Слайд 1Тема учебного педагогического проекта:
«Города воинской славы России» на уроках географии
и во внеурочной работе.
Выполнила:
учитель географии
МОУ «СОШ № 49»
Чернышева Ольга Николаевна.
Саратов- 2014-2015 год.
Слайд 2Цели и задачи проекта.
Цели: развитие у учащихся интереса к Отечественной
истории и географии;
Создание условий для открытого и всестороннего обсуждения проблемы
«отношения к отечественной истории и географии»;
Формирование более целостного и глубокого представления об исследуемом объекте ( городах воинской славы).
Слайд 3Задачи:
Мотивировать учащихся на принятие технологии исследования;
Развивать исследовательскую культуру учащихся;
Развивать интерес
учащихся к проблемам, связанным с изучением своей Родины;
Формировать у учащихся
представление о городах воинской славы;
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
Слайд 4Обоснование необходимости проекта:
Работа по патриотическому воспитанию учащихся должна проводиться на
уроках и продолжаться во внеурочное время. Эта идея отражена в
Постановлении правительства РФ от 5 октября 2010года №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015годы» ( в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N823).
Слайд 5Задача учителя
Состоит в том, чтобы пробудить интерес к отечественной истории
и географии, воспитать человека, любящего свою Отчизну, понимающего ее проблемы,
стремящегося своим трудом изменить жизнь к лучшему. В год 70-летия Победы над фашистской Германией, особенно важно показать ученикам, какой ценой досталась Победа нашему народу.
Слайд 6Уроки географии в 9 классах
Изучая тему «Население России» и раздел
«Экономическое районирование» создается возможность расширить представление о героической истории своей
Родины. Рассматривая вопросы, связанные с изменением численности населения России, возникает проблема «убыли населения» в огромных размерах в годы ВОВ; в последующие годы, рассматривая половозрастную пирамиду, видим проявление «эха войны». При изучении экономических районов РФ с большим интересом подбирают дополнительный материал об историческом прошлом городов, людях, которые создавали историю страны. На уроках мы не обходим стороной проблемы в экономике страны. Стараемся понять, почему они возникли и ищем пути их преодоления. Таким образом,идея работы предполагает формирование ответов на 2 вопроса:
Слайд 7.
Почему возникла необходимость в выполнении проекта?
Почему акцент на проблеме патриотического
воспитания является приоритетной задачей учителя?
Слайд 8Участники проекта:
Участниками являются ученики 9-х классов, которые изъявили желание в
написании творческой исследовательской работы на заданную тему. В числе участников-20
учеников 9-ых классов. Наилучшие отзывы получили 6 учеников, чьи работы были признаны наиболее интересными.
Слайд 9Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Работа учащихся заключалась
в самостоятельном добывании информации об одном из городов воинской славы.
Для
формирования представления у слушателей о городе воинской славы учащиеся должны раскрыть содержание работы:1.определить место города на территории России( географическое положение);2.показать значение города в борьбе за свободу и независимость Отечества, в том числе и в годы ВОВ; 3. выявить особенности современного развития города. Полученную информацию надо было изложить в печатном виде и создать презентацию.
Слайд 10Рабочий план реализации проекта:
Слайд 14Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты
реализации проекта:
Краткосрочными результатами реализации проекта
явились:
Создание учащимися9 классов творческих исследовательских работ на тему «Города воинской
славы!;
«Защита» своих работ на уроках географии;
Выступление девятиклассников перед уч-ся 6-8 классов
Положительные отзывы учеников и учителей- слушателей выступления уч-ся.
Желание большого количества учащихся включиться в исследовательскую работу, посвященную изучению героического прошлого России
Слайд 15Долгосрочными результатами реализации проекта могут быть:
Расширение границ предложенной темы: увеличение
числа городов, носящих почетное звание «Города воинской славы»;
Вовлечение большего количества
учащихся в исследовательскую работу;
Разработка новых способов реализации проектов
Вовлечение родственников в поисковую и исследовательскую работу.
Слайд 16Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния факторов риска:
Возможные
риски: нежелание учащихся включиться в исследовательскую работу; непонимание тех задач,
которые будут решаться в ходе реализации проекта (патриотическое воспитание), выполнение работ на одну тему.
Учителем был предложен список городов воинской славы, из которых каждый ученик мог выбрать «свой» город, используя в дальнейшем различные источники информации.
Слайд 17Оценка эффективности реализации проекта.
Участвовали в проекте 20 учеников 9-х классов.
Это говорит о том, что тема заинтересовала ребят. Работа показала,
что при изучении географии своей страны можно открывать новые интересные страницы из прошлого и настоящего . Ребята не только находили материал на заданную тему, но смогли в своих выступлениях поделиться своими знаниями, увлечь других школьников данной темой, побудить учащихся к исследовательской работе.
Для всех участников работа над проектом имела положительные результаты:
Для учащихся:- развитие интереса к изучению своей страны; вовлечение в поисковую исследовательскую работу; стимул для творческого развития личности; рост успеваемости учащихся; сплочение классного коллектива.
Слайд 18Для учителя:
-изменение роли учителя в образовательном процессе ( консультант);
Оптимизация процесса
подготовки учителя к урокам и внеклассным мероприятиям.
Слайд 19Дальнейшее развитие проекта:
Работа по развитию проекта предполагает продолжение:
Расширение
границ предложенной темы: увеличение числа городов, носящих почетное звание «Города
воинской славы России»;
Вовлечение большего количества учащихся в исследовательскую работу;
разработка новых способов реализации проекта
Вовлечение родственников в поисковую и исследовательскую работу.
Результаты проекта могут быть использованы при проведении школьной конференции, в районном конкурсе творческих исследовательских работ учащихся.
Слайд 20Туапсе – город воинской славы
Тезисы к докладу ученика 9б класса
Романенко Александра.
Туапсе-город в Краснодарском крае Российской Федерации, расположен на берегу
Туапсинской бухты Черного моря, окаймленной предгорьями Главного Кавказского хребта между устьями рек Паук и Туапсе. Город находится в 439 км к западу от Краснодара. Является морским портом и железнодорожной станцией.
Туапсе в годы Великой Отечественной войны
Период Великой Отечественной войны является одним из наиболее героических периодов в истории города Туапсе.
Война пришла в город с самых первых ее дней. Через Туапсе началась эвакуация промышленных предприятий и населения юга СССР. Город превратился в гигантский эвакогоспиталь. Жители города записывались в отряды противовоздушной обороны и санитарные дружины. Железнодорожники и портовики перешли на круглосуточную работу. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины.
Слайд 21.
В октябре 1941 года началось строительство аэродрома. И уже к
маю 1942 года с его площадки поднимались легендарные У-2. создана
Туапсинская военно-морская база под командованием контр-адмирала
Г. В. Жукова
Во время Великой Отечественной войны фашисты, наступавшие на южном направлении, предприняли ряд атак, чтобы овладеть городом.
Особенно тяжелое положение сложилось летом 1942 года, когда пал Севастополь и Туапсинский порт становится главным портом. Основной задачей немецкого командования становится битва за Кавказ и его нефть.
В августе 1942 года началась операция, которая вошла в историю под названием «Туапсинская оборонительная». Город подвергался жесточайшим бомбардировкам и обстрелу, немцы стремились сравнять его с землей. Кровопролитные бои развернулись на подступах к городу, но фашистские войска были остановлены в 23 км от Туапсе.
Слайд 22.
21 октября 1942 года фашисты прорвались к горам Семашко и
Два Брата. Советская армия нанесла контрудар и окружила гитлеровскую группировку.
К 17 декабря 1942 немецкие войска были полностью уничтожены. Больше попыток наступления на Туапсе не предпринималось. После войны город был отстроен практически заново .
Во время Великой Отечественной войны город сильно разрушен. Уже в 1943 году город начал восстанавливаться.
Оценить значимость Туапсинской оборонительной операции и мужество защитников, благодаря которым Туапсе навсегда вписал свое имя в летопись истории Великой Отечественной войны, можно посетив историко-краеведческий музей имени Полетаева и Музей Обороны Туапсе, который был открыт в 1999 году.
В мае 2008 года Указом Президента РФ городу Туапсе присвоено почетное звание Российской Федерации "Город воинской славы"!
Памятник-стела «Город воинской славы» был установлен в городе Туапсе в парке на Приморской набережной 8 мая 2012 года , в память о присвоении городу почётного звания «Город воинской славы».Монумент представляет собой одиннадцатиметровую гранитную колонну дорического ордера.
Слайд 23.
В 2012 году банк России выпустил монету с изображением герба
Туапсе (это одна из 16 монет, посвящённых городам воинской славы).
Туапсе
сегодня
Сейчас Туапсе - значительный промышленный центр Черноморского побережья. Основными отраслями промышленности города являются нефтепереработка, машиностроение, судостроение, пищевая и деревообрабатывающая промышленность, производство стройматериалов.
Туапсе – один из ключевых транспортных узлов Черноморского побережья Российской федерации. Уникальные климатические условия района подсказывают прекрасную возможность расширения туристической индустрии. Сегодня много делается администрацией города именно в этом направлении. На территории Туапсе и ближайших поселков существует большое количество природных заповедников, охраняемых территорий с уникальным набором растений, занесенных в Красную книгу. Туапсе является центром курортной зоны Черноморского побережья.
Слайд 24Саратов включен в число 6 претендентов на присвоение почетного звания
РФ «Город воинской славы»
Начальник департамента по обеспечению деятельности совещательных и
консультативных органов при Президенте РФ Управления Президента РФ по вопросам государственной службы Юрий Тихомиров сообщил, что Саратов вошел в число 6 претендентов на это почетное звание. Решение о его присвоении будет приниматься на заседании Российского организационного комитета «Победа», возглавляемого Президентом РФ, которое состоится в начале мая. «По нашему запросу о Саратове было подготовлено заключение исторической экспертизы, а также компетентное мнение представителей Российской академии наук и Министерства обороны РФ. Отмечу, что будет учитываться не только роль города в ходе Великой Отечественной войны, но и его заслуги перед государством в разные исторические эпохи, а также работа органов власти в сфере социальной поддержки ветеранов. Всего почетное звание РФ «Город воинской славы» будут носить 40 городов нашей страны, хотя претендентов было около полутора тысяч. Текущий год станет завершающим в реализации данного проекта», - отметил Ю .Тихомиров. Депутат областной Думы Леонид Писной рассказал о регламенте празднования Дня Победы в Кировском районе Саратова: «Все начинается с торжественного мероприятия у монумента воинам-водителям на Алтынной горе. По аналогии с Ленинградом, в годы войны этот путь из Саратова называли «дорогой жизни», потому что только по ней осуществлялось сухопутное сообщение с осажденным Сталинградом. Отмечу, что инициаторами создания данного монумента выступили сами ветераны и транспортные предприятия».
Слайд 25
Саратов в годы Великой Отечественной войны.
Саратов— один из командных центров
войны.
Тезисы к докладу ученицы 9 «А» класса Коц Полины.
В годы Великой
Отечественной войны более 680 тысяч саратовцев с оружием в руках защищали нашу Родину. Только из трёх училищ, расположенных в Кировском районе Саратова, на фронт ушло более 12 тысяч офицеров. Десятки тысяч жителей Саратова и области выразили желание добровольно вступить в ряды Красной армии. Так уже на третий день войны в Саратове насчитывалось 10 тысяч заявлений о добровольном зачислении в армию. За подвиги, совершённые во время Великой Отечественной войны, звания Героя Советского Союза были удостоены более 300 саратовцев.В годы войны Саратов был центром Приволжского военного округа, где находился его штаб.
В 1941 году ПриВО включал Саратовскую, Куйбышевскую, Пензенскую, Тамбовскую, Воронежскую области и части Орловской, Курской и Сталинградской областей РСФСР. Управление округа базировалось в Саратове, где в ходе Великой Отечественной войны было сформировано 5 армий, 132 дивизии, 65 отдельных полков, 253 отдельных батальона. На территории округа проходили крупнейшие сражения Второй мировой войны: Сталинградская битва,Курская битва.
Слайд 26Дорога Жизни — Дорога Смерти. Саратов — Сталинград
В годы войны
путь по Алтынной горе из Саратова называли «дорогой жизни», потому
что только по ней осуществлялось автомобильное сообщение с осажденным Сталинградом. Для многих саратовских воинов-автомобилистов эта Сталинградская «дорога жизни» стала «дорогой смерти», так как она постоянно подвергалась бомбардировкам гитлеровской авиации. Сегодня у начала этой дороги возвышается монумент воинам-автомобилистам. Для Сталинградских фронтов работники Рязано - Уральской и Юго-Восточной железных дорог обеспечили доставку около 300 тыс. вагонов с войсками и снаряжением.
Бронепоезд, который защищал в годы войны железнодорожный мост через Волгу, установлен в Парке Победы на Соколовой горе.
Слайд 27Саратовские речники на защите Сталинграда
В Саратове располагалась одна из основных
баз Волжской военной флотилии. Большие объемы перевозок в условиях минирования фарватера
Волги осуществили саратовские речники. Более десятка саратовских кораблей, перевозивших боеприпасы и оружие, участвовали в героической обороне наших городов. Так, участниками битвы под Сталинградом стали теплоходы «Александр Невский», «Академик Тимирязев», «10 лет Комсомольской правде», «Комбриг Кравченко».
Слайд 28 Соловецкая школа юнг Северного флота
В годы Великой Отечественной войны
в Саратове работала Соловецкая школа юнг Северного флота. Всего
здесь прошли подготовку более 4,5 тысяч юнг, в годы Великой Отечественной сражавшиеся во всех боях с участием флота. Выпускники-юнги воевали на кораблях всех флотов (в том числе и в Сталинграде). С 1942 по 1944 годы в школу юнг ушло 300 саратовских мальчишек, вернулся из них только 121. Сегодня в живых осталось около десяти юнг Северного флота.
Слайд 29Военное небо Саратова в годы Великой Отечественной войны
Первые разведывательные полеты
немецких самолетов над Саратовом фиксируются в феврале 1942 г., а
первые бомбардировки города противник совершает 25 и 26 июня 1942 г. по цехам подшипникового завода. В последующем воздушные удары наносились также по Ртищеву, Балашову, Марксу и другим населённым пунктам области, железнодорожным линиям. Особенно интенсивными они были в сентябре 1942 г., когда враг находился в Сталинграде. Фашисты неоднократно минировали Волгу, пытались прорваться к железнодорожному мосту в районе посёлка Увек. С 20 по 25 сентября 1942 г. немецкая авиация совершила 6 крупных налётов на Саратов. Основные удары она нанесла по крекинг-заводу и нефтебазам посёлка Увек и микрорайона Улеши. Во время одного из налётов на крекинг-завод погибли 129 человек. Общий материальный ущерб Саратовской области от бомбардировок составил 215 млн. рублей. Погибло более 400 мирных граждан. Только на Саратов враг сбросил в общей сложности около 7 тысяч авиабомб. Практически все жители Саратова, Балашова, Энгельса и других городов, расположенных в территориальной близости от областного центра, держали противовоздушную оборону: Саратовское небо защищали зенитные и прожекторные части, подразделения наблюдения и оповещения Саратовско-Балашовского дивизионного ПВО, полки 144-й истребительной авиационной дивизии. В результате огня нашей зенитной артиллерии и действий истребительной авиации над Саратовом было сбито 16 самолетов противника. Первой это удалось сделать лётчице 586-го истребительного авиационного полка Валерии Хомяковой. В ночь с 24 на 25 сентября 1942 г. она сбила вражеский бомбардировщик Ю-88, за что была награждена орденом Красного Знамени. Она стала первой в мире женщиной, сбившей вражеский самолет.
Слайд 30Эвакогоспитали
Огромную роль в годы Великой Отечественной войны играли действующие эвакогоспитали. Только
на территории города их было более 30. Для них были
выделены лучшие помещения школ, институтов, гостиниц и санаториев. Развёртывание около 200 эвакуационных госпиталей на территории Саратовской области стало возможным, благодаря имевшимся в 1941 году высококвалифицированным медицинским кадрам (2438 врачей), коечному фонду клиник и больниц области (10500 коек), большому количеству общественных зданий, хорошей сети коммуникаций, развитых предприятий промышленности, сельского хозяйства. По результатам работы эвакуационных госпиталей Саратовской области за период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. были осуществлены: прием 634304 человек, эвакуация 150408 раненых и больных в глубокий тыл, лечение 483896 и выписка из них в часть 344325 бойцов, что являлось весьма высоким показателем – 71,14%
Слайд 31Оборонно-промышленный комплекс Саратова в годы Великой Отечественной войны
До конца 1942
года в городах и поселках Саратовской области было размещено почти
100 эвакуированных предприятий из западных районов страны.
В результате эвакуации и начатого еще до войны промышленного строительства число заводов союзного значения в области выросло в полтора раза. Было создано свыше десяти крупных промышленных предприятий. Наиболее важными саратовскими предприятиями являлись авиационный завод, нефтеперерабатывающий (Крекинг-завод им. С.М. Кирова), подшипниковый (ГПЗ-3) и аккумуляторный заводы. За годы войны был удвоен выпуск продукции, а металлообрабатывающая промышленность увеличила объем производства даже в четыре с лишним раза. Рост военной продукции стал во многом возможным благодаря трудовой самоотверженности горожан. Уже летом 1941 года на предприятиях начинается движение «двухсотников», проходившее под девизом: «Одну норму за себя, вторую — за товарища, ушедшего на фронт». Рабочих, которые многократно перекрывали норму выработки, в области насчитывалось от 10 до 20%.
В дни Сталинградской битвы по инициативе передовых предприятий страны началось движение по заполнению лицевых счетов. Наиболее широкое распространение оно получило в Саратовской области. Инициаторами его выступили работницы Саратовского моторемонтного завода. Рабочие заводили лицевые счета, на которые заносилась ежедневная продукция, произведенная сверх плана. Она передавалась в помощь героическим защитникам Сталинграда. Рабочий Саратовского завода «Трактородеталь» Иван Гурьянов, работая по лицевому счету, выполнял норму на 400%, саратовский кузнец Исаак Срогович – на 500%. В 1944 году принято постановление Государственного Комитета обороны о строительстве газопровода «Саратов-Москва», о создании Управления строительства и дирекции строящегося газопровода. В 1946 году газопровод ввели в эксплуатацию. Он стал первым магистральным газопроводом России. Протяженность газопровода 843 км, диаметр трубы – 325 мм
Слайд 32Родина ЯКа
Саратов – родина самого известного самолета Великой Отечественной войны.
Всего на заводе № 292 в Саратове в 1941-1944 и в 1944-1946
годах было изготовлено 13569 самолетов Як-1 и Як-3 всех модификаций (больше половины от числа всех самолетов, имевшихся у СССР к 22 июня 1941 года. Каждый третий самолет Великой Отечественной войны был выпущен в Саратове. В годы войны авиационный завод подвергался жестоким бомбардировкам гитлеровской авиации, в результате которых он был уничтожен на 70%. Кроме советских летчиков на Як-1 и Як-3 воевали французы из полка «Нормандия — Неман».
Слайд 33База для формирования резервных частей и соединений Красной Армии
С самого
начала войны территория Саратовской области стала базой для формирования резервных
частей и соединений Красной Армии. Только до конца 1942 года здесь было сформировано 28 дивизий и бригад. Именно на саратовской земле произошло становление таких известных в годы войны частей и соединений как 342-я и 350-я стрелковые дивизии, 50-я (преобразована в 50-ю гвардейскую) и 51-я (преобразована в 47-ю гвардейскую) танковые бригады, 7-я саперная армия.
Слайд 34Здесь родились «Ночные ведьмы»
Под руководством знаменитой летчицы М.М. Расковой в конце 1941
– начале 1942-го годов под Энгельсом были созданы уникальные, единственные
в мире три женских авиационных полка – 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночных бомбардировщиков, которые в 1942-1943 гг. вели воздушные бои в небе Саратова и Сталинграда. В честь основателя женских авиационных отрядов М. Расковой названа одна из улиц Саратова и установлен памятник. И этих бесстрашных девушек боялись даже гитлеровские асы. Ведь недаром рейхминистр Геринг издал приказ, согласно которому немецкий летчик подлежал награждению Рыцарским крестом за сбитый «русфанер», и особенно за экипаж из полка «ночных ведьм» – так они наш женский полк называли».
Слайд 35Используемая литература
1. Касимова Т.А. « Патриотическое воспитание школьников» -
М.: Айрис- Пресс, 2005г.
2. Махмутов М.И. «Организация внеклассного обучения в
школе» Книга для учителей.- М.: «Просвещение», 1977г.
3. Авт.-сост.: И.И. Фришман:- Нижний Новгород: Педагогические технологии,2005г.
4.Матюшкин А.М. « Актуальные вопросы обучения»- М. «Просвещение», 1968г.
5.А.Н. Вырщиков; М.Б. Кусмарцев; А.П. Пашкович «Патриотическое воспитание в школе.
6. И.А. Агапова «Организация школьных мероприятий. Патриотическое воспитание» Изд. Айрис-Пресс 2002г.