Слайд 1«Основные положения и теории глубинной психологии»
Слайд 2Глубинная психология
Глубинная психология (нем. Tiefenpsychologie) – общее название для
ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических
процессов.
Слайд 3Немецкий философ К.Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и
сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно
идет скрытая работа психических сил -бесчисленных "малых перцепций" (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Лейбниц Готфрид (1646–1716) – немецкий философ.
Был знаком и общался с Ньютоном, Спинозой и другими известными европейскими учеными. В 1700 г. он избран членом Парижской академии наук, был инициатором создания Берлинской академии наук. Лейбниц являлся тайным советником русского царя Петра I, оказав ему огромную помощь в разработке проекта создания Санкт-Петербургской академии наук. Умер в 1716 г.
Слайд 4Глубинная психология заявила о независимости психики от сознания, т. е.
она очень четко разделяла эти два феномена человеческой природы.
Глубинная
психология выдвигала совершенно противоположное традиционной эмпирической психологии сознания понимание психики человека: она утверждала, что помимо сознания существует и нечто глубинное, неосознаваемое — бессознательное, и именно это бессознательное и является основой всей психической жизни и управляет человеческой психикой.
Предметом - бессознательное как не зависимое от сознания и приоритетное по отношению к нему явление.
Основная задача - доказательство существования феномена бессознательного в человеческой психике через практическое изучение его специфики и механизмов действия на психику человека.
Слайд 5Психоанализ — часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый 3. Фрейдом
для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом
в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.
Слайд 6Основные принципы:
биологический детерминизм- тело (в данном случае делается упор на
сексуальные и физиологические составляющие) человека является единственным источником всей его
психической энергии;
психический детерминизм -всякая мысль и всякое поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.
Слайд 7Фрейд, Зигмунд (1856–1939) – австрийский психолог. Фрейда интересовал психоанализ, терапия.
Он получил образование по специальности врача в Вене в 1880-х
гг., публиковал статьи в области неврологии и афазии, но не имел возможности получить академическую должность из-за господствующего антисемитизма. В результате он занялся психиатрией, работал с Шарко в Париже и размышлял, сначала вместе с доктором Брейером над идеей психоанализа. Начиная с 1890 г. и до своей смерти в Англии в 1939 г., Фрейд играл основную роль в развитии идей психоанализа и его институтов.
Слайд 9Изучение именно бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу
сознания и составляет ядро психотерапевтического метода Фрейда.
Способы:
- анализ ошибок
повседневной жизни;
- анализ шуток, юмора, различных каламбуров, имеющих своей целью окольное, непрямое высказывание какой-то мысли, идеи, желания и т. п.;
- изучение и анализ различных невротических симптомов;
- изучение и анализ сновидений.
Слайд 10Топографическая модель личности.
Слайд 12Защитные механизмы Эго – это чрезвычайные меры, которые вынуждено принимать
Эго, чтобы снизить невыносимое давление тревоги. Все эти механизмы имеют
две общие характеристики: 1) отвергают или искажают реальность; 2) действуют бессознательно.
Слайд 13Фрейд выделял следующие защитные механизмы.
Вытеснение. Этот механизм означает непроизвольное устранение
из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию.
Рацонализация, т. е.
рациональное объяснение человеком своих поступков и желаний, истинные причины которых коренятся в иррациональных, социально или личностно неприемлемых влечениях.
Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления.
Проекция — когда другим людям приписываются свои вытесненные мотивы, переживания, черты характера.
Сублимация — это один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества.
Слайд 14Стадии развития личности по З. Фрейду
Слайд 15Лурия о учении Фрейда
«Старая "мозаичная" экспериментальная психология исследовала лишь отдельные
элементы душевной жизни и мало занималась их функциональным единством в
реальной человеческой личности; она почти не изучала ее поступков, поведения, сложных переживаний и динамики»
Слайд 16Выготский о учении Фрейда
"Идеи психоанализа родились из частных открытий в
области неврозов; был с несомненностью установлен факт подсознательной определяемости ряда
психических явлений и факт скрытой сексуальности... Постепенно это частное открытие, подтвержденное успехом терапевтического воздействия... было перенесено на ряд соседних областей - на психопатологию обыденной жизни, на детскую психологию... Эта идея подчинила себе самые отдаленные ветви психологии... психологию искусства, этническую психологию... Сексуальность превратилась в метафизический принцип... Коммунизм и тотем, церковь и творчество Достоевского... - все это переодетый и замаскированный пол, секс и ничего больше"
Слайд 17Адлер (Адлер (AdlerАдлер (Adler), Альфред (1870–1937) – австрийский психиатр и
психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной
психотерапии. Адлер был вторым из шести детей большого небогатого семейства. В 1895 г., после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т. д. С 1900-х гг. Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. В возрасте 32 лет Адлер вступил в кружок психоаналитиков. В 1910 г. он становится президентом Венского Психоаналитического общества. В 1911 г. Адлер вместе с восемью единомышленниками (Фрейд назвал их бандой Адлера) разорвал отношения с кружком Фрейда. В 1919 г. при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Адлер жил в Вене до 1926 г., затем получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1932 г. Адлер окончательно переезжает в США.
Слайд 18Основные положения индивидуальной психологии
человек единый и самосогласующийся механизм;
Поведение человека
– это не только результат влияния наследственности и среды, но
и влияние творческой силы, которая делает человека архитектором своей жизни;
индивид не может рассматриваться вне общества, а его поведение вне социального контекста (у каждого человека есть социальный интерес);
поведение человека определяется его представлениями о себе и об окружающем мире;
поведение человека мотивируется недостижимими целями или фикциями.
Слайд 19Основными психологическими категориями, которые использовал Адлер в своей теории личности,
явились: социальный интерес, целенаправленность, стремление к совершенству, чувство неполноценности, компенсация,
стиль жизни и тип личности.
Слайд 20Социальный интерес – врожденный потенциал, направленный на взаимодействие с другими
людьми и достижение личных или общественных целей
Слайд 21Чувство неполноценности
Чувство неполноценности включает в себя все виды физ., душевных,
соц. Недостатков – мнимых и реальных
Комплекс неполноценности – ситуация, возникающая
тогда, когда человек по тем или иным причинам оказывается не в состоянии компенсировать собственное чувство неполноценности
Слайд 22Стиль жизни
Стиль жизни – уникальные, характерные поведенческие типы или приемы,
при помощи которых мы компенсируем свою неполноценность
Слайд 23Стиль жизни тесно связан с тем, как решаются три глобальные
проблемы, которые стоят перед каждым человеком: дружбы, работы и любви.
Проблема
дружбы – это ответ на вопрос о том, как жить в обществе и ладить с людьми.
Вторая проблема – это вопрос о деятельности, выбора профессии и повседневного отношения к своей работе.
Третья проблема – это проблема любви. При ее решении проявляются все основные параметры личности: уровень развития социального интереса, стремление к совершенству, чувство (или комплекс) неполноценности. При неразвитом социальном интересе любовь превращается в желание господствовать, подчинять властвовать.
Слайд 24Управляющий тип. Человек, относящийся к этому типу, самоуверен, напорист, обладает
незначительным социальным интересом. Для этих людей характерно превосходство над окружающими,
их не заботит благополучие других людей. Сталкиваясь с тремя основными задачами, они решают их во враждебной манере.
Берущий тип. Большинство таких людей удовлетворяют свои потребности за счет других. У них отсутствует социальный интерес, и они обладают низкой степенью активности.
Избегающий тип. У этих людей недостаточно социального интереса и социальной активности. Они ведут пассивный образ жизни, опасаясь неудачи.
Социально-полезный тип. В человеке этого типа соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень социальной активности. Такие люди проявляют заботу о других, заинтересованы в общении. Вся их энергия направлена на помощь другим.
Слайд 25Творческая сила Я
Творческая сила Я – активный принцип человеческого существования.
Слайд 26Юнг, Карл Густав (1875–1961) – швейцарский психолог. Юнга интересовали проблемы
религии, психология личности и социальная психология, философия психологии и теоретическая
психология, психоанализ, психология искусства. Он имел степени лиценциата медицины (1900), доктора медицины (1902).
Слайд 27Личность – сложная структура, т.к. во-первых, в нее входит огромное
количество компонентов, а во-вторых, отношения между ними запутаны.Личность состоит из
следующих взаимосвязанных систем: эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима и анимус, тень. Кроме этого существуют установки – интроверсия и экстраверсия, и функции – мышление, чувство, ощущение и интуиция.
Слайд 29«Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта
к объекту»
Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила
принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение»
Далее К. Г. Юнг ввел понятие психологических функций. Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие – с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей). Юнг выделил на этом основании четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение и определил их так:
Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.
Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.
Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция – это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.
Ощущение – та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов.
Слайд 30
Психологические типы К. Г. Юнга
Слайд 31Фрейд, Анна (1895–1982) – австрийский психолог. Она была младшей из
шести детей Зигмунда Фрейда и его жены Марты. Вдохновляемая педагогическими
идеями Марии Монтессори, преподавала в начальной школе. После Первой мировой войны она в качестве секретаря отца, его компаньонки и сиделки полностью погрузилась в разработку психоанализа. В 1938 г. аншлюс Австрии побудил семью перебраться в Лондон. В последние годы жизни она работала в Йельском университете, занимаясь вопросами семейного права.
Слайд 32Анна Фрейд сделала значительный вклад в психоанализ.
Во-первых, она систематизировала
и уточнила теорию функционирования, особенно его защитных механизмов, а также
инстинктивных побуждений, значительно прояснив роль агрессии.
Во-вторых, Анна Фрейд нашла способы психоаналитического лечения детей, раскрывающие их внутреннюю эмоциональную и интеллектуальную жизнь.
В-третьих, разработала методы применения психоаналитической теории для помощи детям и родителям.
Слайд 34Хорни, Карен (1885–1952) – немецкий и американский психолог. Она родилась
близ Гамбурга, среднее образование получила в частной приходской школе, куда
была отдана по настоянию отца. В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. В 1906 г. поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. В 1915 г. получила медицинскую степень в Берлинском университете. В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. В 1932 г. переселилась в Соединенные Штаты и была принята на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Она основала Американский институт психоанализа и была его деканом до самой своей смерти.
Слайд 35 Три основных соображения Хорни:
1. Она опровергла высказывания Фрейда относительно
женщин о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к
пенису.
2. Социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.
3. В основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.
Слайд 36Решающий фактор в развитии личности - социальные отношения между ребенком
и родителями.
Для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и
потребность в безопасности.
Главная - потребность в безопасности.
Удовлетворение охватывает все биологические основные нужды .
Слайд 38Услужливая личность – тот, кто испытывает потребность быть рядом с
другими людьми, тянется к людям, в ком сильна потребность в
одобрении и любви со стороны доминантного партнера;
Отрешенная личность – тот, кто испытывает потребность в одиночестве, бежит от людей, в ком сильна потребность к независимости и совершенству, кто ведет замкнутый образ жизни;
Агрессивная личность – тот, кто нуждается в противодействии людей, кто тянется к власти, престижу, кто нуждается в восхищении, успехе и подчинении других людей.
Слайд 39Мюррей, Генри Александерер (1893–1988) – американский психолог. Мюррея интересовала клиническая
психология, взаимодействие диспозиционных и ситуационных детерминант поведения, мотивация, личность, отбор
персонала, проективные тесты.
Слайд 40Задача ЭГО состоит в том, чтобы подавлять одни, нежелательные импульсы,
и способствовать выражению других, желательных импульсов в составе ИД.
СУПЕР-ЭГО
формируется не только под влиянием одного из родителей, но также и под влиянием сверстников, литературы и мифологии.
СУПЕР-ЭГО не заканчивает свое развитие к пятилетнему возрасту и продолжает меняться на протяжении всей жизни человека.
Слайд 41Тематический апперцептивный тест
В основу тематического апперцептивного теста (ТАТ), разработанного совместно
с Кристианой Морган, была положена мюрреевская классификация потребностей. В течение
многих лет считалось, что основную роль в создании теста играл сам Мюррей, а Морган была лишь помощником. Однако в 1985 году Мюррей объявил, что именно ей принадлежит ведущая роль, а сама идея теста была навеяна ему одной из студенток во время занятий (Bronstein. 1988. P. 64).
Идея проективных тестов основывается на фрейдовском понимании проекции как одного из защитных механизмов психики, когда человек приписывает тревожащие его импульсы кому-то иному. В ТАТ испытуемому предлагают описать некоторую неопределенную картинку. При этом считается, что он непременно спроецирует беспокоящие его импульсы на описание ситуации. В настоящее время ТАТ широко используется как в академических исследованиях по психологии личности, так и для оценки личностных характеристик кандидатов при приеме на работу.
Слайд 42Мюррей, Генри Александерер (1893–1988) – американский психолог.
Слайд 47Эриксон, Эрик (1902–1994) – австрийский и американский психолог. Эриксон родился
во Франкфурте-на-Майне, он не получил формального высшего образования. Он учился
в «гуманистической гимназии» в Германии и, несмотря на то, что был посредственным студентом, преуспел в изучении истории и искусства. В 1927 г. он был принят преподавателем в маленькую экспериментальную школу в Вене. Школа была основана Анной Фрейд для детей, чьи родители обучались психоанализу. Эриксон начал изучать психоанализ на горном курорте вблизи Вены. С 1927 г. по 1933 г. он продолжал изучать психоанализ под руководством Анны Фрейд. В 1933 г. он эмигрировал в Соединенные Штаты. Его академическая карьера в США сложилась весьма успешно: он преподавал в Йельском университете, в Университете Беркли, а в конце жизни – в Гарварде.
Слайд 48Отошел от классического психоанализа по следующим пунктам;
Во-первых, сдвиг акцента от
ид к эго. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон
считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным.
Во-вторых, теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума.
В-третьих, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Эриксон видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития.
Слайд 49Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая
стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический
период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.
Слайд 50Первый кризис (базальное доверие – базальное недоверие); рождение – 1
год.
Второй кризис
(автономия – стыд и сомнения); 1-3 года.
Третий кризис (инициативность
– вина); 3-6 лет.
Четвертый кризис
(трудолюбие – неполноценность); 6-12 лет.
Пятый кризис (эго-идентичность – ролевое смешение); 12-13 до примерно 19-20 лет.
Шестой кризис
(интимность – изоляция); 20-25 лет.
Седьмой кризис
(продуктивность – инертность); 26-64 года.
Восьмой кризис (эго-интеграция – отчаяние);
65 лет – смерть.
Слайд 51Расширение теории Э.Эриксона
Пэк выделяет 7 проблем, или конфликтов развития
взрослого человека.
признание ценности мудрости против признания ценности физических сил.
социальное против сексуального начала в человеческих отношениях.
Эмоциональная гибкость против эмоционального обеднения.
Умственная гибкость против умственной ригидности
Дифференциация эго против поглощенности ролями
Транстенденция тела против поглощенности телом
Транстенденция эго против поглощенности эго
Слайд 52Фромм, Эрих (1900–1980) – психолог, философ, социолог, один из основоположников
неофрейдизма. Родился во Франкфурте. Он не имел медицинского образования. Фромм
изучал психологию, социологию и философию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете (1922). Он продолжил свое образование в Берлинском психоаналитическом институте. В 1934 г. Фромм эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, стремясь избежать нацисткой угрозы. Начал вести частную практику в Нью-Йорке. В 1945 г. Фромм стал сотрудником Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта. В дальнейшем он читал лекции во многих университетах США и занимал должность профессора психиатрии в Национальном университете в Мехико с 1949 г. до своего ухода в 1965 г. Вместе с женой Фромм в 1976 г. перебрался в Швейцарию, где скончался от сердечного приступа.
Слайд 53Э.Фромм самый видный представитель психологии неофрейдизма. Разработал концепцию, которую назвал
«радикально-гуманистическим психоанализом».
Центральное место в системе
Э. Фромма занимаег разработка идеи
об общественной обусловленности человеческой, в том числе бессознательной, психики.
Использование им при этом учения Маркса, отдельных трудов Ленина вылилось, однако, в одну из распространенных в буржуазной науке-попыток соединить Фрейда с Марксом, которая, как все другие, оказалась несостоятельной.
Слайд 54Фромм считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков, так как для
него социальное окружение являлось не просто условием, но важнейшим фактором
развития личности. При этом, в отличие от Адлера, который также придавал большое значение среде, Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение человека, его семью и близких, но и то общественное устройство, при котором он живет.
Слайд 55Исходным тезисом Фромма является положение об особенностях человеческого существования, качественно
отличного от существования животных. «Человеческое существование начинается тогда, когда отсутствие
фиксации действия инстинктами достигает определенной степени, когда адаптация к природе теряет свой принудительный характер,-когда способ действия не фиксирован больше наследственно заданными механизмами. Другими словами, человеческое существование и человеческая свобода неразделимы с самого начала.
Это особенное существование человека заключает в себе так называемое экзистенциальное противоречие, проистекающее из того, что разрываются естественные — инстинктивные — связи человека с природой, первичная гармония между человеком и природой разрушена, перед ним встает задача приспособления к природе.
Слайд 56«Вместо предопределенного инстинктивного действия человек должен взвесить все возможные способы
в уме; он начинает думать. Он меняет свое отношение к
природе с простой пассивной" адаптации на адаптацию активную: он создает, он изобретает орудия и, становясь хозяином природы, он все более и более от нее отделяется. =>У него появляется смутное знание о себе, или скорее о своей группе как о чем-то, отличном от природы.
Возникают импульсы-потребности, направленные на преодоление этих тяжелых переживаний. Для этого существует только один возможный продуктивный путь: добровольные связи с миром и природой, продуктивная деятельность человека, любовь к работе, которые снова соединят его с миром, но уже не первичными связями, а как свободного и независимого индивида.
Вместе с биологическим отделением и началом индивидуального существования человек чувствует одиночество, озабоченность, безнадежность, опасность, возрастающее чувство бессилия и ничтожности
У него появляется смутное знание о себе, или скорее о своей группе как о чем-то, отличном от природы. Возникают импульсы-потребности, направленные на преодоление этих тяжелых переживаний. Для этого существует только один возможный продуктивный путь: добровольные связи с миром и природой, продуктивная деятельность человека, любовь к работе, которые снова соединят его с миром, но уже не первичными связями, а как свободного и независимого индивида. Вместе с биологическим отделением и началом индивидуального существования человек чувствует одиночество, озабоченность, безнадежность, опасность, возрастающее чувство бессилия и ничтожности ">
Слайд 57Фромм пришел к выводу, что движущими сила ми развития личности
являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность
в укоренении и потребность в индивидуализации. => Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни. Стремление примирить эти потребности является, с точки зрения Фромма, двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, которое также пытается уравновесить эти стремления.
Слайд 58Индивидуализация развивается в ущерб укорененности, о которой человек начинает тосковать,
стремясь убежать от обретенной свободы. Таким стремлением убежать от свободы,
которая оказывается слишком трудной для человека, объяснял Фромм и приход фашизма, свидетелем которого он был в 30-е годы в Германии. Социализм тоже лишает людей индивидуальности, давая им в обмен стереотипность образа жизни, мышления и мировоззрения.
Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти две противоположные потребности, является любовь в самом широком понимании этого слова.
Слайд 59Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку
возможности задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому,
обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возникает желание променять ее опять на укорененность. В то же время есть и другая свобода, "свобода для", то есть свобода, необходимая нам для осуществления наших намерений. Такая свобода требует освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают в осуществлении задуманного. Поэтому обретение такой свободы и индивидуальности не тяготит человека, но, наоборот, принимается им с радостью. Именно такая свобода, свобода для жизни с близкими людьми, и рождается в любви. Она дает одновременно удовлетворение и потребности в индивидуализации, и потребности в укорененности, примиряет их и гармонизирует жизнь человека, его личность и отношения с миром. Поэтому Фромм говорил о необходимости построить на Земле новое общество – "гуманистический идеализм", основанный на любви людей друг к другу.
Слайд 60Главная задача в построении душевно здорового общества - это воспитание
в людях продуктивного характера. Непродуктивность - это неспособность любить и
реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности. Фромм описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера: рецептивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный. Продуктивность - это, напротив, способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации.
Слайд 61Фромм также говорил о механизмах психологи ческой защиты, с помощью
которых человек стремится избежать внутриличностного конфликта. По Фромму, это садизм,
мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и мазохизме происходит "укорененность" жертвы с палачом, которые зависят друг от друга и нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций и дает им некое ощущение собственной индивидуальности. При конформизме чувство укорененности берет верх, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, стремление разрушить то общество, которое не дает человеку возможности укорениться в нем. Таким образом, хотя эти механизмы и помогают человеку преодолеть внутреннее несоответствие, они, тем не менее, не решают глобальных проблем.
Слайд 62Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей
внутренней природы: способ быть и способ иметь.
Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону, на укорененность в обществе. Для них главное – продемонстрировать свое значение, придать себе вес в глазах других Отсюда их догматизм, нетерпимость, их агрессивность и неуверенность, так как они бессознательно боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную собственность. Все это приводит к неврозу, делая потребность иметь ненасыщаемой и приводя ко все большей невротизации и напряженности человека.
Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свободой и уверенностью в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие, так как главное для них – не демонстрировать обладание знанием, религиозностью, властью или любовью, но быть, чувствовать себя любящим, религиозным, знающим человеком. Такие люди не стремятся рвать связи с окружающими, к свободе от всего. Они терпимы и неагреесивны в отличие от тех, кто живет по принципу иметь
Слайд 63Важной темой творчества Фромма является религия ("Психоанализ и религия", 1950).
Он понимает под религией любую систему коллективных взглядов и действий,
которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения.
Религии подразделяются на авторитарные и гуманистические. Авторитарная религия основывается на признании высшей силы, требующей от человека подчинения и поклонения. В религии гуманистической главным выступает не доктрина, а отношение к человеку. Бог здесь - символ собственных сил человека.
Слайд 64Потребность в установлении связей. Если потребность в установлении связей не
удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы
и не способны доверяться другим.
Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной живой природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Невозможность удовлетворения этой потребности является причиной деструктивности.
Потребность в корнях. Эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходном с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняет симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своих потребностей в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.
Потребность в идентичности означает стремление к переживанию индивидуальной уникальности. Каждый человек должен быть способным сказать: «Я – это я». Люди с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяин своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям (достигается индивидуальными творческими усилиями). Копирование чьего-либо поведения не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности (идентификация с человеком или группой).
Потребность в системе взглядов и преданности. Людям необходимее стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были не способны действовать целеустремленно.
Слайд 65Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в
жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны,
не способны делать что либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимым, чем любить. Это люди пассивные, доверчивые и сентиментальные.
Эксплуатирующие типы: уверены, что источник всего хорошего находится вовне. Однако эксплуатирующий тип не ожидает ничего получить от других людей в качестве подарка; он забирает это силой или коварством. Они используют и эксплуатируют все и всех, от кого они могут чего-нибудь добиться. Негативными чертами являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению положительные: уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.
Накапливающие типы. Тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Его безопасность основана на накоплении и сохранении, а трата воспринимается как угроза. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Характерными элементами является педантичная любовь к порядку (держит в порядке свои мысли, вещи и чувства). Положительные особенности: практичность, осторожность, предусмотрительность, лояльность, сдержанность, терпеливость, стойкость, хладнокровие и др.
Рыночный тип выглядит как психологическая модель современного рынка, в которой человек сводится к товару. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Отрицательные черты: бесцельный, бестактный, неразборчивый с средствах. Положительные черты: открытость, любознательность, щедрость, склонность к экспериментированию.
Продуктивный характер – конечная цель в развитии человека. Имеет черты сходства с фрейдистким генительным характером. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. В данной личности проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду.
Слайд 66Вывод
Работы Фромма заложили основы направления, одно время популярного
в западной психологии и получившего название "фрейдо-марксизм". Одна ко главное
значение его работ в том, что они, оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали и на новые, возникшие уже во второй половине XX века вопросы, соединяя идеи Фрейда и с Адлером, и с гуманистической психологией. По пытки на языке психоанализа отказать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества в развитии личности имели большое значение не только для психологии, но и для смежных наук – истории, социологии, философии, педагогики.
Слайд 67Райх, Вльгельм (1897–1957) – немецкий психолог. Райх родился в Галиции
в семье фермера; его отец, несмотря на еврейское происхождение, был
страстным немецким националистом. Трудоголик и фанат науки, Райх не находил общего языка с современниками. По разным причинам он последовательно разошелся с Адлером, Юнгом и даже Фрейдом, у которого учился и работал лаборантом. Он умудрялся вступать в конфликты не только с коллегами, но даже с правительствами – Дании, Швеции, Норвегии, СССР и США. В 1935 г. гестапо запретило издание его работ на территории Германии, а сам Райх вынужден был эмигрировать. Он обосновался в США, где занимался обширной клинической, исследовательской и просветительской практикой. Однако в 1954 г. его неожиданно арестовали. Лаборатория Райха и его огромные исследовательские архивы были полностью уничтожены, книги сожжены, а самого Райха объявили шарлатаном и сумасшедшим. Несколько лет он провел в федеральной тюрьме, где в 1957 г. умер от сердечного приступа.
Слайд 68Сексуальная энергия: форма конкретного космического вещества — оргона. Блокированная сексуальная
энергия образует базис невроза, а его психологическое содержание, — фантазии,
подпитывающие неврозы. — его надстройку.
Человек рассматривается как энергетическая система, а либидозный процесс — как ее центральный регулирующий механизм. Не находящее разрядки либидо неизбежно направляется (сублимируется) в другие каналы, приводя к возникновению телесных или психических симптомов.
Слайд 69Трехчленная модель личности.
На самом глубинном уровне — здоровая и
гармоническая естественная социабильность и сексуальность.
Если эти влечения подавлены, то
над ними возникает второй слой собствен но фрейдовского бессознательного. Это слой агрессивных и извращенных влечений. Этот слой в свою очередь перекрывается характерологической структурой — искусственной защитной броней личности.
Характер представляет собой патологическое образование, и тем более опасное, что сознание не воспринимает его как болезнь.
"Невротический характер" Райха — это вид защитной брони, внешнего панциря, который уберегает индивида от ударов извне, но в то же время ограничивает его жизненные проявления.
Здоровый (или генитальный) характер это "антихарактер". Генитальная структура оказывается прозрачной, беспрепятственно пропускающей сквозь себя либидозные и другие влечения.
Слайд 70Биография
САЛЛИВАН, ХЭРРИ СТЭК (1892–1949), американский психолог. Родился в Норидже (шт.
Нью-Йорк) 21 февраля 1892. После окончания Чикагской медицинской школы в
1917 Салливан начал свою карьеру как военный медик во время Первой мировой войны: служил в армии в Мексике, затем работал в больнице св. Елизаветы в Вашингтоне.
С 1923г – профессор психиатрии Университетской мерилендской медицинской школы.
В 30-40 гг. читал лекции по психиатрии и психологии в различных университетах.
В 1948г. начал издание «Журнала биологии и патологии» и «Журнала для изучения интерперсональных процессов».
Слайд 71Вклад Салливана в психологию:
Теория Салливана стала одной из первых попыток
соединить воедино различные подходы к пониманию закономерностей развития личности. Успешность
этого опыта привела к стремлению современных психологов заимствовать наиболее значимые взгляды и открытия из разных психологических школ, расширяя рамки традиционных направлений.
Идеи Салливана легли в основу нескольких тестов, наиболее распространенный из которых – тест Розенцвейга.
Работы Салливана оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на социальную психологию, положив начало многочисленным исследованиям особенностей восприятия при общении людей.
Слайд 72Ермаков, Иван Дмитриевич (псевдоним – Иверм) (1875-1942) – российский психиатр
и психоаналитик. Один из лидеров русского психоаналитического движения. Профессор (1920).
Родился в Стамбуле, окончил Первую Тифлисскую (Тбилисскую) классическую гимназию (1896) и медицинский факультет Московского университета (1902). Своими учителями считал профессоров В. К. Рота и В. П. Сербского. С 1902 г. работал штатным ординатором нервной клиники Московского университета. Через год переведен ассистентом психиатрической клиники Московского университета. С 1913 г. член Парижского общества невропатологов и психиатров. В 1913 г. сделал доклад об учении Фрейда и с тех пор активно выступал в качестве пропагандиста психоанализа и фрейдизма. Увлекался поэзией и живописью. В 1922 г. организовал выпуск серии книг «Психологическая и психоаналитическая библиотека», в которой в 1922–1925 гг. были изданы основные работы Фрейда и некоторые труды его последователейВ 1923 г. организовал и возглавил Государственный психоаналитический институт, а также (совместно с Вульфом, Каннабихом, Шмидтом и др.) – Русское психоаналитическое общество (РПСАО), став его председателем и руководителем секции психологии искусства и литературы. После ликвидации Государственного психоаналитического института (1925) работал консультантом в Московских психиатрических клиниках. Занимался частной практикой (лечил неврозы, заикания и алкоголизм. В августе 1941 г. арестован НКВД, умер в тюрьме г. Саратова. Реабилитирован посмертно постановлением прокуратуры РСФСР (1959).
Слайд 73Критика глубинной психологии
Положения, которые не получили поддержки со стороны научных
методов проверки:
Что в сновидениях в символической форме удовлетворяются ранее подавленные
намерения и желания;
Что под влиянием эдипова комплекса мальчики идентифицируют себя с отцом и усваивают его нормы супер-эго под влиянием страха;
Что женщины имеют заниженную по сравнению с мужчинами оценку своего собственного тела, что у них менее развиты стандарты Супер-эго и что им сложнее обрести чувство идентичности.
Слайд 74Вклад психоанализа
в развитие психологии
В психологию были введены ряд важнейших проблем
– бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее
защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. Часть базовых понятий психоанализа – такие, как ид, эго, супер-эго, стремление к смерти, либидо и тевога, - выдержала испытание средствами науки. Кроме них выдержали научную проверку:
Некотороые характеристики орального и анального типа личности;
Некоторые причинные факторы гомосексуальности;
Представление о том, что сновидения приводят к снятию психического напряжения;
Некоторые аспекты эдипова комплекса у мальчиков.