторий – потребителей информации
является непреложным условием разработки
и использования обучающих программ, организационных технологий и других форм, средств
и методов, применяемых в социальной работе.
Первичную целевую группу формируют здоровые люди, дети и молодежь; работающие, дети и молодежь с факторами риска; пожилые люди и инвалиды.
Слайд 14Вторичную целевую группу – социальные работники, врачи, психологи, реабилитологи, методисты
и инструкторы по лечебной физкультуре и массажу; персонал учреждений социальной
защиты. Популяризаторами этой работы должны стать средства массовой информации и рекламодатели.
Слайд 16Исследователями доказана возможность формирования поведения, адекватного здоровому образу жизни, и
снижения уровня как общей заболеваемости, так и заболеваемости по отдельным
нозологическим формам.
Слайд 17К комплексу мер, способствующих решению проблем формирования здорового образа жизни
населения, относятся:
– соответствующая политика государства;
– личная заинтересованность и ответственность человека;
–
ответственность членов семьи за здоровье каждого;
– широкий охват населения гигиеническим обучением и воспитанием и др.
Слайд 18Поведение человека, в том числе в отношении своего здоровья, зависит
от множества факторов. Среди них важное место принадлежит знаниям, позволяющим
понимать сущность и важность здоровья для достижения своих личных целей, а также возможность его сохранения и укрепления.
Слайд 19Виды гигиенического воспитания и обучения
Гигиеническое воспитание и обучение граждан должны осуществлятьсяв
процессе:
- воспитания, обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;
- при
подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях.
- при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций,деятельности которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализации пищевых продуктов и питьевой воды,воспитанием и обучением детей,коммунальным и бытовым обслуживанием;
Слайд 20Гигиеническое обучение и воспитание детей в образовательных учреждениях складывается из
классной, внеклассной и внешкольной работы, осуществляемой преподавателями всех предметов, руководителями
кружков, клубов, объединений.
В основном гигиенические вопросы освещаются в процессе преподавания природоведения, основ безопасности жизнедеятельности, технологии, физической культуры, естествознания, биологии
Слайд 21Существенный компонент гигиенического воспитания - личная гигиена. Личная гигиена -
важнейшее средство активного отношения человека к своему здоровью. Подросток должен руководствоваться
не только элементарными правилами индивидуальной гигиены, но также обладать необходимыми навыками в области психогигиены и усвоить определённые нормы поведения, образ действий, формы обхождения, принятые в цивилизованном обществе
Слайд 22Гигиеническое воспитание родителей проводится в основном в виде лекций и бесед
на родительских собраниях, индивидуальных бесед и консультаций. Необходимо также и
наличие в медицинском кабинете научно-популярной литературы, памяток, рекомендаций для родителей.
Слайд 23Гигиеническое обучение персонала ведётся по нескольким направлениям. Для учителей организуются лекции,
беседы, индивидуальные консультации. Обязательной формой является посещение медицинским персоналом уроков
с последующей их гигиеническ9й оценкой и разбором с учителями, а также выступления на педагогических совещаниях.
Слайд 24Работники образовательных учреждений обязаны проходить гигиеническую подготовку и сдавать зачет(проходить
гигиеническую аттестацию один раз в 2 года по установленной программе).
Санитарный врач по гигиене детей и подростков имеет право отстранить от работы лиц, не знающих и не выполняющих санитарные правила при работе, до сдачи зачета по установленной программе на основании статьи 36 (2) Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".