Слайд 1 Горбач Евгений. Группа 1217.
Презентация по книге
Эрика Берна
«Игры, в которые играют люди»
Слайд 2Берн Эрик
Эрик Берн (Eric Berne) (1910 - 1970) - выдающийся
американский психолог и психиатр.
Родился в Квебеке в семье врача. Окончил
университете Макгилла, в 1936-1938 годах посещал курсы при психиатрической клинике в Йеле, затем учился в Нью-йоркском (1941-1943) и Сан-францисском (1947-1956) институтах психоанализа.
В 1943 году принял американское гражданство. С 1951 по 1954 год служил в армии США, затем работал в ряде психиатрических клиник, с начала 60-х годов стал вести семинары по групповой терапии. По итогам этих семинаров впоследствии написал книгу, которая стала интернациональным бестселлером, - «Игры, в которые играют люди».
Эрик Берн был членом Американской ассоциации психиатров и Индийского психиатрического общества; кроме того, он основал Международную ассоциацию трансперсонального анализа.
Слайд 3Игры,в которые играют люди
«Игры, в которые играют люди» — первая
книга знаменитой дилогии, посвященная человеческому общению. В книге освещаются психологические
проблемы человеческих отношений в соответствии с оригинальной концепцией автора, лежащей в русле психоаналитического направления. Несмотря на спорность концепции Э. Берна, многие идеи и наблюдения, основанные на его богатом опыте психотерапевта, могут быть полезными для широкого круга читателей, особенно при разрешении конфликтов, возникающий в процессе общения.
Слайд 4Игра
*Игрой* мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных
трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, короче говоря, это
серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождении, на наш взгляд, двумя основными характеристиками:
скрытыми мотивами;
наличием выигрыша.
Слайд 61. «Алкоголик»
В анализе игр не существует ни алкоголизма, ни алкоголиков,
а есть роль Алкоголика в некоторой игре. Если основной причиной
чрезмерного потребления спиртного являются, например, физиологические нарушения, то это относится к ведению врача-терапевта. Объект анализа в предлагаемой нами игре совсем другой те социальные трансакции, которые влечет за собой злоупотребление спиртным. Эту игру мы назвали «Алкоголик».
Слайд 72. «Должник»
«Должник» – это не просто игра, это нечто большее.
В Америке игра «Должник» для многих людей становится сценарием, планом
на всю жизнь. Впрочем, то же самое происходит, например, в джунглях Африки, где родственники юноши покупают ему за огромную цену невесту и он на многие годы становится их должником.
Слайд 83. «Ну что, попался, негодяй!» (НУПН)
Эту ситуацию (НУПН) в ее
классическом виде можно наблюдать во время игры в покер. Уайт
получает самые лучшие карты, например четыре туза. В этом случае если он любит играть в НУПН, то его куда больше волнует то, что Блэк теперь всецело в его власти, чем предстоящая ему хорошая игра ичи крупный выигрыш.
Слайд 101. «Тупик»
Эта игра в большей степени, чем другие игры, подчеркивает
манипулятивный характер игр вообще и их функцию барьера на пути
к близости. Как это ни парадоксально, она состоит в изворотливом отказе играть в игру, предложенную другим супругом.
Слайд 112. «Фригидная женщина»
Эта игра происходит между супругами и почти никогда
не встречается между возлюбленными, так как трудно представить себе, чтобы
мужчина долго терпел подобное поведение от любовницы.
Слайд 12Не следует заблуждаться относительно значения слова "игра". Игра совсем необязательно
предполагает удовольствие или веселье.
Слайд 13ИГРЫ В КОМПАНИЯХ
Компании людей созданы
для времяпрепровождений, а времяпрепровождения - для компаний. По мере углубления
знакомства в ход все более начинают идти игры. Начинается обычный, хотя и незаметный процесс взаимного выбора. Узнают друг друга: "Гость-растяпа" и его жертва, "Большой и сильный папа" и "Я бедняжечка" и другие. В этом разделе приводятся две игры, наиболее типичные для повседневной ситуации группового общения: «Подумайте, какой ужас!», «Изъян»
Слайд 141. «Подумайте, какой ужас!»
Мы выделяем здесь четыре основные формы: три
времяпрепровождения – для родителей, для взрослых, для детей – и
игру. Во времяпрепровождениях нет развязки и выигрыша, зато возникают недостойные чувства.
игра является источником мелочных склок в обыденной жизни. Игрок исходит
из депрессивной позиции Ребенка "Я никуда не гожусь", которую его защитный механизм превращает в Родительскую позицию "Они никуда не годятся". Трансакционная задача игрока состоит в доказательстве последнего тезиса. Поэтому игроки в "Изъян" не чувствуют себя спокойно с новым человеком, пока не обнаружат у него какой-нибудь изъян. В своей тягчайшей форме "Изъян" может стать политической игрой, проводимой авторитарной личностью с тоталитарных позиций. В этом случае игра может иметь серьезные исторические последствия. Здесь становится очевидным родство этой игры с времяпрепровождением "Нынешние". Позитивное укрепление позиции достигается игрой "Как я справляюсь", а "Изъян" обеспечивает негативный способ укрепления своей позиции.
Слайд 16СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Люди играют в сексуальные игры, чтобы
дать выход своим сексуальным влечениям или побороть их. Все эти
игры по своей сути представляют собой извращение сексуальных инстинктов, так как источником удовлетворения становится не половой акт, а критические трансакции, представляющие собой кульминацию игры.
Гетеросексуальные извращения, такие, например, как садизм, типичны для Ребенка, находящегося
в состоянии тревожности, поэтому подходить к исправлению этого явления надо соответствующим образом. Трансакционная сторона, как видно из реальных ситуаций сексуальных контактов, вполне поддается воздействию путем анализа игр. Это открывает возможность социального контроля, поэтому даже тогда, когда извращенные сексуальные влечения остаются неизменными, они все же нейтрализуются на
Слайд 18 2."Чулок"
Эта игра
относится к той же группе, что и "Динамо". Ее наиболее
очевидное свойство - эксгибиционизм, который по своей природе близок к истеричности. Например, женщина приходит в незнакомую компанию, и, еще не успев освоиться, вызывающе приподнимает ногу, привлекая к себе всеобщее внимание, и восклицает: "Ах, боже мой, у меня чулок пополз!" Это делается с расчетом возбудить сексуальный интерес у мужчин и разозлить остальных женщин. Конечно, на любые замечания относительно ее поведения Уайт отвечает протестами, призванными свидетельствовать о ее невинности, или же встречными обвинениями.
Слайд 19ИГРЫ НА ПРИЕМЕ У ПСИХОТЕРАПЕВТА
Чрезвычайно важно, чтобы
профессиональный психотерапевт, занимающийся анализом игр, знал, какие игры постоянно повторяются
в психотерапевтических ситуациях. Их можно без труда наблюдать на приеме во время консультации. Игры, в которые играют психотерапевты и другие представители службы помощи: "Я всего лишь пытаюсь помочь вам" и "Психиатрия".
Слайд 20 "Психиатрия"
Следует отличать "Психиатрию"-процедуру
от "Психиатрии"-игры. Как явствует из научных публикаций, при лечении психических
заболеваний используются различные эффективные методы, такие, например, как гипноз, лекарства, психоанализ, групповая психотерапия и др. Любой из методов может быть использован и в игре "Психиатрия", основанной на жизненной позиции "Я - целитель" и подкрепленной медицинским дипломом: "Здесь написано, что я - целитель". Нужно помнить, что в любом случае такая позиция конструктивна и благожелательна. Люди, играющие в "Психиатрию". могут принести большую пользу при условии, что они получили профессиональную подготовку.
Слайд 21В своей книге Эрик Берн пишет об игре как об
одной из трансакций, т.е элементе общения.
Игра, предлагаемая автором, способствует искоренению
недостатков, а также извлекает живое, творческое начало, присутствующее в каждом человеке
Слайд 22Хорошие игры
Существуют также и
«хорошие» игры , хотя бы потому, что их вклад в
социальную жизнь больше, чем неоднозначность мотивов. Авторы считают, что посредством этих трансакций люди создают видимость истинной близости, на самом деле, избегая её.
Слайд 23НЕЗАВИСИМОСТЬ
Ощущение независимости достигается, как мы считаем,
высвобождением или пробуждением трех способностей: "включенности в настоящее", "спонтанности" и
"близости". "Включенность в настоящее" означает умение видеть что-то определенное или слышать, например, как поют птицы, причем делать это так, как умеешь именно ты, а не так, как тебя учили. У нас есть все основания полагать, что маленькие дети видят и слышат совсем не так, как взрослые, что в первые годы жизни их отношение к миру более эстетично и менее интеллектуально.
Слайд 24 В данной книге описаны некоторые, наиболее изученные игры,
приведен трансакционный анализ, чётко определяющий роли, количество участников, ходы и
все возможные вознаграждения.
Книга конечно интересная, но лично я ничего нового из неё
не узнал. В основном описываются общие проблемы, ситуации, "игры" из нашей жизни, но нет конкретных решений, как же поступить в том или ином случае, чтобы выйти из игры победителем или хотя бы не проигравшим. По мне так всё зависит от людей, ведь у каждого своя "чуйка" и каждый играет по своим правилам, частенько даже не понимая этого, а делая на бессознательном уровне.