Слайд 1Как доказательство единства и целостности гомеровских поэм
Гомеровская поэтика
Слайд 2Что такое эпос
Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование», «стих») —
род литературы (наряду с лирикой и драмой), героическое повествование о
прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее мир героев-богатырей.
Слайд 3Эпический стиль
Эпический стиль - (объективная манера, беспристрастность, неторопливая обстоятельность)
Слайд 4Своеобразие манеры повествования в поэмах Гомера
События драматичны – рассказ божественно
спокоен.
Такой контраст достигается рядом средств:
Слайд 5Гекзаметр - веский, медленный и торжественный
Гекзаметр (греч. hexametros — шестимерный)
— стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль (трёхдольный размер
античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов). Изначально гекзаметр являлся преимущественно сакральным стихом; гекзаметром, в частности, произносились ответы оракулов, пелись религиозные гимны. Гекзаметр произносился нараспев, под аккомпанемент форминги.
У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны.
– ∪ ∪| – ∪ ∪| – ∪ ∪| – ∪ ∪| – ∪ ∪| –
Последний слог, по правилу окончания строки, произволен и служит знаком окончания стиха.
Встала младая из мрака с перстами пурпурными Эос
! Гекзаметр возник из распеваемого стиха.
Слайд 6Ретардация
(от лат. Retardatio – замедление, задержка) – фабульный или
композиционно-сюжетный прием, свойственный эпическим жанрам: задержка развития сюжетного действия, замедление
рассказа о событиях с помощью отступлений, пространных описаний и т.д.
Там, где события становятся слишком напряженными, Гомер замедляет развитие действия.
Слайд 7Примеры ретардации
Наглядное применение эпической ретардации - в XIX книге «Одиссеи».
Приступившая к омовению ног Одиссея, Евриклея узнает своего господина, скрывающегося
под видом нищего, по шраму на колене. Современный читатель ожидал бы здесь бурного излияния чувств старой няньки, в эпической же поэме разворачивается обстоятельный рассказ о происхождении этого шрама:
«Но только она подошла к господину, рубец ей
Бросился прямо в глаза. Разъяренного вепря клыком он
Ранен был в ногу тогда…»
Только поведав во всех подробностях историю, занимающую свыше 70 стихов, поэт возвращается к состоянию Евриклеи:
«И веселье и горе проникли старушку,
Очи от слез затуманились, ей не покорствовал голос».
Вся история шрама оформляется специальным приемом «рамочной композиции», широко употребляемым в эпосе: эпизод начинается и кончается примерно одинаковыми словами, и этим подчеркивается обособленность данного отрезка повествования, представляемого для сказителя самостоятельный интерес.
Слайд 8Примеры ретардации
Иногда подобные отступления разрастаются до целой вереницы самостоятельных картин.
Так, непосредственное отношение к сюжету «Илиады» имеет только самый факт
изготовления новых доспехов для Ахилла, эпический же поэт с любовью описывает и мастерскую Гефеста, и его беседу с Фетидой, и самый щит, на котором изображены небесные созвездия и омываемой землю океан, война и суд, свадьба и жатва, вспашка поля и сбор винограда, и т.д.
К ретардационной технике эпоса относятся также многочисленные и подробные описания - вооружения героев, приготовления пищи, снаряжения корабля и т.п.
При этом если Парис готовился к поединку с Менелаем («Илиада», 3, 328-338) в сравнительно спокойной обстановке перемирия, то вооружение Патрокла происходит в крайне напряженный момент, когда троянцам уже удалось поджечь один из ахейских кораблей, а сам Ахилл торопит своего друга в бой, это не мешает, однако, поэту не только повторить почти слово в слово традиционное описание процесса вооружения героя, но и напомнить историю копья Ахилла, которое Патрокл из-за тяжести вовсе не берет с собой (16гл, 130-154 стих).
Слайд 9детализация
живописность и пластичность («языческая влюбленность в земного и материального человека,
в его тело и материю» А.Ф. Лосев)
Гомер не просто объективен,
он любовно вникает во все мельчайшие подробности окружающего мира. О чем бы ни говорил Гомер, все это самое лучшее, самое прекрасное. Особенно поэт любуется произведениями искусных рук ремесленников и, в частности, оружием.
Крайнее развитие эпического любования вещами.
Слайд 10Пример описания в «Илиаде»
Например, в поэме «Илиада», Агамемнон, вняв обманчивому
сну, решает произвести испытания своего войска и созывают народное собрание,
на котором он выступает первым, держа в руках свой царственный скипетр; и поэт, прежде чем перейти к речи царя, считают нужным сообщить, кто изготовил этот скипетр и как он попал к Атриду:
«Говор унявши, как пастырь народа восстал Агамемнон,
С царственным скиптром в руках, олимпийца Гефеста созданьем:
Скиптр сей Гефест даровал молненосному Зевсу Крониду;
Зевс передал возвестителю Гермесу, аргоубийце;
Гермес вручил укротителю коней Пелопсу герою;
Конник Пелопс передал властелину народов Атрею;
Сей, умирая, стадами богатому предал Фиесту,
И Фиест, наконец, Агамемнону в роды оставил,
С властью над тьмой островов и на Аргосом, царством простаранным.
Царь, опираясь на скиптр сей, вещал к восседящим ахеям».
Слайд 11Повествование через перечисление, обстоятельная фиксация всего внешнего
Например, знаменитый «каталог кораблей»,
Перечисление всех 33 нереид, пришедших вместе с Фетидой утешить Ахиллеса,
горюющего над телом мертвого Патрокла
Слайд 12Особенности языкового стиля гомера
Слайд 13Гомеровские эпитеты
Украшающие эпитеты у Гомера не связаны с тем контекстом,
в котором они употребляются. Они тесно прикреплены к определенному предмету
и не зависят от ситуации, в которой этот предмет появляется.
Так, естественно, что Ахилл назван "быстроногим", когда он стремительно мчится по полю битвы; но эпитет "быстроногий" прилагается к нему и в первой книге "Илиады", когда Ахилл выступает в народном собрании.
Слайд 14
Ряд эпитетов у Гомера закрепляется не за индивидуальным лицом, но
за родовым понятием, либо за группой их.
Так, эпитет „божественный« прилагается
ко всем героям, как ахейским, так и троянским, как к Одиссею и Телемаху, так и к женихам: он подчеркивает выделение героя из прочих смертных, его близость к богам, покровительство богов, иногда происхождение от них. Таков же эпитет „сильный, могучий". Эпитет „податели благ" прилагается ко всем олимпийским богам.
Слайд 15Сложные/ Двусоставные/эпитеты
Златотронная Гера
шлемоблещущий Гектор
белолокотная Гера
Лилейнораменная Гера
Среброногая Фетида
Быстроногий Ахилл
розовоперстая Эос
долгопечальная смерть
длиннотенное
копье
крылатые речи
кудреглавые данаи
меднобронные ахейцы
конеборные трояне
Длинноодежные троянки
Одиссей многохитрый
Аполлон сребролукий
Слайд 1646 Эпитетов к морю
Особенно многообразны эпитеты, прилагаемые в гомеровских поэмах
к морю. Эти эпитеты указывают то на цвет: «тёмнокрасное» /
винноцветное (то же говорится о быках), черное, темно-синее, широкое, безграничное, пучинное, обильное рыбой, многошумное, многомедное, вкус его – горько-слащавый, горько-гнилостный и т.д.
Слайд 17Гомеровские сравнения
Это широко или кратко разработанная, но всегда закругленная картина,
сама по себе как бы маленькое стихотворение, которое со всею
силою переносит слушателя в иную сферу, обдает его новыми мыслями и, освежив, возвращает к самому рассказу.
! Гомер, в отличие от авторов нового времени, не стремится к полной параллели между сравнением и сравниваемым объектом. Сходство мало интересует поэта, ему нужен контраст мира и войны. не мирная и трудолюбивая жизнь сравнивается у Гомера с войной и поясняется через нее, но война и военные действия сравниваются с мирным бытом и поясняются через него.
Кроме того, сравнения позволяют вовлечь массу новых вещей, налюбоваться ими.
! Сравнение часто относится не к человеку или вещи, а к какому-то моменту действия.
Слайд 18Развернутое Сравнение: АЯКС - ОСЕЛ
Словно осел, забредший на ниву, детей
побеждает,
Медленный; много их палок на ребрах его сокрушилось;
Щиплет он походя
ниву высокую, резвые ж дети
Палками вкруг его бьют, — но ничтожна их детская сила;
Только тогда, как насытится вдоволь, с трудом выгоняют, —
Так Теламонова сына, великого мужа Аякса,
Множество гордых троян и союзников и дальноземных
Копьями в щит поражая, с побоища пламенно гнали.
Он же, герой, иногда, вспомянувши бурную силу,
К ним обращался лицом и удерживал, грозный, фаланги
Конников храбрых, Троян; иногда обращался он в бегство,
Но дорогу им всем заграждал к кораблям быстролетным.
Слайд 19Развернутые сравнения
Перед натиском Гектора и Энея ахейские юноши в панике
разбегаются:
«И как туча скворцов или галок испуганных мчится
С криками ужаса,
если увидят сходящего сверху
Ястреба, страшную смерть наносящего мелким пернатым,-
так пред Энеем и Гектором юноши рати ахейской
С воплем ужасным бежали, забывши воинскую доблесть»
Слайд 20Катастрофические природные явления в сравнениях
Военные действия сравниваются с метеорологическими явлениями
(ветрами, тучами, бурей, грозой, вообще ненастьем), пожаром, бурей на море.
Так
же... как ветры Борей и Зефир, что из Фракии дуют далекой;
Сразу они налетают, и черные волны горами
Вверх поднимаются....
Так же и дух разрывался в груди меднолатых ахейцев.
Встал, всколебался народ, как огромные волны морские Понта Икарского...
Слайд 21Зооморфические сравнения
В этих сравнениях больше всего проявился тот стихийно-демонический
характер, который является остатком старинной демонологии. Эти сравнения рисуют чаще
всего нападение хищного и сильного зверя на кроткого и слабого, растерзание и пожирание последнего. В области зооморфических сравнений основная роль принадлежит хищническому нападению и алчному пожиранию.
Слайд 22Пример зооморфического сравнения
Ныне трикраты сильнейшим, как лев, распылался он жаром.
Лев,
которого пастырь в степи, у овец руноносных,
Ранил легко, чрез ограду
скакавшего, но, не сразивши,
Силу лишь в нем пробудил; и уже, отразить не надеясь,
Пастырь под сень укрывается; мечутся сирые овцы;
Вкруг по овчарне толпятся, одни на других упадают;
Лев распаленный назад, чрез высокую скачет ограду,
Так распаленный Тидид меж троян ворвался, могучий.
Там Астиноя поверг и народов царя Гипенора;
И, как лев на тельцов нападает и вдруг сокрушает
Выю тельцу иль телице, пасущимся в роще зеленой, —
Так обои́х Приамидов с коней Диомед, не хотящих,
Сбил беспощадно на прах и сорвал с пораженных доспехи,
Слайд 23повторы
Такими повторяющимися формулами являются формулы для приема пищи и питья,
вставания утром и укладывания вечером в постель, одевания, жертвоприношения и
т. п. Эти формулы, называемые обычно термином „loci communes" („общие места"), — черта, присущая всем народно-эпическим произведениям.
От традиционных одинаковых формул, стихов и целых эпизодов следует отличать повторения, цель которых - еще раз напомнить слушателю определенную ситуацию. Так, Одиссей повторяет перед Ахиллом мирные предложения Агамемнона; Патрокл обращается к Ахиллу с просьбой отпустить его в бой почти в тех же словах, как это посоветовал ему Нестор…
В огромном количестве случаев прямая речь вводится словами: «Отвечая
ему, сказал...». После окончания речи поэт применяет обычно формулу
«так он сказал».
Таким образом, одним из обычных эпических приемов Гомера является многократное повторение целых стихов или их частей (например, в «Одиссее»: «Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос»), рассчитанное на создание впечатления медлительности, важности, спокойствия и вечной повторяемости жизни.
Подсчитано, что всего в обеих поэмах повторяется 9253 стиха, т.е. третья часть их общего объема.
Слайд 24Гомеровские /повторы/ формулы
Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос
Солнце
едва закатилось, и сумрак на землю спустился
С шумом на землю
он пал, и взгремели на падшем доспехи
Когда же был удовольствован голод их сладким питьем и едою
Очи смежили багровая Смерть и могучая Участь
Слайд 25Изъяснение персонажей с помощью речей
Пенелопа – Одиссею: «О, не сердись
на меня, Одиссей! Меж людьми ты всегда был
Самый разумный и
добрый. На скорбь осудили нас боги;
Было богам неугодно, чтоб, сладкую молодость нашу
Вместе вкусив, мы спокойно дошли до порога веселой
Старости. Друг, не сердись на меня и не делай упреков
Мне, что не тотчас, при виде твоем, я к тебе приласкалась (всего 21 строка)
Слайд 26Отсутствие внутренних монологов
Для Гомера в человеке существует только то, что
им выражено вовне У его героев как бы нет внутренней
жизни, оставленной для себя. Эта сплошная овнешненность – очень важная особенность образа человека в классическом искусстве и литературе. Эстетика греков не допускала ничего скрытого, тайного. Герои Гомера очень резко и очень громко выражают свои чувства.
Слайд 27О своеобразие гомеровского взгляда
Гомер — это одновременная способность «крылатого слова»,
метрически организованной речи, взглянуть на предмет интереса — зверя, человека,
вещь — и с самого большого отдаления, и в самом большом доступном приближении.