Разделы презентаций


Глиняный сувенир Смоленщины (История и современность)

Содержание

Керамические промыслы на Смоленщине. Гончарство – одно из древнейших и важных ремёсел в Смоленском крае. Во время археологических раскопок, проводившихся под Смоленском (в Гнёздове) самыми частыми находками были черепки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 « Глиняный сувенир Смоленщины» (История и современность)
Представила:
Малинина

Т.Н.
Педагог дополнительного образования
высшей категории
МБОУ ДОД Дом детского творчества

« Глиняный сувенир Смоленщины»  (История и современность)Представила: Малинина Т.Н.Педагог дополнительного образованиявысшей категорииМБОУ ДОД Дом детского

Слайд 2Керамические промыслы на Смоленщине.
Гончарство – одно из

древнейших и важных ремёсел в Смоленском крае. Во время археологических

раскопок, проводившихся под Смоленском (в Гнёздове) самыми частыми находками были черепки разбитых глиняных сосудов (кухонные горшки, небольшие глиняные сковородки и мисочки), в 1940-ые годы, были обнаружены глиняные сосуды, датируемые десятым веком.
 


 
 
 

 
Керамические промыслы на Смоленщине.   Гончарство – одно из древнейших и важных ремёсел в Смоленском крае.

Слайд 3Древние находки
А начиная примерно с

середины X века - сосуды изготавливались уже на гончарном круге,

который приводился в движение рукой.
Поверхность горшков чаще всего украшалось узором в виде параллельных или волнистых линий, иногда образующих различные сочетания. Форма Гнёздовских горшков типична для славянской керамики этого времени.
При раскопках древних курганов также было найдено множество гончарных изделий, среди них - погребальные урны, а самой значимой находкой является амфора с надписью «горо(у)хща», то есть «горчица».
Это древнейшая славянская надпись. Амфору не назовёшь изящной, формовка несколько грубовата, возможно, она ромбического и свастического орнаментов.

 

Древние находки     А начиная примерно с середины X века - сосуды изготавливались уже

Слайд 4«не боги горшки обжигают»
В Смоленском

музее-заповеднике хранятся уникальные коллекции по народному искусству: собрание создательницы художественного

центра Талашкино
М.К. Тенишевой,
краеведа Е.Н. Клетновой,
М.И. Погодина.
Помимо материальных памятников имеются фотографии «Кустарные промыслы Смоленской губернии», выполненные в начале века. На фотографиях представлены различные печи для обжига.
 
 
 
«не боги горшки обжигают»     В Смоленском музее-заповеднике хранятся уникальные коллекции по народному искусству:

Слайд 5Экспонаты старины
Известны многочисленные археологические находки гончарных изделий в Дорогобужском районе.

XVIII-XIX вв. это время рассвета сельских и городских ремёсел, среди

которых заметное место занимало гончарство.
 
 


 
 

 

Гончарные промыслы, в силу востребованности, не утрачивали своего значения до 1950-х годов. Едва ли не в каждом районе Смоленской губернии были гончары, обслуживающие население округи. При сходстве ассортимента изделия гончаров в каждой местности разнились, что объясняется особенностями глин, техник изготовления, характером декора и пр. Широкую известность получили гончарные центры в Демидовском, Руднянском и Дорогобужском районах. Демидовские гончары везли свою посуду в Смоленск, у Руднянских покупали чёрную керамику (синенькие).

Экспонаты стариныИзвестны многочисленные археологические находки гончарных изделий в Дорогобужском районе. XVIII-XIX вв. это время рассвета сельских и

Слайд 6Дорогобужские гончары
Славились изделия и дорогобужских мастеров.
Здесь в

верховьях Днепра, на землях, богатых
поделочными глинами, во многих деревнях

делали
кирпич и гончарную посуду – «в лепку» и на «кругу».
Есть сведения, что в самом Дорогобуже,
в конце XIX века, были заводы,
где изготовляли кирпич и поливную посуду.






Один из крупных гончарных центров расположен в 8-ми километрах от Дорогобужа. Это ветвь деревень – Молодилово, Мартынково, Жажково, Полибино. Здесь делали кирпич и гончарную посуду, которую продавали в ближайших крупных сёлах и Дорогобуже. Дорогобуж в прошлом был торговым центром, куда во время ярмарок прибывали товары со всей губернии и даже с соседних регионов. Наиболее крупные ярмарки проходили в последнюю пятницу перед Петровым днём («Светлая»), 27 ноября («Знаменская»), «сборная» - на второй неделе Великого Поста и весенняя («Афанасьевская»). На Афанасьевской ярмарке особенно активно шла торговля предметами крестьянского ремесла, главным образом гончарной посудой «различных сортов». 

Гончарное производство в Дорогобужском районе не прекращалось и в первые десятилетия советской власти и во время оккупации в годы Великой Отечественной войны некоторые из мастеров продолжали делать посуду, сбывая свои изделия в ближайших сёлах и городах.

Дорогобужские гончары  Славились изделия и дорогобужских мастеров. Здесь в верховьях Днепра, на землях, богатых поделочными глинами,

Слайд 7«Сапелки»
Старинная сапелка «Коник»



Попутно с гончарными изделиями каждый

мастер изготавливал глиняные игрушки «сапелки.

Лепили различных животных, сказочных персонажей,

молодцев и барыней, солдатиков на конях, а также невиданных, фантастических зверей.

Сапелки изготавливали как взрослые, так и дети.

Как говорили очевидцы, тех довоенных времён, жительницы деревни Молодилово - Анастасия Александровна Орлова и её соседка, подруга и родственница – Прасковья Григорьевна Орлова :

- «Сапелки» (игрушки-свистульки) любой делал. Их из красной глины делали – солдатов, коней, всадников, кошек, собачек, птичек, а то сидит солдат на сапелке – солдат на коне сидит и свистит. Делали ручку сзаду, протыкали гладкой палочкой и сбоку дырочки, чтобы на разный лад свистела. Сапелки поливали свинцом и на базар, а там меняли на яйцо – одна «сапелка» - одно яйцо!».

Гончарные изделия мастеров Мартынково и Молодилово сохранились в единичных экземплярах, а «сапелки» - те и вовсе остались в воспоминаниях. И всё же некоторые экземпляры люди до сих пор находят в земле при обработке своих земельных участков.






(старинная сапелка – «Коник»).

«Сапелки»Старинная сапелка «Коник»  Попутно с гончарными изделиями каждый мастер изготавливал глиняные игрушки «сапелки. Лепили различных животных,

Слайд 8«Духовное наследие»
Сегодня гончарные изделия и глиняные игрушки Смоленской области

перешли в разряд памятников народной культуры. Так например Гнездовский археологический

комплекс является всемирно известным памятником IX-XVII вв, который отнесён к памятникам
федерального значения.

Ю.И. Ходуненков,
председатель
Совета общественного
движения
«Духовное наследие»).

Изделия современных гнездовских мастеров

«Духовное наследие» Сегодня гончарные изделия и глиняные игрушки Смоленской области перешли в разряд памятников народной культуры. Так

Слайд 9«Возрождение древнего ремесла»
В современное же время на Смоленщине керамическое

производство вновь набирает свою силу. В различных районах Смоленской области

есть заводы по производству кирпича, в п. Гнёздово беспрерывно работает керамический завод по производству посуды, фаянсовых изделий и сувениров. Открываются частные керамические мастерские мастеров – умельцев.
«Возрождение древнего ремесла» В современное же время на Смоленщине керамическое производство вновь набирает свою силу. В различных

Слайд 10«Совершенство гончарных форм»
Владимир Рекуненко
Изготавливает утварь, используемую в быту в VII-начале

XX вв. применяет различное декорирование:
молочение, тиснение, процарапывание. Совершенствует современные гончарные

формы, основываясь на традициях смоленской керамики.

«Совершенство гончарных форм»Владимир Рекуненко	Изготавливает утварь, используемую в быту в VII-начале XX вв. применяет различное декорирование:молочение, тиснение, процарапывание.

Слайд 11Керамисты современности
Тамара Макаренкова – изготавливает сувенирную продукцию: игрушки, колокольчики, бижутерию,

тарелки, рельеф - в технике лепной керамики, декорирует глазурями, эмалями,

акриловыми красками.


Сувенирная страна

Керамисты современностиТамара Макаренкова – изготавливает сувенирную продукцию: игрушки, колокольчики, бижутерию, тарелки, рельеф - в технике лепной керамики,

Слайд 12Гончар - керамист
Екатерина Эстрина
занимается гончарной керамикой с ручной лепниной,

изготавливает сувениры, декорируя молочением, вощением, глазурью.

Оригинальные решения с высоким уровнем исполнения

Гончар - керамистЕкатерина Эстрина занимается гончарной керамикой с ручной лепниной, изготавливает сувениры, декорируя молочением, вощением, глазурью.

Слайд 13Современная майолика
Галина Федюнина - изготавливает сувениры в технике майолики

с ручной росписью, с использованием разнообразной символики.

Тщательность исполнения

и художественная выразительность


Современная майолика Галина Федюнина - изготавливает сувениры в технике майолики с ручной росписью, с использованием разнообразной символики.

Слайд 14Народная игрушка в современном стиле
«Потешные сапелки».

Народная игрушка в современном стиле«Потешные сапелки».

Слайд 15Дизайнерские решения
Костицин Иван – гончар-керамист, выполняет дизайнерские работы на основе

древних и современных традиций (г. Сафоново).

Дизайнерские решенияКостицин Иван – гончар-керамист, выполняет дизайнерские работы на основе древних и современных традиций (г. Сафоново).

Слайд 16Керамическое кружево
Людмила Лавровская
выполняет сувениры
с использованием
различных техник:


лепнина, прорезь,
тиснение.

Керамическое кружевоЛюдмила Лавровская выполняет сувениры с использованием различных техник: лепнина, прорезь,тиснение.

Слайд 17Искусство мастеров - детям
Современное керамическое производство имеет сложное техническое

оборудование, применяет более совершенную технологию и новые материалы. Но создавать

керамические изделия можно и в объединениях дополнительного образования, используя вполне доступные традиционные материалы и оборудование, применяя сравнительно несложную технологию.

в творческом объединении
«Художественная керамика»

Искусство мастеров - детям Современное керамическое производство имеет сложное техническое оборудование, применяет более совершенную технологию и новые

Слайд 18Назначения керамических изделий
Трудно сейчас найти человека, не сталкивающегося с

керамическими изделиями. Ими украшают общественные интерьеры и дома, а также

жилые помещения, скверы и городские парки. Возрастает роль керамики как самостоятельного вида искусства; ведь она вбирает в себя элементы живописи, скульптуры и графики. Ей всё чаще посвящаются специальные выставки и издания.

Элементы оформления

Назначения керамических изделий Трудно сейчас найти человека, не сталкивающегося с керамическими изделиями. Ими украшают общественные интерьеры и

Слайд 19Возрождение древних ремёсел
Интерес к возрождению древних ремёсел, овладение мастерством

художественной керамики, как самостоятельного вида искусства, растёт, а использование народного

ремесла предполагает выражение своего творчества и воплощение своих идей в практике, а также - направлена на формирование духовной культуры, чувства сопричастности к истории своей страны и в частности своего региона. Занятия в творческих объединениях позволяют попробовать различные технологии в создании керамических изделий, используя разнообразные приёмы, отработанные веками мастерами народных промыслов.
Занятия декоративно прикладным творчеством способствуют эстетическому развитию, учат - видеть красоту, в реальной действительности и создавать вещи, которые несут две функции: утилитарную и художественную. Эти занятия развивают мышление, творческое воображение, эстетический вкус, чувство гармонии с природой, расширяет кругозор и формирует представление о роли искусства в жизни общества.
Польза и целесообразность занятий керамикой в художественных школах, объединениях и студиях не вызывает сомнений.
Теоретическая подготовка и практические занятия по керамике вырабатывают особое чувство формы, материала. Понимание законов декоративного искусства, а также понимание основных принципов национальной художественной культуры. 
  Сегодня постепенно возрождаются исконно смоленские традиции в народном художественном творчестве. Продолжателями старых ремесленных традиций Смоленщины уже стали более 300 организаций и с каждым годом их количество преумножается.

Своими руками

Возрождение древних ремёсел Интерес к возрождению древних ремёсел, овладение мастерством художественной керамики, как самостоятельного вида искусства, растёт,

Слайд 20Здесь и сейчас
Современная керамика Смоленского края в основном основана на

примерах старины, но фантазия и творчество позволяют нам создавать всё

более новые произведения.
Здесь и сейчасСовременная керамика Смоленского края в основном основана на примерах старины, но фантазия и творчество позволяют

Слайд 21Фантазия и творчество

Фантазия и творчество

Слайд 22литература
1. Народные промыслы и ремёсла Смоленской области». Издательство «Свиток»

- ИП Флиманкова И.А., Смоленск,
ул. Н.-Неман, 33/216,

2007г.
2. «Гнёздовский археологический комплекс». Издательство «Свиток» - ИП Флиманкова И.А., Смоленск, ул. Н.- Неман, 33/216, 2006г.
3. Научно-популярный журнал «Народное творчество» №3, 1996г.
Н. М. Ведерникова, М. А. Полищук «Дорогобужские гончары».


литература1.  Народные промыслы и ремёсла Смоленской области». Издательство «Свиток» - ИП Флиманкова И.А., Смоленск,

Слайд 23БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
«И возродится старинный промысел на Смоленской земле»

г. Сафоново
Смоленская область 2013г.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ«И возродится старинный промысел на Смоленской земле»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика