Слайд 1Гипноз в психотерапии
авторская универсальная модель: от запроса к результату
канд. психол.
наук
Александр Бессмертный
Воспитанник харьковской школы психоневрологии (кафедр психотерапии; сексологии и медицинской психологии ХМАПО)
3-частное (медицинское, психологическое, педагогическое) образование. Основная специальность «медицинская психология»
Опыт работы в психиатрии – с 2005 по 2015 годы.
Опыт частной практики в психотерапии – с 2012 года.
Опыт научно-педагогической работы – с 2012 года.
Клинический гипноз применяет с 2013 года.
Более 80 научных работ в отечественных и зарубежных изданиях. Кандидат психологических наук с 2015 года.
Регулярная практика. 5-9 частных приёмов в неделю.
Обучающий и практикующий медицинский психолог.
6-8 обучающих мероприятий в год в рамках своего курса.
Подготовил 4 образовательные программы по гипнозу с целью психотерапии. Одну из них преподаёт в режиме 3-дневного курса.
Проведение исследований на предмет создания краткосрочных систем психотерапии на базе клинического гипноза.
Член Российской Психотерапевтической Ассоциации,
Член Ассоциации Специалистов в области Клинического Гипноза,
Член Национальной Лиги Психотерапии, Психосоматики и Медицинской Психологии Украины
КЛАССИЧЕСКИЙ ГИПНОЗ И ПСИХОТЕРАПИЯ
Слайд 5ВАДИМ ЧУГУНОВ: ФЕНОМЕНЫ ПСИХОТЕРАПИИ
- убеждение (логика, сознание)
- внушение (минование критики)
-
катарсис (осознание, облегчение)
ГИПНОЗ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ НЕ ТОТ,
ЧТО СЕЙЧАС
Слайд 7СИНОНИМИЧНЫЕ ВАРИАЦИИ ГИПНОЗА
В ПСИХОТЕРАПИИ
В Харькове была организована первая в мире
кафедра психотерапии (ХИУВ, ХМАПО, 1962).
Более 70% учебных пособий по психотерапии
в СССР посвящены медицинскому гипнозу.
Гипнотерапия
Гипносуггестивная психотерапия
Гипнокоррекция
Суггестивная психотерапия
Трансовое наведение
Гипнотическая индукция
Слайд 9АППЛИКАЦИЯ ПСИХОФЕНОМЕНОЛОГИИ
Слайд 10ГИПНОЗ – ДРЕВНЕЙШИЙ МЕТОД ПОМОЩИ
Является методом
первого порядка
при всех
невротических,
психосоматических,
психологически
обусловленных
изменениях
Проф. К.И. Платонов Проф. И.З. Вельвовский
Слайд 11ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ГИПНОЗ ПРЕВОСХОДИТ ВРЕМЯ
Слайд 13МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА
Владимир
Евгеньевич
Рожнов
Слайд 14САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА
В 1952 на кафедре госпитальной терапии 1 ЛМИ,
руководимой профессором П.К. Булатовым, был создан кабинет гипноза для лечения
больных бронхиальной астмой.
Руководил работой кабинета старший лаборант кафедры
П.И. Буль, впоследствии профессор, всемирно известный специалист в области классического гипноза
Слайд 15ГИПНОРОДЫ – РАЗРАБОТКА
ХАРЬКОВСКОЙ ШКОЛЫ ПСИХОТЕРАПИИ
Слайд 18ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ГИПНОЗА В ЛЮБОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА
Слайд 19ГИПНОЗ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Слайд 20ГИПНОЗ СЕГОДНЯ:
ЭСТРАДНЫЙ, УЛИЧНЫЙ, КЛИНИЧЕСКИЙ
Слайд 21ГИПНОЗ В ПСИХОТЕРАПИИ –
ЭТО СОСТОЯНИЕ (НАСТРОЕНИЕ) ПОВЫШЕННОЙ ВНУШАЕМОСТИ,
В КОТОРОМ
СТАНОВИТСЯ
ВОЗМОЖНЫМ !!!!
РЕДАКТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА
Слайд 22ГИПНОЗ В ПСИХОТЕРАПИИ –
ЭТО НЕ СПОНТАННОЕ
ВЫПАДЕНИЕ,
СУЖЕНИЕ СОЗНАНИЯ! ЭТО
ОБЪЕКТИВНО РЕГИСТРИРУЕМОЕ СОСТОЯНИЕ МОЗГОВОЙ АКТИВНОСТИ.
Слайд 23ГИПНОЗ ПОЗВОЛЯЕТ НАИБОЛЕЕ БЫСТРО ВЫРАЗИТЬ СТРАДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, МИНУЯ КРИТИЧЕСКИЙ БАРЬЕР
ПСИХИКИ, А ТАКЖЕ АКТИВИРОВАТЬ ЖЕЛАЕМОЕ ПОВЕДЕНИЕ (ПО ТРИАДЕ ЯСПЕРСА)
Слайд 24НЕВОЗМОЖНО БЫТЬ САМОМУ СЕБЕ ГИПНОЛОГОМ В ПСИХОТЕРАПИИ,
КАК И НЕВОЗМОЖНО
БЫТЬ САМОМУ СЕБЕ СТОМАТОЛОГОМ.
Слайд 25ТЕХНИКИ И ПРАКТИКИ ГИПНОЗА
В ПСИХОТЕРАПИИ ДЕЛИМ
НА ВЫРАЖАЮЩИЕ (ВЫПЛЕСКИВАЕМ ДИСКОМФОРТ
ВО ВНЕ) И ТРАНСФОРМИРУЮЩИЕ (РЕГЕНЕРАЦИЯ).
Слайд 26ПОКАЗАНИЯ и ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
К ПРИМЕНЕНИЮ ГИПНОЗА
абсолютно любые состояния, имеющие психологическую ПРИРОДУ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:
МАССОВЫЕ СЕАНСЫ
ПСИХОТИЧЕСКИЕ И ЭНДОГЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА
ГИПНОФИЛИЯ | ГИПНОФОБИЯ
Слайд 27ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ГИПНОЗА
МИФЫ О ГИПНОЗЕ
СТРАХ ПОСТСОВЕТСКИХ МНЕНИЙ
ВЫРВАННОСТЬ ИЗ КОНТЕКСТА
НЕДОСТАТОК
ПРАКТИКИ
МАЛОЕ ЧИСЛО
НОСИТЕЛЕЙ МЕТОДА
ЗАСИЛИЕ КОММЕРЧЕСКИХ
ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ
КАНОНИЗАЦИЯ ПЕРСОНАЛИЙ
ПРЕВОЗНЕСЕНИЕ МЕТОДОВ
ОТРИЦАНИЕ ОТСУТСТВИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Слайд 2813 СЕКРЕТОВ, БЕЗ КОТОРЫХ ГИПНОЗ В ПСИХОТЕРАПИИ НЕ ПРОИЗОЙДЁТ
1. Чёткое
разделение ролевой позиции и ответственности
2. Амплуа специалиста (кто, где учился,
что умеет, с чем работает)
3. Создание атмосферы безопасности (место, где проводится сеанс)
4. Разрушение иллюзий и мифов о методе
5. Конкретизация и проговаривание цели вслух
Слайд 2913 СЕКРЕТОВ, БЕЗ КОТОРЫХ ГИПНОЗ В ПСИХОТЕРАПИИ НЕ ПРОИЗОЙДЁТ
6. Обучение
состоянию повышенной внушаемости без сопротивления
7. Концентрация на внешних деталях или
физиологических процессах
8. Уверенные движения и голос во время наведения
9. Создание состояния психофизического доверия
10. Значимость собственного состояния, транслируемого клиенту
Слайд 3013 СЕКРЕТОВ, БЕЗ КОТОРЫХ ГИПНОЗ В ПСИХОТЕРАПИИ НЕ ПРОИЗОЙДЁТ
11. Создание
стержня и вектора работы (мы всегда знаем что, и для
чего мы это делаем, куда ведём)
12. Психофизическая разрядка (катарсис) невозможен без концентрации на напряжении
13. Внимательность к дыханию, движениям, обратной связи
Слайд 31ТРИ УРОВНЯ РАСПОЗНАВАНИЯ ПСИХОТРАВМЫ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ = способ выживания, телесная реакция
(подсознание)
– спрятаться, убежать, замереть, напасть
РЕШЕНИЕ = чувства и эмоции
(бессознательное) –
страх, обида, вина, злость и т.д.
ВЫВОД = глубина мысли, рациональное допущение
(сознание) – я не хочу так поступать потому, что…;
мне удобно реагировать именно так…
Слайд 32БАЗОВЫЕ ДИСКОМФОРТНЫЕ ЧУВСТВА
СТРАХ – ИСТОЧНИК ОПАСНОСТИ
ОБИДА – ЖЕЛАНИЕ СДЕЛАТЬ ТАК,
ЧТОБ СПРАВЕДЛИВО ПОСТУПИЛИ СО МНОЙ
ВИНА – ЖЕЛАНИЕ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБ
СПРАВЕДЛИВО ПОСТУПИЛИ С ДРУГИМ
ЗЛОСТЬ – ЖЕЛАНИЕ НАПАСТЬ И ОТСТОЯТЬ СВОЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
ДЕПРЕССИЯ – ОТЧАЯНИЕ В ОТВЕТ НА ТО, ЧТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ ДОСТИЧЬ
Слайд 33
Цель – результат – активация чувства – перепроживание дискомфортного чувства
– перепроживание даст доступ к редактированию опыта
Слайд 34
НЕМНОГО О СЕНСОРИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЕАНСОВ ГИПНОЗА С ЦЕЛЬЮ ПСИХОТЕРАПИИ
Слайд 36Как фиксировать взгляд на предметах, руках, окружающем
Слайд 38Перемещения специалиста во время сеанса
Слайд 41Личность – ЕСТЬ ПАМЯТЬ.
Личность – не структура, а ФУНКЦИЯ, меняющаяся
во времени и пространстве.
Это совокупность непрерывных изменчивых воспоминаний, составляющих автобиографию
человека (Проф. В.В. Чугунов)
Если представить личность не как «структуру», а зеркало и / или момент отражения внешней объективной действительности, то становится понятным, чем на самом деле занимается специалист в области психотерапии